English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.


Кунсткамера представляет собой уникальный культурный феномен, соединяющий в себе науку, искусство и коллекционирование редкостей. Замысел создания такого учреждения родился из стремления императора познать окружающий мир, его многообразие и сложность. Собрание кунсткамеры разрослось до впечатляющих размеров, включив в себя редкие экспонаты со всех уголков света: от аномалий и природных курьёзов до произведений искусства и артефактов далеких культур. Эти собрания должны были не только пополнить копилку знаний и вызвать удивление у современников, но и стать образовательным инструментом, доступным для широкого общества. Вступая в её залы, посетители сталкиваются с экстраординарными проявлениями природы и культуры, что даёт пищу для размышлений о месте человека в мире, а также о его роли как исследователя, созидателя и хранителя традиций. Кунсткамера, как символ стремления к новому знанию и широте взглядов, остаётся важной частью культурного и научного ландшафта России, вдохновляя будущие поколения на великое путешествие в мир исследований.
 

Санкт-Петербургский Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, широко известный как Кунсткамера или «кабинет редкостей», представляет собой первый музей, созданный по указу Петра I. Само понятие «Кунсткамера» происходит из немецкого языка и буквально переводится как «комната искусств». Это название использовали для описания уникальных коллекций, охватывающих исторические, научные и художественные аспекты. В XVI–XVII веках подобные коллекции были распространены среди князей, королей и других высокопоставленных и образованных людей.

Специально для музея Кунсткамера было построено здание на берегу реки в Петербурге. Предание гласит, что оно было заложено на месте, которое понравилось царю благодаря сосне с необычайно изогнутыми ветвями. Это природное чудо позднее стало частью музейной экспозиции.

Строительство началось в 1718 году под руководством немецкого архитектора Г. И. Маттарнови и завершилось в 1734 году, уже после смерти Петра I. В здание вошли библиотека, музейные залы, анатомический театр и астрономическая обсерватория. Фасады строения впечатляли как с северной, так и с южной стороны, поскольку Кунсткамеру строили по высшему разряду, как дворец — например, кирпичи заказывали из-за границы.

В 1777–1779 годах интерьеры здания украсили скульптурные группы и бюсты ученых, а в 1825 году добавились росписи Ф. Ф. Рихтера. Постепенно коллекция музея росла, и в 1830-е годы её разделили на несколько тем, что дало начало Зоологическому и Минералогическому музеям.

Сейчас здание на Университетской набережной, выполненное в стиле петровского барокко, входит в список объектов культурного наследия России и символизирует РАН.

Существует мнение, что Кунсткамера известна в первую очередь как коллекция уродцев и различных аномалий. Однако такое представление о музее сложилось лишь в последние сто лет. Ранее это было место, где можно было увидеть как что-то экстраординарное, так и привычное, но в необычном контексте. Это была сокровищница знаний о мире и человеке, открывающая тайны природы, видимые на земле, в море и в небе.

Музей антропологии и этнографии официально был основан в 1714 году, когда сформированную коллекцию, вдохновленную европейскими «кабинетами редкостей», разместили в Людских палатах Летнего дворца, дав ей название «Кунсткамера».

Коллекция т.н. «уродцев» была собрана голландским анатомом Фредериком Рюйшем и куплена Петром I в 1717 году, первоначально состояла из около 2000 экземпляров. Петр I был увлечен изучением анатомии человека, так как это способствовало развитию медицины. Для этого было важно анализировать и аномалии, что делало возможным появление указа: в Кунсткамеру доставляли живых и мертвых «уродцев» для научного анализа. Их исследовали первые анатомы Академии наук.
 

5 декабря 1747 года здание Кунсткамеры сильно пострадало от пожара, его восстановили только лишь спустя 10 лет. Купол башни с армиллярной сферой и боковые ризалиты архитектор С.И. Чевакинский восстанавливать не стал.
 

В тридцатых годах XIX века на базе собраний Кунсткамеры были учреждены семь независимых академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I.
 

С началом Великой отечественной войны ушли в армию по мобилизации или добровольцами все военнообязанные сотрудники музея. В июле 1941 года началась спешная подготовка к эвакуации музейных коллекций. Была подготовлена тара и упаковано часть экспонатов. Однако из-за стремительного захвата немцами станции Мга и блокады Ленинграда оказалось невозможным вывезти подготовленные к отправке бесценные грузы.
 

По договоренности с Государственным Эрмитажем 125 ящиков с наиболее уникальными предметами в конце сентября 1941 года были сданы на хранение в его подвалы. Все другие ящики и наиболее крупные предметы были размещены в залах первого этажа старой части здания института , под его прочными сводами. Часть экспонатов разместили в специально отведенных для этого подвальных помещениях МАЭ. Часть безномерных предметов была укрыта в большой яме, вырытой около ворот, ведущих в Архив Академии Наук.
 

Необходимо было сохранить здание Кунсткамеры. Это удалось благодаря самоотверженной работе, самопожертвованию и вере в жизнь работников музея, сумевших отстоять Кунсткамеру и уникальнейшую коллекцию ее экспонатов.
Неизвестно, что было бы с ними, если бы не был потушен сильный пожар в башне музея зимой 1941 года: горели деревянные покрытия, стропила, огонь подбирался к большим шкафам с разными легковоспламеняющимися материалами. На тушение пламени были мобилизованы все сотрудники музея и члены их семей. Встав в цепочку, они передавали друг другу ведра, и так – до самого верха башни. Воду брали из проруби на Неве. Пожар был потушен.
 

В подвалах Института были оборудованы два бомбоубежища. Часть сотрудников были переведены на казарменное положение. С первых дней войны в музее были введены круглосуточные дежурства. Дежурили, в основном женщины, мужчины, не призванные в армию, вошли в военизированную дружину. Для дружинников в музее было создано общежитие, куда переселились и их семьи. Война унесла почти половину сотрудников Музея.
 

Летом 1942 года произошла массовая эвакуация работников музея. Около 15 человек остались в городе, чтобы охранять музей и его экспонаты. Блокадные дни проходили в труде над делами музея: дежурства, оборонные работы, уборка снега и мусора на территории, срочные задачи, а также устранение последствий бомбардировок и обстрелов. В 1944 году сотрудники начали возвращаться из эвакуации и незамедлительно приступили к восстановительным и ремонтным работам. Летом 1945 года, в ходе празднования 220-летия Академии наук, музей вновь открыл свои двери для посетителей.
 

В течение двух столетий здание оставалось незавершенным. Лишь в 1946–1947 годах, после окончания Великой Отечественной войны, Р.И. Каплан-Ингель провел реставрацию сильно пострадавшего в период блокады строения и, опираясь на сохранившийся проект, вернул Кунсткамере задуманный облик с позолоченной армиллярной сферой.
 

В начале 1990-х годов стало очевидно, что за прошедшие сорок лет армиллярная сфера на башне Кунсткамеры износилась. В ЦНИИ КМ «Прометей» была изготовлена новая сфера из титанового сплава, которую установили над башней Кунсткамеры 28 декабря 1993 года. Сегодня здание Кунсткамеры является одним из символов Санкт-Петербурга и Российской академии наук, узнаваемым во всем мире.

Экспозиции музея:

Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке». Этот большой музейный раздел включает в себя три постоянные экспозиции:
 

  • Петровская кунскамера или башня Знаний.
  • Имперский зал: многонародная Россия
     
  • Академический зал, расположенный на третьем этаже Музея М. В. Ломоносова, изначально служил не только научным центром Академии наук, но и оказался важнейшим культурным и образовательным заведением. В стенах Кунсткамеры трудились многие выдающиеся ученые России, в том числе и М. В. Ломоносов, который оставил описание минералов, находившихся в музее. Кроме информации о выдающемся и многогранном ученом Ломоносове, здесь представлена экспозиция под названием «Конференц-зал Петербургской академии наук». Она посвящена повседневной жизни и работе этого первого в России учреждения, фокусирующегося на научных исследованиях.
     
  • Первая астрономическая обсерватория Академии наук (четвертый этаж). Здесь же находилась служба точного времени и условный Петербургский меридиан.
     
  • Готторпский (большой академический) глобус (пятый этаж).
  • История здания кунскамеры
     

Этнографические разделы. Этнографические секции известного музея содержат обширную коллекцию, сформированную после эпохи Петра. Ориентироваться по этим залам весьма просто и удобно: На первом этаже представлены экспонаты Северной Америки, Японии, Африки и Латинской Америки. На втором этаже находятся экспозиции, посвященные Ближнему и Среднему Востоку, Китаю и Монголии, Корее, Индокитаю, Индии и Индонезии. Здесь представлено множество интересных экспонатов: быт людей, их способы труда, внешний вид посуды, украшения, сценические костюмы тех эпох и многое другое.
 

  • Северная Америка
  • Латинская Америка
  • Африка
  • Индокитай
  • Николаевский зал (народы южной азии)
  • Япония
  • Монголия
  • Китай
  • Корея
  • Ближний и средний восток.

     

Кунсткамера — это уникальный музей, привлекающий внимание историков и антропологов, каждого, кто интересуется загадочностями человеческого существования. Основанный Петром Великим в начале XVIII века, он являет собой символ стремления к знанию и просвещению.
 

Коллекции Кунсткамеры тщательно собирались из разных уголков мира, здорово иллюстрируя разнообразие народов и культур. Экспонаты поражают своими необычными формами и предназначением, демонстрируя широкий спектр уникальных анатомических и этнографических артефактов. Здесь можно увидеть предметы, которыми пользовались древние племена, редкие образцы флоры и фауны, а также удивительные отклонения природы и анатомии человека.
 

Однако Кунсткамера — это не только дом необычного и экстраординарного. Это также пространство для размышлений о месте человека в окружающем мире. Век за веком музей открывает перед посетителями череду тайных страниц истории, создавая мост между прошлым и настоящим. Погружаясь в его залы, мы становимся свидетелями эпохи, когда наука и искусство были тесно переплетены, взаимно обогащая друг друга.
 

Многие великие умы прошедших столетий гуляли по этим залам, отыскивая вдохновение в диковинках, собранных здесь. Сегодня Кунсткамера продолжает играть важную роль в научном мире, содействуя междисциплинарным исследованиям и сохраняя культурное наследие, чтобы воспитать любопытство и жажду знаний у будущих поколений.
 

В заключение, посещение Кунсткамеры — это не просто знакомство с причудливым собранием редкостей. Это путешествие во времени и пространстве, которое позволяет оценить сложность и неукротимую волю к познанию, присущую человечеству. Это напоминание о том, как тесно переплетаются культура и природа, мистическое и научное, и как важно сохранять это для будущего.

СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

 

 
 

 

Экскурсии

Туры в Санкт-Петербург
 

Санк-Петербург

История

Достопримечательности

Музеи Санкт-Петербурга

Театры
 

Центральный район

Адмиралтейский район

Смольный район

Васильевский остров

Петроградская сторона

Выборгская сторона
 

Гостиницы
 

 

 

Петергоф.

Пушкин. Царское село

Павловск

Ораниенбаум

Гатчина

 

 

Санкт-Петербург

 

Цифры и факты.

Русские

Религия

Традиции

Стереотипы

 

Санкт-Петербург 

Москва 

Золотое кольцо России

 

Общая информация, расписание, билеты

 

Екатеринбург

Новосибирск

Алтай

Красноярск

Тува

Иркутск и Байкал

Республика Бурятия

 

Хабаровский край

Владивосток

Остров Сахалин

Курильские острова

Камчатка

 

Бронирование гостиниц

Размещение в семье
 

Билеты на автобус

Авиабилеты

Железнодорожные билеты
 

Визовая поддержка.
Визы в Россию

 

Услуги гидов/переводчиков
 

Трансферы в городах России
 

   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru