Пекин. Запретный город. Музей Гугун.
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО КИТАЮ
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИТАЯ
ПЕКИН. ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД (МУЗЕЙ ГУГУН)
Музей Гугун или как ещё его называли --
Цзыцзинчэн ("Пурпуровый запретный город")
расположен в центре города Пекина, рядом с
площадью Тяньаньмэнь. На севере от Ворот
Тяньаньмэнь и ворот Дуонмэнь находятся
парадные ворота в Музей Гугун - Умэнь ("Полуденные
ворота"). Над ними возведено великолепное
сооружение, обычно называемое Уфэнлоу("Башня
пяти фениксов").
Строить его начали ещё при Минской
династий в 1420 г. Строился целых 14 лет. Ширина
всего Запретного города с востока до
западной части 760 м, с юга на север 960 м.
Полезная площадь 150 тысяч кв.м. В нём более 9
тысяч помещений. С четырех сторон он
обнесен стеной высотой 10 м. В стенах имеется
четверо ворот. Ворота, выходящие прямо на юг,
называются Умэнь. Это парадные ворота. В
башне этих ворот есть колокол и барабан.
Когда император шел возносить молитвы в
храм или кумирню, он всегда выходил из ворот
Умэнь. Когда он направлялся в Храм
Земледелия, то при его выезде ударяли в
колокол, а когда он входил в Таймяо ("Храм
предков"), то били в барабан. При Цинской
династии, когда одерживали победы, здесь
согласно обычаю устраивались церемонии --
приношения пленных в дар императору. Сейчас
эта башня служит помещением для временных
выставок. Вокруг стены проходил канал,
ширина которого 52 метра.
Северные ворота носят название Шэньумэнь.
При Минской династии они назывались
Сюаньумэнь. Но при императоре Канси их
переименовали в Шэньумэнь, так как в
имени этого императора имеется иероглиф
Сюань, а по обычаю название любого
предмета не должно совпадать с именем
императора. На башне этих ворот также
имеются один колокол и один большой
барабан. Каждый день при наступлении
сумерек и на рассвете сначала делали 108
ударов по колоколу, а потом в барабан. Эти
ворота расположены напротив парка
Цзиншань.
Восточные боковые ворота называются Дунхуанмэнь,
а западные -- Сихуамэнь. Гугун --
прежняя резиденция императоров Минской и
Цинской династий. Здесь на протяжении 491
года вершили делами имеперии 24
императора. При Минской династии -- 14
императоров, а при Цинской -- 10. А теперь
эта резиденция -- Музей, где хранятся
свыше 900 тысяч экспонатов.
Музей Гугун является самым большим
архитектурно-художественным музеем
нашей страны. Само сооружение является
одним из величайших исторических
достижений культуры нашей страны.
Сохранив традиционные формы китайского
зодчества, соединив в себе
величественность форм, архитектурное
совершенство и строгий порядок
расположения, оно представляет собой
один их самых блестящих архитектурных
памятников мира и является жемчужиной
многовековой культуры нашей Родины. Это
самый грандиозный и самый целостный из
сохранившихся архитектурных ансамблей.
ЭКСКУРСИЯ В ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД
Весь комплекс дворца состоит из двух
главных частей, внешней и внутренней.
При входе в парадные ворота Умэнь
прежде всего видите пересекающий площадь
канал -- Нэйцзиньшуйхэ("Внутренняя река
с золотой водой"), через который
переброшено пять красивых мраморных
мостиков. По берегам канала,
облицованного также белым мрамором,
тянутся извилистые перила самой
разнообразной формы, напоминающие своим
видом драгоценный нефритовый пояс.
Севернее мостов находятся главные
дворцовые ворота Тайхэмэнь("Ворота
высшей гармонии"). За ними расположен
еще один обширный двор. В центре его
северной стороны возвышается массивный
постамент, высотой в 8 м, где один за
другим расположены павильоны: Тайхэдянь("Павильон
высшей гармонии"), Чжунхэдянь("Павильон
полной гармонии") и Баохэдянь("Павильон
сохранения гармонии"), Эти три
павильона являются важнейшим
архитектурным комплексом Внешнего двора
императорского. Они предназначены для
проведения государственных и придворных
церемониалов.Тайхэдянь по архитектуре и
отделке представляет собой уникальнай
образец, не имеющий себе равных не только
по сравнению с другими павильонами
Гугуна, но и во всей коллекции деревянных
конструкции древнего Китая.
Павильон Тайхэдянь служит местом, где
устраивались официальные дворцовые
приемы. Он является самым большим
сооружением Гугуна. Высота его 35,5 м,
ширина 63,96 м, глубина 37,2 м, площадь более
2300 кв.м. Крышу павильона поддерживают 86
деревянные колонны диаметром в один метр,
шесть из них, окружающие трон, позолочены
и украшены резными изображениями
извивающихся драконов. Трон установлен
на постаменте, перед которым изящные
бронзовые журавли -- символ успеха и удачи,
курильницы, большие медные треножные
сосуды -- символ трона, позади трона ширма
тонкой работы.
Вход в павильон Тайхэдянь охраняют
свирепо ощерившиеся бронзовые львы,
олицетворяющие силу власти.
На просторной плащадке перед
павильоном установлены большая
бронзовая черепаха, поднявшая кверху
клыкастую, почти волчью пасть -- символ
долголетия, бронзовый длинноногий
журавль, как символ успешного
продвижения по лестнице чинов, большие
медные треножники и другие великолепно
выполненные скульптуры и изделия.
Павильон Тайхэдянь был построен в 1417 г.,
в 1645 году был перестроен, затем после
пожара вновь восснатовлен в 1697 г. При
Минской и Цинской династиях ежегодно в
канун Нового года, т.е. 1 января по старому
стилю --праздника (Зимнего солнцестояния),
дня рождения императора, также в день
вступления на престол императора
проводились торжественные церемонии.
Объявлялись важнейшие правительственные
указы. После оглашения указы опускали с
бышни ворот в клюве деревянного феникса,
помещали в паланкин, украшенный
изображениями дракона и отправляли в
министерство церемоний, откуда копии его
рассылались по всей стране. В дня
государственных праздников и торжеств
император принимал поздравления и
устраивал приемы. А ещё в этом павильоне
император назначал военноначальников
экспедиционных войск и присутствовал на
государственных экзаменах.
Еще следовало бы уделить несколько слов
совершенно пустому двору, который
находится перед павильоном Тайхэдянь.
Площадь этого двора более 30000 кв. м. Всякий
раз во время дворцовых церемоний в этом
дворе выстраивались в строгом порядке
ряды вооруженных стражников, в порядке
субординации стояли на коленях лицом к
северу гражданские и военные сановники.
Из многочисленных треножников и
курильниц поднимались дым благовоний,
усиливая и без того таинственную
атмосферу, окружавшую императора.
Павильон Чжунхэдянь был построен при
Минской династии и назывался Хуагайдянь
и Чжунцзидянь. При Цинской династии в 1645
году был перестроен и переименован в
Чжунхэдянь. Он служил местом, где
император отдыхал перед началом
церемоний, здесь же совершались
репетиции ритуала, Император перед тем,
как отправлялся в Храм Неба(21 Июня), в Храм
Земледелия (22 ноября) для молебствий
здесь знакомился с содержанием молитв. А
ещё ежегодно в канун Нового года
император устраивал тут банкеты, на
которые приглашались вассальные князья.
Павильон Баохэдянь расположен за
Чжунхэдянь. Его начали строить в 1420 г.
Первоначальное его название было
Цзиньшэньдянь, после же переименовало на
Цзяньцзидянь. В 1625 г. перестраивался, а в
1645 г. назван Баохэдянь.
Павильон Баохэдянь вначале был
предназначен для пиров. Особенно при
Цинской династии 1января по старому стилю
и 15 января император ежегодно приглашал
монгольских и уйгурских князей в
павильон Баохэдянь на банкеты.
Накрывались 70 столов, закалывали 63 барана
и вскрывали 70 бутылок вина. Вовремя таких
банкетов музыканты исполняли
монгольскую традиционную музыку и песни.
Но со времени императора Юнчжэна(с 1723 г.)
павильон Баохэдянь был предназначен для
приема высших государственных экзаменов.
Если строго придерживаться центральной
линии на север, за павильоном Баохэдянь
вы увидите ворота Цяньцинмэнь("Ворота
небесной чистоты"). Эти ворота были
построены при Минской династии и
перестроены при Минской династии и
перестроены в 1655 г. Императоры Цинской
династии иногда принимали здесь
официальные доклады. В этот день
устраивался трон и начальники всех
ведомств по очереди докладывали о своих
делах. Слева от ворот находилась
канцелярия высших гражданских и военных
сановников.
Затем надо пройти через ворота
Цзяньцинмэнь, чтоб очутиться на задней
половине дворцового ансамбля Гугун, где
размещены внутренние покои. По
центральной линии выстроились дворцы
Цяньцингун("("Дворец небесной
чистоты"), Цзяотайдянь("Дворец
общения неба и земли") и Куньнингун("Дворец
земного спокойствия"), по обе стороны
от них расположены шесть восточных и
шесть западных дворцов.
Дворец Цяньцингун был построен в период
Минской династии, перестроен в 1797 г. В
этом дворце находилась опочивальня
императора. Здесь же император занимался
повседневными государственными делами,
просматривал документы, делал
распоряжения. В праздничные дни здесь
устраивались пиры, на которые император
приглашал своих сановников. В конце
правления Цинской династии в этом дворце
императоры принимали глав иностранных
дипломатических миссий. В восточном
флигеле хранились: головной убор, костюмы,
обувь императора, а в западном флигеле
помещался кабинет императора.
Второе здание по счету павильон
Цзяотайдянь был построен при Минской
династии, перестроен в 1697 г. Он служил
залом для семейных торжественных
мероприятий. Во времена Мин и Цин именно в
этом зале устраивались торжества по
случаю дня рождения императрицы. При
Цинской династии здесь хранилась
императорская печать. 25 главных печатей
хранились при императоре Цзяньлуне. С
правой стороны установлены киатйские
древние водяные часы -- они состоят из
трех медных воронок, под которым сидит
будда, держащий в руках циферблат. Вода
наливается сверху и проходит через
воронки. На циферблате показывается
время. Слева находятся большие куранты,изготовленные
мастерами нашей страны свыше 200 лет тому
назад.
Дворец Куньнингун был построен при
Минской династии, перестроен в 1655 г. В
период Минской династии в нем была
опочивальня императриц. В период Цинской
династии этот дворец использовался по
назначению только во время свадьбы
императоров, обычно в его приемных
комнатах устраивались религиозные
церемонии поклонения духам и приношение
им жертв. После свадебной церемонии
императрица должны была прожить здесь
три дня.
Позади дворца Куньнингун находится
выставка самых разнообразных часов.
По объему дворцы Цяньнингун, Цяотайдянь
и Куньнингун значительно уступают трем
большим павильонам внешнего двора.
За дворцом Куньнингун -- ворота
Куньнинмэнь. За ними раскинулся пышный
императорский сад Юйхуаюань. Через этот
императорский сад дорога приводит к
выходу Шэньумэнь("Ворота всемогущих
духов").
По обе стороны центральной линии
ансамблей разместился лабиринт дворцов,
двориков, соединенных друг с другом
проходами и воротами. Это целый мир, когда-то
отрезанный от жизни, но богатый, пышный и
строго регламентированный. В этих
дворцах жили император, императрица,
наложницы императора, его дети, родичи --верхушка
феодально - крепостнической власти,
свергнутой в результате буржуазной
революции 1911 г.
В основные западные дворцы и павильоны(построенные
при Минской династии) входят:
- Павильон Тайцзидянь, был построен при
Минской династии, перестроен в 1683 г.
Сейчас здесь помещается выставка
художественных эмалевых изделий.
- Дворец Юншоугун("Дворец вечного
долголетия")был построен при Минской
династии. В течение 200 лет этот дворец
был складом для павильона Янсиндянь("Павильон
сбережения сердца"). Сейчас здесь
экспонируются лаковые изделия.
- Дворец Чанчуньгун("Дворец вечной
весны") был построен при Минской
династии, перестроен в 1683 г. Здесь
находится гроб жены императора
Цзяньлуна. В 1884 г. при императрице Цыси
здесь устраивали музыкальную драму.
- Дворец Сяньфугун был построен при
Минской династии, перестроен в 1683 г.
Когда умирал кто-нибудь из родичей
императоров, то здесь они пребывали в
трауре. Сейчас здесь помещается
выставка письменных принадлежностей.
- Дворец Икунгун был построен при
Минской династии, перестроен в 1655 г.
Здесь теперь тоже экспонируются
художественные эмалевые изделия.
- Дворец Чусюгун был построен тоже при
Минской династии. Жена императора
Цзяцина одно время жила здесь. Здесь
также жила императрица Цыси, когда она
была ещё наложницей и потом, когда
управляла страной.
- Дворец Тихэдянь, который был построен
в 1802 г. Здесь Цыси выбирала невесту для
сына-императора Гуансюй. Сейчас здесь
экспонируются художественные эмалевые
изделия.
- Павильон Янсиньдянь. Он был построен
при Минской династии. Начиная с
третьего императора Юнчжена Цинской
династии, все императоры жили в этом
павильоне и обсуждали государственные
дела. Здесь также принимали чиновников
из разных провинций.
- Дворец Цынингун. Он был построен при
Минской династии, перестроен в 1790 г.
Здесь жили матери императоров как
Минской, так и Цинской династий. Когда
подходило время принцессам выходить
замуж, здесь устраивались свадебные
церемонии.
- Дворец Шоукангун ("Дворец
долголетия и здоровья"), Дворец
Шоуаньгун("Дворец долголетия и покоя"),
Павильон Чунсидянь("Павильон
весенних радостей"), ещё есть
небольшой сад -- Цынин ("Сад доброты и
покоя"). Южнее, недалеко от ворот
Умэнь, расположены Павильоны
Цзиньсыдянь, Уиндянь и ещё несколько
сооружений. Сейчас здесь находится
выставка прикладного искусства
Минской и Цинской эпох. Помещения
частично заняты под выставку,
рассказывающую о жизни императриц.
А в восточные основные дворцы и
павильоны(построенные также при Минской
династии) входят:
- Дворец Цзинжэньгун
- Дворец Чэнцяньгун
- Дворец Чжунцуйгун
- Дворец Яньсигун
- Дворец Юнхэгун
- Дворец Цзиньянгун("Дворец
солнечного пейзажа").
Кроме этих шести дворцов, в этой
половине тоже есть немало второстепенных
дворцов и павильонов.
Надо ещё упомянуть знаменитую "Стену
девяти драконов", сооруженную в
восточной части Запретного города у
ворот Хуанцзимэнь. Она является копией
такой же стены в парке Бэйхай. Эта стена
украшена сложными и искусными узорами и
выложена глазурованным многоцветным
кирпичом. Она поражает яркостью красок,
большой выразительностью и
динамичностью изображений девяти
фиолетовых и желтых, извивающихся на
зеленом фоне драконов. "Стена девяти
драконов" -- произведение подлинно
народного искусства.
При династиях Мин Дворец Гугун служил
политическим центром китайской империи.
В 1912 году на второй год Синьхайской
революции, последний китайский император
Цинской династии Пуи отрекся от престола,
но продолжал жить во дворце. Пуи в течение
13 лет раздарил, заложил и продал
множество древних реликвий. Таким
образом, из дворца утекли многие ценности.
А ещё почти накануне освобождения по
указанию гоминъдановского правительства
книги и ценности были сложены в 13427 ящиков
и 64 пакета. Оно намеревалось все это
переправить на Тайвань. Однако быстрая
победа в освободительной войне помешала
ему осуществить этот грабеж. Удалось
увезти только 2972 ящика.
Гугун -- это гармоничный по композиции и
совершенный по планировке ансамбль
дворцовых сооружений, один из
красивейших средневековых дворцовых
комплексов. Построенный в основном из
дерева, Гугун служит замечательным
образцом национальной китайской
архитектуры. Здесь и гармоничное, умелое
сочетание разных по величине и форме
зданий, ворот, переходов, и многоярусные
крыши с загнутыми краями, покрытые
глазурованной яркой черепицей
золотистого цвета, и резные створчатые
стены под красным лаком.
Замечательные китайские архитекторы
создавали все эти сооружения. Десятки
тысяч китайских тружеников вложили свой
талант и труд в эти исторические
памятники, созданные на веки. Огромные,
расписанные цветными орнаментами, арки,
искусственные озера и пруды, покрытые
лилиями и бледно-розовыми лотосами,
мраморные мосты, колоссальные каменные и
лепные своды, стены, разрисованные яркими
красками, колонны, украшенные фантастическими
драконами и фениксами, неповторимы по
своей красоте.
После образования КНР Народное
правительство зачислило дворец Гугун в
список наиболее важных культурных
памятников, охраняемых государством.
Пребывавший долгое время в запущенном
состоянии, старый дворец преобразился.
ИНФОРМАЦИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|