Дворец Меншикова. Санкт-Петербург.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ДВОРЦЫ И ПАРКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге.

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге сегодня функционирует как филиал
Эрмитажа, привлекая посетителей своей уникальной атмосферой. Хозяин этого
великолепного здания — первый губернатор города и соратник Петра I, адмирал
русского флота — Александр Данилович Меншиков, чья личность вызывает оживлённые
дискуссии среди историков. Хотя мнения варьируются, все согласны, что он был
выдающимся аристократом и военачальником, а внутренние интерьеры дворца в полной
мере рассказывают о его насыщенной жизни.
Первоначально планировалось, что на Университетской набережной Васильевского
острова появится зимняя резиденция Петра I, но император не был приверженцем
роскоши, поэтому отдал участок Меншикову, своему любимцу. В отличие от
императора, Александр Меншиков ценил великолепие и тут же инициировал
строительство грандиозного здания в стиле, который в будущем назовут петровским
барокко.
Проект здания было поручено лучшим архитекторам того времени, включая
Джованни Фонтана и Готфрида Шеделя. Изначальная идея предусматривала
строительство классической итальянской виллы, где сочетаются жилые и рабочие
помещения. В итоге, фасад был украшен ренессансными колоннами и барочными
элементами, создавая неповторимый архитектурный ансамбль с помощью трудов сотен
рабочих.
Продолжались строительство с 1710 по 1714 год, в течение которого были
возведены основные здания и флигели, разбиты геометрические «английские» сады и
построены оранжереи для экзотических растений. К 1721 году, здания приобрело
статус Посольского дворца Ассамблей и обогащалось коллекциями живописи и
скульптуры, превращаясь в сокровищницу Санкт-Петербурга.
Возведение второго крыла началось в 1727 году. В конце строительства план
дворца имел вид четырёхугольника, сформированного четырехэтажным главным
зданием, двумя двухэтажными пристройками и строениями со стороны сада. Этот
период процветания продолжался до изгнания Меншикова после смерти Петра. Семья
регента была сослана в Сибирь, а имущество передали казне. Дворец
переоборудовали под военное училище, где позже учился великий полководец
Суворов, сады разрушили, а предметы роскоши распределили по управам.
С 1880 года в здании разместили музей Первого кадетского корпуса, а после
революции возобновились образовательные функции — здесь находилось Ленинградское
военно-политическое училище, действовавшее почти три десятилетия. Во время
блокады фасад пострадал, но интерьер сохранился, что значительно облегчило
последующую реставрацию ансамбля.
Официально восстановительными работами занялись в 1966 году, спустя 15 лет
здание стало частью Эрмитажа, что позволило вернуть историческую красоту дворцу,
пусть и менее пышную, чем в XVIII веке. К юбилею города в 2003 году
справедливость была восстановлена — у входа установили бюст Меншикова с его
титулами.
Сегодня музейная экспозиция отражает первоначальную концепцию дворца с
парадными залами, рабочими офисами и личными комнатами семьи.
- Первое помещение экскурсии — гостевой зал, украшенный античными
шпалерами и центральным столом для напитков с резными бархатными креслами.
- Следующий пункт — второй этаж, где расположена основная экспозиция:
комнаты жены Меншикова с изысканными панелями и множеством фарфора, а также
трюмо с гербом и портретами дочерей.
- Из женской части двери ведут в западную приёмную, известную как
Китайский кабинет с традиционными обоями и картинной галереей с портретами
Меншикова. Окна выходят на Неву, обеспечивая лучшее освещение в доме.
- После ознакомления с искусством гости перемещаются в центральную
галерею, где проходили знаменитые Ассамблеи. В советское время она служила
лекционным классом, но сохранились черты прежнего алтаря.
- Комната Варвары Арсеньевой, сестры княгини, известна как Варварин покой.
Из-за горбатости Варвара не смогла выйти замуж и воспитывала детей в семье
Меншиковых. Богатая обстановка этого помещения состоит из дорогих изразцов и
гобеленов. На стенах из фаянсовой плитки выложены голландские морские сцены.
Дети обожают проводить время на роскошной кровати, украшенной расписным
балдахином.
- Ореховая гостиная — это настоящее сокровище дворца, завершающее
экскурсионный маршрут. Её вид почти не изменился со времени создания:
по-прежнему впечатляет отделка из персидского ореха на стенах и мебель из
чёрного дерева. Среди сохранившихся ценностей — шахматная доска с фигурками
из янтаря и расписной потолок из холста, который является предшественником
современных натяжных потолков, выполненный по заказу известным французским
художником Филиппом Пильманом.
Сохранившиеся колонны внутреннего двора выполнены не из мрамора — внутри они
сделаны из дерева и покрашены под камень ради экономии на больших строительных
затратах. На парадном крыльце колоннаду украшали скульптуры древнегреческих муз
и богов, которые были убраны ещё в XIX веке, но их уменьшенные копии сейчас
выставлены в одном из первых залов, рядом с макетом изначального строения.
Гостиные и кабинеты остаются хранилищами антиквариата. В картинной галерее
располагается единственный известный портрет Петра Великого в роли бога войны
Ареса. Неподалеку на комоде стоит скромный часы с органом, изготовленные
лондонским часовщиком XVIII века. Этот редкий предмет попал сюда из Таврического
дворца и, как считается, был подарен князю Потёмкину одним из послов Англии.
Дворец Александра Даниловича Меншикова в Санкт-Петербурге является ярким
примером петровского барокко и важным культурно-историческим памятником России.
Он не только свидетельствует о роскоши и величии эпохи Петра Великого, но и
отражает личные и политические амбиции самого Меншикова, верного соратника
императора.
Возведенный в начале XVIII века, дворец скрывает в своих стенах множество
историй, начиная от грандиозных балов и заканчивая отдыхающими в его комнатах
иностранными послами и российской аристократией. Архитектурный стиль здания,
сочетающий в себе европейское влияние и русские традиции, всегда восхищал
знатоков искусства.
Сегодня дворец Меншикова открыт для посетителей как филиал Государственного
Эрмитажа, предлагая возможность заглянуть в прошлое и понять культурные и
социальные процессы той эпохи. Внутреннее убранство, включая оригинальные
декорации и мебель, погружает в атмосферу XVIII века, создавая уникальное
чувство сопричастности к временам, когда решалась судьба Российской империи.
Знакомство с дворцом Меншикова не только обогащает посетителей знаниями о
прошлом, но и вдохновляет на размышления о переплетении личных судеб и
государственной истории. Важно бережно сохранять и исследовать такие памятники,
чтобы будущие поколения могли черпать вдохновение и гордость от нашего общего
исторического наследия.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|