Крейсер Аврора. Санкт-Петербург.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КРЕЙСЕР АВРОРА

Крейсер «Аврора» — военный корабль Балтийского флота, легендарный крейсер 1-го ранга, ставший одним из символов Великой
Октябрьской революции.
За 45 лет работы музея крейсер «Аврора» привлёк более 28 миллионов посетителей. В
девяти залах экспозиции представлено свыше 500
экспонатов, среди которых судовые документы, предметы с историческим и культурным значением, документальные снимки и модели судов.
Помимо Корабельного музея, на борту можно увидеть впечатляющие художественные выставки, которые организуются регулярно. Этот крейсер
часто появляется в кинолентах, а также стал героем известной детской песни «Что тебе снится, крейсер «Аврора», из одноимённого
мультфильма.
СТРОИТЕЛЬСТВО, ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Крейсер построен на верфи «Новое Адмиралтейство» и спущен на воду 11 мая 1900
года.
При возведении корабля был использовался металл Александровского и Ижорского заводов, который по механическим и химическим
параметрам считался одним из лучших того времени. Корпус крейсера защищала броня с пластичными характеристиками, позволяя
ей не разрушаться при попаданиях снарядов.
- Часть корпуса судна под ватерлинией разбита на 14 непроницаемых отсеков, каждый обеспечен
собственной системой водооткачки. Производительность этих систем позволяла за час удалить
воду из всего внутреннего пространства.
- Крейсер был оборудован тремя паровыми трехцилиндровыми машинами тройного расширения с
общей мощностью 11 610 л. с., позволяющими развивать скорость в 19,2 узла (35,6 км/ч).
В качестве движителей использовались три бронзовых трехлопастных винта диаметром 4,1 м.
- Крейсер был оборудован тремя паровыми трехцилиндровыми машинами тройного расширения
с общей мощностью 11 610 л. с., позволяющими развивать скорость в 19,2 узла (35,6 км/ч).
В качестве движителей использовались три бронзовых трехлопастных винта диаметром 4,1 м.
- Крейсер имел паровые динамо-машины с суммарной мощностью 336 кВт, которые генерировали
постоянный ток с напряжением в 105 В. Электричество в основном использовалось для
питания шпилевой и рулевой машин, вентиляционных систем, лебедок элеваторов,
грузовых стрел и механизмов для удаления шлака из котлов, а также для прожекторов
и ламп накаливания. Новостью стала система охлаждения для хранения провизии.
- Несмотря на инновации, крейсер имел и некоторые устаревшие элементы, такие как носовой
таран. Подводная часть была защищена деревянной обшивкой с медными листами для
предотвращения обрастания водными организмами.
- Артиллерийское вооружение корабля первоначально состояло из восьми
152-мм орудий и двадцати четырех 75-мм орудий системы Канэ, восьми (установленных на марсе и мостиках)
одноствольных 37-мм орудий Гочкиса и двух десантных 63,5-мм пушек Барановского. Общий боезапас 152-мм
орудий составлял 1414 выстрелов и размещался в четырех погребах.
- Крейсер оснастили также торпедными установками: одна надводная находилась в носовой части,
а две подводные располагались по бортам. Боезапас включал восемь 381-мм самодвижущихся
торпед Уайтхеда образца 1898 года. В состав минного вооружения входили и сферические
мины заграждения: 35 таких мин находились в трюме, они предназначались для установки
с плотиков, гребных шлюпок или паровых катеров корабля.
- Подъем и спуск якорных цепей и швартовных концов осуществлялись с помощью двух якорных
и двух швартовных шпилей, которые приводились в действие электрической шпилевой машиной.
Изначально планировалось оснастить корабль адмиралтейскими якорями весом 4,6 т, но
в 1898 году решили использовать более современные якоря Холла. «Аврора» стала первым большим
кораблем отечественного флота, на котором установили эту систему якорей.
- К шлюпочному оснащению входили два катера с паровыми двигателями, один баркас с 18 веслами и
один с 16 веслами, по одному катеру с 14 и 12 веслами, а также два вельбота и два яла,
оснащённые 6 веслами. Все они были закреплены на шлюпбалках, размещённых на корпусе корабля.
- Экипаж насчитывал 578 человек.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДНА
В 1903 году вошел в боевой состав российского флота. Имя своё получил в честь
парусного фрегата «Аврора», который участвовал в обороне
Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
Крейсер «Аврора» создан для выполнения разведывательных задач, уничтожения вражеских торговых судов,
защиты кораблей от атак миноносцев противника и несения дозорной службы. В ходе Русско-японской войны,
будучи частью Второй Тихоокеанской эскадры, «Аврора» участвовала в Цусимском сражении.
В ходе боя 14 мая 1905 года в Корейском проливе на крейсере было убито и умерли
от ран 15 человек и 83 моряка получили ранения разной степени тяжести. Избежав
уничтожения, она прорвалась в Манилу, где была интернирована американцами вплоть до окончания войны.
Вернувшись в 1906 году в Кронштадт, крейсер прошел ремонт и стал учебным судном Морского кадетского корпуса.
В период с 1906 по 1912 годы «Аврора» с юнгами и гардемаринами на борту осуществила несколько дальних
морских походов, в ходе которых посетила порты разных стран.
С началом Первой мировой войны, в 1914 году крейсер «Аврора» вошел в состав
2-й бригады крейсеров Балтийского флота и нес дозорную службу. Крейсер охранял
район проведения водолазных работ на потерпевшем аварию германском крейсере
«Магдебург», обследовал шхерный фарватер из Финского в Ботнический залив.
В кампанию 1915 года крейсер нес дозорную службу к западу от Центральной
минно-артиллерийской позиции в Финском заливе, охранял тральные работы, осваивал
скрытые шхерные фарватеры. Во время зимнего ремонта крейсер был дополнительно
вооружен зенитными орудиями.
В кампанию 1916 года корабль временно использовали для практики гардемаринов
Морского корпуса, затем он участвовал в операциях по обороне Рижского залива,
поддерживал артиллерией сухопутные части, отражал атаки самолетов противника.
Осенью 1916 года «Аврору» направили на ремонт в Петроград на Франко-Русский
завод. За зиму 1916-1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины,
установлены новые паровые котлы системы Бельвиля-Долголенко. Артиллерию главного
калибра модернизировали, установили шесть 76,2-мм «аэропушек» (зенитных орудий)
системы Лендера. Кроме того, смонтировали новую мощную радиостанцию, аппаратуру
звукоподводной связи. Состав команды был увеличен до 723 человек.
Поставленный на ремонт в Петрограде крейсер оказался в центре событий
Февральской революции. Тесный контакт команды с рабочими помогал проникновению
революционных идей на корабль.
В апреле 1917 года был создан Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт),
который отстаивал интересы моряков и контролировал действия командования флота.
На крейсере «Аврора» в марте был создан свой судовой комитет в составе девяти
человек, который в сентябре моряки-авроровцы избрали председателем судового
комитета А.В.Белышева.
Утром 25 октября 1917 года корабль стал на якорь у Николаевского моста. С
крейсера был высажен десант, и судовые электрики свели мост. В тот же день
радиостанция крейсера «Аврора» передала в эфир доставленное из штаба большевиков
Смольного воззвание «К гражданам России».
В 21 час 40 минут комендор носового орудия крейсера «Аврора» Е.П.Огнев по
команде комиссара А.В.Белышева произвел исторический выстрел из бакового 152-мм
орудия. К утру 26 октября Зимний дворец был занят восставшими и Временное
правительство арестовано.
В 1918 году в России разразилась Гражданская война и началась иностранная
интервенция. Крейсер отправили в Кронштадт на долговременную стоянку, а часть
корабельной артиллерии сняли и передали на вооружение плавбатарей
Волжско-Каспийской флотилии.
С 1923 года крейсер «Аврора» стал учебным кораблем, который по праву называют
кузницей флотских кадров. На нем проходили практику и совершали свои первые
заграничные плавания курсанты военно-морских училищ. Впоследствии некоторые из
них командовали флотами, соединениями, кораблями, были удостоены высокого звания
Героя Советского Союза — это адмиралы Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов,
С.Г.Горшков, контр-адмирал И.А.Колышкин и многие другие.
В 1927 году, к 10-летию Октябрьской революции «Аврору» наградили орденом
Красного Знамени. С 1934 года крейсер больше не выходил в море, его перевели в
Ораниенбаумский военный порт, где он служил плавучей базой малых подводных
лодок.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Пять зенитных орудий
и часть команды крейсера «Аврора» были направлены на вооружение кораблей Чудской
военной флотилии, и артиллеристы стали первыми моряками-авроровцами, отражавшими
гитлеровское нашествие. Позднее с корабля были сняты все десять орудий калибра
130 мм. Одно орудие разместили на бронепоезде «Балтиец», девять установили между
Вороньей горой и Киевским шоссе. Моряки батареи «А» («Аврора») вели огонь по
наседавшим на Ленинград немецко-фашистским захватчикам.
Стоявшая в военном порту Ораниенбаума «Аврора» подвергалась постоянным
обстрелам и авианалетам противника, в результате чего получила значительные
повреждения и в сентябре 1941 года ее притопили, поставив на ровном киле на
грунт.
Еще до окончания войны в 1944 году адмирал флота И.С.Исаков выступил с идеей
восстановления крейсера «Аврора». Предложение адмирала Исакова поддержал нарком
ВМФ – адмирал флота Н. Г. Кузнецов. Корабль подняли и перевели в Ленинград, где
он был восстановлен и 17 ноября 1948 года поставлен на вечную стоянку у
Петроградской набережной. «Аврору» передали Ленинградскому Нахимовскому
военно-морскому училищу. До 1956 года нахимовцы проходили практику на крейсере
«Аврора» и даже жили в его кубриках.
Снятые пушки использовались для укрепления сухопутной обороны. В сентябре
1941 года крейсер получил пробоину под ватерлинией и был поставлен на грунт.
В июне 1944 года подняли «Аврору» и отбуксировали для капитального ремонта в Ленинград. Во время ремонта восстановили её историческое
вооружение, установленное в 1917 году.
УЧЕБНАЯ БАЗА, МУЗЕЙ
С 1948 года крейсер находился на вечной стоянке около Петроградской набережной на реке Большая Невка. До 1956 года он служил учебной базой для Нахимовского военно-морского училища.
В 1957 году стал филиалом
Центрального военно-морского музея. Государство взяло под охрану крейсер
"Аврора" 30 августа 1960 года, включив его в перечень охраняемых памятников. В
1961 году в связи с реорганизацией Нахимовского военно-морского училища крейсер
«Аврора» передан в Ленинградскую военно-морскую базу.
В период с
1984 по 1987 годы крейсер прошел капремонт и реставрацию. Работы по восстановлению
судна и переоборудования его проводились на Ленинградском судостроительном
заводе имени А. А. Жданова. В ходе ремонта Было полностью заменено его днище, но
уникальные литые бронзовые форштевень и ахтерштевень вместе с рулевым пером были сохранены.
В 1992 году на крейсер снова подняли Андреевский флаг, и он был записан в состав Военно-морского флота России. С 1 декабря 2010 года
по распоряжению Министерства обороны и Главного штаба ВМФ РФ крейсерская команда была расформирована.
В сентябре 2014 года крейсер «Аврора» впервые за 27 лет отошёл от Петроградской набережной. На протяжении двух лет на ней проводился
капитальный ремонт в доках Кронштадтского морского завода. В ходе обновления были заменены старые детали, модернизирована система
безопасности и установлено видеонаблюдение. Кроме этого, музейная экспозиция значительно расширилась, охватив не только события
Октябрьской революции, но и всю историю российского флота.
В 2016 году крейсер «Аврора» по окончании капитального ремонта вернулся на постоянное место стоянки у Петроградской набережной.
Обновлённый и приведённый в современное состояние, он снова стал доступен для посетителей. В связи с обновлением музейной
экспозиции увеличилось количество посетителей, стремящихся окунуться в богатую историю судна, которое стало символом нескольких
эпох в российской истории. Особое внимание уделяется не только событиям революционной эпохи, но и роли крейсера во время Великой
Отечественной войны и его послевоенной службе.
В настоящее время «Аврора» функционирует как музей, представляющий не просто корабль, а большую и живую часть исторического наследия
России. Экспозиции на борту регулярно обновляются, что позволяет наглядно продемонстрировать как развитие судостроения и
военно-морского дела, так и значимые этапы в истории страны. Музейная аудитория включает не только российских, но и иностранных
туристов, что делает крейсер важным культурным объектом и символом открытости российской истории для мира.
Современное состояние «Авроры» позволяет использовать её для проведения различных мероприятий, связанных как с памятными датами
военно-морской истории, так и с образовательными программами. Легендарный крейсер продолжает свою службу на благо исторического
просвещения и патриотического воспитания, оставаясь наглядным свидетельством морской славы России. Независимо от времени, значения
её истории и участия в ключевых моментах прошлого страны, «Аврора» остаётся важной страницей в истории Российского ВМФ и объектом
гордости для всех, кто ценит историческое наследие.
ЗАЛЫ МУЗЕЯ
Два этажа крейсера отданы под экспозицию, представляя собой настоящий рай для
ценителей российской истории и тех, кто когда-либо мечтал о морских подвигах.
Осмотр музейных помещений логично начать с выставки, посвященной величию
отечественного флота. Здесь детально освещается история мореплавания в России,
представлены уменьшенные копии кораблей, старинное оружие, военно-технические
средства, развеваются флаги России и захваченные трофеи.
В числе экспонатов других залов особо выделяется модель "Авроры" в масштабе
1:50, полотна, изображающие прошлое крейсера, включая эпизоды Цусимского
сражения. Интересно взглянуть на условия жизни моряков: обстановка в каютах
воссоздана с гамаками и подвесными столами, надежно зафиксированными для
устойчивости во время шторма. В собрании музея – множество исторических
документов, артефактов и образцов вооружения.
- Зал 1. История крейсера «Аврора».
Расположен в том месте, где раньше находились карцер, службы боцманской
команды и другие подсобные помещения. Сейчас отсюда начинается экспозиция
корабельного музея. На левом и правом бортах представлены живописные
полотна, написанные художниками-маринистами Центрального военно-морского
музея и отображающие важнейшие этапы боевого пути корабля.
У носовой переборки — диорама, отображающая корабли революционной эскадры,
находившейся во главе с крейсером «Аврора» на Неве вечером 25 октября 1917
года.
В зале представлены военно-морские флаги дореволюционного и советского
периодов, под которыми «Аврора» бороздила моря и океаны, начиная с 1903
года.
- Зал 2. Служба и быт личного состава Российского флота на рубеже XIX–XX
вв.
Экспозиция второго зала представлена на батарейной палубе корабля, где
когда-то размещались матросские кубрики.
Экипаж «Авроры» после вступления крейсера в строй состоял из 570 человек: 20
офицеров и 550 нижних чинов. Офицеры размещались в каютах кормовой части
корабля, а матросы жили в кубриках, спали на подвесных койках, которые можно
видеть в экспозиции на заднем плане. Здесь матросы и питались, сидя за
подвесными столами. В витринах находятся личные вещи команды корабля,
позволяющие получить представление о быте военных моряков того времени.
- Зал 3. История «Авроры» конца XIX — начала XX в.
Зал посвящен строительсту кораблей Российского флота со второй половины ХIХ
столетия и до начала ХХ века. Экспонируются фотографии промышленных
предприятий, участвовавших в строительстве кораблей, показана постройка
броненосных кораблей, проектирование и постройка крейсеров типа «Диана»
(«Паллада», «Диана» и «Аврора») по кораблестроительным программам 1895 и
1898 годов.
Также здесь можно ознакомиться с материалами, посвященными переходу 2-й
Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток и Цусимскому сражению 14–15 мая 1905
года, в котором участвовала «Аврора». В ходе боя геройской смертью погиб
командир «Авроры» — капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев. В зале экспонируется его
уникальный фотопортрет в раме из досок обгоревшей палубы и искореженного
металла.
Размещены материалы о возвращении «Авроры» в Россию, модернизации крейсера
на основе опыта Русско-японской войны, переоборудовании крейсера в учебный
корабль, о его учебных и дальних плаваниях.
Представляет интерес и информация об организации церковной службы на
кораблях Российского императорского флота и о судовых священниках.
- Зал 4. Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская
война, служба крейсера «Аврора» в межвоенный период.
В зале №4 представлены материалы об отечественном кораблестроении, морской
науке накануне Первой мировой войны, участии крейсера «Аврора» в событиях
этой войны, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года и службе
корабля в советское время до начала Великой Отечественной войны.
- Зал 5. Великая Отечественная война. Крейсер «Аврора» в послевоенное
время. Учебная база Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
Ремонтные и реставрационные работы на крейсере «Аврора».
Экспозиция посвящена участию «Авроры» в Великой Отечественной войне и
обороне Ленинграда, а также послевоенному восстановлению крейсера и его
службе в составе Военно-Морского Флота вплоть до настоящего времени.
- Зал 6. «Аврора» — корабль-музей. Подарки крейсеру.
Голографические копии моделей кораблей. Здесь же проводятся временные
выставки, поэтому одну из переборок зала отвели под стенды и витрины для
представления экспонатов.
- Зал 7. Зал открытого хранения. В зале размещен иконостас
реконструированной корабельной церкви «Аврора», а также материалы с видами
морских соборов Санкт-Петербурга.
- Зал 8. История военно-морской медицины.
В зале воспроизведена обстановка каюты судового врача «Авроры» В.С.Кравченко
на момент Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года. Экспонируются
воссозданные предметы мебели, врачебной одежды, медицинского оборудования,
шкафчики с медицинскими препаратами и лекарствами.
Помещения медицинской части крейсера в начале XX века размещались на жилой
палубе. По правому борту находился лазарет на семь стационарных коек и
аптека, по левому – операционная. Помимо судового врача в штате лазарета
находились два фельдшера и четыре санитара. Перед сражением с японским
флотом был оборудован перевязочный пункт в одном из кубриков на церковной
палубе.
- Зал 9. Исторический хирургический пост.
В зале воспроизведен интерьер операционной крейсера «Аврора», которая
использовалась в ходе Цусимского сражения. Воссоздана обстановка и
оборудование помещения. Экспонируется реплика рентгеновского аппарата,
который впервые в истории отечественного флота был применен на «Авроре» в
боевой обстановке.
В ходе боя 14 мая 1905 года в Корейском проливе на крейсере было убито и
умерли от ран 15 человек и 83 моряка получили ранения разной степени
тяжести. В операционной, за время перехода в Манилу, удалось из тел раненых
удалить 78 осколков. Но через пять дней раны воспалились и отыскание
осколков стало чрезвычайно затруднительно. Доктор Кравченко с помощью
установленного на перевязочном пункте рентгеновского аппарата обследовал
более 40 раненых, что ускорило их выздоровление.
АДРЕС. РЕЖИМ РАБОТЫ
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 2
- Режим работы: с 1 сентября по 31 мая с 11:00 до 18:00. В летнее
время с 1 июня по 31 августа с 10:00 до 18:00
- Выходные дни: понедельник и вторник
КАК ДОБРАТЬСЯ
Крейсер стоит у Петроградской набережной. Доехать до него удобно на метро.
- Ближайшие станции метро: "Горьковская" и "Площадь Ленина".
- От станции метро "Горьковская" — на трамваях № 6, 40, на автобусе № 28;
- От станции метро "Площадь Ленина" — на трамвае № 6, на автобусе № 28
ТОЧКА НА КАРТЕ:
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|