English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

Павловск. Павловский парк. Окрестности Санкт-Петербурга. Достопримечательности.

ГОРОДА РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ПАВЛОВСК


Павловск — одно из самых изысканных и утонченных мест в окрестностях Санкт-Петербурга, притягивающее туристов и ценителей прекрасного своими историческими и архитектурными шедеврами. В сердце этого очаровательного уголка находится Павловский дворец, который в своей непревзойденной простоте и грации отражает вкус и стиль эпохи просвещенного правления императора Павла I.
 

История дворца наполнена величием и изяществом, изначально задуманный как летняя резиденция для императорской семьи, он стал настоящей жемчужиной среди сероватых ландшафтов предместья. В окружении роскошного парка, раскинувшего свои тенистые аллеи и зеркальные пруды на многие километры, Павловский дворец словно оживает в воспоминаниях о былом блеске империи.
 

Посетители попадают в удивительный мир гармонии и покоя, где каждый зал, каждая картина и каждая деталь интерьера рассказывают о тонком эстетическом вкусе создателей и владельцев. Увлекательные экскурсии позволяют погрузиться в атмосферу XVIII века и прочувствовать дух того времени.
 

Сегодня Павловск привлекает не только своей исторической значимостью, но и культурными событиями, организуемыми на его территории. Выставки, концерты и фестивали делают это место центром притяжения для людей всех возрастов и национальностей, чье сердце стремится к возвышенному.
 

Являясь неотъемлемой частью культурного наследия России, Павловский дворец и парк ежегодно вдохновляют тысячи посетителей. Вдохновение, которое подчеркивает важность сохранения исторических памятников для будущих поколений, позволяет прикоснуться к славному прошлому и ощутить красоту, неподвластную времени. Павловский дворец и парк в настоящий момент являются частью Государственного музея-заповедника «Павловск» и продолжают привлекать внимание посетителей со всего мира.

ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЦОВЫЙ ПАРК

Павловский парк был сформирован в конце XVIII века на землях, которые когда-то были царскими охотничьими угодьями. Этот парк признается памятником ландшафтного искусства и одним из самых крупных пейзажных парков в стране. В этом месте ухоженные аллеи и клумбы с цветами и тихие уголки дикой природы удивительно вписываются друг в друга. Парк делится на семь ландшафтных зон: Придворцовый район, Старая и Новая Сильвия, Большая звезда, Долина реки Славянки, Белая береза и Парадное поле. У каждой из этих зон есть свои особенности и интересные места. Исследовать их можно самостоятельно или в сопровождении гида на экскурсиях по парку, которые предлагает заповедник. Вдобавок прогулки по территории доступны на велосипедах и лодках, для чего существуют пункты проката. Кроме того, посетители могут отдохнуть и перекусить в кафе.

Основной водной артерией Парка является небольшая река Славянка. Через нее перекинуты мосты, такие как мост Кентавров, украшенный статуями мифологических существ, и Олений мост с фигурами оленей. Присутствуют также Горбатый и Черный мосты, а Чугунный мост выделяется изящными решетками и вазами. Висконтиев мост спроектирован мастером К. Висконти. Между тем, Пильбашенный и Новосильвийский мосты названы в честь мест их расположения.

Помимо реки Славянки, в парке имеются и другие водоемы, например, Круглое озеро и разнообразные пруды, такие как Вокзальные и Розовопавильонные. У Круглого озера сооружен Большой каскад — декоративная стена с балюстрадой и вазами, через которую вода стекает в озеро по специальной трубе.
 

Примечательны и некоторые зеленые зоны.
 

  • К востоку от дворца тянется Тройная липовая аллея, образующая дорогу для экипажей и две пешеходные тропы. Первоначально ею заканчивались границы парка.
  • Севернее аллеи расположились Большие круги — правильной формы площадки по типу итальянских террасных садов. Разбитые здесь газоны и цветники дополняют скульптуры «Правосудие» и «Мир».
  • Переходом от них к долине реки Славянки служит Большая каменная лестница (Итальянская), созданная по итальянским традициям и украшенная фигурами львов из чугуна и белого мрамора.
  • Южнее Тройной аллеи прячется Зеленый лабиринт, без которого не обходились многие дворцовые парки XVIII в.
  • А также беседка Росси из лип, акаций и ваз. Некогда здесь стояла деревянная палатка, устроенная для императорской семьи по случаю празднования дня Св. Иоанна Иерусалимского 23 июня 1799 г.
  • Круг белых берез является центром Белой березы, одного из дальних районов парка. От высаженных кольцом берез лучами расходятся семь аллей.
  • Под окнами южной стороны дворца разбит Собственный сад императрицы Марии Федоровны — небольшой и уютный уголок парка рядом с покоями и кабинетом великой особы.
     

Кроме скульптур Павловский парк содержит несколько малых архитектурных форм.
 

  • Колоннада Аполлона привлекает внимание своей открытой формой — раньше она была замкнутым кольцом, но разрушилась из-за эрозии почвы, и было решено оставить её в таком виде. В центре колоннады находится статуя Аполлона Бельведерского, аналогичная которой стоит в центре круга в Старой Сильвии, окружённая 12 музами, которые расположены по аллеям, расходящимся от него. Поблизости можно увидеть памятник Великому князю Вячеславу Константиновичу — ангел с медальоном, изображающий портрет в раннем возрасте ушедшего сына Великого князя Константина Николаевича и Александры Иосифовны.
     
  • Павильон Трех Граций. Терраса, где расположен павильон с Тремя Грациями, была излюбленным местом императора Павла I: здесь он предпочитал проводить как свободное время, так и заниматься делами государства, наслаждаясь свежим воздухом и видом на Мариентальский пруд. В 1803 году в центре павильона установили скульптуру «Три Грации», созданную итальянцем Паоло Трискорни из цельного мраморного блока. Эта композиция, символизирующая радость, сияние и счастье, была подарком Александра I своей матери. Перед наступлением фашистских оккупантов, скульптуру спрятали под землей, и после освобождения её нашли по картам, которые составили заранее. Почти сразу же после победы начались реставрационные работы, и к середине 1950-х годов павильон обрел свой прежний облик.
     
  • Вблизи Старой Сильвии расположился Памятник любезным родителям. Первоначально памятник был создан в честь рано ушедшей сестры Марии Федоровны — Фредерики. Однако в скором времени императрица понесла утраты и других близких членов семьи. За несколько лет она потеряла вторую сестру Елизавету, брата Карла, отца, герцога Вюртембергского Фридриха Евгения, и затем мать — Фредерику-Софию-Доротею. В результате мемориал пополнился дополнительными табличками и был украшен скульптурной группой, посвящённой любимым родителям, сёстрам и брату. Это скульптурная композиция в стиле римской эдикулы. Неподалёку располагается Каменный амфитеатр, ранее украшенный бюстом цесаревича Николая Александровича.
     
  • В Новой Сильвии также имеются примечательные сооружения: мавзолей Супругу-благодетелю, возведённый в начале XIX века в честь Павла I его женой Марией Фёдоровной в форме древнегреческого храма, и колонна «Конец света», символически обозначающая границы парка в контексте времени.
     
  • Памятник императрице Марии Федоровне. Во время своей работы в Павловске Карл Росси участвовал в создании нескольких павильонов, однако они все были разобраны по разным причинам. Долгие годы в архивах хранился его проект павильона в честь императрицы Марии Федоровны, и в 1914 году новый владелец Павловска, князь Константин Константинович, решил воплотить его в жизнь. Постройкой павильона в античном стиле руководил Карл Шмидт, а скульптуру создал В. Беклемишев, использовав в качестве модели актрису Ольгу Сорокину. В годы Великой Отечественной войны памятнику удалось уцелеть.
     
  • Обойдя Розовопавильонные пруды, можно найти колонну княгини Ливен, установленную в 1840-х годах в честь Шарлотты Карловны Ливен, которая была воспитательницей детей императорской семьи.
     
  • Лабиринты, сделанные из живой изгороди, были особенно популярны в XVIII веке, и именно поэтому архитектор Чарльз Камерон при проектировании дворца решил оставить достаточно пространства, чтобы создать такую же редкость в Павловске. Хотя лабиринт вышел небольшим, он выгодно украшал дворцовый парк, и каждый гость резиденции стремился прогуляться по его извилистым дорожкам. Найти выход из этого лабиринта не представляло особой сложности, и даже дети могли справиться с этой задачей за считанные минуты. Единственным заметным изменением стало исчезновение большой статуи медведя в центре, которая могла напугать неподготовленных посетителей. В остальном с павловских времён здесь изменилось немного, и кустарники, формирующие лабиринт, продолжают регулярно подстригать несколько раз в год, чтобы сохранять их ровную форму.
     
  • Павел выразил благодарность своей матери, императрице Екатерине II, за дарованные ей земли, посвятив один из павильонов в её честь и назвав его «Храм Дружбы». В процессе строительства архитектор Чарльз Камерон применил свой излюбленный приём, объединив разные архитектурные стили. Павильон напоминает древнеримскую ротонду с куполом, однако расположенные вокруг колонны явно указывают на греческую архитектуру. Первоначально планировалось, что Храм Дружбы будет использоваться для завтраков и ужинов, поэтому до начала XIX века неподалёку от него находилась кухня в небольшом домике. Внутреннее убранство павильона долго украшала мраморная статуя Екатерины II в образе Цереры, богини плодородия, но, к сожалению, она до наших дней не дошла.
     

До наших дней сохранилось десять павильонов Павловского парка, которые невозможно не заметить во время прогулки. Ближе всего к дворцу находятся «Холодная баня», «Храм дружбы», а чуть южнее Тройной липовой аллеи можно увидеть «Вольер» и «Росси». На север от них находится «Молочня».

ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Павловский дворец получил свое название в честь императора Павла I, однако настоящей хозяйкой этих мест оказалась его супруга — Мария Федоровна. Для нее это был излюбленный, уютный загородный дом, где она прожила сорок лет своей жизни.
 

Для Павла I брак с немецкой принцессой Софией Доротеей Вюртембергской (принявшей православное имя Мария Федоровна) был вторым. Его первая жена, Наталья Алексеевна, скончалась при родах вместе с младенцем. Екатерина II сочла, что 16-летняя немка станет отличной женой для ее сына. Так и произошло. Будущий император сразу полюбил девушку, и она ответила ему взаимностью.
 

В 1777 году у молодой пары родился первенец Александр — будущий престолонаследник. В честь этого радостного события Екатерина II преподнесла Павлу Петровичу земли, на которых начали строительство Павловского дворца.
 

В отличие от других царских резиденций за пределами города, Павловск создается по единому замыслу, хотя и с участием большого числа архитекторов. Екатерина II выбрала первого архитектора для Павловского дворца. Им стал шотландец Чарльз Камерон, который был одним из её любимых зодчих. Камерону поручили спроектировать парк площадью 540 гектаров, ряд павильонов, оранжереи и сам дворец.
 

Строительство дворца началось 25 мая 1782 года, но окончательный вид здание приобрело лишь спустя полвека. После Камерона его перестройкой занимались Винченцо Бренна и А.Н. Воронихин.
 

Когда супруги только начали обустраиваться в Павловске, Екатерина II преподнесла им часть своей дорожной библиотеки. Эти тридцать книг стали основой для их семейной коллекции. Через 25 лет библиотека Марии Федоровны насчитывала свыше 20 тысяч книг, но специального помещения для них не было. Кроме книг, в коллекции присутствовали минералы, чертежи и монеты.
 

При жизни Павла I дворец выполнял роль летней резиденции. После его смерти в 1801 году Мария Федоровна перебирается в Павловский дворец, и он становится ее постоянным местом жительства. Для нее А.Н. Воронихин обустроит утепленные жилые комнаты и реализует замыслы, которые не успели осуществить при жизни Павла.
 

В соответствии с завещанием императрицы Марии Федоровны, Павловск после ее кончины должен был быть передан «старшему сыну, минуя наследника», а затем наследоваться только по мужской линии, что превращало его из императорской резиденции в наследственное имение. После смерти императрицы в 1828 году, правом собственности на Павловск обладал ее младший сын, Великий князь Михаил Павлович, который, высоко ценя память о матери, поддерживал его как мемориальный комплекс. При Михаиле Павловиче в 1836 году через Павловский парк и район Большой звезды прошла первая в России железная дорога, в парке был построен Музыкальный вокзал.

В июне 1918 года дворец и парк Павловска стали государственным музеем. После Октябрьской революции большевистское правительство – Совет народных комиссаров, национализировав имущество семьи Романовых и провозгласив девиз «Искусство принадлежит народу», предприняло шаги по превращению их дворцов, выдающихся архитектурных шедевров, переполненных бесценными коллекциями искусства, в доступные для всех музеи. Руководителем этих мероприятий стал А.В. Луначарский, нарком просвещения, яркий представитель первого советского правительства. Обладая обширными знаниями, Луначарский собрал вокруг себя лучших историков, культурологов, известных художников для реализации этого проекта. Процесс длился несколько месяцев, и вот в мае 1918 года бывшие императорские летние резиденции Гатчина, Петергоф, Царское Село и Павловск впервые распахнули свои двери для посетителей в статусе дворцов-музеев.
 

22 июня 1941 года начались работы по упаковке предметов для их отправки вглубь страны. Даже до получения приказа об эвакуации и сохранении музейных экспонатов работы во дворце были начаты. Первую партию художественных ценностей отправили в город Горький, но из-за приближения фашистов они были переправлены в Новосибирск. Самым большим помещений в Новосибирске являлся недостроенный Оперный театр. Он не отапливался и не был приспособлен для хранения экспонатов, но там во время войны содержалось около 2000 предметов из Павловского дворца.
 

Вторую партию отправили в Сарапул, где для коллекций выделили места в местном краеведческом музее.
 

Третью очередь вывозили уже под бомбежкой. В начале сентября, когда немецкие войска перекрыли железную дорогу и отправка в Сибирь стала невозможной, последние экспонаты доставили грузовиками в осажденный Ленинград. Исаакиевский собор был выбран местом сбора пригородных коллекций.
 

Летом 1941 года директор музея И.К. Микрюков ушел с поста директора, чтобы стать добровольцем на фронте. А.И. Зеленова, которой тогда было лишь 28 лет, стала исполняющей обязанности директора. Решили спрятать парковую скульптуру, закопав ее в землю. Для мраморных статуй вырыли глубокие ямы и обложили их деревянными досками, чтобы избежать появления плесени. Зеленова оставила план, который указывал, где закопана каждая скульптура, что позволило их впоследствии найти.
 

За три года оккупации Павловск подвергся полному разграблению. Зимой 1944 года, когда Зеленова вернулась в Павловск, перед ней предстала удручающая картина: от дворца остались лишь стены, обвалилась крыша, рухнули перекрытия вместе с лепниной и росписями. Дворец горел, было сложно подойти из-за мин.
 

Уже в 1944 году начались первые консервационные работы в бывшем царском дворце. А.И. Зеленова разработала методику восстановления, на основе которой возродили не только Павловский дворец, но и другие исторические памятники. Она считала важным сохранить каждый подлинный фрагмент. В первые годы дворец практически отстраивали заново. К 1950 году завершили строительные работы и началось возрождение художественного облика дворца.
 

К июлю 1941 года в Павловске насчитывалось около 22 тысяч оригинальных экспонатов, из которых удалось эвакуировать более 12 тысяч.

Первым восстановленным помещением стал Тронный зал в 1957 году, за ним последовали Кавалерский зал и Картинная галерея. Немного позже были открыты комнаты Марии Федоровны на нижнем этаже. Постепенно начали открываться и другие залы.

Полное восстановление Домовой церкви было завершено лишь к концу 1970-х, когда были заново созданы иконостас и ангелы, скульптуры Михаила Козловского. Галерея Гонзаго была отреставрирована только в 2012 году.

ДВОРЦОВЫЕ СТРОЕНИЯ ВНЕ ТЕРРИТОРИИ ПАВЛОВСКОГО ПАРКА

Сегодня вне Павловского парка можно увидеть здания дворцовых оранжерей и конюшен, расположенные вдоль улицы Садовой. Эти строения пока ожидают своего времени для реставрации.
 

Оранжереи дворца Павловска функционировали с момента создания великокняжеской, а затем императорской резиденции, действуя вплоть до XX века. Основой для их появления стала инициатива супруги Павла I. В этих теплицах выращивались растения для украшения дворца и фрукты, такие как цитрусовые и вишня. В определенный период в оранжереях насчитывалось до пятидесяти тысяч растений, но до наших дней сохранились лишь несколько из десятка существовавших оранжерей.
 

Конюшни дворца, возведенные в конце XVIII века, включали помещения для карет и площадки для выгула лошадей. С середины XIX века, после проведенной реконструкции, в этих строениях размещался Образцовый кавалерийский полк, а затем сюда переехали полиция и пожарная команда. В наши дни в этом месте расположены жилые квартиры и офисы.
 

Еще одной постройкой царской резиденции на улице Нововестинской в поселке Тярлево, неподалеку от северной границы парка, является Ферма Марии Федоровны. Ее возвели в начале XIX века, переместив сюда ферму из «Молочни». Первоначальный проект павильона в стиле ложной готики разработал А. Воронихин, а позже его доработал К. Росси. Посетить это здание можно только снаружи.

ГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА ПАВЛОВСКА

Помимо императорской семьи, загородные резиденции в Павловске возводили и представители высшей знати. Сегодня некоторые дворянские дачи восстановлены. Рассмотрим несколько наиболее значимых образцов архитектуры.
 

Следует также упомянуть богадельню Куракиных за Мариинским храмом на ул. Садовой. Князь А. Куракин построил это здание с античным портиком на четыре колонны для инвалидов войны 1812 года. С 1967 года в нем находится Павловский дом детского творчества.
 

Парк Мариенталь и Бастион Императора Павла
Южная часть Павловского парка граничит с парком Мариенталь, заложенным в последней четверти XVIII века. Здесь находились дворцовые оранжереи и дома служащих Павловского дворца. В парке можно увидеть дом коменданта Павловска Ротаста в стиле необарокко на улице Мариинской.
 

По территории Мариенталя проходит река Славянка, образуя небольшой Мариентальский пруд. Наиболее красивый вид на него открывается с Трельяжной лестницы от павильона Трех Граций. Обелиск в честь основания Павловска возвышается на берегу пруда. Недалеко находится каменный Горбатый мост, перекинутый через реку. В 2003 году на пересечении улиц Звериницкой и Садовой был установлен памятник Иоганну Штраусу в честь 300-летия Петербурга, подарок от австрийского консульства.
 

Главной достопримечательностью парка является крепость Мариенталь, известная как БИП — Бастион императора Павла (Большая Игрушка Павла), построенная на рубеже 1790-х годов на месте шведских руин. Этот пятиугольный объект, хоть и небольших размеров, отражает особенности фортификационного искусства того времени, включая башни и подъемные мосты. На протяжении XIX века в замке находились различные учебные заведения. После реконструкции в середине 2000-х годов в нем открыта гостиница с рестораном.

ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СОБРЫ

Несколько храмовых построек Павловска могут заинтересовать туриста своей историей и нетипичным видом.
 

  • Напротив дворцового парка на ул. Садовой стоит Мариинский храм, или церковь святой равноапостольной Марии Магдалины. История храма в стиле классицизма начинается в 1780-х гг., его проект принадлежит одному из архитекторов царского Павловска — Дж. Кваренги. Основной кубический объем храма дополнен колокольней-ротондой и двумя флигелями под богадельню и госпиталь. В советские годы церковь занимали фабрики, в настоящее время она приведена в прежний вид и действует по назначению.
     
  • Весьма примечателен Никольский собор у южной границы парка Мариенталь: храм в русском стиле выкрашен контрастными, красной и белой, красками. Он построен в 1900—1904 гг. на месте деревянной гарнизонной церкви. Прототипом храма стала ныне снесенная петербургская Скорбященская церковь проекта А. И. фон Гогена. Около собора установлены бюст Николая II и скромный мемориал Скорбящей матери.
     
  • Интересна Преображенская церковь на ул. Спортивной в п. Тярлево: также возведенная в начале XX в. она создана по образу псковско-новгородских храмов. Ее завершают пять глав на высоких барабанах, на одном из фасадов размещен образ Спаса Нерукотворного, а рядом возвышается стенка-колокольня. В советские годы церковь разделила участь храмов, что не были снесены, и служили другой цели.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Павловск. Павловский парк. Окрестности Санкт-Петербурга. Достопримечательности.

Павловск. Павловский парк. Окрестности Санкт-Петербурга. Достопримечательности.

Павловск. Павловский парк. Окрестности Санкт-Петербурга. Достопримечательности.

Павловск. Павловский парк. Окрестности Санкт-Петербурга. Достопримечательности.

Павловск. Павловский парк. Окрестности Санкт-Петербурга. Достопримечательности.

Павловск. Павловский парк. Окрестности Санкт-Петербурга. Достопримечательности.

Павловск. Павловский парк. Окрестности Санкт-Петербурга. Достопримечательности.

Павловск. Павловский парк. Окрестности Санкт-Петербурга. Достопримечательности.

 

 
 

 

Экскурсии

Туры в Санкт-Петербург
 

Санк-Петербург

История

Достопримечательности

Музеи Санкт-Петербурга

Театры
 

Центральный район

Адмиралтейский район

Смольный район

Васильевский остров

Петроградская сторона

Выборгская сторона
 

Гостиницы
 

 

 

Петергоф.

Пушкин. Царское село

Павловск

Ораниенбаум

Гатчина

 

 

Санкт-Петербург

 

Цифры и факты.

Русские

Религия

Традиции

Стереотипы

 

Санкт-Петербург 

Москва 

Золотое кольцо России

 

Общая информация, расписание, билеты

 

Екатеринбург

Новосибирск

Алтай

Красноярск

Тува

Иркутск и Байкал

Республика Бурятия

 

Хабаровский край

Владивосток

Остров Сахалин

Курильские острова

Камчатка

 

Бронирование гостиниц

Размещение в семье
 

Билеты на автобус

Авиабилеты

Железнодорожные билеты
 

Визовая поддержка.
Визы в Россию

 

Услуги гидов/переводчиков
 

Трансферы в городах России
 

   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru