Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург. Один из лучших музеев.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург.
Музей артиллерии по праву считается одним из лучших музеев Северной столицы. Современный комплекс ведет свою историю с Цейхгауза (оружейного дома), основанного Петром I в. 1703 году. За долгие годы его фонды пополнились всевозможными видами оружия: в музейных залах представлены рыцарские мечи, кинжалы и доспехи, боевые топоры и алебарды, макеты древних оборонительных сооружений, сотни видов холодного и стрелкового оружия.
Во внутреннем дворе музея располагается выставка военной, ракетной и инженерной техники с XVI века до настоящего времени: гаубицы, корабельные и осадные пушки, пищали, артиллерийские установки, минометы, зенитные ракетные комплексы.
Военно-исторический музей артиллерии сегодня представляет собой собрание
обширных коллекций, над пополнением и сохранением которых трудятся более десяти
отделов. Благодаря уникальному подходу, можно проследить историю армии, начиная
со Средних веков и заканчивая современным образцами оружия. В настоящее время
экспозиции насчитывают около 850 000 экспонатов, 617 из которых не имеют
аналогов в мире.
Первая военная выставка открылась в 1703 году по указанию Петра I, который
стремился создать музей уникальных и любопытных орудий. Под наблюдением солдат
потешного полка в Петропавловской крепости воздвигли деревянный Цейхгауз, куда
свозили устаревшие пушки и другое вооружение.
После смерти монарха в коллекции провели инвентаризацию и переименовали её в
Достопамятный зал, но почти пятьдесят лет у неё не было собственного здания.
Лишь в 1776 году благодаря средствам графа Григория Орлова на Литейном проспекте
был построен трёхэтажный дом, куда переместили экспозицию. Через три десятилетия
его сделали открытым музеем — билеты на вход могли приобрести все желающие,
независимо от сословия и положения — каждый гражданин России должен был знать о
её воинской славе.
В 1725 году по указанию артиллерийской канцелярии была составлена опись всех
собранных артефактов, а также улучшены методы их хранения. Спустя пять лет было
принято решение о перевозке военных исторических ценностей из разных городов,
включая Москву, в Санкт-Петербург.
С этого момента коллекция начала стремительно увеличиваться, и к концу XVIII
века насчитывала около 6000 экспонатов. В то время такой обширной коллекции
предметов вооружения не существовало ни в одной другой стране.
С 1 июня 1808 года Достопамятный зал стал доступен всем желающим его
посетить. Это был первый шаг на пути к преобразованию хранилища в музей.
В ходе реформ государственного аппарата в 1864 году здание было решено
передать министерству юстиции для размещения окружного суда. Вопрос о судьбе
исторической коллекции оставили специально созданной комиссии, состоявшей из
случайных и незаинтересованных в военной истории России лиц. Решение комиссии
едва не привело Достопамятный зал к утере.
О небрежном обращении с реликвиями российской воинской славы и важнейшими
историческими памятниками стало известно Александру II, и именно его активное
вмешательство предотвратило окончательную утерю коллекции. Истинная музейная
история собрания началась в 1868 году, когда часть здания арсенала
Петропавловской крепости — Кронверк в восточном крыле на нижнем и антресольном
этажах — была выделена под военно-исторические коллекции. Тяжелые орудия
разместили во внутреннем дворе.
В 1889 году отметили 500-летие отечественной артиллерии. Местом празднования
стал Санкт-Петербургский музей артиллерии, выбранный из-за своей уникальной
коллекции артиллерийских исторических реликвий, начиная с XV века, и
представляющий значимую часть русской артиллерийской истории. Юбилейный праздник
вызвал волну интереса к музею как со стороны высшего руководства России и
ответственных за артиллерию и военное дело, так и в обществе в целом.
К началу 20 века Артиллерийский исторический музей стал крупнейшим среди
музеев российской армии, собрав под одной крышей военные и художественные
реликвии, отражающие историю всех сухопутных войск России. В марте 1912 года
Государственная дума утвердила его штат. Музей, находящийся в ведении Главного
артиллерийского управления, обрел независимый статус, получил увеличение
финансирования и расширение экспозиционных площадей. К концу 1912 года в состав
музея входило пять отделов: русский военно-исторический, русский
общеисторический, иностранный (в основном трофейный), доисторический (раскопки
Н.Е. Бранденбурга), и новый, где размещались модели, знамена и приборы.
В 1911 году рассматривалась идея преобразования Артиллерийского исторического
музея в Российский военно-исторический музей, однако проект не получил поддержки
в Государственной думе из-за нехватки средств. В 1914 году возникла новая
инициатива о передаче всего комплекса Кронверка министерству финансов для
размещения Монетного двора, с переносом музея в Старый Монетный двор
Петропавловской крепости. Этот план остался неосуществлённым из-за начала Первой
мировой войны. Война помешала его реализации, но музей оставался открыт для
публики до августа 1917 года.
Революционные события февраля 1917 года существенно разрушили налаженную
деятельность музея. Немецкие войска стремились к Петрограду, и Временное
правительство постановило в срочном порядке перенести ценные экспонаты в глубь
страны. Среди включенных в этот список оказался и АИМ.
Ярославль был выбран как временное место размещения музея. 25 сентября 1917
года три баржи, полные самых ценных орудий, других экспонатов и архивных
документов, отправились из Петрограда под защитой прапорщика Курышева и трех
канониров из 1-й тяжелой артиллерийской бригады. Эти люди проявили высокий
патриотизм и самоотверженность, охраняя национальные сокровища в течение всех
военных и революционных потрясений.
Революция и последовавшая за ней Гражданская война нанесли серьезный урон
музею. В июле 1918 года в Ярославле произошел мятеж против советской власти под
руководством полковника Пехтурова. Территория Спасского монастыря, где
находились музейные ценности, стала местом ожесточенных боев. В результате
возникшего пожара полностью уничтожены 55 ящиков с флагами и оружием, на баржах
пострадали 54 ценных орудия, в воду ушла часть архива второй половины XVIII века
и частично первой половины XIX века. Кроме того, огромный урон музею нанес
сильный ураган, обрушившийся на Ленинград в ночь с 23 на 24 сентября 1924 года и
вызвавший катастрофическое наводнение, затопившее часть территории Кронверка.
После оценки ущерба было принято решение передать наиболее редкие и значимые
предметы в Эрмитаж и другие музеи, чтобы сохранить их в сложнейшие годы.
В невероятно сложных условиях блокады Ленинграда им удалось сохранить для
потомков неоценимые реликвии музея, сведя потери от бомбардировок и обстрелов к
минимуму. Кроме того, в военные годы фонд музея активно пополнялся советской и
трофейной техникой с полей сражений. Сотрудники АИМ приложили поистине
героические усилия для его восстановления после войны.
В этот период произошли значительные организационные изменения: по приказу
министра Вооруженных сил СССР от 21 ноября 1946 года, АИМ был выведен из-под
контроля Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления и передан
в систему Академии артиллерийских наук (ААН).
При включении в систему ААН профиль музея стал чисто артиллерийским, из-за
чего музей лишился многих важных исторических экспонатов. Так, по распоряжению
ААН, министр Вооруженных сил СССР разрешил передачу в Эрмитаж собрания знамен и
Главному интендантскому управлению — все имущество бывшего Интендантского музея.
После расформирования ААН в 1953 году Артиллерийский исторический музей вновь
стал значимым военно-историческим и культурно-просветительским учреждением
общероссийского масштаба. В последующие послевоенные десятилетия экспозиция
неустанно совершенствуется. При содействии Главного ракетно-артиллерийского
управления (ГРАУ), которому подчиняется музей, регулярно поступают образцы
современной боевой техники.
В 1963 году Артиллерийский исторический музей принял в свои фонды Центральный
исторический военно-инженерный музей. Инженеры пополнили арсенал артиллеристов
огромными фондами, которые собирались и обрабатывались более полутора веков.
В 1965 году в структуру Артиллерийского исторического музея вошел Военный
музей связи. Среди его ценнейших экспонатов, связанных с историей развития
военной связи, — первый в мире электромагнитный аппарат телеграфа, созданный
русским ученым П. Л. Шиллингом в 1832 году, и первая в мире радиостанция,
продемонстрированная А. С. Поповым в 1895 году, также как и буквопечатающий
телеграф Бодо, по которому передавался акт о безоговорочной капитуляции
фашистской Германии в 1945 году. Музей получил название Военно-исторический
музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС).
На сегодняшний день ВИМАИВиВС является одним из крупнейших
военно-исторических музеев мира, обладая обширной коллекцией артиллерийских
орудий и боеприпасов, стрелкового и холодного оружия, инженерной техники,
средств военной связи, боевых знамен, военной формы, произведений батальной
живописи и графики, наград и символов, а также архивными документами,
рассказывающими об истории артиллерии русской армии и героических подвигах
защитников Отечества. Впечатляющи коллекции живописи, графики и скульптуры.
Среди экспонатов художественные произведения, отображающие героическое прошлое
России, портреты императоров, великих князей, выдающихся полководцев,
заслуженных солдат и офицеров. Залы музея украшают картины известных русских
художников-баталистов Б. Виллевальде, Н. Дмитриева-Оренбургского, А. Шарлеманя,
А. Сафонова, П. Ковалевского, Ф. Рубо, А. Попова, Н. Самокиша, М. Грекова.
Экспозиция музея заняла 13 залов на площади более 17 тысяч квадратных метров.
В настоящее время музейный фонд насчитывает 850 тысяч экспонатов.
ТОЧКА НА ПАНОРАМАХ GOOGLE:
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|