Расписания поездов по городам России, Монголии, Китая. Бронирование билетов по Монголии, Китаю, России.

English Russian

 Главная страница   О компании   Контакты   Форум   Карта сайта

ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ

МОНГОЛИЯ В ДВАДЦАТОМ ВЕКЕ

«Богд хаан сделал многое для свободы и независимости своего государства»
 

В 2011 году мы будем отмечать 100-летие национально-освободительной революции Монголии. Предлагаем Вашему вниманию интервью доктора исторических наук О.Батсайхана о Богд хаане и о его борьбе ш независимость Монголии. В 2008 году он опубликовал свое исследовательское произведение под названием «Последний император Монголии - VIII Богд Жавшндамба»
 

- Ранее в исторических учебниках писали: «Инициаторами национально-освободительного движения Монголии являлись ханы, нойоны и ламы, а Богд хаан поддерживал это движение». Л Вы в своей книге о Богд хаане пишете: «Богд хаан является инициатором, организатором и руководи гелем этого исторического события». Разъясните, пожалуйста, подробнее об этом?
 

Богд Хан. Богд хаан Жавзундамба (Джавдзандамба).- Прежде всего, хочется отметить, что историческое событие 1911 года является национальной революцией, которая принесла монголам свободу, независимость и суверенитет. Я считаю, что Богд гэгээнтэн (Его святейшество Богд или Богд хаан) является одним из инициаторов этой национальной революции, а также ее организатором и руководителем. Если сравнить главу Буддизма Монголии VIII Богд Жавзандамба хутагта (Богд хаана) с нойонами и вельможами Монголии то, что именно Богд хаан обладал более преимущественной возможностью для инициирования движения национального масштаба и для его организации и управления. Богд хаан смог наиболее полно и дальновидно использовать эту возможность, в результате чего он стал руководителем, который постоянно находился во главе борьбы монгольского народа за национальную независимость.
 

К 1911 году Богд гэгээнтэн (Богд хаан) стал не только главой буддизма, но и самым авторитетным политическим деятелем Монголии. Я.П.Шишмарев, который еще в 1895 году работал Генеральным консулом России в Их Хурээ (тогдашнее название Улаанбаатара), сказал: «Не следует удивляться тому, что Богд хаан возглавит национальное движение в Монголии, если таковое произойдет здесь». Следует также отметить и то, что Богд хаан не только мог быть независимым от Пекина, но и прославился в Азии, как «Живой Будда» - святой всей монгольской нации.
 

- В чем заключается причина того, что императором вновь приобретшей независимость Монголии не был провозглашен один из четырех ханов Халхов (национальность, составляющая подавляющую часть населения Монголии)? Почему им был провозглашен именно Богд хаан?
 

- Да, в то время ханы золотой династии Чингисхана были наделены определенными полномочиями, и управляли каждый по одному аймаку. Но на трон восстановленного Монгольского государства, созданного Чингисханом, был возведен Богд хаан, в жилах которого текла тибетская кровь. Это решение, которое до сих пор не признают внутри себя некоторые монголы, было весьма тонким, и болезненным но разумным. В исторических источниках отмечено: «Возведение императором Монголии одного из четырех ханов, в конечном счете, могло привести к утере независимости, так как неизбранные ханы могли доносить на него Пекину».
 

С другой стороны, Ондор гэгээн За-набазар, ставший первым Богдом Жав-зандамбом, являлся сыном Тушээт хана - потомка золотой династии Чингисхана. Следовательно, монголы считали, что его последующие перерожденные образы связаны с золотой династией.
 

Изучив досконально административную и юридически-правовую среду Монголии того периода, когда она находилась под зависимостью Маньчжурии, VIII Богд Жавзандамба хутагг не только заблаговременно «написал сценарий» национальной революции 1911 года, но и успешно претворил в жизнь его. Вследствие этого, никто не предпринимал никаких шагов без разрешения Богд хаана. В исторических источниках неоднократно отмечено, что к 1911 году все сборы нойонов в Их Хурээ проходили только с благословением Богд хаана. С другой стороны. Хотя буддистская религия ранее использовалась для усмирения «горячих» нравов монголов, но именно она в начале XX века оказала прямое влияние на возведение Богд гэгээна в ранг руководителя национальных масштабов, объединив монголов на борьбу за национальную независимость. Деятельность Богд хаана по организации национальной революции 1911 года и доведению ее до победы создала все условия для возведения его на престол Императора Монголии.
 

- Что говорится в указах Богд хаа-на о независимости?
 

- В указе VIII Богд Жавзандамба ху-тагта, принятом в 1909 году, говорится: «Настало время, когда нам необходимо вести поиск методов обеспечения счастливой жизни в будущем путем укрепления государства и религии, защиты своей территории. В случае если мы пропустим нынешнюю возможность, сидя «сложа руки», то мы не только не будем жить счастливо в будущем, но и вкусим разные беды, потеряв возможность владеть своей территорией. Зная это, я не могу не напомнить Вам об этом, в противном случае не будет пользы оттого, что все монголы почитали все мои 8 предыдущих образов... Множество монгольских нойонов и чиновников должно тщательно обдумать методы осуществления этой задачи, и доложить мне свои соображения по этому поводу».
В июле 1911 года согласно указу Богд хаана: «Пришло время», на горе Богд уул состоялось тайное совещание нойонов, на котором было создано Временное Правительство, принято решение об отправке полномочных представителей в Россию с просьбой о помощи, а также о подготовке солдат, оружия и необходимых финансовых средств. Богд гэгээнтэн стремился, чтобы все монгольские нации включились в эту национальную революцию. Следовательно, он призывал довести свои указы, связанные с независимостью и суверенитетом, до сведения всех монгольских наций -внешних и внутренних монголов, бар-гов, урианхайцев.
 

Бурят Добданов, приехавший в Хурээ 21 октября 1911 года, писал в своем письме В.Котвичу о политической ситуации Монголии следующее: «Все шансы будущей счастливой жизни халхов находятся только в руках Богд хаана», что не далеко от истины.
 

- Какие меры предприняли монголы, в первую очередь, создав свое государство и провозгласив независимость?
 

- Понятно, что государству, которое только что приобрело независимость, необходимо сделать очень многое. Прежде всего, было создано Правительство, состоящее из 5 министерств, и назначены министры. Помимо этого, были сформированы собственные Вооруженные силы, решены вопросы по охране государственных границ, учреждению собственных денежных знаков, формированию таможенной и налоговой систем, разработке и введению в действие законодательных актов, заложению начала системы образования и печатного дела и т.д. В 1912 году был освобожден Ховдский край. Вновь созданное Монгольское государство стремилось объединить все монгольские нации и народности. В результате этого, 38 из 49 хошуунов (хошуун - административная единица в тогдашней Монголии) Внутренней Монголии изъявила желание присоединиться к Монголии.
 

Были проведены активные работы, направленные на установление отношений с зарубежными странами и на то, чтобы они признали независимость Монголии. В октябре 1912 года был заключен договор о дружбе и торговый протокол с Россией. Предложения об установлении отношении и сотрудничества были направлены 9 странам мира, в том числе, США, Англии, Германии, Японии и др. Премьер-министр Монголии Сайн ноён хан Намнансурэн и Министр иностранных дел Чин Ван Ханддорж совершили первые свои визиты в Россию.
 

- Что писали зарубежные ученые о вкладе Богд хаана в независимость Монголии?
 

- Множество зарубежных ученых и исследователей упоминало в своих трудах о Богд хаане. Например, Генеральный консул России в Хурээ В.Ф.Люба писал в сводке информации за январь 1912 года, отправленной в Петербург: «Если кто-то когда-то возьмется написать историю последних лет Монголии, то наверняка он, скорее всего, отметит с благодарностью мужественную и решительную инициативу VIII Богд Жав-зандамба хутагта, который осуществил такие шаги, на которые не осмелился бы самые отважные герои в истории. Богд хаан является тем человеком, который возглавил процесс, который в настоящее время принес свободу Монголии».
 

- Вы недавно опубликовали дневник Полномочного представителя России в Монголии того времени И.Я.Коростовца. Что было написано о Богд хаане в дневнике этого политика и дипломата царской России?
 

- Да. В сентябре 1912 года в Хур-ээ приехал крупный русский востоковед И.Я.Коростовец. работавший в то время послом в Пекине, в качестве полномочного представителя Российской империи для проведения переговоров с Правительством вновь созданного Монгольского государства. После проведения переговоров был заключен договор о дружбе. И.Я.Коростовец считается одним из тех людей, которые участвовали в заложении фундамента отношений между Монголией и Россией. Он пробыл в Хурээ до мая 1913 года, и ежедневно вел дневник в течение всего срока пребывания здесь. Я получил дневник этого человека под названием «Девять месяцев, проведенных в Монголии» у профессора Университета Торонто Ольги Бакич, и впервые опубликовал его на русском языке. Компания «Монсудар» опубликовала перевод этой книги на монгольском языке, выполненный переводчиком Ч.Баатар-гуай,
 

Дневник И.Я.Коростовца является весьма интересным историческим источником. Можно сказать, что этот дневник предоставляет нам возможность увидеть своих предков, живших 100 лет назад, и сравнить себя с ними.
 

И.Я.Коростовец, который несколько раз встречался с Богд хааном, неоднократно отмечал в своем дневнике о том, что он является человеком, который имеет свое мнение. Например, в 1912 году Богд хаан поручил членам своего Правительства заключить договор о дружбе с Россией, подчеркивая важность установления дружественных отношений с Россией. И.Я.Коростовец пишет следующее о своих встречах с Богд хааном:
 

«28 сентября. Сегодня состоялась моя аудиенция у Хутухты. Около 5 часов монголы прислали носилки, и приехал Ханд Ван со свитой. Носилки обыкновенного китайского типа, причем к носилочным брусьям прикреплены толстые шесты. Когда я сел в носилки (Люба отказалась от носилок, и предпочел ехать в экипаже), под брусья подъехали 4 всадника, взявшие концы на луку седла (как при езде в экипаже) и двинулись сначала шагом, а затем крупной рысью. Ханд Ван ехал за мной в таких же носилках, персонал консульства и Эльтеков в экипаже. Тряски почти нет, но приходится соблюдать равновесие; если одна из лошадей спотыкнется или упадет, то носилки, конечно опрокинутся. Нас сопровождал казачьи конвой и многочисленные монгольские всадники. По пути были расставлены конные монгольские цырики, вооруженные берданками, одетые в разнообразные формы нового монгольского образца - широкие халаты синего и серого цвета и чалмы, очень похожие на прежний наряд китайских солдат. Около дворца Хутухты стояли толпы монголов и русских, пришедших взглянуть на редкое зрелище приезда первого русского посланника». Далее он рассказывает то, как его приняли, а также о внутреннем убранстве дворца Богд хаана, и о речи, сказанной Богд хааном, что вызывает большой интерес. Здесь хотел бы процитировать эту часть из самого первоисточника:
«

...У деревянных позолоченных юрт нас встретили министры, и ввели во двор, а затем в большую юрту, обитую сукном, посредине коей горела большая жаровня. Мы сняли пальто, и, пройдя через группу хамба (архиери), цоржи и сойбонов (высшее духовенство), лам и дониров (придворные), затем через вторую юрту и крытый проход, вошли в третью значительно большую юрту, также обитую красным. Посередине пылала большая жаровня, труба от которой проходит через центральное круглое отверстие к верху юрты. В углу на возвышении вроде трона под балдахином на пяти тонких разноцветных подушках сидел, поджавший ноги Хутухта или как его титулуют теперь Эцзэн-хан. в желтой расшитой курме и меховой шапке, украшенной блестящим шариком. Седалище окружали Сайн-Нойон-хан, Дала-ма и несколько князей, остальные министры и многочисленные бритые ламы в темно-красных желтых плащах стояли в некотором отдалении...
 

У Хутухты глухой голос, и говорит он очень медленно. Вслед за ним министр иностранных дел указал мне на возвышение, покрытое подушками, в шагах в 10 от трона, на которое я сел, рядом со мной на таких же возвышениях пониже села Люба и остальные лица, меня сопровождавшие. У Хутухты довольно полное смуглое лицо, не лишенное приятности. Глаза закрыты большими темными очками, которые он носит из-за слабости зрения, говорят, что у него бельмо. В это время у входа в юрты произошли движения, и ламы внесли низкие столики, на которые поставили китайские и монгольские сладости, орехи, поточные леденцы, финики и русский сахар, а также серебряные чашечки с кирпичным чаем.
 

... Хутухты тихим голосом ответил, что благодарит за приветствие Белого царя (Цагаан Батырь) и за выражаемые мною от его имени чувства, что он вполне осознает необходимость для Монголии поддерживать добрые отношения с Россией, что он верит благожелательности русского Правительства и желает вступить с ним в договорные отношения, которые были бы одинаково выгодным обеим сторонам и оградили бы самостоятельность Монголии и монгольского народа от внешних покушений. Он предпишет князьям и министрам без промедления преступить к обсуждению условий соглашения.
 

После этой речи ко мне подошли несколько лам, которые положили на столик две собольи шкурки и несколько кусков шелку, монгольское печенье в виде руки (пальцы Будды), пачки курительных палочек и футляр с янтарными, агатовыми бусами. Такие же подарки были положены перед моими спутниками. Сделав поклон, на который Хутухту ответил наклонением головы, мы вышли из юрты».
 

- Какие, по-вашему мнению, работы целесообразно провести для почтения и увековечивания подвига VIII Богда Жавзандамба хутагта в нынешнем знаменательном году?
 

- VIII Богд Жавзандамба хутагт, который в 1911-1924 г.г. был императором Монголии, возглавляя Монгольское государство и буддистскую религию в Монголии, сыграл особую роль в истории Монголии XX века. Думаю, что будет правильно поместить в Госрезиденции портрет или бюст этого необыкновенного человека.
 

Помимо этого, в канун 100-летней годовщины национальной революции целесообразно воздвигнуть в городе Улаанбаатар памятник последнему императору Монголии - VIII Богду Жавзандамба хутагту. Думаю, что это станет свидетельством реабилитации его перед историей за многолетние унижения и клевету. Необходимо также снять кинофильм и опубликовать художественное произведение о Богд хаане, который является «отцом» национальной революции. Хорошо было бы, если вся эта работа была проделана, основываясь на реальных исследованиях, соответствующих исторической правде.
 

 

Б.БААТАРХУУ

"Монголия сегодня" от 29 мая 2011 года. стр.8
 

 
 

 

- Последние поступления в каталог
 

- Систематический каталог.

- Алфавитный указатель (статьи).

- Алфавитный указатель (авторы).
 

 

 

- Государство, политика
 

- История Монголии
 

- Легендарные личности Монголии
 

- География
 

- Путешествия, экспедиции
 

- Экономика Монголии
 

- Транспорт
 

- Религия
 

- Культура, искусство традиции монголов
 

- Обычаи, традиции монголов
 

- Наука, образование, медицина в Монголии
 

- Армия Монголии
 

 

 

- Легендарные личности
 

- Русские в Монголии
 

- Россия - Монголия
 

- СССР и МНР
 

- Российская Федерация и Монголия
 

- Русские экспедиции
 

Горячие предложения

Ищу попутчика!
 

Групповые туры 2015
 

Экскурсии  New!!!

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Монголия - Байкал

Монголия - Китай
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Общая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии

Почта Монголии
 

Регионы Монголии. Информация.
       Достопримечательности.

 

Россия - Монголия New!!!

Карты Монголии 

Информация для водителей

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
   ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию

- Визы в Россию из Монголии

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения

 

Продаем карты Монголии. Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.

   

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru