Кузьмин С.Л.
Западно-монгольское восстание 1930 г.
в защиту религии
Аннотация. Дана реконструкция восстания 1930 г. на западе МНР
в монастырях Улангомын-хурэ, Тугсбуянтын-хурэ и Бодончийн-хурэ
против подавления буддизма. В нём участвовали ок. 2 тыс. чел., в
Тугсбуянте произошли бои с правительственными войсками. Боевые
потери составили 2 убитых и 2 раненых со стороны правительствен-
ных отрядов, 2 убитых, 15 раненых и ещё неизвестное количество тех
и других – со стороны повстанцев. За участие в выступлениях было
арестовано не менее 407 чел., из них 71 расстрелян, 45 заключено на
сроки от 1 года до 10 лет, 276 амнистировано и осуждено на условные
сроки. Описываются причины, подготовка и ход восстания. Оно по-
С.Л. Кузьмин
служило прологом масштабного народного восстания 1932 г. в МНР,
приведшего к прекращению «левого курса».
Ключевые слова: Монголия, буддизм, ламы, восстание, 1930 г.
В 1929–1932 гг. в СССР, Туве и МНР происходили во многом сходные про-
цессы: коллективизация, антирелигиозная кампания, сокращение духовенства ад-
министративными и экономическими методами. В результате в 1930–1931 гг. в Бу-
рят-Монголии ламы возглавили ряд выступлений против властей, самое масштабное
из которых в 1931 г. охватило до 15 сомонов Агинского аймака и длилось до 4 мес.1
Шли восстания и в Туве.
В конце 1929 г. началась подготовка восстания в нескольких монастырях за-
падной Монголии. Но удалось оно в 1930 г., фактически, лишь в монастыре Тугсбу-
янтын-хурэ2. Сведения об этом восстании были ограничены лишь несколькими
публикациями с краткими сведениями3. Архивные документы позволяют дать его
реконструкцию и проанализировать причины. Важнейшие документы находятся в
МУYТА и в РГАСПИ. Особенно важен специальный доклад на 37 страницах о со-
стоянии аймака Чандмань-ула и о восстании 1930 г., датированный 18 мая 1930 г.4
Большинство населения аймака Чандмань-ула, где произошло восстание,
составляли западно-монгольские народности: дэрбэты, баяты и олёты. Всего там
жили 9 народностей, из них 7 монгольских и 2 тюркских. Большинство испове-
довало буддизм. К 1930 г. буддийские монастыри Улангом, Тугсбуянт и Даджелин
были политическими и экономическими центрами района – в частности, потому что
при них находились резиденции госхозторгорганизаций, пользовавшихся услугами
лам как экономических посредников в сношениях с населением. Колхозы хошуна
Тугсбуянт в 1930 г. не хотели брать на выпас скот джасс5, как того требовало левое
руководство страны, считая это невыгодным, т.к. уже были перенасыщены пере-
данным им на хранение конфискованным скотом. В 33 монастырях аймака к тому
времени из общего числа 2563 несовершеннолетних банди6, по неполным данным,
было насильственно переведено в мирское состояние 48 %. Из 49 «чёрных и жёлтых
феодалов» (т.е. феодалов и высших лам) в аймаке конфисковали имущество у 24, но
конфискации избежали даже некоторые крупные князья и ламы7.
В начале 1929 г. в аймаке Чандмань-ула прошёл VI аймачный съезд МНРП,
который принял резолюции, провоцировавшие недовольство: решительное прекра-
щение участия лам в хозяйственной жизни и «эксплуатации арата» и «прекращение
отдачи в ламство несовершеннолетних до 18 лет». Эти решения затем облекли в
53
Религии Востока
форму официальных распоряжений власти, подлежащих немедленному исполне-
нию. При этом ещё предлагалось «поднять классовое самосознание низшей кате-
гории ламства путём ознакомления с политграмотой». Кроме того, 7 марта 1930 г.
аймачное управление опубликовало распоряжение МВД, по которому «допускается
принудительное вовлечение бедняцко-середняцкого аратства в колхозы». На запро-
сы из хошунов о молодёжи до 18 лет, живущей в монастырях, аймачное управление
отдало распоряжение о принудительном выселении8.
Из хошуна9 Баян-Дзурх-ула аймака Цэцэрлэг-Мандал сообщали о том, что
люди недовольны политикой, собираются группами, говорят, что народная власть –
это воры, ламы сопротивляются конфискации имущества. Некоторых арестовали
и судили, но сопротивление всё равно шло10. В хошуне Тугсбуянт-ула аймака Чан-
дмань-ула создали коммуну из 100 юрт, весь скот хошуна коллективизировали, у
феодалов конфисковали имущество и раздали11.
Советский инструктор Сергеев на 21-м пленуме секретариата ЦК МНРП
11 марта 1931 г. объяснял контрреволюционное движение лам в западной Монго-
лии плохо поставленной партработой. Например, в Кобдо 450 лам стали мирянами,
но из-за плохой работы среди них 50 (возрастом до 17 лет) вновь стали монахами.
Главы контрреволюционной организации в Улангоме – два бывших члена МНРП,
хошунного суда и охранного полка, имели много связей среди народа. Цель движе-
ния – уничтожение народного правительства, движущая сила – монастырь Тугсбу-
янт, имевший связи в аймаках Тайшири и Дзабхан, движение усиливается, открыто
проводится политика ухода от налогов. Тайные контакты идут под видом торговли.
В Бус-Хайрхан джассу освободили от налога, вернули скот, конфискованный в ком-
муну, после чего весь возвращённый скот был продан. «Левый уклон» проявлялся в
том, что после того, как джасское имущество забрали в коммуну, а с лам стали требо-
вать налог, который они не могли заплатить; партфункционеры унижали религию12.
Восстание началось в хошунах с наиболее развитым земледелием: Тугсбуянт,
Улангом и Баян-Мандал (более позднее название – Бодонч). В 1929 г. в монастыре
Тугсбуянт было 1203 монаха, в т.ч. 563 несовершеннолетних, из них перевели в мир
81, затем принудительно – ещё 358. Ламам запретили заниматься земледелием13.
В январе 1930 г. в г. Улангом ламы расклеили 2 листовки. В них говорилось,
что власть считает буддизм врагом, права монастырей попраны, не надо слушать
преступников. «Плохой партийный еретик14 уничтожил основу буддизма. <…> Ере-
тик существует 20 лет» – т.е. это МНРП. Недовольство проявляли не только ламы,
но и некоторые чиновники Улангома15. Ламы монастыря Дашиджонайлин (или
Дашжиднилэн) расклеили листовки в Тугсбуянте. В монастыре распространялись
54
Религии Востока
провокационные слухи о Панчен-ламе IX (в то время находившемся во Внутренней
Монголии), уничтожении Москвы пожаром, предстоящем уничтожении аратской
власти и т.д. В аймак Хан-Тайшири проникли слухи о предстоящем подавлении мо-
настырей16.
Волнения и «клеветнические слова» о МНРП распространялись также в
земледельческих сомонах Алтай и Бурэн хошуна Хан-Батор. Здесь земледельческие
работы, которые раньше вели монахи, препоручили кооперативу. Тогда 21 чел. со-
брались и постановили, что надо уничтожить народную власть. Это были местные
араты и лишившиеся постов чиновники. Ламы монастыря Бодончийн-хурэ органи-
зовали сопротивление. Причины восстания были следующие. Хувараков моложе
18 лет насильно возвращали в мир; ограничивали участие лам в хозяйственных де-
лах; тибетским врачам запрещали заниматься лечением; ограничили религиозную
деятельность странствующих монахов. Важной предпосылкой было и плохое снаб-
жение населения в этих местах, особенно районе Бодонч. Люди бедствовали, хотя в
а/о «Стормонг»17 были товары, но не было гужевых средств их доставки (МУҮТА.
Ф. 4. Д. 3. Х.н. 227. Тал 1–13). Кроме того, в районе Бодонч (хошун Хан-Батор,
бывший Дзахчин) были трудности со снабжением, находившийся в соседнем Синь-
цзяне бывший князь дзахчинов стремился переселить их туда, хошунные служащие
были бездеятельны, имелись «перегибы», административный нажим и т.д. (РГАС-
ПИ. Ф. 495. Оп. 152. Д. 98. Л. 113).
Ламы Бодончийн-хурэ с осени 1929 г. стали «готовиться к восстанию и пе-
реходу под защиту китайцев, в этом отношении имелась прямая связь между Тан-
ну-Тувой, Тугсбуянтом и дзахчин-торгутскими хошунами, и восстание явилось про-
должением восстания тувинцев». Руководителем ламства Бодонча был Джугдур,
который послал осенью к князю Гобмо-Очиру содействовать приходу китайских
войск в Цаган-Тункэ (Алтайский округ Синьцзяна), затем к Гомбо-Очиру опять
пришли посланцы. В соседнем хошуне Бугс-Хайрхан распространялись слухи, что
в монастырь Бугс-Хайрхан-хурэ приезжал Дамби-Джанцан18, который скрывается в
горах Алтая с многотысячным отрядом, что в Улан-Баторе свергли власть, недалеко
от него находится Панчен-лама с отрядом и т.д. 13 февраля тайно собрались 21 чел.
под руководством Ульдзэйту и постановили прекратить выплату взносов в Монцен-
коп, не отдавать детей в школу, не мобилизовать 33-летних. Группа постановила
отправить к дудзюну19 Урумчи тройку в составе дзахирагчи Гунсурэна, да-ламы Пэ-
лжида и Янсурэна с просьбой об установлении границы по Алтайскому хребту и
принятии под своё покровительство 27 бывших дзахчинских и торгутских хошунов,
присылки войск для поддержки восстания; переселить из-за Алтая на юг часть со-
мона и ждать подхода китайских войск; для питания повстанцев и китайских войск
реквизировать у населения 5 тыс. овец; по прибытии этих войск напасть на эскадро-
ны в Булган-голе, затем двинуться на Кобдо, Улясутай и т.д. Затем эта группа связа-
лась с верхушкой лам Бодончийн-хурэ. План восстания был одобрен, организовали
штаб из 11 лам и 21 мирянина20.
С недовольными ламами Тугсбуянта установили контакт бывшие местные
феодалы Барду и Аюр-дзахирагчи. Была установлена связь с повстанцами Тувы,
которые обещали поддержку. Ходили слухи о скоплении 2 тыс. китайских солдат
на границе с Тувой, о движении на Улан-Батор Панчен-ламы с войском, слухи о
совместном выступлении населения хошуна Баян-Мандал с сойот-урянхами21. Эти
слухи «послужили сигналом к восстанию, но без особой предварительной техниче-
ской подготовки». Основные лозунги были такие: «Долой конфискацию феодалов
и ламства!», «Долой выселение до 18 лет!» (т.е. несовершеннолетних из монасты-
рей), «Долой призыв 33-летних, как мобилизацию сил против ламства и религии!»,
«Присоединение церкви к государству!»22, «Восстановление прежних приношений
ламству!», «Долой МНР!», «Долой партию бедняцко-середняцкого аратства23, да
здравствует социально-равноправная партия!», «Восстание в Туве – сигнал к высту-
плению в защиту религии!», «Защита религии и нации – [дело] каждого дэрбэта!»24.
25 марта 40 лам Тугсбуянта внезапно напали на учреждения хошуна и аре-
стовали там 10 госслужащих. Они захватили также отделения Монценкопа и Стор-
монга, использовав их для снабжения, разослали гонцов с призывом о помощи. Не-
медленно прибыли чиновники и некоторые араты. Барду предложил организовать
55
Религии Востока
«правительство с двухпалатной системой по 20 чел. в каждой, с пропорциональным
представительством от лам с одной стороны и феодалов и населения с другой». Дза-
хирагчи Аюр от имени «ламской и светской массы Тугсбуянт-ульского хошуна» со-
ставил обращение в аймачное управление, в котором говорилось, что руководители
хошунного управления постоянно всех запугивали, угнетали, арестовывали и т.п.;
восставшие в Танну-Туве захватили все учреждения в центре и на местах, упразд-
нили прежнюю систему и стали «на новых началах организовывать равноправную
партию»; «Теперь мы, путём массового обсуждения уже постановили упразднить
партию бедняцко-середняцкого класса и организовать социально-равноправную
партию, о чём сообщаем подлежащему Чандмань-ульскому аймачному управлению
на предмет дальнейшего исполнения»25.
Вслед за этим в 5 сомонов хошуна послали по 10 лам и аратов для агитации
охотников, демобилизованных солдат, реквизиции скота и т.д. К некоторым при вер-
бовке применяли пытки. 25 марта в Улангом направили ламу Номун-Монлама для
связи и одновременного выступления, но оно было предупреждено Государствен-
ной внутренней охраной (ГВО). Высшие ламы Улангома разделились на 2 группы.
Одни (во главе с ведавшим земледелием Булдгур-Шаравом) стояли за немедленное
восстание, захват хошунных учреждений, другие (во главе с Шалши) предлагали
восстание тщательно подготовить. Первые одержали верх. 27 марта повстанцы,
вооружённые дубинами, арканами, ножами, двинулись к хошунному управлению.
Уполномоченный ГВО «совместно с организациями принял надлежащие меры, и
прибывшие ламы были немедленно арестованы». Были расстреляны 19 руководи-
телей: 14 лам, 2 феодала и 3 арата. К заключению от 1 года до 10 лет приговорили
12 чел.: 9 лам и 3 мирян. Амнистировали и приговорили условно 86 чел.: 81 лам и
5 аратов26.
Узнав о подавлении восстания в Улангоме, повстанцы Тугсбуянта выставили
вооружённые заставы и заслоны на хр. Улан-Дабан между Улангомом и Тугсбуян-
том. В монастыре из лам и аратов сформировали отряд более чем в 200 чел., состо-
явший из 4 отделений под командованием демобилизованных солдат. Огнеприпасы
пополняли за счёт Монценкопа и Стормонга. 27 марта за помощью в 50–100 чел.
и оружия на 500 чел. в Туву выехал бывший дзахирагчи Г. Батжаргал. Для при-
глашения к власти над дэрбэтами их бывшего правителя – Далай-хана выехал Ца-
ганху-дзалан. Для связи с западом предполагалась отправка делегации в Урянхай
к нойон-да-ламе Чултуму и в Синьцзян к китайскому командованию, но прибытие
красного отряда этому помешало27.
В ЦК МНРП к руководителям П. Гэндэну и У. Бадраху поступило секретное
письмо о «революции лам». Ситуация оценивалась как очень опасная, особенно с
учётом положения в Туве. Запрашивалось разрешение на военные действия, предла-
галось организовать секретные комендатуры и караульную службу28.
Чтобы подавить восстание в Тугсбуянте, Улангоме, Бодончийн-хурэ, хо-
шуне Хан-Батор, правительство командировало комиссию в составе председателя
Б. Элдэв-Очира и членов Л. Дарьзава, О. Дашчирэва, Эрдэнэ и Дзагда, 4-й Кобдос-
ский полк под командованием Ц. Буяндэлгэра и Д. Улзийбата29.
В 8 ч. утра 30 марта отряд 4-го полка прибыл на машинах к монастырю
Тугсбуянт, спешился, развернулся в цепи и пошёл в наступление. Монахи встре-
тили его огнём из винтовок, бердан и кремневых ружей. Отряд открыл огонь из
винтовок и пулемётов. Через 2 часа к монастырю подошёл 2-й конный отряд с пу-
лемётами. «Этот отряд по дороге снял 2 караула повстанцев в количестве 10 чел. с
оружием и, по прибытии, занял господствующую над монастырём скалистую гору, с
вершины которой открыл ружейный и пулемётный огонь по монастырю (расстояние
ок. 600 шагов). Бой продолжался до 12 часов, в 12 часов со стороны повстанцев
огонь заметно затих, командование отряда послало парламентёров со следующими
предложениями: «немедленно сдаться; освободить всех арестованных работников;
выдать руководителей: Барду, Равдана и др.; сложить на открытом месте у монасты-
ря всё оружие и всем выйти на открытое место; ответ дать через час»; «в противном
случае расстреливаем весь монастырь и сжигаем постройки». Через час ламы выки-
нули белый флаг и выполнили требования. В результате боя был убит 1 солдат, тя-
жело ранен и позже скончался председатель ревтрибунала Баяндэлгэр, тяжело ранен
56
Религии Востока
1 солдат, легко ранен инструктор Коссенюк. Со стороны повстанцев убиты 2,
«остальные скрыты ламами», тяжелораненых – 15, легкораненых – неизвестно. Во
время боя к повстанцам из района Бугсмуруна подошёл вооружённый отряд охот-
ников до 30 чел., наблюдал с горы за исходом боя, затем разъехался по домам. Как
отметил автор доклада, ошибкой повстанцев было то, что они надеялись на свои
заставы на хр. Улан-Дабан и не заняли очень удобные естественные позиции вокруг
монастыря, не организовали партизанские отряды в горах, тылу и т.д. Во время боя
ламы совершали обряд Сор, вынесли из монастыря святыню – старинную круп-
нокалиберную кремнёвку Далай-хана, каждый выстрел из которой сопровождали
молебствиями. На втором выстреле кремнёвка разорвалась, т.к. насыпали слишком
много пороха. Повстанцы сразу пали духом, сочтя это предзнаменованием неудачи30.
Одновременно произошло восстание и в монастыре Бугсмурун хошуна
Тугсбуянт-ула. Там ламы запретили служащим выходить из палатки Монценкопа.
Они вели агитацию, ожидали исхода восстания в Тугсбуянте. Общее число повстан-
цев в 5 сомонах данного хошуна оценивалось в 2 тыс. чел., из них несовершен-
нолетних – 247, членов МНРП и ревсомола – 30. «Все активные руководители и
зачинщики восстания в лице 19 лам (в т.ч. Хамбо-лама Молонпунцаг и 20 светских,
в т.ч. 9 феодалов, итого 39 чел. были расстреляны на месте 3/IV с.г.)». Приговорено
к заключению от 1 года до 10 лет 33 чел. (15 лам, остальные миряне, в т.ч. 1 фео-
дал). Приговорено условно и амнистировано было 75 лам (все переведены в мир) и
100 мирян. Во время восстания в Тугсбуянте из Тувы пришли 512 чел., в т.ч. 80 воо-
ружённых. Они говорили, что объединились с дэрбэтами и устанавливают совмест-
ное правление. 9–11 апреля красные задержали 28 вооружённых тувинцев, затем
ещё 72 и передали преследовавшему тувинскому отряду31.
Красный отряд арестовал 6 лам из числа руководителей повстанцев Бодон-
чийн-хурэ. Но они по дороге разоружили конвой и ушли в горы, после чего скры-
лись ещё несколько руководителей, включая Ульдзэйту. Однако вскоре все главные
руководители были пойманы, лама Джугдур покончил с собой. 30 апреля был про-
ведён «разбор дела повстанцев Бодончи при Убчигин-голе». Из 46 чел. расстреляно
13 руководителей и зачинщиков: лам – 9 и мирян – 4. Осуждено условно 2 миряни-
на, амнистировано лам – 2, мирян – 11. Остальные 15 арестованных рядовых участ-
ников отправлены в Кобдо на показательный суд, после которого планировалось их
большую часть амнистировать и освободить. В Тугсбуянте и Баян-Чандмани «боль-
шинство феодалов и реакционных чиновников этих хошунов возглавляло восстание
и расстреляно с конфискацией имущества». 8 мая вышел приказ о снятии военного
положения и расформировании отряда особого назначения в Тугсбуянте и Улангоме
при оставлении необходимых сил для караульной службы в каждом пункте32.
Однако недовольство в Тугсбуянте сохранялось. 18 апреля 1935 г. началь-
ник ГВО Намсрай сделал доклад на собрании комиссии по ламским делам при
ЦК МНРП. В постановлении указывалось, что смута была связана с сокрытием
джасского скота высшими ламами и с тем, что монастырь не вернул заём в 30 тыс.
тугриков от государственного кооператива. На место были направлены представи-
тели с инструкциями провести проверку имущества монастыря, дать указание вер-
нуть заём33.
Протокол политбюро ЦК ВКП(б) № 128 от 15 июня 1930 г. (Чуцкаев, Ману-
ильский, Карахан, Хинчук, Шлейфер) предписывал:
Проводить политику дальнейшего расслоения ламства и противопоставлять
лам-бедняков контрреволюционерам, связанным с феодалами и иностранными си-
лами, верхушке, в соответствии с этим всемерно поощрять свободный выход лам-
ской бедноты в светское состояние путём наделения их частью монастырского скота
и установления для них (бедноты) в законодательном порядке ряда льгот (налоговые
облегчения, временное освобождение от воинской повинности и т.д.); предложить
инструкторам и советникам при Монгольском правительстве оказывать энергичное
содействие монголам в обеспечении правильной политики по отношению к основ-
ным массам крестьянства и, в особенности, к середняцким массам его и в устранении
всех перегибов, допускаемых местными организациями по отношению к ламству»34.
В целом, восстания в западной Монголии в 1930 г. были подавлены с боль-
шой жестокостью: потери повстанцев убитыми превосходили таковые правитель-
57
Религии Востока
ственных отрядов почти в 36 раз – почти исключительно за счёт расстрелов. Кроме
того, 45 чел. получили сроки заключения от 1 года до 10 лет. Лёгкость, с которой
были подавлены эти восстания позволила тогдашнему руководству МНР продол-
жать «левый курс» при поддержке ВКП(б) и Коминтерна. Для того, чтобы такая
политика была отменена, понадобилось масштабное восстание 1932 г., поставившее
под угрозу существование прокоммунистической власти в Монголии.
Автор выражает благодарность С. Чулууну, Ж. Оюунчимэг, С. Бирн и со-
трудникам всех использованных архивов за содействие в работе.
Библиографический список
1. Кичиков Л.Б. Путь монгольской революции // Соврем. Монголия. – 1937. – № 1 (20). –
С. 34–49.
2. Монгол Улсын Yндэсний төв архив, МАН-ын баримтын төв (МУYТА). Улан-Батор.
3. Монголын хүрээ хийдийн түүх (эмхтгэл) / под ред. Ч. Банзрагч, Б. Сайнхүү. – Улаанбаатар,
2004. – 443 с.
4. Российский государственный архив социальной и политической истории (РГАСПИ).
Москва.
5. Рощин С.К. Политическая история Монголии (1921–1940 гг.). – М.: Инст. востоковедения
РАН, 1999. – 327 с.
6. Улс тɵрийн хэлмэгдэгсдийн намтрын товчоон, т. 16 / Эрдэнэсайхан А. – Улаанбаатар, 2013. –
209 с.
7. Цыжипов Э.Б. История политических репрессий в Бурят-Монголии. – Дисс… канд. ист.
наук. – Улан-Удэ: Вост.-Сиб. гос. технол. унив., 2006. – 140 с.
8. Brown W.A., Onon U. History of the Mongolian People’s Republic. – Lond.: Harvard Univ.,
1976. – 901 с.
9. Lattimore O., Isono F. The Diluv Khutagt // Asiat. Forsch. – 1982. – Bd. 74. S. 1–279.
1 Цыжипов Э.Б. История политических репрессий в Бурят-Монголии. – Улан-Удэ: Вост.-Сиб. гос.
технол. унив., 2006. – С. 98.
2 Основан в 1725 г., включал 4 дацана; подробнее см.: Монголын хүрээ, 2004. – С. 181.
3 Кичиков Л.Б. Путь монгольской революции // Соврем. Монголия. – 1937. – № 1 (20). – С. 87–
89; Рощин С.К. Политическая история Монголии (1921–1940 гг.). – М.: Инст. вост. РАН, 1999. –
С. 242; Brown W.A., Onon U., (1976). History of the Mongolian People’s Republic. Lond.: Harvard Univ.
– Р. 273; Lattimore O., Isono F., (1982). The Diluv Khutagt, Asiat. Forsch., Bd. 74. – Р. 135.
4 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 152. Д. 98. Л. 82–119.
5 Накоплений имущества общины монастыря.
6 Простонародное обозначение хуварака – послушника в буддийском монастыре.
7 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 152. Д. 98. Л. 89, 96–98, 100.
8 Там же. – Л. 102–104.
9 Административно-территориальная единица в Монголии, меньше аймака и больше сомона.
10 МУҮТА. Ф. 4. Д. 3. Х.н. 234. Тал 21.
11 Там же. – Х.н. 357. Тал 48.
12 Там же. – Ф. 4. Д. 4. Х.н. 12. Тал 122–124.
13 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 152. Д. 98. Л. 105.
14 Монг.: ландарм. Слово происходит от тибетского царя по прозвищу Ландарма (правил ок. 838–
842 гг.), известного гонениями на буддизм.
15 МУҮТА. Ф. 4. Д. 3. Х.н. 234. Тал 1–2; х.н. 356. Тал 51–52.
16 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 152. Д. 98. Л. 104–105.
17 Советская организация по торговле с МНР.
18 Известный как Джа-лама. К тому времени он был убит.
19 Военный губернатор китайской провинции.
20 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 152. Д. 98. Л. 114–116.
21 Т.е. тувинцами.
22 Т.е. возвращение теократического строя в Монголии.
23 Т.е. МНРП.
24 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 152. Д. 98. Л. 105–106.
25 Там же. – Л. 106–107.
26 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 152. Д. 98. Л. 107, 112.
27 Там же. – Л. 107.
28 МУҮТА. Ф. 4. Д. 3. Х.н. 234. Тал 11–12.
29 Улс тɵрийн хэлмэгдэгсдийн намтрын товчоон, т. 16 / под ред. Эрдэнэсайхан А. Улаанбаатар, 2013. –
С. 49.
30 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 152. Д. 98. Л. 108–109. 58
Религии Востока
31 Там же. – Л. 109–110.
32 Там же. – Л. 101, 114–117.
33 МУҮТА. Ф. 4. Д. 5. Х.н. 141. Тал 61–63.
34 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 790.
References
1. Tsyzhipov E.B.
gosudarstvennyy tekhnologicheskiy universitet, 2006, Р. 140.
2. Brown W.A., Onon U. History of the Mongolian People’s Republic. London: Harvard Univ., 1976,
Р. 901.
3. Kichikov L.B.
4. Lattimore O., Isono F. Asiat. Forsch., Bd. 74. 1982, pp. 1–279.
5. Roshchin S.K.
1940)]. Moscow, Inst. vost. RAN, 1999, Р. 327.
6.
7.
8.
9.
Ulaanbaatar, Fund 4, File 3. 234. Fol. 21.
10.
Ulaanbaatar, Fund 4, File 3. 357. Fol. 48.
11.
Ulaanbaatar, Fund 4, File 3. 12. Fols. 122–124.
12.
13. МУҮТА. F. 4. D. 3. Kh.n. 234. Tal 1-2; х.н. 356. Tal 51–52.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Ulaanbaatar, Fund 4, File 3. 234. Fols. 11–12.
21. Erdenesaikhan A. Biographies of People Repressed by the State Powers [Uls turiin khelmegdegsdiin
namtryn tovchoon]. Ulaanbaatar, 209 р.
22.
23.
24.
25.
Ulaanbaatar, Fund 4, File 5. 141. Fols. 61–63.
26.
File 790.
59