изучение памятников истории и культуры Западной Монголии...
ББК 63.3 (5Мон) 4
Изучение памятников истории и культуры
Западной Монголии в XIX — начале XX в.*
Study on Monuments of the Western Mongolia History
and Culture in the XIX — the Beginning of XX Centuries
Статья посвящена истории открытия и изучения
The article is devoted to the history of opening
памятников культурного наследия Западной Монголии and studying monuments of a cultural heritage of the в XIX — начале XX в. Исследования были организо-
Western Mongolia in XIX — the beginning of XX
ваны российскими научными учреждениями, а также centuries. Researches have been organized by the Russian связаны с деятельностью в Центральной Азии фин-
scientific institutions, and also connected with the activity
ских ученых. Выявлены древние и средневековые кур-
of Finnish scientists in the Central Asia. Ancient and
ганы, изваяния, наскальные изображения, сделаны medieval barrows, sculptures, rock drawings are revealed, описания, зарисовки и фотографии объектов.
descriptions, sketches and photos of objects are made.
рия, культура, религия, «оленные» камни, херексуры, тюрк-
religion, «deer» stones, khirigsuures, Turkic culture.
ская культура.
Современная Монголия занимает значительную ния современного образовательного, информацион-
часть Центральной Азии. Интерес к этой области ного пространства, изучения языка и традиционной
со стороны России и других государств долгое вре-
культуры. Кроме этого, Российский Алтай и Западная
мя был продиктован геополитическими и экономи-
Монголия являются перспективной площадкой для ор-
ческими причинами. Меньшее внимание уделялось ганизации культурного туризма. В этом плане особен-
культурно‑историческому наследию. Между тем здесь но ценны сведения, полученные купцами, военными, сконцентрированы памятники разных эпох, поэтому чиновниками, путешественниками в XIX и начале
Монголия по праву считается настоящим «археоло-
XX в. Они заложили фундамент для научного изу-
гическим Эльдорадо». На протяжении тысячелетий, чения Центральной Азии в последующее время, от-
начиная с эпохи неолита, на монгольских просторах крыв для науки значительное количество памятников
зарождались, переживали расцвет и закат яркие куль-
и обозначив ключевые вопросы в осмыслении древ-
туры, оказавшие определяющее воздействие на разви-
них и средневековых культур.
тие сопредельных и удаленных регионов.
Первые сведения о Монголии и населявших ее пле-
К настоящему времени степень изученности от-
менах появились во 2‑й половине XIII в. благодаря
дельных ареалов Монголии существенно разли-
поездкам в регион П. Карпини, Г. Рубрука и М. Поло
чается. Сравнительно слабо освоена ее западная [3, с. 264–266]. С XVII в. Сибирь стала осваиваться
часть. Но уже установлено, что в эпоху поздней русскими землепроходцами. В связи с этим появля-
бронзы и раннескифское время культурное раз-
ется интерес и к соседним территориям. Отдельные
витие Западной Монголии и Алтая было схожим. заметки о культуре и археологических объектах
Своеобразные этнокультурные традиции сформи-
Западной Монголии были оставлены русскими по-
ровались в Центральной и Северной части стра-
слами (В. Тюменец, Н. Спафарий, И. Петлин) [4].
ны. Наконец, Восточная Монголия со своей при-
Следует отметить, что поездки тогда были ослож-
родно‑экологической нишей тяготела к культурам нены почти полным отсутствием сведений о путях
Байкальской Сибири [1–2].
в Монголию и Китай. В. Тюменец побывал в Северо‑
Следует подчеркнуть важность изучения процес-
Западной Монголии в 1616 г. [4, с. 4]. Им оставлены
сов исторического взаимодействия Алтая и Западной одни из первых описаний монгольской культуры, оха-
Монголии. На настоящем этапе это может способ-
рактеризован буддизм [4, с. 8]. Внимание русского ди-
ствовать выработке общих концепций и стратегий пломата привлекли также сведения о кочевых государ-
геополитического, экономического развития, созда-
ствах Центральной Азии [4, с. 16–17].
* Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ «Изучение историко‑культурного наследия Западной
Монголии в XIX — начале XX вв.» (№ 12‑31‑01222а2).
215
история
Маршрут другого русского землепроходца, Составленные карты использовались, в том числе, во-
И. Петлина, в 1618 г. проходил по котловине Убса‑Нур енной разведкой России.
и Хангаю (Северная Монголия). Путешественника по-
Одним из представителей научного направления
разило внутреннее убранство монгольских храмов, в изучении Монголии считается известный русский
в том числе монастыря Эрдэни‑цзу, построенного географ Н. М. Пржевальский (1839–1888). Монголию
на месте столицы монгольских ханов — Каракорума. он обследовал в ходе Центральноазиатской экспеди-
Отдельно он изучал экономические основы хозяйство-
ции (1870–1873 гг.). Другой ученый, М. В. Певцов
вания монголов [4, с. 20].
(1843–1902), побывал в Монголии в 1878 и 1879 гг. Его
Значимый вклад в освещение различных вопро-
экспедиции были организованы за счет ИРГО. Их за-
сов истории Монголии в 1‑й половине XIX в. внес дача заключалась, главным образом, «…в производ-
Н. Я. Бичурин (1777–1853). С 1807 по 1822 г. он за-
стве маршрутной глазомерной съемки на пройденном
нимал пост начальника Российской духовной миссии пути, в определении на нем посредством астрономи-
в Пекине. В Монголии исследователь побывал лично ческих наблюдений географических координат неко-
в 1821 г. по пути от Пекина до Кяхты. Результаты этой торых пунктов, описании дорог и в барометрических
поездки изложены в труде «Записки о Монголии» [5]. определениях высот» [7, с. I–II]. Необходимость работ
Основная заслуга Н. Я. Бичурина заключается в вы-
диктовалась тем, что российское правительство нала-
полненных им переводах китайских династийных хро-
живало торговые контакты с Китаем через Монголию.
ник. До сих пор эти ценные материалы используются Из района Усть‑Каменогорска М. В. Певцов направил-
учеными для реконструкции истории кочевых наро-
ся к хребту Сайлюгем, откуда проследовал к Ховду.
дов хуннуского, тюркского, уйгурского и других пе-
Дальнейший маршрут его путешествия был свя-
риодов. Н. Я. Бичурин по сути дела стал основателем зан с Южной и Юго‑Восточной Монголией, а потом
«фундаментально‑научного» профессионального на-
ученый отправился в Ургу (нынешний Улан‑Батор),
правления в изучении Западной Монголии [6, с. 53].
Улясутай и оттуда — в Кош‑Агач. Экспедиция побы-
В середине XIX в. китайские власти открывают вала также на плоскогорье Укок и в урочище Калгуты.
русско‑монгольскую границу, ранее фактически за-
Несомненно, М. В. Певцов имел возможность фик-
крытую для любых контактов. В связи с этим обсто-
сировать на этой территории разные памятники.
ятельством существенно расширяются исследования Однако конкретные данные на этот счет пока не из-
в Монголии. Они стимулировались за счет геопо-
вестны, поэтому необходимо их выявление в архивах.
литических планов России, были обусловлены бур-
В Монголии исследователь отметил многие элемен-
ным ростом промышленности в результате экономи-
ты религиозных представлений, быта и традиционно-
ческих преобразований 60–70‑х гг. XIX в. Научное го образа жизни. Например, он наблюдал «отчитыва-
направление в изучении Монголии, окончательно ние» больного ламой [8, с. 73].
выделившееся во 2‑й половине XIX в. [6, с. 4–5],
Одной из самых плодотворных была деятельность
носило комплексный характер, т. е. одновременно в Западной Монголии российского исследователя
осуществлялись географические, этнографические Г. Н. Потанина (1835–1920). Он отдал предпочтение
и другие работы. Экспедиции оснащались с помо-
экспедиционному методу исследований и настаивал
щью ряда организаций: Императорского Русского на приоритетном значении непосредственных наблю-
Географического общества (ИРГО), его Западно‑
дений над данными из источников [6, с. 57]. Первая
Сибирского (ЗСИРГО) и Восточно‑Сибирского поездка ученого началась в 1876 г. и продолжалась
(ВСИРГО) отделений, Российского археологиче-
до 1878 г. Ее маршрут охватил котловину Великих
ского общества (РАО), Императорской археологи-
озер, горную цепь Монгольского Алтая. В ходе пу-
ческой комиссии, Московского археологического тешествия был открыт ряд памятников в окрестно-
общества (МАО), а также Министерства иностран-
стях Ховда и Улангома, Барнуля, Улясутая, а так-
ных дел. К примеру, на средства и при поддержке же около озер Убс‑нуур и Хара‑ус‑нуур. Следующая
ИРГО и ВСОИРГО в Западную Монголию выезжал экспедиция (1879–1880 гг.) стартовала в Кош‑Агаче, Г. Н. Потанин.
прошла через хребет Сайлюгем до Улангома, а затем
Приоритетной целью практически всех отрядов направилась на юг, к Монгольсколму Алтаю. В ра-
оставалось изучение Монголии с точки зрения ее по-
боте отряда принимал участие известный исследо-
тенциального использования в военном противостоя-
ватель А. В. Адрианов, занимавшийся дневниковой
нии с Китаем. Это определило необходимость состав-
фиксацией памятников, их фотографированием и за-
ления подробных описаний разных районов страны, рисовкой [9, с. 53].
определения особенностей рельефа и гидрографии,
Второе путешествие проходило в сложных истори-
координат важнейших населенных пунктов; дава-
ческих условиях. В Синьцзяне (Западный Китай) на-
лась характеристика почвам, климату, растительно-
чалось восстание дунган и уйгуров против цинского
сти и животному миру. Проверялись имевшиеся дан-
владычества. И хотя к 1879 г. ситуация стабилизиро-
ные о границах, высотах и астрономических пунктах. валась, отголоски напряженности сохранялись. В уре-
216
изучение памятников истории и культуры Западной Монголии...
гулировании сложившейся обстановки приняли уча-
на специальных площадках (сейчас они называются
стие и российские власти. Однако поездка закончилась «жертвенниками»), но иногда встречаются отдельно.
для Г. Н. Потанина ранее запланированного времени,
Все изваяния Г. Н. Потанин разделял на «оте-
так как в 1880 г. обострились российско‑китайские от-
санные» (в эту группу попали и «оленные» камни,
ношения. Тем не менее ученому все‑таки удалось ис-
и тюркские изваяния) и «неотесанные». В Западной
следовать Монгольский Алтай, добраться до Улангома Монголии он чаще видел «неотесанные» камни [13, и пройти на юг. По сути обследования охватили всю с. 64]. Кроме того, проанализирована семантика изо-
западную часть Монголии. Некоторые из осмотрен-
бражений. К примеру, косые черты на «оленных» кам-
ных Г. Н. Потаниным мест ранее вообще не посеща-
нях он связал с особенностями расположения звезд.
лись русскими путешественниками. Были собраны
В разных районах Западной Монголии Г. Н. Потанин
уникальные зоологические коллекции, сделаны важ-
выявил большое количество херексуров [13, с. 65,
ные географические открытия, уточнены имевшиеся 175]. Сейчас они в основном датируются периодом
представления о Западной Монголии [10, с. 57, 62–63].
поздней бронзы и раннескифским временем. По сути
Благодаря Г. Н. Потанину обширное «белое пятно» дела ученый первым определил круг вопросов, каса-
на археологической карте Центральной Азии было ча-
ющихся изучения этих интересных памятников [13,
стично заполнено. Кроме полевых наблюдений и сбо-
с. 49]. Было отмечено, что они распространены толь-
ра обширного материала исследователь обозначил ко к северу от Гоби. Разные херексуры обнаруже-
и пытался осмыслить разные проблемы археологии. ны на пути от Косогола до г. Улангом по левому бе-
Из зарегистрированных древних объектов достойное регу Тэс, возле оз. Хараа‑ус‑нуур, в долине Буянта, место заняли «оленные» камни. Современный иссле-
Дэлууне и других местах. В каждом случае ученый
дователь Д. Г. Савинов в рамках процесса изучения фиксировал все параметры памятников: размеры,
«оленных» камней выделил начальный этап, который расположение на местности (находятся у подножия
как раз соотносится с работами Г. Н. Потанина. Он да-
гор и в степных районах, нередко рядом с зимника-
тирован 80‑ми гг. XIX в. — 30‑ми гг. XX в. и «…свя-
ми монголов, одиночно или в группах), конструк-
зан с открытием памятников и … попытками осмыс-
тивные элементы (ограда, насыпь, «дополнитель-
ления их культурно‑исторической принадлежности» ные» сооружения — выкладки и др.). Иллюстрацией
[11, с. 8]. Как любые другие изваяния, они тогда назы-
к полевым наблюдениям является альбом рисунков
вались «каменными бабами», «менгирами» или обо-
ко второму выпуску книги «Очерки Северо‑Западной
значались монгольским словом «кишачило» [10, рис. Монголии», где представлены практически все из из-
10; 11–12]. Г. Н. Потанин зарисовал такие вертикаль-
вестных сейчас типов херексуров [13, фиг. 1–24].
ные камни в системе р. Тэльгир‑морин и на р. Читыг Обозначенная Г. Н. Потаниным типология сооружений
[13, с. 69–71, фиг. 28а — в, 29; 14, рис. на с.167, 169], предвосхитила современные разработки в этой обла-
на правом берегу р. Сюндюль, на равнине между ре-
сти [16]. Выделены курган в виде каменной насыпи,
ками Буянт и Кобдо (установлены в оградках), к за-
без дополнительных сооружений (по словам ученого,
паду от оз. Хараа‑ус‑нуур в группе херексуров1 [13, это самый простой вариант оформления); курган с ка-
с. 66]. Неоднократно «оленные» камни встречались менной насыпью и окружающей оградой («каймой»); в «переиспользованном» состоянии (например в тюрк-
херексуры с квадратной оградой (дополненные так-
ских оградках) [13, с. 72, фиг. 31, 32]. Были отмечены же лучами и небольшими насыпями из камней по ее
характерные элементы иконографии скульптур: ско-
углам); курганы с круглой оградой и лучами, сопро-
шенность широкой верхней части, суженность внизу, вождающиеся иногда вертикально установленными
«кружки», пояски, ожерелья, серьги и др. [13, с. 50].
камнями и насыпями за пределами оград и др. [13,
Один из известных сейчас «оленных» камней от-
с. 51–64]. Определены варианты нахождения «олен-
крыт на плоском перевале в районе оз. Даин‑гуль [14, ных» камней в архитектурной планировке херексу-
с. 50]. Г. Н. Потанин отметил «круг» и три косые чер-
ров (вблизи или непосредственно на их насыпи) [13,
ты на южной стороне, лошадь на восточной плоско-
с. 64–66; 9, с. 56–57].
сти камня. В настоящее время В. Д. Кубаревым уточ-
Возле Ховда, а также «на равнине между реками
нены параметры изваяния и его местонахождение [15, Буянту и Кобдо», в долине Харкиры и других местах
с. 109–110]. При тщательном осмотре на монументе Западной Монголии обследованы тюркские ритуаль-
обнаружены изображения пояса, чекана и второй серь-
ные комплексы («четвероугольники»); обозначена
ги. Несмотря на то, что Г. Н. Потанин не был профес-
их конструктивная и планировочная композиция [9,
сионально подготовленным археологом, достаточно с. 54–55]. Охарактеризованы также скульптуры ти-
большое внимание от отводил тщательной фиксации пично тюркского облика [13, с. 70–74], но исследо-
изваяний. Ученый указал, что «оленные» камни на-
ватель их более конкретно не атрибутировал, рассма-
ходятся в составе различных курганов, установлены тривая в группе «отесанных» кишачило.
1 Очевидно, Г. Н. Потанин называл херексурами курганы, многие из которых сейчас отнесены к разным культурам
и периодам.
217
история
Необходимо отметить, что верной спутницей зафиксировав к западу от него разнотипные херек-
ученого в поездках по Центральной Азии была его суры. Исследователь внес свой неоценимый вклад
жена — А. В. Потанина. Путевые наблюдения обобще-
в разработку периодизации древних культур Алтая
ны ею в отдельной работе, в которой рассматриваются и Монголии. Предложенная им схема в общих поло-
история, культура, образ жизни монгольских народов. жениях согласуется с современными научными разра-
Ценные замечания сделаны относительно буддийских ботками в этой области (более подробно [12]).
монастырей, своеобразного феномена буддийско‑ша-
В 1890‑е гг. в Западной Монголии работал один
манского синкретизма [17].
из выдающихся сибирских ученых Д. А. Клеменц
В составе первой экспедиции Г. Н. Потанина (1947–1914). Прежде всего он известен как крае-
работал известный впоследствии востоковед вед, исследователь древней и средневековой исто-
А. М. Позднеев (1851–1920). В указанную по-
рии Минусинской котловины, а также первооткрыва-
ездку, продолжавшуюся до 1879 г. (с 1877 г. тель великолепных памятников тюркской и уйгурской
уже без Г. Н. Потанина) он был командирован письменности в Монголии [22].
Министерством народного просвещения [18, с. 12].
В 1891 г. Д. А. Клеменц работал в составе
В архиве востоковедов Санкт‑Петербургского фи-
Орхонской экспедиции В. В. Радлова, организован-
лиала Института востоковедения РАН (СПБФ ИВ ной Императорской Академией наук. Для более де-
РАН) хранится дневник с путевыми заметками тального знакомства с археологией страны он был
А. М. Позднеева, которые датируются скорее всего направлен в рекогносцировочную поездку от Орхона
1879 г. Ученый в нем описывает р. Буянту, Нарим, на запад. В результате были выявлены разнообразные
г. Ховд, урочище Хара‑усу и другие места Западной древние объекты [23, с. 2–3]. Частично исследователь
Монголии, а также отмечает курганы и обо, буддий-
повторил путь, пройденный ранее П. Кафаровым,
ские культовые сооружения [19, л. 2–3, 4об, 10].
А. М. Позднеевым и М. В. Певцовым. Следующая
Второе путешествие исследователя (1892–1893 гг.) поездка ученого в Монголию состоялась в 1894 г.
было инициировано Министерством иностранных В том же году по ее результатам Д. А. Клеменц сде-
дел. Его цель состояла в разностороннем изучении лал специальный доклад на заседании историко‑фи-
населения Монголии, ее экономического положения лологического отделения Императорской Академии
и административного устройства, перспектив россий-
наук. В нем были представлены результаты обследо-
ско‑китайской торговли, причин антиевропейских вы-
ваний археологических памятников, геологических
ступлений в Китае [20, с. 93].
объектов и растительности страны. Д. А. Клеменц со-
По большей части А. М. Позднеев интересовался общал о том, что изучил окрестности Урги и обнару-
этнической историей и религией монголов, письмен-
жил разнообразные древние сооружения [24, с. 262].
ными памятниками и фольклором [6]. Его интере-
По его словам, в районе Улясутая и Дзанхына (ны-
совал буддизм, положение буддийского духовенства нешний Завханский аймак Западной Монголии) до-
в Монголии и России [20, с. 88–89]. Из памятников вольно мало археологических памятников. Больше
старины А. М. Позднеев фиксировал только те объ-
объектов — юго‑западнее, на территории Гобийского
екты, которые хорошо просматривались на откры-
Алтая [24, с. 267, 270]. Д. А. Клеменц, кроме это-
той местности, поэтому среди них в основном ока-
го, имел возможность наблюдать развитие торгов-
зались вертикально установленные камни. Во время ли в Улясутае — крупном на тот момент городе
второй поездки «оленные» камни, разнообразные Западной Монголии.
стелы зафиксированы в долине р. Таца, впадаю-
В результате осмотра херексуров ученый сделал
щей в оз. Цаган‑нуур, в долине р. Шара‑усу и т. д. вывод, что их строители расселялись и в Гобийском
[18, с. 201, 217–218]. А. М. Позднеев обоснованно Алтае, но центр культуры находился в Хангае [24, отметил, что на «оленных» камнях далеко не всег-
с. 271]. Были также обозначены возможности рекон-
да есть изображения оленей, поэтому неправомер-
струкции исторических судеб носителей тюркской
но разные монументы называть одним термином культуры. Д. А. Клеменц указал, что ее истоки сле-
[18, с. 219–220].
дует искать на севере Сибири [24, с. 272]. Именно
В Западной Монголии он осмотрел херексу-
благодаря исследованиям памятников обозначен-
ры (с круглой и квадратной оградой, с насыпями ной общности Д. А. Клеменц стал известен как ар-
по углам); у многих отмечены следы ограбления [18, хеолог. Например, открытая им Ихэ‑Ханын‑норская, с. 48]. Целое скопление таких курганов А. М. Позднеев Хэнтэйская надписи пролили свет на некоторые мо-
обнаружил в долине р. Шара‑усу, а также в районе менты раннесредневековой истории Монголии [22, слияния ее с р. Буянт [18, с. 223–224]. В тех же местах с. 141]. Известность также принесли работы на раз-
выявлены «оленные» камни [18, с. 225].
валинах Каракорума и Хара‑балгасуна.
Значительный вклад в осмысление различных про-
В 1895 г. Д. А. Клеменц вновь отправился в пу-
блем истории Монголии внес академик В. В. Радлов. тешествие по Западной, Центральной и Восточной
Еще в 1870 г. он побывал в районе г. Ховда [21, с. 5–6], Монголии. Результаты этой поездки отражены в по-
218
изучение памятников истории и культуры Западной Монголии...
левом дневнике, хранящемся в Архиве востоковедов вание указанной части Монголии [27, Kartenbeilage Института востоковедения РАН. В нем представлена 1], а уровень его научных обобщений согласовывал-
некоторая информация по археологическим памятни-
ся с самыми передовыми идеями в развитии отече-
кам. В Западной Монголии (возле Хара‑усу, Харакчи‑
ственной археологии начала XX в.
гуй и т. д.) Д. А. Клеменц во множестве встречал хе-
Высокую концентрацию древних сооружений
рексуры различных типов и «оленные» камни [25, в Западной Монголии И. Г. Гранэ объяснял тем, л. 11об., 10, 24об., 25, 29об., 38, рис. на л. 29об., что данная территория благоприятна для прожива-
30об., 39].
ния кочевых народов; характер жизнедеятельности на-
Было обследовано тюркское изваяние возле селения существенно с древних времен не изменился
Улангома, открытое Г. Н. Потаниным [25, л. 21об., [28, с. 2–4]. При осмотре памятников фиксировались
22]. Д. А. Клеменц писал, что над камнем выстрое-
следы их ограбления или разрушения. Исследователь
на глинобитная избушка, а весь он увешан лоскута-
отметил насыщенность археологическими объектами
ми [25, л. 21об.].
плато Укок (Российский Алтай), долины рек Цаган‑гол
В 1896 г. Д. А. Клеменц предпринял очередное и Кобдо, а также территорию между городами Ховд
путешествие по Монголии, а в 1898 г. стартовала и Улясутай. Им зафиксированы херексуры и другие
Турфанская экспедиция из Кош‑Агача в направле-
курганы, «оленные» камни и тюркские изваяния, ри-
нии г. Ховда.
туальные комплексы и жертвенники. Все материалы
Во время всех названных поездок Д. А. Клеменц фотосъемок и зарисовок отражены в специальном
производил маршрутную съемку, делал многочислен-
альбоме [27]. И. Г. Гранэ одним из первых довольно
ные фотографии и рисунки древностей, уточнял и до-
четко обозначил сходство сооружений из Западной
полнял имевшиеся данные о Северной и Западной Монголии и Алтая, тем самым заложив традицию
Монголии.
рассмотрения этих территорий как единого истори-
В 1899–1901 гг. по Западной Монголии прохо-
ко‑культурного ареала. Увиденные памятники древ-
дила часть маршрута П. К. Козлова (1863–1935). ности были им разделены на следующие типы [27, Продвигаясь по р. Кобдо, ученый «по пути» отметил Taf. I–IX; 26]:
херексуры с оградами. Они зафиксированы и на гра-
1. «Степные могилы» (Steppengräber). Судя по опи-
нице Монгольского Алтая с Хангайской горной си-
саниям, в этот тип включены тюркские оградки, че-
стемой.
мурчекские курганы, херексуры с квадратной огра-
К концу XIX в. в российских экспедициях, на-
дой и плиточные могилы. Группы «степных могил»
правлявшихся для изучения Монголии, наметилось интерпретированы И. Г. Гранэ как погребения семей-
«разделение труда». Выделялись отряды, занимав-
ные [26, с. 25].
шиеся археологией, антропологией и др. В результа-
2. «Могильные холмы» (Grabhügel). К ним отне-
те к началу XX в. в отечественной науке сложилось сены курганы, херексуры, чудские могилы, киргиз-
понятие о Западной Монголии как целостном куль-
ские могилы из Урянхайского края (Тува), Северо‑
турно‑историческом и природно‑экологическом ре-
Западной Монголии, плато Укок на Алтае [28, с. 8–9].
гионе [6, с. 7].
Видимо, сюда же И. Г. Гранэ включил тюркские оград-
В начале XX в. в Западной Монголии побы-
ки с балбалами.
вали многочисленные государственные деяте-
3. «Каменные кладки» (Steinsetzungen).
ли, военные и чиновники (Г. Е. Грумм‑Гржимайло, Путешественник отметил, что они имеют неболь-
Ю. А. Сосновский, Н. Ф. Веселовский, И.‑Р. Аспелин, шие размеры, встречаются вместе с памятниками
В. В. Сапожников, Б. Я. Владимирцов и др.). двух предыдущих типов, но с могилами не связаны.
Отдельный вклад в изучение культур Западной Больше всего «каменных кладок» находится на пло-
Монголии внесли финские исследователи. Их дея-
скогорьях Алтая, особенно в истоках р. Кобдо, а так-
тельность еше требует специального осмысления, же в Хангае; реже — в остальных частях Западной
а для этого необходимы переводы соответствующих Монголии. С «каменными кладками» связаны ряды
публикаций на русский язык и их последовательное камней, чаще неотесанных.
введение в научный оборот. Уже имеются некоторые
4. «Каменные столбы» (Steinpfeiler). Встречаются
данные по пребыванию в Западной Монголии одно-
отдельно, вместе со «степными могилами» или «мо-
го из исследователей — И. Г. Гранэ (1882–1956) [26]. гильными холмами», имеют различную форму, со-
Он был известным географом, стипендиатом Финно‑
держат рисунки и надписи [28, с. 35]. На некоторых
угорского общества (Финляндия, Турку). На террито-
стелах И. Г. Гранэ отметил типичные для «олен-
рию Монгольского Алтая он предпринял три поезд-
ных» камней изображения: «пятиугольники», круж-
ки (1906, 1907 и 1909 гг.). Позднее по результатам ки и углубления, три короткие параллельные линии, археологических наблюдений были составлены спе-
оружие, тамги и др.
циальные сообщения [27; 28]. Этот путешественник
Все изваяния он разделил на необработанные
фактически первым осуществил сплошное обследо-
камни; камни со следами обработки (с заглаженны-
219
история
ми гранями); камни с рисунками. Необходимо от-
бражения на «оленных» камнях. «Кружок» находит-
метить, что в общих чертах данная классификация ся на той стороне, на которую будет падать солнце
согласуется с современной типологией «оленных» в момент изготовления изваяния и его установки [28, камней Евразии, разработанной В. В. Волковым с. 41]. «Поясок» показывает горизонт, другие изобра-
и Д. Г. Савиновым [11].
жения могут символизировать звезды.
И. Г. Гранэ обратил внимание на то, что с помощью
Ряды каменных стел от могил, по мнению
рисунков изваяние делится на две‑три зоны, назначе-
И. Г. Гранэ, указывают направление в сторону нахож-
ние которых различно [26, с. 40]. Как и А. М. Позднеев, дения потустороннего мира. Кроме того, строители
он полагал, что название часто не отражает специфи-
древних сооружений могли ориентироваться на при-
ку объектов. На некоторых стелах изображения оле-
родные объекты (священная гора и др.).
ней вовсе отсутствуют, но имеются другие реалии [27,
Завершая обзор, необходимо сказать, что материа-
c. 53–54; 28, с. 45].
лы, полученные в XIX — начале XX в., показали уни-
5. «Иллюстрации» (Bildwerke). Сюда отне-
кальность историко‑культурного развития Западной
сены тюркские изваяния, скульптуры животных Монголии в Древности и Средневековье. Корпус от-
из Восточного Хангая и Урянхая [28, с. 48–50].
крытых памятников и первые попытки их научной
6. Наскальные рисунки и надписи (Felsenzeichnungen интерпретации стали основой для последующих ис-
und Inschriften). Отмечен наиболее распространенный следований. Дальнейшее изучение региона подтвер-
набор сюжетов. Выявлены образцы старомонгольско-
дило обозначенные ранее концепции и предположе-
го, китайского и тибетского письма.
ния, наполнив их конкретным содержанием. Кроме
И. Г. Гранэ интересовал также вопрос реконструк-
этого, некоторые сведения могут быть использованы
ции древних верований, и в этом плане он ориенти-
в проектах сохранения культурного наследия регио-
ровался на астроархеологические знания. Ученый на. О местонахождении и внешнем виде целого ряда
исходил из предположения о наблюдениях древним памятников, утраченных к настоящему времени, мож-
населением за движением солнца. Якобы день они но судить только по рисункам, чертежам и фотогра-
сравнивали с жизнью, ночь — со смертью [28, с. 18]. фиям, сделанным путешественниками и исследовате-
Движение солнца, по его мнению, отражают изо-
лями в XIX — начале XX в.
Библиографический список
1. Ковалев А. А., Эрдэнэбаатар Д. Ранний и средний пе-
9. Потанин Г. Н. Памятники древности в Северо‑Запад-
риоды бронзового века Монголии в свете открытий Меж-
ной Монголии // Древности. — М., 1885. — Т. X.
дународной центрально‑азиатской археологической экспе-
10. Сагалаев А. М., Крюков В. М. Потанин, последний
диции // Древние культуры Монголии и Байкальской Сиби-
энциклопедист Сибири: Опыт осмысления личности. —
ри. — Улан‑Удэ, 2010.
Томск, 2004.
2. Ковалев А. А., Эрдэнэбаатар Д. Поздний бронзовый
11. Савинов Д. Г. Оленные камни в культуре кочевни-
век и начало раннего железного века Монголии в свете от-
ков Евразии. — СПб., 1994.
крытий международной центрально‑азиатской археологи-
12. Шелепова Е. В. Хроника археологического изуче-
ческой экспедиции // Древние культуры Монголии и Бай-
ния Западной Монголии до 1920‑х гг. // Природные усло-
кальской Сибири. — Улан‑Удэ, 2010.
вия, история и культура Западной Монголии и сопредель-
3. Ядринцев Н. М. Путешествие на верховья Орхо-
ных регионов. — Ховд ; Томск, 2011. — Т. II.
на, к развалинам Каракорума // Известия ИРГО. — СПб.,
13. Потанин Г. Н. Очерки Северо‑Западной Монголии
1890. — Т. XXVI. — Вып. 4.
(Результаты путешествия, исполненного в 1876–1877 гг.
4. Банников А. Г. Первые русские путешествия в Мон-
по поручению Императорского Русского географического
голию и Северный Китай. — М., 1954.
общества) : в 3‑х вып. — СПб., 1881. — Вып. II.
5. Бичурин Н. Я. [Иакинф] Записки о Монголии. —
14. Потанин Г. Н. Путешествие по Монголии. — М.,
СПб., 1828.
1948.
6. Задваев Б. С. Западная Монголия в трудах россий-
15. Кубарев В. Д. Путешествие в страну «стерегущих
ских исследователей и путешественников XVIII — нача-
золото грифов»: из полевого дневника археолога. — Ново-
ла XX вв. : автореф. дис. … канд. ист. наук. — СПб., 2006.
сибирск, 2004.
7. Певцов М. В. Очерк путешествия по Монголии и се-
16. Савинов Д. Г., Сэрээтэрийн Урантугс. Опыт
верным провинциям Внутреннего Китая. — Омск, 1883.
типологии херексуров // Алтае‑Саянская горная стра-
8. Певцов М. В. Путешествия по Китаю и Монголии. —
на и история освоения ее кочевниками. — Барнаул,
М., 1951.
2007.
220
изучение памятников истории и культуры Западной Монголии...
17. Потанина А. В. Из путешествий по Восточной Си-
23. Клеменц Д. А. Археологический дневник поездки
бири, Монголии, Тибету и Китаю : сб. ст. А. В. Потани-
в Среднюю Монголию в 1891 г. // Сборник трудов Орхон-
ной. — М., 1895.
ской экспедиции. — СПб., 1895. — Т. II.
18. Позднеев А. В. Монголия и монголы. Результа-
24. Клеменц Д. А. Краткий отчет о путешествии Д. Кле-
ты поездки в Монголию, исполненной в 1892–1893 гг. —
менца по Монголии за 1894 г. // Известия Императорской
СПб., 1896. — Т. I.
Академии наук. — СПб., 1895. — Т. III.
19. Позднеев А. В. Путевые заметки и другие разно-
25. Клеменц Д. А. Путевые дневники за 1895 г. // Архив
характерные записи. 1879 г. // Архив востоковедов ИВР
востоковедов ИВР РАН. — Ф. 28. — Оп. 1. — Ед. хр. 89.
РАН. — Ф. 44. — Оп. 1. — Ед. хр. 37.
26. Шелепова Е. В., Мунхбаяр Ч. Археологические ис-
20. Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских
следования И. Г. Гранэ на территории Монголии // Немец-
исследователей XIX — первой трети XX в. — СПб., 1998.
кие исследователи на Алтае. — Горно‑Алтайск, 2007.
21. Радлов В. В. Сибирские древности (из путевых за-
27. Gräno J. G. Archäologische Beobachtungen von meiner
писок по Сибири). — СПб., 1896.
Reise in Südsibirien und der Nordwestmongolei im Jahre 1909.
22. Кляшторный С. Г. Д. А. Клеменц и открытие па-
Journal dela Societe Finno‑Ougrienne. XXVIII. — Helsinki,
мятников древнетюркской письменности // Пигмалион
1910.
музейного дела в России (к 150‑летию со дня рождения
28. Gräno J. G. Nordwestmongolei. Formen der
Д. А. Клеменца). — СПб., 1998.
Altertümer. — Helsingfors, 1910.