Донской монастырь. Достопримечательности Москвы. К югу от центра города, юг, юго-запад, юго-восток Москвы.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ
ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ
ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Донской монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в Москве.
В конце июня 1591 года в Москву пришла весть о том, что хан Казы-Гирей со
своим войском идёт на столицу. Когда хан был уже недалеко от Москвы, царь Федор
Иоаннович приказал совершить Крестный ход вокруг города с Донской иконой Божией
матери и поставить ее в стане русского войска в палаточную церковь, которую
освятили в честь преподобного Сергия Радонежского. Всю ночь царь молился перед
Донской иконой для избавления Москвы от вражеского войска. Во время бессонной
ночи, которую провёл царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее
правильность его действий. Когда отряды неприятеля подступили к русскому стану,
произошло несколько локальных стычек, но крупный бой так и не начался. Войско
Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство,
бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.
Донской монастырь был заложен по указу Фёдора Иоанновича в 1593 году на так
называемом «Диком поле» - том месте, где стояли русские воины перед битвой с
татарскими отрядами. Собор воздвигли именно там, где стояла походная церковь с
Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали
Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».
Икону Богородицы в 1380 году казаки подарили Дмитрию Иоанновичу за победу в
Куликовской битве. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города
Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с
иконы был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была
поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее
перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого
времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз,
когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о
помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в
русский стан для укрепления ратников.
Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы
Пресвятой Богородицы, впоследствии названный «трапезным», а после возведения
Большого собора стал именоваться - Малым. Учитывая высокое качество архитектуры
и уникальность этого храма, возможно, что этот храм строил московский мастер
Федор Конь (возможно принимал участие), который также возводил стены Белого
города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в
оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять
Москву от неприятеля.
В период Смуты, в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили
поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель
пребывала в запустении и была приписана к Андреевскому монастырю. С начала XVII
века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича обитель начала
возрождаться.
Монастырь становится «богомольем царей»: сюда совершались Крестные ходы, в
которых принимали участие Государи. Обширное каменное строительство начинается в
монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы
Богородицы, ныне именуемого Большим собором. В это же время с 1686 по 1711 годы
возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в
архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.
В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный
иерарх Имеретинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени
Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и
культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150
представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков,
породнившихся с представителями родовитых российских семей.
В 1745 году, по указу Святейшего Синода, обитель получает статус
ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из
Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным
причинам этого не произошло.
Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на
кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели
последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века
Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась
обширная духовно-просветительская работа.
В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона,
при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь
восстанавливается. На протяжении всего 19 века
продолжается формирование архитектурного ансамбля монастыря. В 1834 году в
монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для
поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно. Донской
монастырь в Москве известен тем, что здесь провёл большую часть своего
заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся
травле советской властью после Октябрьской революции 1917 года.
Почти до самой своей смерти, последовавшей 7 апреля 1925 года, Патриарх
находился в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В
Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание
Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора
монастыря.
В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще
оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все
монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а
братия монастыря была разогнана и репрессирована. Монастырские постройки были
заняты под антирелигиозный музей, интернат, фабрику, молочную ферму. В 1935 году
на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры,
относившийся к Академии архитектуры СССР, учрежденной в 1931 году.
На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского
зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. Были перенесены шесть
горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также
фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие
малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в
Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной
арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку
восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов
вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились
два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела
Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной
скульптуры.
В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского
монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма
Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь. В
1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской
Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь
был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|