Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Кунсткамера представляет собой уникальный культурный феномен, соединяющий в
себе науку, искусство и коллекционирование редкостей. Замысел создания такого
учреждения родился из стремления императора познать окружающий мир, его
многообразие и сложность. Собрание кунсткамеры разрослось до впечатляющих
размеров, включив в себя редкие экспонаты со всех уголков света: от аномалий и
природных курьёзов до произведений искусства и артефактов далеких культур. Эти
собрания должны были не только пополнить копилку знаний и вызвать удивление у
современников, но и стать образовательным инструментом, доступным для широкого
общества. Вступая в её залы, посетители сталкиваются с экстраординарными
проявлениями природы и культуры, что даёт пищу для размышлений о месте человека
в мире, а также о его роли как исследователя, созидателя и хранителя традиций.
Кунсткамера, как символ стремления к новому знанию и широте взглядов, остаётся
важной частью культурного и научного ландшафта России, вдохновляя будущие
поколения на великое путешествие в мир исследований.
Санкт-Петербургский Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН,
широко известный как Кунсткамера или «кабинет редкостей», представляет собой
первый музей, созданный по указу Петра I. Само понятие «Кунсткамера» происходит
из немецкого языка и буквально переводится как «комната искусств». Это название
использовали для описания уникальных коллекций, охватывающих исторические,
научные и художественные аспекты. В XVI–XVII веках подобные коллекции были
распространены среди князей, королей и других высокопоставленных и образованных
людей.
Специально для музея Кунсткамера было построено здание на берегу реки в
Петербурге. Предание гласит, что оно было заложено на месте, которое понравилось
царю благодаря сосне с необычайно изогнутыми ветвями. Это природное чудо позднее
стало частью музейной экспозиции.
Строительство началось в 1718 году под руководством немецкого архитектора Г. И.
Маттарнови и завершилось в 1734 году, уже после смерти Петра I. В здание вошли
библиотека, музейные залы, анатомический театр и астрономическая обсерватория.
Фасады строения впечатляли как с северной, так и с южной стороны, поскольку
Кунсткамеру строили по высшему разряду, как дворец — например, кирпичи
заказывали из-за границы.
В 1777–1779 годах интерьеры здания украсили скульптурные группы и бюсты ученых,
а в 1825 году добавились росписи Ф. Ф. Рихтера. Постепенно коллекция музея
росла, и в 1830-е годы её разделили на несколько тем, что дало начало
Зоологическому и Минералогическому музеям.
Сейчас здание на Университетской набережной, выполненное в стиле петровского
барокко, входит в список объектов культурного наследия России и символизирует
РАН.
Существует мнение, что Кунсткамера известна в первую очередь как коллекция
уродцев и различных аномалий. Однако такое представление о музее сложилось лишь
в последние сто лет. Ранее это было место, где можно было увидеть как что-то
экстраординарное, так и привычное, но в необычном контексте. Это была
сокровищница знаний о мире и человеке, открывающая тайны природы, видимые на
земле, в море и в небе.
Музей антропологии и этнографии официально был основан в 1714 году, когда
сформированную коллекцию, вдохновленную европейскими «кабинетами редкостей»,
разместили в Людских палатах Летнего дворца, дав ей название «Кунсткамера».
Коллекция т.н. «уродцев» была собрана голландским анатомом Фредериком Рюйшем и
куплена Петром I в 1717 году, первоначально состояла из около 2000 экземпляров.
Петр I был увлечен изучением анатомии человека, так как это способствовало
развитию медицины. Для этого было важно анализировать и аномалии, что делало
возможным появление указа: в Кунсткамеру доставляли живых и мертвых «уродцев»
для научного анализа. Их исследовали первые анатомы Академии наук.
5 декабря 1747 года здание Кунсткамеры сильно пострадало от пожара, его
восстановили только лишь спустя 10 лет. Купол башни с армиллярной сферой и
боковые ризалиты архитектор С.И. Чевакинский восстанавливать не стал.
В тридцатых годах XIX века на базе собраний Кунсткамеры были учреждены семь
независимых академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский,
Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I.
С началом Великой отечественной войны ушли в армию по мобилизации или
добровольцами все военнообязанные сотрудники музея. В июле 1941 года началась
спешная подготовка к эвакуации музейных коллекций. Была подготовлена тара и
упаковано часть экспонатов. Однако из-за стремительного захвата немцами станции
Мга и блокады Ленинграда оказалось невозможным вывезти подготовленные к отправке
бесценные грузы.
По договоренности с Государственным Эрмитажем 125 ящиков с наиболее
уникальными предметами в конце сентября 1941 года были сданы на хранение в его
подвалы. Все другие ящики и наиболее крупные предметы были размещены в залах
первого этажа старой части здания института , под его прочными сводами. Часть
экспонатов разместили в специально отведенных для этого подвальных помещениях
МАЭ. Часть безномерных предметов была укрыта в большой яме, вырытой около ворот,
ведущих в Архив Академии Наук.
Необходимо было сохранить здание Кунсткамеры. Это удалось благодаря
самоотверженной работе, самопожертвованию и вере в жизнь работников музея,
сумевших отстоять Кунсткамеру и уникальнейшую коллекцию ее экспонатов.
Неизвестно, что было бы с ними, если бы не был потушен сильный пожар в башне
музея зимой 1941 года: горели деревянные покрытия, стропила, огонь подбирался к
большим шкафам с разными легковоспламеняющимися материалами. На тушение пламени
были мобилизованы все сотрудники музея и члены их семей. Встав в цепочку, они
передавали друг другу ведра, и так – до самого верха башни. Воду брали из
проруби на Неве. Пожар был потушен.
В подвалах Института были оборудованы два бомбоубежища. Часть сотрудников
были переведены на казарменное положение. С первых дней войны в музее были
введены круглосуточные дежурства. Дежурили, в основном женщины, мужчины, не
призванные в армию, вошли в военизированную дружину. Для дружинников в музее
было создано общежитие, куда переселились и их семьи. Война унесла почти
половину сотрудников Музея.
Летом 1942 года произошла массовая эвакуация работников музея. Около 15
человек остались в городе, чтобы охранять музей и его экспонаты. Блокадные дни
проходили в труде над делами музея: дежурства, оборонные работы, уборка снега и
мусора на территории, срочные задачи, а также устранение последствий
бомбардировок и обстрелов. В 1944 году сотрудники начали возвращаться из
эвакуации и незамедлительно приступили к восстановительным и ремонтным работам.
Летом 1945 года, в ходе празднования 220-летия Академии наук, музей вновь открыл
свои двери для посетителей.
В течение двух столетий здание оставалось незавершенным. Лишь в 1946–1947
годах, после окончания Великой Отечественной войны, Р.И. Каплан-Ингель провел
реставрацию сильно пострадавшего в период блокады строения и, опираясь на
сохранившийся проект, вернул Кунсткамере задуманный облик с позолоченной
армиллярной сферой.
В начале 1990-х годов стало очевидно, что за прошедшие сорок лет армиллярная
сфера на башне Кунсткамеры износилась. В ЦНИИ КМ «Прометей» была изготовлена
новая сфера из титанового сплава, которую установили над башней Кунсткамеры 28
декабря 1993 года. Сегодня здание Кунсткамеры является одним из символов
Санкт-Петербурга и Российской академии наук, узнаваемым во всем мире.
Экспозиции музея:
Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке». Этот
большой музейный раздел включает в себя три постоянные экспозиции:
- Петровская кунскамера или башня Знаний.
- Имперский зал: многонародная Россия
- Академический зал, расположенный на третьем этаже Музея М. В.
Ломоносова, изначально служил не только научным центром Академии наук, но и
оказался важнейшим культурным и образовательным заведением. В стенах
Кунсткамеры трудились многие выдающиеся ученые России, в том числе и М. В.
Ломоносов, который оставил описание минералов, находившихся в музее. Кроме
информации о выдающемся и многогранном ученом Ломоносове, здесь представлена
экспозиция под названием «Конференц-зал Петербургской академии наук». Она
посвящена повседневной жизни и работе этого первого в России учреждения,
фокусирующегося на научных исследованиях.
- Первая астрономическая обсерватория Академии наук (четвертый этаж).
Здесь же находилась служба точного времени и условный Петербургский
меридиан.
- Готторпский (большой академический) глобус (пятый этаж).
- История здания кунскамеры
Этнографические разделы. Этнографические секции известного музея
содержат обширную коллекцию, сформированную после эпохи Петра. Ориентироваться
по этим залам весьма просто и удобно: На первом этаже представлены экспонаты
Северной Америки, Японии, Африки и Латинской Америки. На втором этаже находятся
экспозиции, посвященные Ближнему и Среднему Востоку, Китаю и Монголии, Корее,
Индокитаю, Индии и Индонезии. Здесь представлено множество интересных
экспонатов: быт людей, их способы труда, внешний вид посуды, украшения,
сценические костюмы тех эпох и многое другое.
- Северная Америка
- Латинская Америка
- Африка
- Индокитай
- Николаевский зал (народы южной азии)
- Япония
- Монголия
- Китай
- Корея
- Ближний и средний восток.
Кунсткамера — это уникальный музей, привлекающий внимание историков и
антропологов, каждого, кто интересуется загадочностями человеческого
существования. Основанный Петром Великим в начале XVIII века, он являет собой
символ стремления к знанию и просвещению.
Коллекции Кунсткамеры тщательно собирались из разных уголков мира, здорово
иллюстрируя разнообразие народов и культур. Экспонаты поражают своими необычными
формами и предназначением, демонстрируя широкий спектр уникальных анатомических
и этнографических артефактов. Здесь можно увидеть предметы, которыми
пользовались древние племена, редкие образцы флоры и фауны, а также удивительные
отклонения природы и анатомии человека.
Однако Кунсткамера — это не только дом необычного и экстраординарного. Это
также пространство для размышлений о месте человека в окружающем мире. Век за
веком музей открывает перед посетителями череду тайных страниц истории, создавая
мост между прошлым и настоящим. Погружаясь в его залы, мы становимся свидетелями
эпохи, когда наука и искусство были тесно переплетены, взаимно обогащая друг
друга.
Многие великие умы прошедших столетий гуляли по этим залам, отыскивая
вдохновение в диковинках, собранных здесь. Сегодня Кунсткамера продолжает играть
важную роль в научном мире, содействуя междисциплинарным исследованиям и
сохраняя культурное наследие, чтобы воспитать любопытство и жажду знаний у
будущих поколений.
В заключение, посещение Кунсткамеры — это не просто знакомство с причудливым
собранием редкостей. Это путешествие во времени и пространстве, которое
позволяет оценить сложность и неукротимую волю к познанию, присущую
человечеству. Это напоминание о том, как тесно переплетаются культура и природа,
мистическое и научное, и как важно сохранять это для будущего.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|