Становление гражданской авиации Монголии.
ТРАНСПОРТ МОНГОЛИИ
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ МОНГОЛИИ
(Заготовка для очерка)
На третьем съезде Монгольской народно-революционной партии, состоявшемся
в 1924 году, было принято решение о том, что Монгольская народная армия
должна иметь самолеты. Это решение получило поддержку со стороны народа,
накопившего огромные средства для его реализации. Монгольские летчики
считают, что начало образования авиационной службы в Монголии относится к 25
маю 1925 г., когда первые три гражданских транспортных самолета марки «Ю-13»
приземлились на монгольскую землю, именно в Улан-Батор. В 1926 году
советский летчик Н.Лапин открыл первый коридор монгольского воздушного
сообщения, который летел в восточный край Монголии. В 1927 году в Монголии
подготовлены кадры – летчики, наблюдатели и мотористы, с 1930 года молодые
люди были отправлены на обучение в высшее военно-воздушное училище
Советского Союза. Два года спустя на родину возвратились 10 летчиков,
овладевших специальностью «летчик» в Советском Союзе. Среди них были Герои
Монголии Д.Дэмбэрэл и Ч.Шагдарсурэн.
СОЗДАНИЕ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ МОНГОЛИИ
Монголия получила три Р-5 одной из первых серий, с пулеметами "Льюис", в
качестве подарка от советского правительства летом 1931 года. Вместе с
самолетами прибыли советские летчики. Считаясь военными советниками, первые годы
только они пилотировали боевые машины, а монголы учились. Р-5 вошли в состав
единственного тогда монгольского авиаотряда "Сухэ-Батор", насчитывавшего
семь машин. Летали они сначала мало, так как в Монголии не было нужного для их
моторов бензола. Военная авиация Монголии получила боевое крещение в
августе-сентябре 1934 года, когда в провинции Ховд вспыхнул мятеж, и на
подавление бросили войска. С воздуха их поддерживала пятерка Р-5. Из пяти
пилотов монголами были двое. Группой командовал В.А. Судец, будущий Маршал
авиации. За 10 дней совершили около 30 боевых вылетов. За успешное выполнение
боевых задач Судец и монгольский летчик Шагдарсурэн получили награды.
После ряда столкновений на границе Монголии и Маньчжоу-Го в июне-декабре 1935
года монгольские власти приняли меры по усилению обороны на юге страны.
Правительство Маньчжоу-Го, инспирируемое из Токио, заявляло претензии на
некоторые участки монгольской территории. Японцы и маньчжуры периодически
переходили границу и пытались закрепиться в стратегически важных пунктах. В
январе 1936 года эскадрилью монгольских самолетов Р-5 и У-2 перебросили
из-под Улан-Батора на передовой аэродром Тамцак-Булак. Туда же подтянули два
отряда из состава советской смешанной эскадрильи, уже довольно давно
дислоцированной на монгольской территории. 7 января Р-5 провели первую разведку
позиций противника, а со следующего дня начали регулярное патрулирование. 15
января маньчжурские солдаты пересекли границу у озера Хар, но были остановлены
при поддержке монгольских и советских самолетов, поднявшихся с аэродрома Матад.
После нескольких дней боевых действий 22 января маньчжуры и японцы отошли к
границе. Авиация следила за их отступлением до заката.
Затем последовал целый ряд стычек с участием авиации обеих сторон. 3 февраля
1936 года около 600 японцев перешли границу в районе Булан-Дерс, их прикрывали
два самолета-разведчика. Навстречу им выдвинулись монгольские пограничники и
поднялись Р-5 с площадки в Тамцак-Булаке. До 12 февраля японские войска теснили
монголов, потом ситуация изменилась. Японцы стали отходить, последний раз Р-5
сбросили бомбы на вражескую колонну почти у границы.
3 марта границу в трех местах пересек целый полк (по японским источникам -
усиленный батальон). Японцы двигались на автомобилях (их было около 90). Рейд
поддерживали 12 легких танков и три самолета. Колонны противника шли
параллельно, стараясь перерезать дорогу между Баян-Туменом и Тамцак-Булаком.
Через некоторое время японцы соединились, захватив населенный пункт Ассурмео.
Оттуда небольшие отряды отправились к различным стратегическим точкам района.
Хронология дальнейших событий в советских и японских источниках не совпадает. По
нашим данным, к 25 марта взвод противника на двух грузовиках вышел к поселку
треста "Монголрыба" у озера Буир-Нур и атаковал погранзаставу, заняв ее.
Действия японцев обнаружили два Р-5, которые обстреляли машины. Противник
отступил. Японцы признают потери от этого налета: один убитый и четверо раненых.
Монголы захватили один брошенный грузовик.
Японской группировке противостояли рота мотопехоты, монгольская кавалерийская
бригада в 300 сабель, артиллерийская батарея на механической тяге и десять
бронемашин. С 31 марта наша авиация начала активные действия, совершив за день
более 10 вылетов группами от пяти до 12 самолетов. Р-5 взлетали из Баян-Тумена.
Каждый нес по две бомбы. Кроме того, делали по пять - шесть заходов на обстрел.
В этот день впервые довольно активно действовали монгольские летчики. Отличился
экипаж самолета с бортовым номером "5", уничтоживший грузовик с 28 солдатами.
Японцы вообще не упоминают о полетах своей авиации в тот день. Они пишут о
воздушном бое с Р-5, произошедшем 1 апреля, когда их самолеты штурмовали
советские броневики и автомашины, двигавшиеся к Таурану. В тот же день противник
отступил в сторону границы. Всего, по советским данным, в этом конфликте
Квантунская армия потеряла 400 человек, 40 автомашин, восемь самолетов и два
танка. Японцы определяли потери советско-монгольской авиации в три сбитые и три
поврежденные машины (в том числе одну и две соответственно 31 марта). По нашим
данным, были сбиты два монгольских Р-5. Из состава советских авиаотрядов два
летчика были ранены (один умер). 7 апреля 1936 г. монгольское правительство
наградило 13 летчиков орденами и медалями. В 1936 году в Улан-Баторе состоялся
первый воздушный парад, в котором участвовали восемь самолетов. Впоследствии
монгольские летчики участвовали в боях на Халхин-Голе в 1939 году и разгроме
Квантунской армии в 1945 году.
К осени 1938 года монгольская авиация располагала 39 боевыми и шестью
учебными самолетами Р-5 и Р-5Ш. На это количество имелось 27 летчиков-монголов,
многие из которых были довольно слабо подготовлены. Основными боевыми частями
являлись - 1-й (штурмовой, 17 Р-5Ш) и 2-й (легкобомбардировочный, 19 Р-5)
авиаполки. Они были укомплектованы изношенной техникой, доставшейся из состава
авиации Забайкальского округа, а также из дислоцированного в Монголии 150-го
смешанного полка, перевооружаемого на новые бомбардировщики СБ. В советских
частях на монгольской территории Р-5 использовались уже только как самолеты
связи. 22 мая 1939 года японские истребители Ки.27 перехватили связной биплан,
летевший в расположение 6-й монгольской кавалерийской дивизии, и сбили его. Это
был первый самолет, уничтоженный в ходе боев на Халхин-Голе. В начале конфликта
советские авиачасти пытались использовать Р-5 для ведения разведки, но быстрое
насыщение района боев истребительной авиацией заставило это прекратить. Разведку
стали вести истребители и бомбардировщики СБ. Для старых бипланов же нашли новое
применение.
Из советских и монгольских летчиков сформировали группу ночных
бомбардировщиков. Формально она числилась монгольской, командовал монгол Бор, но
опознавательные знаки на машинах были советские. Сначала группа состояла из
восьми самолетов. Первый вылет совершили с аэродрома Матад 13 июля тремя
машинами. Ведущий Р-5 пилотировал советский летчик Зайсанов, по национальности
бурят, долго служивший в монгольской авиации. Действовали следующим образом: из
Матада летели на передовую площадку в районе Хамар-Даваа, где самолеты
дозаправляли горючим и подвешивали бомбы. Оттуда стартовали в полночь. Для
ориентации вдоль реки Халхин-Гол расставляли фонари "Летучая мышь" со светом,
направленным вверх и в сторону наших войск. Они располагались в 400-500 м друг
от друга. В районе реки Хайластын-Гол из фонарей выкладывали стрелу,
направленную вдоль долины. Всю эту иллюминацию зажигали при подходе наших
бомбардировщиков, а после их прохода в тыл противника гасили.
Ставилась задача постоянно беспокоить японские войска и маскировать шум
передвижения воинских частей на нашей стороне. Самолеты подходили к намеченной
цели с интервалом 10-15 мин. Бомбили с высоты 1500-2000 м. Так в ночи на 27 и 28
августа группа атаковала японские войска в районах Джинджин-сумэ и Депден-сумэ,
совершив в общей сложности 15 вылетов. До окончания боев в сентябре на
противника ночники совершили по разным источникам 158-165 вылетов, сбросили
около 60 т бомб. Один Р-5 не вернулся с боевого задания - разбился в плохую
погоду. Экипаж погиб. Четыре Р-5 также входили в состав советской 19-й
транспортной эскадрильи. Они совершали связные полеты.
СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МОНГОЛИИ
В 1946 году учреждена служба гражданской авиации в составе 8 самолетов, на
которых начали оказывать первые услуги отечественной гражданской авиации,
авиаперелеты в аймаки Дундговь, Сухбаатар, Хэнтий, Чойр. В 1956 году открылась
новая страница в развитии монгольской авиации. 5 самолетов марки «АН-2» были
привезены с Советского Союза и подготовлена профессиональная команда. В силу
чего, совершение внутренних рейсов в нашей стране урегулировалось. С 1958 года
начался зарубежный авиаперелет в Иркутск и Пекин на самолетах марки «Ил-14».
Монгольские летчики гордятся тем, что отечественная авиация славится династией
известных летчиков и имеет прекрасную традицию, где работают известные и славные
летчики.
«Самым первым учащимся из Монголии в Военно-воздушной инженерной академии
имени Н. Е. Жуковского стал Тогоочийн Самдан, который получил специальность
летчика в 1943 году. Цогийн Геннадий прошел полный курс академии и стал
выпускником в 1957-1958 гг. А я поступал в эту академию в 1972 году», –
вспоминал летчик-космонавт Ж.Гуррагчаа.
Е.Кулаков
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИМЕЧАНИЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|