Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский морской собор.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НИКОЛЬСКИЙ СОБОР
Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге неизменно привлекает
множество туристов из разных уголков мира в известный "город на Неве". Особое
внимание уделяется не только великолепию этого уникального здания и роскоши его
интерьеров. Кроме того, внешний облик и внутреннее оформление Никольского собора
отражают целую эпоху, полную величия и противоречий.
Как известно, основателем Санкт-Петербурга и создателем военного флота России
был Пётр Великий. Первые церкви для нужд кораблестроителей и моряков появились
благодаря его особому указу. В 1710 году на Адмиралтейской поляне появилась
небольшая церковь, посвященная Исаакию Далматскому, созданная из чертежного
амбара. Строительство каменного храма было начато после пожара 1717 года. До его
завершения, приход был приписан к маленькой часовне в Морской слободе,
располагавшейся в «светлицах» полкового двора, освященной в честь святого
Николая, покровителя моряков.
С ростом числа морских служащих увеличивалось и число прихожан, что превышало
вместимость скромной часовни. В 1733 году по указу Адмиралтейств-Коллегии на её
месте была возведена новая полотняная церковь. Однако после пожара 1735 года,
когда каменный Исаакиевский собор был потерян, его прихожане также перешли в
церковь святого Николая, что привело к её переполнению.
Через десять лет, после крупных пожаров 1736-1737 годов и мер по развитию
городской застройки, была возведена деревянная церковь во имя Святого Николая.
Она обслуживала около 3500 морских служащих, не считая их семей.
Деревянная церковь, располагавшаяся поблизости от плаца, функционировала до
начала 1761 года.
Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь
Михаил Михайлович Голицын направил императрице просьбу о сооружении каменной
церкви в честь святого Николая в память славных достижений Российского флота.
Это предложение было одобрено. Указом императрицы Елизаветы Петровны от 16 июня
1752 года предписывалось, вместо старой деревянной церкови у полка, построить
каменную церковь. Она предназначалась для морских адмиралтейских служащих, чьи
дома и бараки окружали её.
Легенда гласит, что Петру Великому понравился пятиглавый Успенский собор в
Астрахани, и он якобы хотел построить сходную церковь для моряков. Архитектор С.
И. Чевакинский, которому поручила проект Елизавета, решил воплотить этот
замысел, добавив свои изменения.
План собора был разработан им в течение месяца после получения указа. Однако,
летом 1752 года проект не начали воплощать по ряду причин, что оказалось весьма
кстати. Осенью случилось несколько наводнений, и площадка для строительства была
затоплена, поэтому решили поднять фундамент собора, чтобы его пол оставался
сухим даже во время наводнений.
Собор был построен двухэтажным и пятиглавым, что в середине XVIII века в
столице было редкостью. В течение первой половины века храмы возводились по
примеру Петропавловского собора: одноглавыми, с залом и шпилем на колокольне.
Появление в эпоху Елизаветы Петровны пятиглавых храмов воспринималось как
возвращение к традициям русской православной архитектуры.
В 1753 году был заложен фундамент. Базу поддерживали около 1600 деревянных
свай, каждая длиной приблизительно 7 метров. Стены собора отличались прочностью:
в нижнем храме их толщина составляла 6 кирпичей, в верхнем — 5. Внутри
расположены 20 колонн, украшенных парными пилястрами, которые поддерживают своды
и барабаны под куполами. Колонны проходят через оба этажа, деля пространство на
7 нефов. В западной части верхнего храма размещены хоры с жилыми зонами. Снаружи
собор украшен изящными колоннами, стоящими на высоких постаментах.
Архитектура Никольского собора представляет собой центральный тип сооружения
с планом в виде сложного равноконечного креста. Центральный купол не подавляет
четыре маленьких, создавая атмосферу праздности и лёгкости. Собор выполнен в
стиле елизаветинского барокко. Парадные ряды окон, трио коринфских колонн и
богатая лепнина придают зданию величие дворца. Небольшие балконы с ажурными
решетками выделяют собор среди других.
Одновременно со строительством собора (1756-1757 гг.) рядом возводилась
колокольня в аналогичном барочном стиле, строго на запад по центральной оси
храма. Завершение строительства колокольни произошло в 1758 году, тогда же
установили колокола и часы с курантами.
Работы над внутренним оформлением храма начались в 1755 году, после
завершения стен. С.И. Чевакинский создал эскиз иконостасов и составил список
необходимых икон. Для их написания были приглашены братья Колокольниковы,
известные в столице иконописцы и позолотчики середины XVIII века.
Братья Колокольниковы участвовали в росписи разных храмов и дворцов,
создавали образы для дворцовой церкви в Царском Селе, поэтому им была предложена
данная работа.
Мина Лукич написал 42 иконы для иконостаса нижнего храма, а Федот Лукич — 32
для верхнего. Стиль икон сочетают в себе традиционные методики иконописи и
западноевропейскую живопись, характерные для убранства столичных храмов XVIII
века.
Иконостасы собора представляют собой уникальный пример интеграции архитектуры
и деревянной резьбы в русском искусстве XVIII века.
Нижний храм во имя святителя Николая был освящен в царствование Елизаветы
Петровны 5 декабря 1760 года, накануне храмового праздника. Верхний храм был
освящен в честь Богоявления Господня 20 июля 1762 года, при личном присутствии
императрицы Екатерины II. В день, когда верхний храм был освящён, императрица
распорядилась, чтобы новая морская полковая церковь называлась собором. С этого
момента Никольский собор стал символом военной силы Российской империи.
Со времён правления Екатерины II победы русского флота начали отмечаться в
Никольском Морском соборе. Здесь была празднована одна из важнейших морских
побед России — полное уничтожение турецкого флота русскими войсками под
командованием адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова у крепости Чесма. Ежегодное
празднование знаменитой Чесменской победы стало традицией для собора.
В честь морских побед, одержанных в течение военных кампаний 1770-1790 годов,
Екатерина II подарила собору 10 икон в драгоценных окладах. Они были размещены
по пять в каждом из двух киотов в виде крестов. Каждая икона напоминала о
конкретном сражении, происходившем в день памяти святого, изображённого на ней.
Императрица часто присутствовала на праздничных молебнах, которые проводились
с особой торжественностью. Екатерина II на протяжении всего своего правления
уделяла большое внимание Никольскому собору. После её смерти связь собора с
Морским ведомством сохранилась.
Собор представляет собой двухэтажное здание с пятью башнями: восьмигранной
центральной и четырьмя боковыми, каждая с позолоченным куполом.
Внешний вид собора скорее напоминает многоглавую русскую церковь, хотя в
период правления Петра I и много лет после предпочитали одноглавые храмы с
высокими шпилями. Пятиглавая структура создаёт впечатление возвращения к
дореформенной традиции, хотя на самом деле стиль собора, названный
"елизаветинским барокко", отличается роскошью и изяществом, не имеющими ничего
общего ни с древнерусскими храмами, ни с лаконизмом архитектуры Петра Великого.
Оригинальность форм придаёт облику особенно выделяющиеся скульптуры, колонны с
коринфскими капителями и кованые балконы на ярко-голубом фоне фасада.
На небольшом удалении к западу от собора расположена колокольня, построенная
как отдельное четырёхъярусное здание с грациозными колоннами, поддерживающими
три первых уровня. Завершает её купол с тонким длинным шпилем.
Интерьеры Николо-Богоявленского собора поражают воображение своим
великолепием и богатством оформления. Стены и своды убраны густо расписанными
фресками, отражающими сцены из жизни святого Николая и других эпизодов
христианской истории. Особое внимание посетителей привлекают роскошные
иконостасы, выполненные с использованием позолоты и изящной резьбы. В центре
зала возвышается великолепный алтарь, окружённый резными иконами, выполненными
мастерами высочайшего уровня. Эти произведения искусства, созданные в период
расцвета барокко, подчеркивают гармонию и изысканность всей композиции
интерьера.
Элегантность и грациозность внутреннего убранства собора включают также
различные элементы декора, такие как хрустальные люстры и канделябры, которые
добавляют особый блеск и торжественность атмосфере. Всё это великолепие
привлекает не только верующих и прихожан, но и туристов, исследующих историю
архитектуры и искусства России. Сочетание художественного мастерства и
архитектурных решений создаёт уникальное пространство, где каждый элемент играет
свою роль в общей гармонии.
Революция, повлекшая за собой крах монархии и Временного правительства, а
также прихват власти большевиками через вооруженный переворот в 1917 году,
ознаменовала новую эру в отношениях между Русской Православной Церковью и
государством. В течение первых лет после прихода большевиков интересы
Николо-Богоявленского собора удалось сохранять без крупных конфликтов с
властями, несмотря на уникальные условия. Однако массовые репрессии, аресты и
расстрелы священнослужителей, затронувшие Русскую Православную Церковь, задели и
Николо-Богоявленский собор. Из его состава было выслано 10 человек, некоторые
были казнены. Тем не менее, богослужения в Никольском соборе не прекращались, и
их часто возглавляли Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и Архиепископ
Николай (Ярушевич).
Стоит отметить, что, несмотря на гонения, в соборе проводили реставрацию. В
то же время властные требования становились всё жёстче: пришлось передать все
книги из библиотеки храма, а доступ на колокольню был закрыт.
К началу 1940-х годов гонения на Церковь ослабели. Тем не менее, большинство
храмов страны оставались закрытыми. В мае 1941 года всего 8 храмов открыли, в
том числе и Никольский собор. К июню, незадолго до начала Великой Отечественной
войны, Николо-Богоявленский собор стал кафедральным, и митрополит Алексий выбрал
его своей резиденцией.
С началом войны Русская Православная Церковь обратилась к православным с
призывом встать на защиту Родины. Вклад Церкви в патриотическое движение
проявлялся в сборе средств для армии и ежедневной служебной деятельности. В годы
войны Николо-Богоявленский собор превратился в центр церковной жизни осаждённого
Ленинграда.
Враг подвергал храмы Ленинграда обстрелам и бомбардировкам, поэтому их
маскировке придавалось большое значение. Купола, которые могли стать ориентирами
для авиации, скрывали чехлами, сетями и окрашивали в зелёный цвет. Однако не
всегда это спасало храмы от повреждений.
Собор пострадал от обстрелов незначительно, и ремонтные работы были завершены
быстро, уже к 1953 году.
Николо-Богоявленский собор занимает важное место в культурной и духовной
жизни Санкт-Петербурга. Он стал не только местом поклонения, но и символом
стойкости и непреходящей ценности традиций для горожан. Здесь проходят важнейшие
церковные службы и ежегодные празднества, сохраняется память о доблести
российского флота. Звон его колоколов разносится далеко за пределы храма, как
напоминание о славной истории отечественного кораблестроения и мореплавания,
навсегда связавших судьбу города с величием морских просторов.
Сегодня собор остаётся неотъемлемой частью городского ландшафта
Санкт-Петербурга, притягивая к себе искусствоведов, историков и всех, кто
неравнодушен к культурному наследию. Он продолжает очаровывать своей красотой и
гармонией, воплощая в своих стенах многовековую историю страны, наполненную
величие и тихой мудростью духовных традиций. В нём отражены не только
архитектурные достижения прошлых веков, но и стойкость, с которой наш народ
преодолевал испытания и сохранил свои святыни для будущих поколений.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|