EnglishRussian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ МОНГОЛИИ

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ МОНГОЛИИ

Военно-воздушные силы и Противовоздушная оборона

На третьем съезде Монгольской народно-революционной партии, состоявшемся в 1924 году, было принято решение о том, что Монгольская народная армия должна иметь самолеты. Это решение получило поддержку со стороны народа, накопившего огромные средства для его реализации. Монгольские летчики считают, что начало образования авиационной службы в Монголии относится к 25 маю 1925 г., когда первые три гражданских транспортных самолета марки «Ю-13» приземлились на монгольскую землю, именно в Улан-Батор. В 1926 году советский летчик Н.Лапин открыл первый коридор монгольского воздушного сообщения, который летел в восточный край Монголии. В 1927 году в Монголии подготовлены кадры – летчики, наблюдатели и мотористы, с 1930 года молодые люди были отправлены на обучение в высшее военно-воздушное училище Советского Союза. Два года спустя на родину возвратились 10 летчиков, овладевших специальностью «летчик» в Советском Союзе. Среди них были Герои Монголии Д.Дэмбэрэл и Ч.Шагдарсурэн.

СОЗДАНИЕ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ МОНГОЛИИ

Монголия получила три Р-5 одной из первых серий, с пулеметами "Льюис", в качестве подарка от советского правительства летом 1931 года. Вместе с самолетами прибыли советские летчики. Считаясь военными советниками, первые годы только они пилотировали боевые машины, а монголы учились. Р-5 вошли в состав единственного тогда монгольского авиаотряда "Сухэ-Батор", насчитывавшего семь машин. Летали они сначала мало, так как в Монголии не было нужного для их моторов бензола. Военная авиация Монголии получила боевое крещение в августе-сентябре 1934 года, когда в провинции Ховд вспыхнул мятеж, и на подавление бросили войска. С воздуха их поддерживала пятерка Р-5. Из пяти пилотов монголами были двое. Группой командовал В.А. Судец, будущий Маршал авиации. За 10 дней совершили около 30 боевых вылетов. За успешное выполнение боевых задач Судец и монгольский летчик Шагдарсурэн получили награды.
 

После ряда столкновений на границе Монголии и Маньчжоу-Го в июне-декабре 1935 года монгольские власти приняли меры по усилению обороны на юге страны. Правительство Маньчжоу-Го, инспирируемое из Токио, заявляло претензии на некоторые участки монгольской территории. Японцы и маньчжуры периодически переходили границу и пытались закрепиться в стратегически важных пунктах. В январе 1936 года эскадрилью монгольских самолетов Р-5 и У-2 перебросили из-под Улан-Батора на передовой аэродром Тамцак-Булак. Туда же подтянули два отряда из состава советской смешанной эскадрильи, уже довольно давно дислоцированной на монгольской территории. 7 января Р-5 провели первую разведку позиций противника, а со следующего дня начали регулярное патрулирование. 15 января маньчжурские солдаты пересекли границу у озера Хар, но были остановлены при поддержке монгольских и советских самолетов, поднявшихся с аэродрома Матад. После нескольких дней боевых действий 22 января маньчжуры и японцы отошли к границе. Авиация следила за их отступлением до заката.
 

Затем последовал целый ряд стычек с участием авиации обеих сторон. 3 февраля 1936 года около 600 японцев перешли границу в районе Булан-Дерс, их прикрывали два самолета-разведчика. Навстречу им выдвинулись монгольские пограничники и поднялись Р-5 с площадки в Тамцак-Булаке. До 12 февраля японские войска теснили монголов, потом ситуация изменилась. Японцы стали отходить, последний раз Р-5 сбросили бомбы на вражескую колонну почти у границы.
 

3 марта границу в трех местах пересек целый полк (по японским источникам - усиленный батальон). Японцы двигались на автомобилях (их было около 90). Рейд поддерживали 12 легких танков и три самолета. Колонны противника шли параллельно, стараясь перерезать дорогу между Баян-Туменом и Тамцак-Булаком. Через некоторое время японцы соединились, захватив населенный пункт Ассурмео. Оттуда небольшие отряды отправились к различным стратегическим точкам района. Хронология дальнейших событий в советских и японских источниках не совпадает. По нашим данным, к 25 марта взвод противника на двух грузовиках вышел к поселку треста "Монголрыба" у озера Буир-Нур и атаковал погранзаставу, заняв ее. Действия японцев обнаружили два Р-5, которые обстреляли машины. Противник отступил. Японцы признают потери от этого налета: один убитый и четверо раненых. Монголы захватили один брошенный грузовик.
 

Японской группировке противостояли рота мотопехоты, монгольская кавалерийская бригада в 300 сабель, артиллерийская батарея на механической тяге и десять бронемашин. С 31 марта наша авиация начала активные действия, совершив за день более 10 вылетов группами от пяти до 12 самолетов. Р-5 взлетали из Баян-Тумена. Каждый нес по две бомбы. Кроме того, делали по пять - шесть заходов на обстрел. В этот день впервые довольно активно действовали монгольские летчики. Отличился экипаж самолета с бортовым номером "5", уничтоживший грузовик с 28 солдатами.
 

Японцы вообще не упоминают о полетах своей авиации в тот день. Они пишут о воздушном бое с Р-5, произошедшем 1 апреля, когда их самолеты штурмовали советские броневики и автомашины, двигавшиеся к Таурану. В тот же день противник отступил в сторону границы. Всего, по советским данным, в этом конфликте Квантунская армия потеряла 400 человек, 40 автомашин, восемь самолетов и два танка. Японцы определяли потери советско-монгольской авиации в три сбитые и три поврежденные машины (в том числе одну и две соответственно 31 марта). По нашим данным, были сбиты два монгольских Р-5. Из состава советских авиаотрядов два летчика были ранены (один умер). 7 апреля 1936 г. монгольское правительство наградило 13 летчиков орденами и медалями. В 1936 году в Улан-Баторе состоялся первый воздушный парад, в котором участвовали восемь самолетов. Впоследствии монгольские летчики участвовали в боях на Халхин-Голе в 1939 году и разгроме Квантунской армии в 1945 году.
 

К осени 1938 года монгольская авиация располагала 39 боевыми и шестью учебными самолетами Р-5 и Р-5Ш. На это количество имелось 27 летчиков-монголов, многие из которых были довольно слабо подготовлены. Основными боевыми частями являлись - 1-й (штурмовой, 17 Р-5Ш) и 2-й (легкобомбардировочный, 19 Р-5) авиаполки. Они были укомплектованы изношенной техникой, доставшейся из состава авиации Забайкальского округа, а также из дислоцированного в Монголии 150-го смешанного полка, перевооружаемого на новые бомбардировщики СБ. В советских частях на монгольской территории Р-5 использовались уже только как самолеты связи. 22 мая 1939 года японские истребители Ки.27 перехватили связной биплан, летевший в расположение 6-й монгольской кавалерийской дивизии, и сбили его. Это был первый самолет, уничтоженный в ходе боев на Халхин-Голе. В начале конфликта советские авиачасти пытались использовать Р-5 для ведения разведки, но быстрое насыщение района боев истребительной авиацией заставило это прекратить. Разведку стали вести истребители и бомбардировщики СБ. Для старых бипланов же нашли новое применение.
 

Из советских и монгольских летчиков сформировали группу ночных бомбардировщиков. Формально она числилась монгольской, командовал монгол Бор, но опознавательные знаки на машинах были советские. Сначала группа состояла из восьми самолетов. Первый вылет совершили с аэродрома Матад 13 июля тремя машинами. Ведущий Р-5 пилотировал советский летчик Зайсанов, по национальности бурят, долго служивший в монгольской авиации. Действовали следующим образом: из Матада летели на передовую площадку в районе Хамар-Даваа, где самолеты дозаправляли горючим и подвешивали бомбы. Оттуда стартовали в полночь. Для ориентации вдоль реки Халхин-Гол расставляли фонари "Летучая мышь" со светом, направленным вверх и в сторону наших войск. Они располагались в 400-500 м друг от друга. В районе реки Хайластын-Гол из фонарей выкладывали стрелу, направленную вдоль долины. Всю эту иллюминацию зажигали при подходе наших бомбардировщиков, а после их прохода в тыл противника гасили.
 

Ставилась задача постоянно беспокоить японские войска и маскировать шум передвижения воинских частей на нашей стороне. Самолеты подходили к намеченной цели с интервалом 10-15 мин. Бомбили с высоты 1500-2000 м. Так в ночи на 27 и 28 августа группа атаковала японские войска в районах Джинджин-сумэ и Депден-сумэ, совершив в общей сложности 15 вылетов. До окончания боев в сентябре на противника ночники совершили по разным источникам 158-165 вылетов, сбросили около 60 т бомб. Один Р-5 не вернулся с боевого задания - разбился в плохую погоду. Экипаж погиб. Четыре Р-5 также входили в состав советской 19-й транспортной эскадрильи. Они совершали связные полеты.
 

Р-5 внесли свой вклад в скоротечную кампанию против Японии. В составе ВВС эти машины использовались уже только как вспомогательные. Внесли свой вклад в победу и монгольские летчики на своих Р-5 с эмблемами "соембо". Монгольские машины несколько раньше успели повоевать и с китайцами. В ходе операций против японцев монгольские Р-5 не ограничивались вспомогательными функциями. Они как штурмовики действовали под Ондорханом, поддерживая продвижение советских и монгольских войск на Калган и Жехе. Это происходило при практически полном отсутствии в воздухе японских самолетов.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

В 1946 году учреждена служба гражданской авиации в составе 8 самолетов, на которых начали оказывать первые услуги отечественной гражданской авиации, авиаперелеты в аймаки Дундговь, Сухбаатар, Хэнтий, Чойр. В 1956 году открылась новая страница в развитии монгольской авиации. 5 самолетов марки «АН-2» были привезены с Советского Союза и подготовлена профессиональная команда. В силу чего, совершение внутренних рейсов в нашей стране урегулировалось. С 1958 года начался зарубежный авиаперелет в Иркутск и Пекин на самолетах марки «Ил-14». Монгольские летчики гордятся тем, что отечественная авиация славится династией известных летчиков и имеет прекрасную традицию, где работают известные и славные летчики.
 

«Самым первым учащимся из Монголии в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского стал Тогоочийн Самдан, который получил специальность летчика в 1943 году. Цогийн Геннадий прошел полный курс академии и стал выпускником в 1957-1958 гг. А я поступал в эту академию в 1972 году», – вспоминал летчик-космонавт Ж.Гуррагчаа.
 

Долгое время на территории МНР существовала большая группа советских войск, в том числе авиационные и зенитные ракетные подразделения. С его выводом в 1989-1992 гг. большое количество техники и оборудования было передано местным военным. Был даже некоторый избыток, усугубленный сокращением национальных вооруженных сил и сокращением реальных военных расходов. Когда запасы сократились, правительство, сформированное на демократических началах (после так называемой «демократической революции 1992 года»), обратилось к США, Турции и другим западным странам за военной помощью. Оказывается, но в крайне ограниченном количестве, главным образом благодаря подготовке военных руководителей и поставке так называемых «не боевых материалов». Это практически не повлияло на состояние парка ВВС.
 

Подписание новых соглашений с Россией осенью 2019 года, в том числе межправительственного протокола о возобновлении соглашения 2004 года о предоставлении Монголии военно-технической помощи на безвозмездной основе, создает основу для нового импульса в развитии вооруженных сил страны. авиации. Возможно, пара МиГов, полученных в ноябре, станет первым шагом в этом направлении.

ВВС И ПВО МОНГОЛИИ СЕГОДНЯ

Состав: 1 транспортная, 1 вертолётная эскадрилья, 1 авиационная эскадрилья?, 2 полка ПВО.
 

Транспортная эскадрилья имеет на вооружении:

  • Пассажирский самолет Boeing 737?
  • Транспортный самолет Ан-2
  • Военно-Транспортный самолет Ан-26
     

Вертолетная эскадрилья имеет в своем составе:

  • Многоцелевой вертолет Ми-8
  • Многоцелевой вертолет Ми-171
  • Ми-24  - российский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л.Миля.

 

Авиационная эскадрилья?

  • Су-27 - советский и российский многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель четвёртого поколения[3], разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. 4 шт.
  • МиГ-29 - многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ - 2шт.
     

Средства ПВО:

  • Зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия С-125 Печора-2М
  • Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 "Шилка"
  • 57-мм зенитная пушка С-60
  • 14,5-мм зенитная пулемётная установка ЗПУ-4
  • 23-мм зенитная установка ЗУ-23-2
  • ПЗРК Стрела-2
НОВОСТИ

15 ноября 2019 года ВВС Монголии получили из России два истребителя МИГ-29. До этого момента на вооружении ВВС было лишь несколько вертолётов. Но теперь Монголия может осуществлять контроль над своим воздушным пространством, в случае необходимости принуждать к посадке нарушителей.
 

Также Монголия собирается закупить у американской компании «Lockheed Martin» три военно-транспортных самолета С -130, и получить помощь в их обслуживании у специалистов «Alaska national guard» для чего в ближайшее время на Аляску отправятся монгольские стажеры. Самолеты подобного типа нужны Монголии для активного участия в миротворческих операциях — сейчас страна тратит на вооруженные силы 1,4 % своего бюджета. С 2015 г., по словам министра обороны Монголии, закупки военной техники могут быть увеличены.
 

На сегодняшний день, в военно-учебных заведениях Минобороны России для ВС Монголии обучается более 200 монгольских военнослужащих.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИМЕЧАНИЕ

Эта статья не окончена.

СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Фотография. Монумент герою Монголии летчику Ч.Шагдарсурэнгу. Герой Монгольской Народной Республики. Фото М.Иванова, 2012 год. Бывший Советский военный аэродром. Налайх. Монголия.

Фотография. Монумент герою Монголии летчику Ч.Шагдарсурэнгу. Герой Монгольской Народной Республики. Фото М.Иванова, 2012 год. Бывший Советский военный аэродром. Налайх. Монголия.

Фотография. Модернизированные ЗРК С-125-2М "Печора-2М" с самоходными пусковыми установками 5П73-2М на шасси МЗКТ-8021 с колесной формулой 6х6 на учебных позициях.

Фотография. Модернизированные ЗРК С-125-2М "Печора-2М" с самоходными пусковыми установками 5П73-2М на шасси МЗКТ-8021 с колесной формулой 6х6 на учебных позициях.

Фотография. Вертолет ВВС Монголии на аэродроме в Налайхе. Фото М.Иванова, 2012 год.

Фотография. Вертолет ВВС Монголии на аэродроме в Налайхе. Фото М.Иванова, 2012 год.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. Торжественная церемония передачи Россией ВВС Монголии двух истребителей МиГ-29. 15 ноября 2019 г.

Фотография. Торжественная церемония передачи Россией ВВС Монголии двух истребителей МиГ-29. 15 ноября 2019 г.

Фотография. Истребитель МиГ-29 Монгольских ВВС на ВПП аэродрома Налайх.

Фотография. Истребитель МиГ-29 Монгольских ВВС на ВПП аэродрома Налайх.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. Истребитель МиГ-29 Монгольских ВВС на ВПП аэродрома Налайх.

Фотография. Истребитель МиГ-29 Монгольских ВВС на ВПП аэродрома Налайх.

ВИДЕО

 

 
 

 

- Последние поступления в каталог
 

- Систематический каталог.

- Алфавитный указатель (статьи).

- Алфавитный указатель (авторы).
 

- Поиск литературы
 

 

 

- Русские для Монголии
 

- Русские в Монголии
 

- Россия - Монголия
 

- СССР и МНР
 

- Российская Федерация и Монголия
 

 

 

- Халкин гол
 

- Танковая колонна "Революционная Монголия"

- Авиаэскадрилья "Монгольский арат"

- Киданьские города империи Ляо

- Советские войска в Монголии

- Советские военные аэродромы в МНР
 

 

 

 

- Халкин гол
 

- Танковая колонна
 "Революционная Монголия"

- Авиаэскадрилья "Монгольский арат"

- Киданьские города империи Ляо

- Советские войска в Монголии

- Советские военные аэродромы в МНР
 

Горячие предложения

Ищу попутчика!
 

Групповые туры 2024
 

Экскурсии

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация.
       Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
   ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru