Дворец Меншикова. Санкт-Петербург.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ДВОРЦЫ И ПАРКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге.
Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге сегодня является филиалом Эрмитажа и
одним из тех музеев, которые не перестают удивлять публику. Сама фигура
владельца огромного дома — первого губернатора города, соратника Петра I и
адмирала русского флота — до сих пор вызывает массу споров. Сходятся историки в
одном — Александр Данилович был неординарным аристократом и полководцем, а
дворцовые залы лучше всего расскажут о его яркой жизни.
Первоначально на будущей Университетской набережной Васильевского острова
должна была стоять зимняя резиденция Петра Великого, но первый русский император
не любил бытовой роскоши, из-за чего и подарил место под строительство особняка
своему главному фавориту. Светлейший князь Меншиков, в отличие от государя, не
чурался богатства и тут же заказал проект огромного здания в стиле, которое
искусствоведы позже назовут петровским барокко.
Над сложными чертежами работали лучшие архитекторы того времени, включая
Джованни Фонтана и Готфрида Шеделя. По оригинальной задумке, невские берега
должна была украсить классическая итальянская вилла, задача которой — сочетать в
себе рабочие и жилые корпуса. В итоге решили остановиться на смешении
ренессансных колонн с более поздними, барочными и витиеватыми украшениями
фасада, что и было сделано руками сотен строителей.
Работы по возведению дворца продолжались с 1710-го по 1714-й год. За это
время основные корпуса и флигели были готовы, внутри разбили геометрические
«английские» сады и даже построили несколько оранжерей для выращивания заморских
фруктов. К 1721-му резиденция имела статус Посольского дворца Ассамблей, а ещё —
настоящей сокровищницы, куда высший свет Петербурга приходил смотреть на
коллекции картин, монет и скульптур.
Длился «золотой век» ровно до момента опалы Меншикова после смерти Петра.
Дворцовые перевороты семье губернатора и, фактически, регента при юном
наследнике, принесли ссылку в Сибирь, а всё имущество конфисковали в пользу
казны. В особняке приказали организовать военное училище, где позже отучится
будущий генералиссимус Суворов, внутренние сады разрушили и превратили в плац, а
предметы роскоши развезли по управам.
С 1880-го года здесь работал музей Первого кадетского корпуса, а после
Октябрьской революции зданию решили вернуть образовательные функции, с 1924-го
сюда заехало Ленинградское военно-политическое училище, просуществовавшее почти
30 лет. В годы блокады фасад сильно пострадал, но внутренние помещения чудом
уцелели, что существенно облегчило задачу для дальнейшей реконструкции всего
архитектурно-паркового ансамбля.
Фактически реставрация не прекращается и сегодня, но официально она началась
в 1966-м году. Через 15 лет здание включили в фонды Эрмитажа, что позволило
завершить многолетние работы и вернуть дворцовым покоям первоначальный облик,
пусть и не столь пышный и вычурный, как в XVIII веке. К юбилею Санкт-Петербурга
в 2003-м историческая справедливость восторжествовала — перед центральными
воротами поставили бюст первого владельца с указанием всех регалий.
На сегодняшний день выставочная зона представляет нам дворцовый комплекс
таким, как он задумывался изначально — с центральной галереей, парадными залами,
рабочими кабинетами и личными комнатами членов семьи. Первое помещение, куда
попадают гости в рамках обзорной экскурсии — гостевая палата. Стены в ней
украшены шпалерами с античными сюжетами, а в центре — массивный стол для
напитков и мягкие резные кресла с дорогим бархатом.
Дальше посетителей пригласят пройти на второй этаж, где находится основная
часть экспозиции. Здесь частично восстановлены покои жены Меншикова — витиеватые
настенные панели, паркет и множество фарфоровой посуды — так предпочитали
украшать свои комнаты аристократки. У одной из стен прекрасно сохранившееся
туалетное трюмо с фамильным гербом и портреты двух дочерей — Александры и Марии,
умерших в молодом возрасте.
Из женской половины этажа двери ведут в западную приёмную, которую принято
называть Китайским кабинетом. Всё дело в обоях — они выполнены в традиционном
азиатском стиле и показывают сценки из экзотической жизни страны. Тут же —
небольшой картинный зал с разнообразными портретами самого Меншикова и других
современников петровской эпохи. Окна комнаты выходят на Неву, и по освещённости
она считается лучшим местом в доме.
После прикосновения к искусству — опять история, продолжающаяся в центральной
галерее, которая занимает почти весь этаж. Именно здесь проходили знаменитые
Ассамблеи, где государь встречался с послами других держав и подписывал
судьбоносные указы. Во времена кадетского корпуса тут была домовая церковь, и в
одном из портиков с колоннами до сих пор угадываются черты алтаря. Во времена
советского атеизма галерею переоборудовали в лекционный класс.
Следующая остановка — бело-голубой морской кабинет. Необычный оттенок — не
просто дань тогдашней моде, а признак невероятного богатства — изразцы для
отделки привозили из Голландии, где они стоили, как ювелирное украшение. По
соседству — Варварины покои — единственная уцелевшая спальня с подлинной
нереконструированной кроватью, на которой спала золовка Александра Даниловича,
частенько приезжавшая погостить.
Ореховая гостиная — жемчужина дворца, на которой завершаются экскурсии. Она
сохранилась практически в первозданном облике — персидский орех на стенах и
мебель из чёрного дерева и сейчас смотрятся великолепно. Из реликвий — шахматная
доска с янтарными фигурками и расписной холщовый плафон — прообраз современных
натяжных потолков, его по специальному заказу создавал французский художник
Филипп Пильман.
Сохранившиеся колонны внутреннего двора сделаны не из мрамора — внутри они
деревянные и лишь выкрашены под имитацию камня. Делалось это для того, чтобы
хоть как-то сэкономить на колоссальных строительных расходах. На парадном
крыльце колоннаду венчали скульптуры древнегреческих муз и богов — их снесли ещё
в XIX веке, но сейчас масштабированные фигурки выставлены в одном из первых
залов, рядом с макетом оригинального здания.
Гостиные и кабинеты до сих пор остаются сокровищницами антиквариата. Так, в
картинном зале висит единственный портрет Петра Великого в образе бога войны
Ареса. Рядом на комоде скромно поставлены часы с органом, произведённые
лондонским часовщиком в XVIII веке. Уникальный экспонат попал сюда на хранение
из Таврического дворца, считается, что музыкальный хронометр подарил князю
Потёмкину один из английских послов.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|