Семейские. Староверы. Бурятия. Тарбагатай.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РОССИИ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТАРБАГАТАЙ
СЕМЕЙСКИЕ. СТАРОВЕРЫ.

Семейские — это уникальное культурное явление и одно из самых интересных мест в
Бурятии, которое привлекает внимание своим богатым историческим
наследием, самобытной культурой. Расположенные в Закамне и его окрестностях,
семейские деревни открывают завесу в прошлое, где традиции старообрядцев до сих
пор остаются живыми, актуальными. Здесь каждый желающий может прикоснуться к
истории, насладиться истинной русской культурой. Ощутить атмосферу уютного
деревенского быта.
В середине XVII века в России произошли серьезные изменения в православной
церкви под руководством патриарха Никона, который инициировал реформу
богослужений. Реорганизация предполагала приближение церковных обрядов к
греческой традиции. С этого момента крестное знамение стали совершать тремя
пальцами вместо двух. Тексты молитв переписывались, а книги с прежними текстами
уничтожались через сожжение. Таким образом, церковь раскололась на две части.
Те, кто оставался верен старым обычаям, были объявлены еретиками и
раскольниками.
Сторонники дореформенной традиции, именуемые старообрядцами, спасались от
преследования в удаленные регионы: на Русский Север, Урал и заграницу.
Значительная группа крестьян из Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Белгорода
и Орла нашла убежище в поселении Ветка на территории современного Гомеля в
Беларуси. В XVII веке эта зона принадлежала тогдашней польской Речи Посполитой.
Раскольники прожили здесь почти столетие среди белорусов, украинцев, поляков.
В 1764 году Екатерина II распорядилась переселить веткинских беглецов в
Сибирь, где они обустраивали новые поселения на Алтае и вблизи Иркутска. Уже
часть из них ушла дальше, за Байкал. Поскольку эти переселенцы прибывали не
поодиночке, а в больших семейных группах, местные жители стали называть их «семейскими».
Они селились компактными общинами, образуя новые деревни и поселки. Этот народ,
несмотря на трудные исторические испытания, смог сохранить свои обычаи,
религиозные взгляды, особенности быта, не смешиваясь с православными, сохранив
свои особенные физические, нравственные характеристики. Семейские быстро
привыкли к новым условиям, строили дома, занимались хозяйственной деятельностью.
Старообрядцы были поселены в Забайкалье в период 1765-1768 гг. Одна из первых
крупных групп была расселена в Тарбагатайских пяти деревнях (Тарбагатайской
слободе, Бурнашевской, Десятниковской, Куйтунской, Куналейской) в 1765 г. в
количестве 230 семей (820 человек). В последующие годы какая-то часть староверов
из этих деревень переселяется в другие селения (Надеино, Новая Брянь, Жирим). [ГАИО.
Ф. 50. оп. 7. д. 40, лл. 1-60. ГАРБ. Ф. 207. оп. 1. д. 1616, лл. 199-214].
Следующая более многочисленная группа старообрядцев была поселена на Чикое,
Урлуке в конце 1766 и в феврале 1767 гг., а также в Мухоршибирских деревнях.
В теченни двух лет по Хилку и по Тугную в семи селениях было поселены 680 душ, а
по Чикою в девяти селениях – 1188 человек.
Во второй половине XVIII века основную часть населения Забайкалья составляли
казаки, которых называли сибиряками. Старообрядцы выделялись среди них речью,
одеждой и образом жизни. Многие эти особенности дошли до наших дней. Говор "семейских",
хранящий великорусские основы, но смешанный с белорусскими, украинскими
влияниями, сохраняется до сих пор. Страсть к расписным воротам, красочные избы у
старообрядцев связывают с традицией белоруссов и украинцев белить, расписывать
свои дома.
Приверженцы старой веры, будучи опытными земледельцами от природы, благодаря
своим знаниям в сельском хозяйстве, сильной общинной организации и невероятной
работоспособности, быстро зарекомендовали себя как превосходные крестьяне. Их
поселения вскоре превратились в основные источники зерна в регионе. В обработке
земли они использовали соху и сабан, а также первыми в Сибири внедрили плуг. Для
боронования применяли плетеные бороны с деревянными, а затем и рамочные
деревянные бороны с железными зубьями. Они культивировали яровую рожь, пшеницу,
овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, а также различные овощи, включая капусту,
морковь, лук, чеснок, редьку, репу, брюкву, редис, укроп, свеклу, а позднее и
картофель, который староверы поначалу называли "чертовыми яблоками" и долго не
хотели выращивать. Для орошения полей и огородов они сооружали запруды на реках
и рыли канавы. Разведение скота играло второстепенную роль в их хозяйстве.
Поселения староверов в Забайкалье характеризовались значительной
протяженностью. Обычно они состояли из нескольких улиц, располагавшихся в один
или два ряда по берегам рек и небольших речек. В архитектуре сохранялись
традиционные принципы русской крестьянской усадьбы. Передний двор включал в себя
жилой дом, иногда зимнюю избушку, амбар для хранения зерна, погреб, навес для
сельскохозяйственной техники и инструментов. На заднем дворе размещались
строения для скота: стайки, зимовники, коровники, конюшни, сеновалы, сооружения
для сушки зерна и овины, а за ними – баня. Вся территория усадьбы была обнесена
высоким ограждением, часто из плотно пригнанных досок или жердей, а иногда
задний двор защищали частоколом или плетнем. В качестве жилья использовались
четыре основных типа строений: четырехстенная изба, представляющая собой сруб с
сенями или без, пятистенная изба, шестистенная изба («связь») и круглый дом.
Дома возводили из сосновых бревен, используя рубку углов «в чашку» или «в обло»,
иногда «в лапу», при этом для нижних и верхних венцов часто применялась
лиственница.
Забайкальские старообрядцы отличались самобытным и величественным стилем в
одежде, который начал формироваться еще в XVII – начале XVIII веков, когда они
проживали на территории Польши. Женский наряд включал элементы, характерные для
среднерусской и северорусской традиций: рубахи, прямые и клиновидные сарафаны,
пояса, передники (запоны), кички и кокошники. Названия, используемые для
описания одежды и украшений, таких как девичьи повязки с бисером, жерелки и
"жемчуг", перекликались с теми, что были приняты в северных регионах России.
В костюмах семейских прослеживаются также южнорусские влияния, проявляющиеся
в использовании бисера, различных украшений, косников, дутых бус, а также в
декорировании цветами (как живыми, так и искусственными) и перьями птиц, в
частности, селезня. Присутствуют элементы, заимствованные из украинской и
белорусской культур, а также от бурят, например, доха, меховая шапка (малахай) и
обувь (унты, пимы). Девичьи головные уборы представляли собой повязки с открытой
верхней частью, мягкие или с твердым очельем, украшенные бисером и бахромой.
Женские головные уборы – кички – состояли из собственно кички с рогом,
украшенной бисером на лбу и висках (в Бурятии), кокошника, имеющего форму копыта
(в районе Чикоя), назатыльника и шали из атласа или кашемира, особым образом
повязанной сверху. Общепринятые русские традиции сохранялись в покрое зипунов,
халатов и шуб. В мужском костюме, как отмечала Г.С. Маслова, сочетались русская
рубаха и штаны, типичные для украинской и белорусской культуры. Традиционная
женская одежда по-прежнему используется и в наши дни. Семейские любят наряжаться
и уделять внимание своему внешнему виду, что особенно заметно в праздничных
костюмах, сшитых из дорогих и ярких тканей, таких как атлас, кашемир, бурса,
канфа, шелк и плис.
Кулинарные традиции семейских имели свои особенности, определяемые наличием
постных (среда, пятница, иногда понедельник) и скоромных дней. В пост
употребляли блюда из растительных продуктов, без добавления яиц, а в некоторые
дни разрешалась рыба. В мясоед преобладали мясные блюда: щи, супы с мясом,
жареное мясо (жаренина) с картофелем, котлеты, каши, саломат, молочные продукты
(масло, сметана, творог, простокваша), яйца и яичница. Пекли булки, ковриги,
калачи, пироги (с рыбой, грибами, ягодами, луком, капустой, морковью, творогом),
маленькие пирожки (пироженники) с той же начинкой, пампушки и хворост.
Праздничные и обрядовые блюда отличались особой щедростью и разнообразием, среди
них – кутья, оладьи, блины, курники, сгибни и каши. Напитки готовили из
дикорастущих растений, таких как иван-чай (скрипень), курильский чай (турусульник),
бадан, брусничник, березовый гриб (чага), шульта, ревень и листья смородины.
Коллективизация сильно изменила жизнь семейских. В прошлом у них правила
регулировали буквально все аспекты жизни — от времени сбора даров леса до дня,
когда нужно было мыть избу. Старовер бы никогда не курил, не использовал одну и
ту же посуду для постной и мясной пищи и не делил стол с иноверцами. Гостя, не
принадлежащего к раскольникам, кормили отдельно из "гостевых" приборов.
Теперь народные костюмы семейских надеваются лишь по праздникам, а смешанные
браки стали привычной нормой, при этом дети из таких союзов зачастую не
воспитываются в обрядах старообрядцев.
Однако, ввиду давних обычаев, местные жители продолжают оставаться
замкнутыми: не контактируют с чужаками без надобности, калитки, ворота закрыты,
автомобили прячут во дворе. Деревенские улицы ухожены, раскрашенные избы все еще
выделяются как жилища семейских.
Как и их предшественники, семейские почитают древние праздники: Святки,
Масленицу, Купалу, а истинным началом года для них является 1 сентября по
старому стилю (14 сентября по новому). Праздники отмечаются как с народными
гуляньями, так и в узком кругу с застольем и песнями.
Приход семейских положил начало интенсивному заселению западных районов
Забайкалья. Исторические источники, отчеты должностных лиц и записки
путешественников подтверждают, что староверы успешно справились с поставленной
правительством задачей – освоением забайкальских земель и развитием здесь
стабильного земледелия.
Старообрядческое население Забайкалья сыграло значимую роль в развитии этого
плодородного края. Обладая передовыми методами обработки земли и
приспосабливаясь к местным природным условиям, они переняли некоторые приемы
ведения скотоводства у бурят, наладив с ними прочные экономические, бытовые и
торговые связи. Аналогичные отношения взаимовыгодного сотрудничества и обмена
опытом сложились у них и на Дальнем Востоке с коренными народами, у которых они
позаимствовали навыки охоты и рыбной ловли.
ТАРБАГАТАЙ. МУЗЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ СТАРООБРЯДЦЕВ
В 2006 году в селе Тарбагатай открылся Музей истории и культуры
старообрядцев. Он создан благодаря усилиям священника — отца Сергия. В коллекции
музея есть дораскольные книги, иконы, сарефаны XVIII–XIX веков из шелка,
польские янтари, домашняя утварь, старинная мебель. Общее число экспонатов
достигает 700.
Сегодня кажется, что в Тарбагатае остановилось время, тут всё пропитано
культурой старообрядчества. При этом жители бережно хранят свои
верования, традиции, они дружелюбны и рады туристам, для которых устраивают
костюмированные представления. В селе открыт музей «Элементы семейской старины».
Путешествие в мир семейских — это возможность увидеть архитектурное наследие,
например, старинные резные терема и деревянные храмы, которые являются
настоящими шедеврами деревянного зодчества. Жители семейских деревень бережно
сохраняют обычаи, ремесла своих предков, передавая их из поколения в поколение.
Туристы могут принять участие в местных праздниках, почувствовать ритм народной
музыки, попробовать национальные блюда, научиться различным традиционным
ремеслам.
Для тех, кто ищет глубины исконно русских традиций и хочет открыть для себя
неизведанные уголки России, поездка в Семейские деревни Бурятии станет
незабываемым путешествием в мир гармонии природы, культуры, где каждый
камень, дерево пропитаны историей и душой народа. Погрузитесь в атмосферу
прошлого, откройте для себя удивительный мир, полный доброты, искренности и
традиционной красоты.
В музеев под открытым небом есть много мест для эффектных фотографий. Здесь
можно снять кадры в домах, где раньше обитали купцы и крестьяне.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|