Элемент таблицы.
. .     Главная страница   О компании   Контакты   Карта сайта English Russian ...

Курсы валюты туроператора для расчета (15.09-21.09): 86.0 рублей за 1 доллар США.

Семейские. Староверы. Бурятия. Тарбагатай.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТАРБАГАТАЙ

СЕМЕЙСКИЕ. СТАРОВЕРЫ.


Семейские — это уникальное культурное явление и одно из самых интересных мест в Бурятии, которое привлекает внимание своим богатым историческим наследием, самобытной культурой. Расположенные в Закамне и его окрестностях, семейские деревни открывают завесу в прошлое, где традиции старообрядцев до сих пор остаются живыми, актуальными. Здесь каждый желающий может прикоснуться к истории, насладиться истинной русской культурой. Ощутить атмосферу уютного деревенского быта.
 

В середине XVII века в России произошли серьезные изменения в православной церкви под руководством патриарха Никона, который инициировал реформу богослужений. Реорганизация предполагала приближение церковных обрядов к греческой традиции. С этого момента крестное знамение стали совершать тремя пальцами вместо двух. Тексты молитв переписывались, а книги с прежними текстами уничтожались через сожжение. Таким образом, церковь раскололась на две части. Те, кто оставался верен старым обычаям, были объявлены еретиками и раскольниками.
 

Сторонники дореформенной традиции, именуемые старообрядцами, спасались от преследования в удаленные регионы: на Русский Север, Урал и заграницу. Значительная группа крестьян из Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Белгорода и Орла нашла убежище в поселении Ветка на территории современного Гомеля в Беларуси. В XVII веке эта зона принадлежала тогдашней польской Речи Посполитой. Раскольники прожили здесь почти столетие среди белорусов, украинцев, поляков.
 

В 1764 году Екатерина II распорядилась переселить веткинских беглецов в Сибирь, где они обустраивали новые поселения на Алтае и вблизи Иркутска. Уже часть из них ушла дальше, за Байкал. Поскольку эти переселенцы прибывали не поодиночке, а в больших семейных группах, местные жители стали называть их «семейскими». Они селились компактными общинами, образуя новые деревни и поселки. Этот народ, несмотря на трудные исторические испытания, смог сохранить свои обычаи, религиозные взгляды, особенности быта, не смешиваясь с православными, сохранив свои особенные физические, нравственные характеристики. Семейские быстро привыкли к новым условиям, строили дома, занимались хозяйственной деятельностью.
 

Старообрядцы были поселены в Забайкалье в период 1765-1768 гг. Одна из первых крупных групп была расселена в Тарбагатайских пяти деревнях (Тарбагатайской слободе, Бурнашевской, Десятниковской, Куйтунской, Куналейской) в 1765 г. в количестве 230 семей (820 человек). В последующие годы какая-то часть староверов из этих деревень переселяется в другие селения (Надеино, Новая Брянь, Жирим). [ГАИО. Ф. 50. оп. 7. д. 40, лл. 1-60. ГАРБ. Ф. 207. оп. 1. д. 1616, лл. 199-214].
 

Следующая более многочисленная группа старообрядцев была поселена на Чикое, Урлуке в конце 1766 и в феврале 1767 гг., а также в Мухоршибирских деревнях. В теченни двух лет по Хилку и по Тугную в семи селениях было поселены 680 душ, а по Чикою в девяти селениях – 1188 человек.
 

Во второй половине XVIII века основную часть населения Забайкалья составляли казаки, которых называли сибиряками. Старообрядцы выделялись среди них речью, одеждой и образом жизни. Многие эти особенности дошли до наших дней. Говор "семейских", хранящий великорусские основы, но смешанный с белорусскими, украинскими влияниями, сохраняется до сих пор. Страсть к расписным воротам, красочные избы у старообрядцев связывают с традицией белоруссов и украинцев белить, расписывать свои дома.
 

Приверженцы старой веры, будучи опытными земледельцами от природы, благодаря своим знаниям в сельском хозяйстве, сильной общинной организации и невероятной работоспособности, быстро зарекомендовали себя как превосходные крестьяне. Их поселения вскоре превратились в основные источники зерна в регионе. В обработке земли они использовали соху и сабан, а также первыми в Сибири внедрили плуг. Для боронования применяли плетеные бороны с деревянными, а затем и рамочные деревянные бороны с железными зубьями. Они культивировали яровую рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, а также различные овощи, включая капусту, морковь, лук, чеснок, редьку, репу, брюкву, редис, укроп, свеклу, а позднее и картофель, который староверы поначалу называли "чертовыми яблоками" и долго не хотели выращивать. Для орошения полей и огородов они сооружали запруды на реках и рыли канавы. Разведение скота играло второстепенную роль в их хозяйстве.
 

Поселения староверов в Забайкалье характеризовались значительной протяженностью. Обычно они состояли из нескольких улиц, располагавшихся в один или два ряда по берегам рек и небольших речек. В архитектуре сохранялись традиционные принципы русской крестьянской усадьбы. Передний двор включал в себя жилой дом, иногда зимнюю избушку, амбар для хранения зерна, погреб, навес для сельскохозяйственной техники и инструментов. На заднем дворе размещались строения для скота: стайки, зимовники, коровники, конюшни, сеновалы, сооружения для сушки зерна и овины, а за ними – баня. Вся территория усадьбы была обнесена высоким ограждением, часто из плотно пригнанных досок или жердей, а иногда задний двор защищали частоколом или плетнем. В качестве жилья использовались четыре основных типа строений: четырехстенная изба, представляющая собой сруб с сенями или без, пятистенная изба, шестистенная изба («связь») и круглый дом. Дома возводили из сосновых бревен, используя рубку углов «в чашку» или «в обло», иногда «в лапу», при этом для нижних и верхних венцов часто применялась лиственница.
 

Забайкальские старообрядцы отличались самобытным и величественным стилем в одежде, который начал формироваться еще в XVII – начале XVIII веков, когда они проживали на территории Польши. Женский наряд включал элементы, характерные для среднерусской и северорусской традиций: рубахи, прямые и клиновидные сарафаны, пояса, передники (запоны), кички и кокошники. Названия, используемые для описания одежды и украшений, таких как девичьи повязки с бисером, жерелки и "жемчуг", перекликались с теми, что были приняты в северных регионах России.
 

В костюмах семейских прослеживаются также южнорусские влияния, проявляющиеся в использовании бисера, различных украшений, косников, дутых бус, а также в декорировании цветами (как живыми, так и искусственными) и перьями птиц, в частности, селезня. Присутствуют элементы, заимствованные из украинской и белорусской культур, а также от бурят, например, доха, меховая шапка (малахай) и обувь (унты, пимы). Девичьи головные уборы представляли собой повязки с открытой верхней частью, мягкие или с твердым очельем, украшенные бисером и бахромой. Женские головные уборы – кички – состояли из собственно кички с рогом, украшенной бисером на лбу и висках (в Бурятии), кокошника, имеющего форму копыта (в районе Чикоя), назатыльника и шали из атласа или кашемира, особым образом повязанной сверху. Общепринятые русские традиции сохранялись в покрое зипунов, халатов и шуб. В мужском костюме, как отмечала Г.С. Маслова, сочетались русская рубаха и штаны, типичные для украинской и белорусской культуры. Традиционная женская одежда по-прежнему используется и в наши дни. Семейские любят наряжаться и уделять внимание своему внешнему виду, что особенно заметно в праздничных костюмах, сшитых из дорогих и ярких тканей, таких как атлас, кашемир, бурса, канфа, шелк и плис.
 

Кулинарные традиции семейских имели свои особенности, определяемые наличием постных (среда, пятница, иногда понедельник) и скоромных дней. В пост употребляли блюда из растительных продуктов, без добавления яиц, а в некоторые дни разрешалась рыба. В мясоед преобладали мясные блюда: щи, супы с мясом, жареное мясо (жаренина) с картофелем, котлеты, каши, саломат, молочные продукты (масло, сметана, творог, простокваша), яйца и яичница. Пекли булки, ковриги, калачи, пироги (с рыбой, грибами, ягодами, луком, капустой, морковью, творогом), маленькие пирожки (пироженники) с той же начинкой, пампушки и хворост. Праздничные и обрядовые блюда отличались особой щедростью и разнообразием, среди них – кутья, оладьи, блины, курники, сгибни и каши. Напитки готовили из дикорастущих растений, таких как иван-чай (скрипень), курильский чай (турусульник), бадан, брусничник, березовый гриб (чага), шульта, ревень и листья смородины.
 

Коллективизация сильно изменила жизнь семейских. В прошлом у них правила регулировали буквально все аспекты жизни — от времени сбора даров леса до дня, когда нужно было мыть избу. Старовер бы никогда не курил, не использовал одну и ту же посуду для постной и мясной пищи и не делил стол с иноверцами. Гостя, не принадлежащего к раскольникам, кормили отдельно из "гостевых" приборов.
 

Теперь народные костюмы семейских надеваются лишь по праздникам, а смешанные браки стали привычной нормой, при этом дети из таких союзов зачастую не воспитываются в обрядах старообрядцев.
 

Однако, ввиду давних обычаев, местные жители продолжают оставаться замкнутыми: не контактируют с чужаками без надобности, калитки, ворота закрыты, автомобили прячут во дворе. Деревенские улицы ухожены, раскрашенные избы все еще выделяются как жилища семейских.
 

Как и их предшественники, семейские почитают древние праздники: Святки, Масленицу, Купалу, а истинным началом года для них является 1 сентября по старому стилю (14 сентября по новому). Праздники отмечаются как с народными гуляньями, так и в узком кругу с застольем и песнями.
 

Приход семейских положил начало интенсивному заселению западных районов Забайкалья. Исторические источники, отчеты должностных лиц и записки путешественников подтверждают, что староверы успешно справились с поставленной правительством задачей – освоением забайкальских земель и развитием здесь стабильного земледелия.
 

Старообрядческое население Забайкалья сыграло значимую роль в развитии этого плодородного края. Обладая передовыми методами обработки земли и приспосабливаясь к местным природным условиям, они переняли некоторые приемы ведения скотоводства у бурят, наладив с ними прочные экономические, бытовые и торговые связи. Аналогичные отношения взаимовыгодного сотрудничества и обмена опытом сложились у них и на Дальнем Востоке с коренными народами, у которых они позаимствовали навыки охоты и рыбной ловли.

ТАРБАГАТАЙ. МУЗЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ СТАРООБРЯДЦЕВ

В 2006 году в селе Тарбагатай открылся Музей истории и культуры старообрядцев. Он создан благодаря усилиям священника — отца Сергия. В коллекции музея есть дораскольные книги, иконы, сарефаны XVIII–XIX веков из шелка, польские янтари, домашняя утварь, старинная мебель. Общее число экспонатов достигает 700.
 

Сегодня кажется, что в Тарбагатае остановилось время, тут всё пропитано культурой старообрядчества. При этом жители бережно хранят свои верования, традиции, они дружелюбны и рады туристам, для которых устраивают костюмированные представления. В селе открыт музей «Элементы семейской старины».
 

Путешествие в мир семейских — это возможность увидеть архитектурное наследие, например, старинные резные терема и деревянные храмы, которые являются настоящими шедеврами деревянного зодчества. Жители семейских деревень бережно сохраняют обычаи, ремесла своих предков, передавая их из поколения в поколение. Туристы могут принять участие в местных праздниках, почувствовать ритм народной музыки, попробовать национальные блюда, научиться различным традиционным ремеслам.
 

Для тех, кто ищет глубины исконно русских традиций и хочет открыть для себя неизведанные уголки России, поездка в Семейские деревни Бурятии станет незабываемым путешествием в мир гармонии природы, культуры, где каждый камень, дерево пропитаны историей и душой народа. Погрузитесь в атмосферу прошлого, откройте для себя удивительный мир, полный доброты, искренности и традиционной красоты.
 

В музеев под открытым небом есть много мест для эффектных фотографий. Здесь можно снять кадры в домах, где раньше обитали купцы и крестьяне.

СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Фотография. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

Фотография. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

Фотография. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

Фотография. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

Фотография. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

Фотография. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

Фотография. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

Фотография. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

 

 

 

 

 

• Туры в Бурятию
 

• О Бурятии

• Достопримечательности

• Музей истории Бурятии

• Музей истории города Улан-Удэ

• Музей природы Бурятии
 

• Семейские. Этнографический комплекс Тарбагатай.

• Бурятия фотографии (20)
 

• Ежедневный автобус
Улан-Удэ - Улан-Батор

 

• Комбинированный маршрут
Улан-Удэ - Сухэбатор (автобус)
Сухэбатор - Улан-Батор (поезд).

 

• Билет на поезд Улан-Удэ - Улан-Батор
 

• Обратный билет на автобус
из Улан-Батора в Улан-Удэ

 

 

 

• Цифры и факты.

• Русские

• Религия

• Традиции

• Стереотипы

• Санкт-Петербург 

• Москва 

• Золотое кольцо России

• Общая информация, расписание, билеты

• Екатеринбург

• Новосибирск

• Алтай

• Красноярск

• Тува

• Иркутск и Байкал

• Республика Бурятия

• Хабаровский край

• Владивосток

• Остров Сахалин

• Курильские острова

• Камчатка

• Бронирование гостиниц

• Размещение в семье
 

• Билеты на автобус

• Авиабилеты

• Железнодорожные билеты
 

• Визовая поддержка. Визы в Россию
 

• Услуги гидов/переводчиков
 

• Трансферы в городах России
 

   
 

Top.Mail.Ru