Крейсер Аврора. Санкт-Петербург.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КРЕЙСЕР АВРОРА

Крейсер «Аврора» — военный корабль Балтийского флота, легендарный крейсер 1-го ранга, ставший одним из
символов Великой Октябрьской революции.
За 45 лет работы музея крейсер «Аврора» привлёк более 28 миллионов посетителей. В шести залах экспозиции
представлено свыше 500 экспонатов, среди которых судовые документы, предметы с историческим
и культурным значением, документальные снимки и модели судов. Помимо Корабельного музея, на борту
можно увидеть впечатляющие художественные выставки, которые организуются регулярно. Этот крейсер
часто появляется в кинолентах, а также стал героем известной детской песни «Что тебе снится,
крейсер «Аврора», из одноимённого мультфильма.
Крейсер построен на верфи «Новое Адмиралтейство» и спущен на воду 11 мая 1900 года. В 1903 году
вошел в боевой состав российского флота. Имя своё получил в честь парусного фрегата «Аврора»,
который участвовал в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
При возведении корабля был использовался металл Александровского и Ижорского заводов, который
по механическим и химическим параметрам считался одним из лучших того времени.
Корпус крейсера защищала броня с пластичными характеристиками, позволяя ей не разрушаться
при попаданиях снарядов.
- Часть корпуса судна под ватерлинией разбита на 14 непроницаемых отсеков, каждый обеспечен
собственной системой водооткачки. Производительность этих систем позволяла за час удалить
воду из всего внутреннего пространства.
- Крейсер был оборудован тремя паровыми трехцилиндровыми машинами тройного расширения с
общей мощностью 11 610 л. с., позволяющими развивать скорость в 19,2 узла (35,6 км/ч).
В качестве движителей использовались три бронзовых трехлопастных винта диаметром 4,1 м.
- Крейсер был оборудован тремя паровыми трехцилиндровыми машинами тройного расширения
с общей мощностью 11 610 л. с., позволяющими развивать скорость в 19,2 узла (35,6 км/ч).
В качестве движителей использовались три бронзовых трехлопастных винта диаметром 4,1 м.
- Крейсер имел паровые динамо-машины с суммарной мощностью 336 кВт, которые генерировали
постоянный ток с напряжением в 105 В. Электричество в основном использовалось для
питания шпилевой и рулевой машин, вентиляционных систем, лебедок элеваторов,
грузовых стрел и механизмов для удаления шлака из котлов, а также для прожекторов
и ламп накаливания. Новостью стала система охлаждения для хранения провизии.
- Несмотря на инновации, крейсер имел и некоторые устаревшие элементы, такие как носовой
таран. Подводная часть была защищена деревянной обшивкой с медными листами для
предотвращения обрастания водными организмами.
- Артиллерийское вооружение корабля первоначально состояло из восьми
152-мм орудий и двадцати четырех 75-мм орудий системы Канэ, восьми (установленных на марсе и мостиках)
одноствольных 37-мм орудий Гочкиса и двух десантных 63,5-мм пушек Барановского. Общий боезапас 152-мм
орудий составлял 1414 выстрелов и размещался в четырех погребах.
- Крейсер оснастили также торпедными установками: одна надводная находилась в носовой части,
а две подводные располагались по бортам. Боезапас включал восемь 381-мм самодвижущихся
торпед Уайтхеда образца 1898 года. В состав минного вооружения входили и сферические
мины заграждения: 35 таких мин находились в трюме, они предназначались для установки
с плотиков, гребных шлюпок или паровых катеров корабля.
- Подъем и спуск якорных цепей и швартовных концов осуществлялись с помощью двух якорных
и двух швартовных шпилей, которые приводились в действие электрической шпилевой машиной.
Изначально планировалось оснастить корабль адмиралтейскими якорями весом 4,6 т, но
в 1898 году решили использовать более современные якоря Холла. «Аврора» стала первым большим
кораблем отечественного флота, на котором установили эту систему якорей.
- К шлюпочному оснащению входили два катера с паровыми двигателями, один баркас с 18 веслами и
один с 16 веслами, по одному катеру с 14 и 12 веслами, а также два вельбота и два яла,
оснащённые 6 веслами. Все они были закреплены на шлюпбалках, размещённых на корпусе корабля.
- Экипаж насчитывал 578 человек.
Крейсер «Аврора» создан для выполнения разведывательных задач, уничтожения вражеских торговых судов,
защиты кораблей от атак миноносцев противника и несения дозорной службы. В ходе Русско-японской войны,
будучи частью Второй Тихоокеанской эскадры, «Аврора» участвовала в Цусимском сражении. Избежав
уничтожения, она прорвалась в Манилу, где была интернирована американцами вплоть до окончания войны.
Вернувшись в 1906 году в Кронштадт, крейсер прошел ремонт и стал учебным судном Морского кадетского корпуса.
В период с 1906 по 1912 годы «Аврора» с юнгами и гардемаринами на борту осуществила несколько дальних
морских походов, в ходе которых посетила порты разных стран. Во время Первой мировой войны судно
выполняло дозорные функции на Балтийском море. Начиная с ноября 1916 года «Аврора» находилась
на капитальном ремонте в Петрограде. Экипаж сыграл активную роль в революции 1917 года, а в
ночь на 7 ноября в 21:40 выстрелом из носового орудия крейсер подал сигнал к
началу штурма Зимнего дворца.
С 1918 года крейсер «Аврора» был отнесён к резерву Военно-морского флота, при этом его вооружение
демонтировали и передали Волжской флотилии. В 1922 году началась реконструкция крейсера, и на
нём вновь установили 130-миллиметровые орудия главного калибра.
С 1940 года «Аврора» функционировала как флагман разведывательной группы подводных лодок в Ораниенбауме.
Она встретила начало Великой Отечественной войны и участвовала в защите Ленинграда. Снятые
пушки использовались для укрепления сухопутной обороны. В сентябре 1941 года крейсер получил
пробоину под ватерлинией и был поставлен на грунт.
В июне 1944 года подняли «Аврору» и отбуксировали для капитального ремонта в Ленинград. Во время
ремонта восстановили её историческое вооружение, установленное в 1917 году.
С 1948 года крейсер находился на вечной стоянке около Петроградской набережной на реке Большая Невка и
в 1957 году стал филиалом Центрального военно-морского музея. До 1961 года он служил учебной базой
для Нахимовского военно-морского училища. В период с 1984 по 1987 годы провели работы по восстановлению
крейсера и переоборудовали его. Было полностью заменено его днище, но уникальные литые бронзовые форштевень
и ахтерштевень вместе с рулевым пером были сохранены.
В 1992 году на крейсер снова подняли Андреевский флаг, и он был записан в состав Военно-морского флота России.
С 1 декабря 2010 года по распоряжению Министерства обороны и Главного штаба ВМФ РФ крейсерская
команда была расформирована.
ТОЧКА НА КАРТЕ:
В сентябре 2014 года крейсер «Аврора» впервые за 27 лет отошёл от Петроградской набережной. На протяжении двух
лет на ней проводился капитальный ремонт в доках Кронштадтского морского завода. В ходе обновления были заменены
старые детали, модернизирована система безопасности и установлено видеонаблюдение. Кроме этого, музейная
экспозиция значительно расширилась, охватив не только события Октябрьской революции, но и всю
историю российского флота.
В 2016 году крейсер «Аврора» по окончании капитального ремонта вернулся на постоянное место стоянки у
Петроградской набережной. Обновлённый и приведённый в современное состояние, он снова стал доступен для
посетителей. В связи с обновлением музейной экспозиции увеличилось количество посетителей, стремящихся
окунуться в богатую историю судна, которое стало символом нескольких эпох в российской истории. Особое
внимание уделяется не только событиям революционной эпохи, но и роли крейсера во время Великой
Отечественной войны и его послевоенной службе.
В настоящее время «Аврора» функционирует как музей, представляющий не просто корабль, а большую и живую
часть исторического наследия России. Экспозиции на борту регулярно обновляются, что позволяет наглядно
продемонстрировать как развитие судостроения и военно-морского дела, так и значимые этапы в истории страны.
Музейная аудитория включает не только российских, но и иностранных туристов, что делает крейсер важным
культурным объектом и символом открытости российской истории для мира.
Современное состояние «Авроры» позволяет использовать её для проведения различных мероприятий, связанных
как с памятными датами военно-морской истории, так и с образовательными программами.
Легендарный крейсер продолжает свою службу на благо исторического просвещения и патриотического
воспитания, оставаясь наглядным свидетельством морской славы России. Независимо от времени, значения
её истории и участия в ключевых моментах прошлого страны, «Аврора» остаётся важной страницей в
истории Российского ВМФ и объектом гордости для всех, кто ценит историческое наследие.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|