Военно-морской музей в Москве.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ
ЗАПАД СТОЛИЦЫ
Военно-морской музей в Москве.

Военно-морской музей в Москве, расположенный в живописном парке Северное Тушино, является уникальным местом,
которое привлекает как местных жителей, так и гостей столицы. Этот музей на открытом воздухе предлагает посетителям
возможность ближе ознакомиться с историей российского флота и увидеть настоящие военные корабли, которые
сыграли важную роль в морской истории страны.
Музей занимает территорию красивого парка, где исторические экспонаты
органично вписываются в природный ландшафт. Среди самых впечатляющих объектов
здесь можно увидеть подводную лодку Б-396, также известную как "Новосибирский
комсомолец", которая входила в состав флота Военно-морских сил СССР.
Открытие музейного комплекса на территории парка «Северное Тушино»,
посвящённого истории Военно-Морского Флота России, состоялось 26 июля 2006 года.
Посетители музея могут ознакомиться с внутренним устройством дизельной подводной
лодки Б-396, также пройтись по верхней палубе, осмотреть экраноплан «Орлёнок» и
десантно-штурмовой катер «СКАТ».
ГЛАВНЫЕ ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ
- Заложенная на заводе "Красное Сормово" в Горьком, субмарина Б-396
была построена в период с 1979 по 1980 год. Ее включение в состав ВМФ
состоялось 24 октября 1980 года. С 1981 года она выполняла боевые задачи в
составе 4-й Краснознаменной эскадры подводных лодок Северного флота,
удостоенной ордена Ушакова I степени. В период несения службы подлодка
совершала походы в акватории Средиземного моря, выполняла миссии в Северной
и Южной Атлантике, вблизи западного побережья Африканского континента, а
также в Баренцевом и Норвежском морях.
После исключения из состава флота в 1998 году, субмарина,
вместе со сторожевым кораблем "Дружный", была приобретена правительством
Москвы для создания экспозиции, посвященной истории отечественного флота. Предполагалось разместить оба судна на
Кремлевской набережной, в дальнейшем приняли решение установить
подводную лодку в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в виде
монумента на четырехметровом постаменте. В начале 2000 года на
производственном объединении "Севмаш" в Северодвинске (Архангельская
область) по заказу московского правительства начались работы по ее
переоборудованию. Через два года основная часть работ по демонтажу
вооружения была завершена.
Впоследствии и субмарина, и корабль были отбуксированы к причалам ОАО ТПФ "Портхладокомбинат"
на восточном берегу Химкинского водохранилища, где в течение нескольких лет
находились в состоянии, близком к заброшенному. В зимние месяцы существовала
серьезная опасность их повреждения льдом и затопления. Поддержание
плавучести судов осуществлялось благодаря самоотверженным усилиям
немногочисленных экипажей. В начале 2003 года рассматривался вариант
размещения подлодки у причала на набережной Тараса Шевченко в районе
пешеходного моста "Багратион", но окончательным решением Правительства
Москвы, закрепленным Постановлением № 969-ПП от 18 ноября 2003 года, стало
размещение субмарины у западного берега Химкинского водохранилища
примыкающего к парку отдыха Северное Тушино.
Внутреннее пространство субмарины подверглось значительным преобразованиям.
В частности, возле стандартных люков, соединяющих отсеки, созданы проходы во
всю высоту, чтобы обеспечить доступ в музей для посетителей с ограниченной
мобильностью. Прежний машинный отсек был полностью очищен от механизмов и
теперь служит местом для музейной экспозиции. В корпусе лодки, в носовой и
кормовой частях, проделаны отдельные входы и выходы для удобства
посетителей.
Все шесть торпедных аппаратов остались нетронутыми, наряду с некоторым
количеством мин и торпед. Главный командный пункт субмарины переоборудован в
выставочный зал, где гости смогут увидеть, в каких условиях жили члены
экипажа.
- Экраноплан А-90 «Орлёнок» – это советский экраноплан
транспортно-десантного назначения, созданный в КБ под руководством Р.Е.
Алексеева. В военно-морском флоте СССР он классифицировался как Малый
Десантный корабль-Экраноплан (МДЭ) проекта 904, имевший кодовое название
«Орлёнок». На вооружение советского флота он поступил в ноябре 1979 года.
Аппарат был способен покидать зону экранного эффекта и переходить в режим
самолетного полета, набирая высоту до 3 километров.
«Орлёнок» предназначался для оперативной доставки морских десантных групп на
расстояние до 1500 км, при этом он мог взлетать при волнении моря до 2
метров и развивать скорость от 400 до 500 км/ч. Посадка и высадка десанта и
техники осуществлялась через откидную носовую часть, которая поворачивалась
вправо вместе с кабиной экипажа и стартовыми двигателями. Транспортное
средство могло вместить до 200 морских пехотинцев со штатным вооружением или
два бронетранспортера (танк, БТР, БМП). Благодаря возможности полета в
самолетном режиме и посадке на любую водную поверхность, экранопланы могли
оперативно перебрасываться из акватории Каспийского моря в Черноморский
бассейн. Вооружение экранолёта состояло из турельной пулемётной установки
«Утёс-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана
насчитывал 9 человек.
На опытном заводе "Волга" было собрано всего пять аппаратов типа "Орлёнок".
Все эти "Орлята" поступили на службу в морскую авиацию, где из них была
сформирована 11-я отдельная авиационная группа, подчинявшаяся
непосредственно Главному штабу морской авиации.
После смерти министра оброны СССР Д.Ф.Устинова в 1984 году программа была
свернута, а средства перенаправлены на строительство атомных субмарин. До
2007 года четыре построенных "Орлёнка" находились на базе ВМФ в Каспийске в
разной степени сохранности. В июне 2007 года наиболее сохранившийся аппарат
был доставлен по Волге в Москву, где его разместили в музее ВМФ.
- В июне 2007 года в музейный комплекс из Каспийска был транспортирован
десантно-штурмовой катер на воздушной подушке "Скат".
Серийное производство этих катеров началось в 1970 году на двух
предприятиях: Зеленодольском заводе имени A.M. Горького (где было
произведено 6 единиц) и в Феодосийском объединении "Море" (выпустившем 19
единиц). Десантно-штурмовой катер на воздушной подушке проекта 1205 "Скат",
завершив свою службу в составе военно-морского флота, по решению
правительства Российской Федерации и постановлению правительства Москвы, был
передан на вечное хранение в музейно-мемориальный комплекс, посвященный
истории Военно-морского флота России. Его доставили буксиром из Каспийска по
внутренним водным путям страны и разместили в акватории Химкинского
водохранилища в Москве.
В конструкции катера четко выделяются три секции: отсек управления,
десантный отсек и машинное отделение. Для улучшения аэродинамики и
уменьшения высоты надводной части, ходовая рубка частично утоплена в корпусе
судна. В десантном отсеке размещаются морские пехотинцы с личным оружием.
Высадка на берег осуществляется через пять откидных дверей, расположенных по
бортам и перед рулевой рубкой. Десантный катер установлен на специально
оборудованной платформе и соединен с береговой линией посредством переходных
мостиков с ограждениями. В настоящее время доступен внешний осмотр катера во
время пешеходной экскурсии по набережной музейного комплекса.
- Интерактивный тренажер, воссоздающий пилотирование экраноплана
"Орлёнок", открыл свои двери для первых пользователей. Этот
образовательный симулятор виртуального пилотирования (СВП) представляет
собой имитацию кабины десантного экраноплана "Орлёнок", разработанную для
моделирования полетов и выполнения боевых операций с использованием
реалистичных элементов управления и навигационного оборудования. Благодаря
системам СВП, в том числе системе трехмерной панорамной визуализации, у
посетителей формируется ощущение полного погружения и присутствия на борту
экраноплана в движении.
Интерактивные экспозиции музея позволяют погрузиться в атмосферу морских
достижений России. В ходе экскурсий можно узнать о героических подвигах моряков,
о развитии флота на протяжении столетий, а также о современных технологиях и
разработках, используемых в мореплавании. Особое внимание уделяется
образовательным программам для детей, которые позволяют юным посетителям узнать
больше о военной истории и профессиях, связанных с морем.
Парк Северное Тушино, в котором расположен музей, также предлагает множество
других развлечений. Посетители могут насладиться прогулкой по уютным дорожкам,
отдохнуть в тени деревьев, а также поиграть на многочисленных спортивных
площадках. В теплое время года парк становится популярным местом отдыха на
открытом воздухе, где можно устроить пикник или покататься на велосипеде.
Для туристов, приезжающих в Москву, посещение Военно-морского музея и парка
Северное Тушино становится увлекательным и познавательным мероприятием. Это
замечательная возможность окунуться в историческое прошлое России и получить
новые впечатления от времени, проведенного на свежем воздухе. Завораживающие
пейзажи парка и интересные экспозиции музея сделают ваше путешествие по Москве
по-настоящему незабываемым.
|