English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

Дворец Меншикова. Санкт-Петербург.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ДВОРЦЫ И ПАРКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге.


Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге сегодня является филиалом Эрмитажа и одним из тех музеев, которые не перестают удивлять публику. Сама фигура владельца огромного дома — первого губернатора города, соратника Петра I и адмирала русского флота — до сих пор вызывает массу споров. Сходятся историки в одном — Александр Данилович был неординарным аристократом и полководцем, а дворцовые залы лучше всего расскажут о его яркой жизни.
 

Первоначально на будущей Университетской набережной Васильевского острова должна была стоять зимняя резиденция Петра Великого, но первый русский император не любил бытовой роскоши, из-за чего и подарил место под строительство особняка своему главному фавориту. Светлейший князь Меншиков, в отличие от государя, не чурался богатства и тут же заказал проект огромного здания в стиле, которое искусствоведы позже назовут петровским барокко.
 

Над сложными чертежами работали лучшие архитекторы того времени, включая Джованни Фонтана и Готфрида Шеделя. По оригинальной задумке, невские берега должна была украсить классическая итальянская вилла, задача которой — сочетать в себе рабочие и жилые корпуса. В итоге решили остановиться на смешении ренессансных колонн с более поздними, барочными и витиеватыми украшениями фасада, что и было сделано руками сотен строителей.
 

Работы по возведению дворца продолжались с 1710-го по 1714-й год. За это время основные корпуса и флигели были готовы, внутри разбили геометрические «английские» сады и даже построили несколько оранжерей для выращивания заморских фруктов. К 1721-му резиденция имела статус Посольского дворца Ассамблей, а ещё — настоящей сокровищницы, куда высший свет Петербурга приходил смотреть на коллекции картин, монет и скульптур.
 

Длился «золотой век» ровно до момента опалы Меншикова после смерти Петра. Дворцовые перевороты семье губернатора и, фактически, регента при юном наследнике, принесли ссылку в Сибирь, а всё имущество конфисковали в пользу казны. В особняке приказали организовать военное училище, где позже отучится будущий генералиссимус Суворов, внутренние сады разрушили и превратили в плац, а предметы роскоши развезли по управам.
 

С 1880-го года здесь работал музей Первого кадетского корпуса, а после Октябрьской революции зданию решили вернуть образовательные функции, с 1924-го сюда заехало Ленинградское военно-политическое училище, просуществовавшее почти 30 лет. В годы блокады фасад сильно пострадал, но внутренние помещения чудом уцелели, что существенно облегчило задачу для дальнейшей реконструкции всего архитектурно-паркового ансамбля.
 

Фактически реставрация не прекращается и сегодня, но официально она началась в 1966-м году. Через 15 лет здание включили в фонды Эрмитажа, что позволило завершить многолетние работы и вернуть дворцовым покоям первоначальный облик, пусть и не столь пышный и вычурный, как в XVIII веке. К юбилею Санкт-Петербурга в 2003-м историческая справедливость восторжествовала — перед центральными воротами поставили бюст первого владельца с указанием всех регалий.
 

На сегодняшний день выставочная зона представляет нам дворцовый комплекс таким, как он задумывался изначально — с центральной галереей, парадными залами, рабочими кабинетами и личными комнатами членов семьи. Первое помещение, куда попадают гости в рамках обзорной экскурсии — гостевая палата. Стены в ней украшены шпалерами с античными сюжетами, а в центре — массивный стол для напитков и мягкие резные кресла с дорогим бархатом.
 

Дальше посетителей пригласят пройти на второй этаж, где находится основная часть экспозиции. Здесь частично восстановлены покои жены Меншикова — витиеватые настенные панели, паркет и множество фарфоровой посуды — так предпочитали украшать свои комнаты аристократки. У одной из стен прекрасно сохранившееся туалетное трюмо с фамильным гербом и портреты двух дочерей — Александры и Марии, умерших в молодом возрасте.
 

Из женской половины этажа двери ведут в западную приёмную, которую принято называть Китайским кабинетом. Всё дело в обоях — они выполнены в традиционном азиатском стиле и показывают сценки из экзотической жизни страны. Тут же — небольшой картинный зал с разнообразными портретами самого Меншикова и других современников петровской эпохи. Окна комнаты выходят на Неву, и по освещённости она считается лучшим местом в доме.
 

После прикосновения к искусству — опять история, продолжающаяся в центральной галерее, которая занимает почти весь этаж. Именно здесь проходили знаменитые Ассамблеи, где государь встречался с послами других держав и подписывал судьбоносные указы. Во времена кадетского корпуса тут была домовая церковь, и в одном из портиков с колоннами до сих пор угадываются черты алтаря. Во времена советского атеизма галерею переоборудовали в лекционный класс.

Следующая остановка — бело-голубой морской кабинет. Необычный оттенок — не просто дань тогдашней моде, а признак невероятного богатства — изразцы для отделки привозили из Голландии, где они стоили, как ювелирное украшение. По соседству — Варварины покои — единственная уцелевшая спальня с подлинной нереконструированной кроватью, на которой спала золовка Александра Даниловича, частенько приезжавшая погостить.
 

Ореховая гостиная — жемчужина дворца, на которой завершаются экскурсии. Она сохранилась практически в первозданном облике — персидский орех на стенах и мебель из чёрного дерева и сейчас смотрятся великолепно. Из реликвий — шахматная доска с янтарными фигурками и расписной холщовый плафон — прообраз современных натяжных потолков, его по специальному заказу создавал французский художник Филипп Пильман.
 

Сохранившиеся колонны внутреннего двора сделаны не из мрамора — внутри они деревянные и лишь выкрашены под имитацию камня. Делалось это для того, чтобы хоть как-то сэкономить на колоссальных строительных расходах. На парадном крыльце колоннаду венчали скульптуры древнегреческих муз и богов — их снесли ещё в XIX веке, но сейчас масштабированные фигурки выставлены в одном из первых залов, рядом с макетом оригинального здания.

Гостиные и кабинеты до сих пор остаются сокровищницами антиквариата. Так, в картинном зале висит единственный портрет Петра Великого в образе бога войны Ареса. Рядом на комоде скромно поставлены часы с органом, произведённые лондонским часовщиком в XVIII веке. Уникальный экспонат попал сюда на хранение из Таврического дворца, считается, что музыкальный хронометр подарил князю Потёмкину один из английских послов.

СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

 

 
 

 

Экскурсии

Туры в Санкт-Петербург
 

Санк-Петербург

История

Достопримечательности

Музеи Санкт-Петербурга

Театры
 

- Исторический центр

- Невский проспект

- Между Невским проспектом и Невой

- Смольный район

- К югу и западу от Невского проспекта

- Васильевский остров

- Петроградская сторона

- Выборгская сторона
 

Гостиницы
 

 

 

Петергоф.

Пушкин. Царское село

Павловск

Ораниенбаум

Гатчина

 

 

Санкт-Петербург

 

Цифры и факты.

Русские

Религия

Традиции

Стереотипы

 

Санкт-Петербург 

Москва 

"Золотое кольцо России"

 

Общая информация, расписание, билеты

 

Екатеринбург

Новосибирск

Алтай

Красноярск

Тува

Иркутск и Байкал

Республика Бурятия

 

Хабаровский край

Владивосток

Остров Сахалин

Курильские острова

Камчатка

 

Бронирование гостиниц

Размещение в семье
 

Билеты на автобус

Авиабилеты

Железнодорожные билеты
 

Визовая поддержка.
Визы в Россию

 

Услуги гидов/переводчиков
 

Трансферы в городах России
 

   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru