Спас на крови (Храм Воскресения Христова). Санкт-Петербург.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ХРАМЫ, СОБОРЫ, МОНАСТЫРИ
Спас на крови (Храм Воскресения Христова)
Спас на Крови в Санкт-Петербурге, известный также как Храм Воскресения Христова,
представляет собой памятный храм-музей православной веры, воздвигнутый на месте
покушения на Александра II, известного как Освободитель. Этот девятиглавый
собор, действующий и вмещающий до 1600 человек, стал значимым символом города и
одной из его главных достопримечательностей.
Существует история, что когда Александр II посетил Париж, прорицательница
сказала ему, что он переживёт шесть покушений, а седьмое станет для него
роковым. К сожалению, это пророчество сбылось 1 марта 1881 года, когда император
получил смертельное ранение на берегах Екатерининского канала. Нужно отметить,
что у царя было два шанса спастись в тот день, однако из-за неправильно принятых
решений его охраны он был тяжело ранен.
После первой провалившейся попытки убийства, когда Николай Рысаков бросил
бомбу, царь остановил экипаж и вышел помочь пострадавшим. Стражи позволили ему
это, хотя было очевидно, что нападавших несколько. Император сделал несколько
шагов, и вторая бомба, брошенная Игнатием Гриневицким, взорвалась у его ног.
Затем снова произошла ошибка: врача, который вез раненого царя, не применил
жгуты и повез его не в ближайшую больницу, а в Зимний дворец.
Спустя 40 минут после покушения Александра II осмотрел придворный медик С.П.
Боткин, который перевязал артерии, но, к несчастью, время было уже упущено, и
спустя полтора часа император умер. Смерть Александра II наступила из-за потери
крови.
Прямо напротив места покушения, на Конюшенной площади, располагалась
придворная больница. Современников удивляло, почему императора сразу не
доставили туда, где ему могли бы спасти жизнь.
На следующее утро после покушения на Александра II его сын, Александр III,
издаёт указ о строительстве мемориального храма на месте трагедии. 17 апреля
1881 года по проекту архитектора Леонтия Бенуа была освящена небольшая часовня,
где ежедневно служили панихиды по погибшему императору Александру Николаевичу.
Через стеклянные двери часовни была видна часть набережной, где закончилась
жизнь императора, и фрагмент булыжной мостовой, впитавшей его кровь. Когда
началось возведение собора в 1883 году, часовня была снесена и перенесена на
Конюшенную улицу, где её окончательно разобрали.
В декабре того же года Александр III объявил конкурс на лучший архитектурный
проект для будущего храма. Он стремился к тому, чтобы храм отображал элементы
русской архитектуры, характерные для времени до Петра I. Проект разработали
архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Иван Малышев) из
Троице-Сергиевой Пустыни, сохранив место трагедии в интерьере. В храме можно
увидеть часть ограды канала и кровавые булыжники, скрытые под сенью.
Церковь была заложена 6 октября 1883 года, а ее строительство длилось 24
года, используя передовые для того времени технологии. Освящение собора
состоялось 19 августа 1907 года. Храм Спаса на Крови выделяется как редкий
образец русской церковной архитектуры, совмещая элементы зодчества Московской и
Ярославской школ XVI — XVII веков, и возвышается на 81 метр.
Архитектурная композиция включает компактную, пятиглавую структуру,
оканчивающуюся на востоке тремя апсидами, а на западе — массивной колокольней.
Над центральной частью возвышается восьмигранный шатер. Главы покрыты цветной
эмалью, центральная глава и луковичные главки украшены золочением, что делает
храм похожим на храм Василия Блаженного в Москве.
Основой здания служит красно-коричневый кирпич, а стены богато декорированы.
В основании размещены 20 гранитных плит, повествующих о реформах Александра II.
На нижнем ярусе колокольни находятся гербы 134 областей, чьи жители пожертвовали
средства на строительство.
Собор выделяется как крупнейший памятник мозаичного искусства в России, его
коллекция признана крупнейшей в Европе. Площадь, покрытая мозаикой, превышает
7000 кв. м, для ее создания использованы уральские и алтайские камни,
итальянский мрамор и драгоценные камни. Мозаикой украшены не только стены и
колонны, но и пол собора, состоящий из 45 уникальных мозаичных ковров.
Иконостас знаменит редким подбором цветового мрамора, напоминающим деревянную
резьбу. Мозаика для храма была изготовлена в мастерской В. А. Фролова по эскизам
более 30 художников, включая В. М. Васнецова и других.
Храм был построен на месте, где произошло покушение на Александра II. Поэтому
набережную реки пришлось расширить на 8 метров в сторону канала. Также был
расширен и Новоконюшенный мост, что позволило разместить храм в центре площади.
В оформлении храма использовались драгоценные и полудрагоценные камни, такие
как яшма, родонит и горный хрусталь. Спас-на-Крови стал первым зданием в
Санкт-Петербурге, которое было полностью оснащено электрическим освещением. Для
освещения храма было использовано почти 1700 электрических ламп.
30 октября 1930 года храм был закрыт окончательно. Здание некоторое время
использовалось под мастерскую для дробления камня, что привело к потере части
его интерьера.
В советское время неоднократно предпринимались попытки снести храм. Так, в
1931 и 1938 годах утверждалось, что «храм не имеет ни исторической, ни
художественной ценности, а его архитектурный стиль не вписывается в облик
города». Примечательно, что снос храма был запланирован на 22 июня 1941 года,
однако начавшаяся война этому помешала.
В 1956 году вновь попытались снести здание, так как оно мешало развитию
дорожной сети. Тем не менее, защитники архитектурного наследия, среди которых
были историки, искусствоведы и музейные специалисты, смогли сохранить храм от
разрушения.
Во время блокады Ленинграда в соборе устроили морг. По окончании Великой
Отечественной войны здания использовали для хранения овощей, из-за чего его
прозвали «Спас-на-картошке». Далее, здесь стали размещать театральные декорации
Малого оперного театра. В 1961 оду в «Спасе-на-Крови» случился пожар,
значительно повредивший его декоративные элементы.
В начале 1970-х годов храм Спаса-на-Крови был передан музею «Исаакиевский
собор», после чего началась его реставрация, длившаяся до 1997 года. Реставрация
храма Спаса-на-Крови оказалась сложной и многолетней задачей. Специалисты
стремились вернуть зданию его первоначальный облик, сохраняя при этом все
исторически значимые элементы. Обширные работы по восстановлению мозаик, фресок
и фасадных частей потребовали тщательного изучения архивных материалов и
привлечения лучших мастеров своего дела. Все это время храм оставался
недоступным для широкой публики, превращаясь в своеобразный символ надежды на
сохранение культурного наследия.
К середине 1990-х годов основные реставрационные работы были завершены, и в
1997 году храм Спаса-на-Крови впервые после многих десятилетий открыл свои двери
для посетителей. Его яркие мозаики и величественная архитектура вновь засияли,
привлекая как горожан, так и туристов со всего мира. Храм не только вернул себе
статус одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, но и стал
местом для проведения различных культурных мероприятий и выставок, связанных с
историей и искусством России.
Сегодня Спас-на-Крови является не только памятником религиозной архитектуры,
но и символом стойкости и памяти. Его история, полная драматических моментов и
счастливых разрешений, служит напоминанием о необходимости сохранять и защищать
наше культурное наследие, несмотря на все испытания времени. Морозный блеск его
ярких куполов, возвышающихся над городом, напоминает о богатстве традиций и
культурной глубине России, а множественные слои его истории мерцают сквозь
современность, навсегда вписавшись в ткань времени.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|