Семейские. Староверы. Гид по Бурятии.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РОССИИ
ИСТОРИЯ БУРЯТИИ
СЕМЕЙСКИЕ
Семейские — это уникальное культурное явление и одно из самых интересных мест в
Бурятии, которое привлекает внимание своим богатым историческим
наследием, самобытной культурой. Расположенные в Закамне и его окрестностях,
семейские деревни открывают завесу в прошлое, где традиции старообрядцев до сих
пор остаются живыми, актуальными. Здесь каждый желающий может прикоснуться к
истории, насладиться истинной русской культурой. Ощутить атмосферу уютного
деревенского быта.
В середине XVII века в России произошли серьезные изменения в православной
церкви под руководством патриарха Никона, который инициировал реформу
богослужений. Реорганизация предполагала приближение церковных обрядов к
греческой традиции. С этого момента крестное знамение стали совершать тремя
пальцами вместо двух. Тексты молитв переписывались, а книги с прежними текстами
уничтожались через сожжение. Таким образом, церковь раскололась на две части.
Те, кто оставался верен старым обычаям, были объявлены еретиками и
раскольниками.
Сторонники дореформенной традиции, именуемые старообрядцами, спасались от
преследования в удаленные регионы: на Русский Север, Урал и заграницу.
Значительная группа крестьян из Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Белгорода
и Орла нашла убежище в поселении Ветка на территории современного Гомеля в
Беларуси. В XVII веке эта зона принадлежала тогдашней польской Речи Посполитой.
Раскольники прожили здесь почти столетие среди белорусов, украинцев, поляков.
В 1764 году Екатерина II распорядилась переселить веткинских беглецов в
Сибирь, где они обустраивали новые поселения на Алтае и вблизи Иркутска. Уже
часть из них ушла дальше, за Байкал. Поскольку эти переселенцы прибывали не
поодиночке, а в больших семейных группах, местные жители стали называть их «семейскими».
Они селились компактными общинами, образуя новые деревни и поселки. Этот народ,
несмотря на трудные исторические испытания, смог сохранить свои обычаи,
религиозные взгляды, особенности быта, не смешиваясь с православными, сохранив
свои особенные физические, нравственные характеристики. Семейские быстро
привыкли к новым условиям, строили дома, занимались хозяйственной деятельностью.
Во второй половине XVIII века основную часть населения Забайкалья составляли
казаки, которых называли сибиряками. Старообрядцы выделялись среди них речью,
одеждой и образом жизни. Многие эти особенности дошли до наших дней. Говор "семейских",
хранящий великорусские основы, но смешанный с белорусскими, украинскими
влияниями, сохраняется до сих пор. Страсть к расписным воротам, красочные избы у
старообрядцев связывают с традицией белоруссов и украинцев белить, расписывать
свои дома.
Коллективизация сильно изменила жизнь семейских. В прошлом у них правила
регулировали буквально все аспекты жизни — от времени сбора даров леса до дня,
когда нужно было мыть избу. Старовер бы никогда не курил, не использовал одну и
ту же посуду для постной и мясной пищи и не делил стол с иноверцами. Гостя, не
принадлежащего к раскольникам, кормили отдельно из "гостевых" приборов.
Теперь народные костюмы семейских надеваются лишь по праздникам, а смешанные
браки стали привычной нормой, при этом дети из таких союзов зачастую не
воспитываются в обрядах старообрядцев.
Однако, ввиду давних обычаев, местные жители продолжают оставаться
замкнутыми: не контактируют с чужаками без надобности, калитки, ворота закрыты,
автомобили прячут во дворе. Деревенские улицы ухожены, раскрашенные избы все еще
выделяются как жилища семейских.
Как и их предшественники, семейские почитают древние праздники: Святки,
Масленицу, Купалу, а истинным началом года для них является 1 сентября по
старому стилю (14 сентября по новому). Праздники отмечаются как с народными
гуляньями, так и в узком кругу с застольем и песнями.
В 2006 году в селе Тарбагатай открылся Музей истории и культуры
старообрядцев. Он создан благодаря усилиям священника — отца Сергия. В коллекции
музея есть дораскольные книги, иконы, сарефаны XVIII–XIX веков из шелка,
польские янтари, домашняя утварь, старинная мебель. Общее число экспонатов
достигает 700.
Сегодня кажется, что в Тарбагатае остановилось время, тут всё пропитано
культурой старообрядчества. При этом жители бережно хранят свои
верования, традиции, они дружелюбны и рады туристам, для которых устраивают
костюмированные представления. В селе открыт музей «Элементы семейской старины».
Путешествие в мир семейских — это возможность увидеть архитектурное наследие,
например, старинные резные терема и деревянные храмы, которые являются
настоящими шедеврами деревянного зодчества. Жители семейских деревень бережно
сохраняют обычаи, ремесла своих предков, передавая их из поколения в поколение.
Туристы могут принять участие в местных праздниках, почувствовать ритм народной
музыки, попробовать национальные блюда, научиться различным традиционным
ремеслам.
Для тех, кто ищет глубины исконно русских традиций и хочет открыть для себя
неизведанные уголки России, поездка в Семейские деревни Бурятии станет
незабываемым путешествием в мир гармонии природы, культуры, где каждый
камень, дерево пропитаны историей и душой народа. Погрузитесь в атмосферу
прошлого, откройте для себя удивительный мир, полный доброты, искренности и
традиционной красоты.
В музеев под открытым небом есть много мест для эффектных фотографий. Здесь
можно снять кадры в домах, где раньше обитали купцы и крестьяне.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|