Крейсер Аврора. Символ Октябрьской революции. Санкт-Петербург.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КРЕЙСЕР АВРОРА

Крейсер «Аврора» — военный корабль Балтийского флота, легендарный крейсер 1-го ранга, ставший одним из
символов Великой Октябрьской революции.
За 45 лет работы музея крейсер «Аврора» привлёк более 28 миллионов
посетителей. В шести залах экспозиции представлено свыше 500 экспонатов, среди
которых находятся судовые документы, предметы с историческим и культурным
значением, документальные снимки и модели судов. Помимо Корабельного музея, на
борту можно увидеть впечатляющие художественные выставки, которые организуются
регулярно. Этот крейсер часто появляется в кинолентах, а также стал героем
известной детской песни «Что тебе снится, крейсер «Аврора», из одноимённого
мультфильма.
Крейсер был построен на верфи «Новое Адмиралтейство» и спущен на воду 11 мая
1900 года. В 1903 году вошел в боевой состав российского флота. Имя своё он
получил в честь парусного фрегата «Аврора», который участвовал в обороне
Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
При возведении корабля был использован металл от заводов Александровского и
Ижорского, который по механическим и химическим параметрам считался одним из
лучших мировых образцов того времени. Корпус крейсера защищала броня с
пластичными характеристиками, позволяя ей не разрушаться при попаданиях
снарядов.
- Часть корпуса судна под ватерлинией разбита на 14 непроницаемых отсеков,
каждый обеспечен собственной системой водооткачки. Производительность этих
систем позволяла за час удалить воду из всего внутреннего пространства.
- Крейсер был оборудован тремя паровыми трехцилиндровыми машинами тройного
расширения с общей мощностью 11 610 л. с., позволяющими развивать скорость в
19,2 узла (35,6 км/ч). В качестве движителей использовались три бронзовых
трехлопастных винта диаметром 4,1 м.
- Крейсер имел паровые динамо-машины с суммарной мощностью 336 кВт,
которые генерировали постоянный ток с напряжением в 105 В. Электричество в
основном использовалось для питания шпилевой и рулевой машин, вентиляционных
систем, лебедок элеваторов, грузовых стрел и механизмов для удаления шлака
из котлов, а также для прожекторов и ламп накаливания.
- Крейсер был оборудован тремя паровыми трехцилиндровыми машинами тройного
расширения с общей мощностью 11 610 л. с., позволяющими развивать скорость в
19,2 узла (35,6 км/ч). В качестве движителей использовались три бронзовых
трехлопастных винта диаметром 4,1 м.
- Крейсер имел паровые динамо-машины с суммарной мощностью 336 кВт,
которые генерировали постоянный ток с напряжением в 105 В. Электричество в
основном использовалось для питания шпилевой и рулевой машин, вентиляционных
систем, лебедок элеваторов, грузовых стрел и механизмов для удаления шлака
из котлов, а также для прожекторов и ламп накаливания. Новостью стала
система охлаждения для хранения провизии.
- Несмотря на инновации, крейсер имел и некоторые устаревшие элементы,
такие как носовой таран. Подводная часть была защищена деревянной обшивкой с
медными листами для предотвращения обрастания водными организмами.
- Артиллерийское вооружение корабля первоначально состояло из восьми
152-мм орудий и двадцати четырех 75-мм орудий системы Канэ, восьми
(установленных на марсе и мостиках) одноствольных 37-мм орудий Гочкиса и
двух десантных 63,5-мм пушек Барановского. Общий боезапас 152-мм орудий
составлял 1414 выстрелов и размещался в четырех погребах.
- Крейсер оснастили также торпедными установками: одна надводная
находилась в носовой части, а две подводные располагались по бортам.
Боезапас включал восемь 381-мм самодвижущихся торпед Уайтхеда образца 1898
года. В состав минного вооружения входили и сферические мины заграждения: 35
таких мин находились в трюме, они предназначались для установки с плотиков,
гребных шлюпок или паровых катеров корабля.
- Подъем и спуск якорных цепей и швартовных концов осуществлялись с
помощью двух якорных и двух швартовных шпилей, которые приводились в
действие электрической шпилевой машиной. Изначально планировалось оснастить
корабль адмиралтейскими якорями весом 4,6 т, но в 1898 году решили
использовать более современные якоря Холла. «Аврора» стала первым большим
кораблем отечественного флота, на котором установили эту систему якорей.
- К шлюпочному оснащению входили два катера с паровыми двигателями, один
баркас с 18 веслами и один с 16 веслами, по одному катеру с 14 и 12 веслами,
а также два вельбота и два яла, оснащённые 6 веслами. Все они были
закреплены на шлюпбалках, размещённых на корпусе корабля.
- Экипаж насчитывал 578 человек.
Крейсер «Аврора» создан для выполнения разведывательных задач, уничтожения
вражеских торговых судов, защиты кораблей от атак миноносцев противника и
несения дозорной службы. В ходе Русско-японской войны, будучи частью Второй
Тихоокеанской эскадры, «Аврора» участвовала в Цусимском сражении. Избежав
уничтожения, она прорвалась в Манилу, где была интернирована американцами вплоть
до окончания войны. Вернувшись в 1906 году в Кронштадт, крейсер прошел ремонт и
стал учебным судном Морского кадетского корпуса.
В период с 1906 по 1912 годы «Аврора» с юнгами и гардемаринами на борту
осуществила несколько дальних морских походов, в ходе которых посетила порты
разных стран. Во время Первой мировой войны судно выполняло дозорные функции на
Балтийском море. Начиная с ноября 1916 года «Аврора» находилась на капитальном
ремонте в Петрограде. Экипаж сыграл активную роль в революции 1917 года, а в
ночь на 7 ноября в 21:40 выстрелом из носового орудия крейсер подал сигнал к
началу штурма Зимнего дворца.
С 1918 года крейсер «Аврора» был отнесён к резерву Военно-морского флота, при
этом его вооружение демонтировали и передали Волжской флотилии. В 1922 году
началась реконструкция крейсера, и на нём вновь установили 130-миллиметровые
орудия главного калибра.
С 1940 года «Аврора» функционировала как флагман разведывательной группы
подводных лодок в Ораниенбауме. Она встретила начало Великой Отечественной войны
и участвовала в защите Ленинграда. Снятые пушки использовались для укрепления
сухопутной обороны. В сентябре 1941 года крейсер получил пробоину под
ватерлинией и был поставлен на грунт.
В июне 1944 года подняли «Аврору» и отбуксировали для капитального ремонта в
Ленинград. Во время ремонта восстановили её историческое вооружение,
установленное в 1917 году.
С 1948 года крейсер находился на вечной стоянке около Петроградской
набережной на реке Большая Невка и в 1957 году стал филиалом Центрального
военно-морского музея. До 1961 года он служил учебной базой для Нахимовского
военно-морского училища. В период с 1984 по 1987 годы провели работы по
восстановлению крейсера и переоборудовали его. Было полностью заменено его
днище, но уникальные литые бронзовые форштевень и ахтерштевень вместе с рулевым
пером были сохранены.
В 1992 году на крейсер снова подняли Андреевский флаг, и он был записан в
состав Военно-морского флота России. С 1 декабря 2010 года по распоряжению
Министерства обороны и Главного штаба ВМФ РФ крейсерская команда была
расформирована.
В сентябре 2014 года крейсер «Аврора» впервые за 27 лет отошёл от
Петроградской набережной. На протяжении двух лет на ней проводился капитальный
ремонт в доках Кронштадтского морского завода. В ходе обновления были заменены
старые детали, модернизирована система безопасности и установлено
видеонаблюдение. Кроме этого, музейная экспозиция значительно расширилась,
охватив не только события Октябрьской революции, но и всю историю российского
флота.
В 2016 году крейсер «Аврора» по окончании капитального ремонта вернулся на
постоянное место стоянки у Петроградской набережной. Обновлённый и приведённый в
современное состояние, он снова стал доступен для посетителей. В связи с
обновлением музейной экспозиции увеличилось количество посетителей, стремящихся
окунуться в богатую историю судна, которое стало символом нескольких эпох в
российской истории. Особое внимание уделяется не только событиям революционной
эпохи, но и роли крейсера во время Великой Отечественной войны и его
послевоенной службе.
В настоящее время «Аврора» функционирует как полнофункциональный музей,
представляющий не просто корабль, а большую и живую часть исторического наследия
России. Экспозиции на борту регулярно обновляются, что позволяет наглядно
продемонстрировать как развитие судостроения и военно-морского дела, так и
значимые этапы в истории страны. Музейная аудитория включает не только
российских, но и иностранных туристов, что делает крейсер важным культурным
объектом и символом открытости российской истории для мира.
Современное состояние «Авроры» позволяет использовать её для проведения
различных мероприятий, связанных как с памятными датами военно-морской истории,
так и с образовательными программами. Таким образом, легендарный крейсер
продолжает свою службу на благо исторического просвещения и патриотического
воспитания, оставаясь наглядным свидетельством морской славы России. Независимо
от времени, значения её истории и участия в ключевых моментах прошлого страны,
«Аврора» остаётся важной страницей в истории Российского ВМФ и объектом гордости
для всех, кто ценит историческое наследие.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|