Расписания поездов по городам России, Монголии, Китая. Бронирование билетов по Монголии, Китаю, России.   English Russian

  Главная страница   О компании   Контакты   Форум   Карта сайта

Монгольское гостеприимство. Традиции монголов. Обычаи монголов.

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

ОБЫЧАИ МОНГОЛОВ

Монгольское гостеприимство

Монгольский народ хранит традиции своей древней и высокой культуры.
Уважением к человеку, женщине, матери, старшему по возрасту пронизан богатейший фольклор монголов.

 


Добро пожаловать в Монголию. Туры по Монголии.Древнейший памятник монгольской литературы "Сокровенное сказание монголов", переведенный на языки многих народов мира, донес до наших дней знаменитую пословицу: "Монголун джа - андагар буй джа!" /Клятвой звучит монгольское "да!"/, свидетельствующую о том, как высоко ценил еще в древние времена монгольский народ верность данному слову.
 

Об уважении к старшим говорит старинная народная пословица "Хун ахтай, дээл захтай" /Человек имеет старшего, дээли имеет воротник/. В монгольском языке есть специальные слова для обозначения старших по возрасту /старший брат — ах, старшая сестра — эгч/. К отцу и матери, старшим братьям и сестрам младшие обращаются только на "вы". Пятилетний малыш к своему трехлетнему брату обращается на "ты", а к семилетнему на "вы".
Древний монгольский язык различал младших братьев и сестер. Младший брат назывался "дэгу", младшая сестра "дэгуй", ныне же и младший брат, и младшая сестра называются одинаково "дуу". /Современная форма "дуу" является фонетической эволюцией древнего "дэгу": дэгу-дэу, дуу. Суффикс женского рода — "и" в "дэгуй", который должен был бы сохраниться в форме "дуй'; исчез, потому что в языковом сознании народа важно было только понятие младшего, безотносительно к мужскому или женскому роду. Старший брат или старшая сестра должны знать, что перед ним младший по возрасту, будь то сестра или брат, и, как старшие, они обязаны помогать и опекать младших безотносительно к их полу/.
Большим уважением пользуется в народе женщина, мать. Ни один монгол не перейдет дорогу женщине, имеющей плод в чреве своем, а в юрте никто не станет спиной к ней из уважения к женщине и матери, из уважения к ее будущему ребенку, который может стать великим человеком, мудрым и ученым, великим государственным деятелем, украшением рода человеческого.
Из этого уважения к человеку вытекает широкое гостеприимство народа. Монгольская пословица гласит: "Счастлив тот, у кого бывают гости, радостен дом, у коновязи которого всегда стоят кони приезжих". Величайшей невежливостью и позором для дома считается, если хозяева осмелятся уложить путника, приехавшего даже ночью, без чая и сытного ужина. И если у хозяина случайно не оказалось традиционного угощения, любой сосед не поленится встать глубокой ночью и дать все, что понадобится гостю.
 

Угощение всегда начинается с хорошего чая, в который хозяйка кладет масло, заправляет поджаренным ячменем или пшеном для аромата и вкуса. Чай должен быть с молоком, ибо по древней народной символике белый цвет—выражение чистоты чувств, и чай с молоком говорит о дружеских и искренних чувствах хозяев и уважения их к своему гостю. К чаю, кроме печений, подаются также разнообразные молочные продукты -"цагаан идээ"/"бёлые яства"/.
 

В знак уважения все кушанья и чай подносятся гостю обеими руками. Пряженцы, печенья и "цагаан идээ" подаются в тарелке, уложенными затейливой горкой, символизирующей обилие. Гость по этикету должен коснуться пальцами руки, обращенной ладонью вверх, к тарелке в знак того, что он принял угощение с уважением к семье, у которой он гостит. Этикет также требует, чтобы ко всем блюдам подаваемым на стол, гость прикоснулся рукой.
 

Все, что хозяева подают гостю, подносится или обеими руками, или правой рукой. К ее кисти или локтю прикладываются пальцы левой руки, ладонь которой обязательно обращена вверх. т подается вино, пальцы левой руки, обращенной ладонью вверх, должны касаться донышка сосуда в знак уважения к гостю.
 

После чая подаются мясные блюда. Согласно древней народной традиции скот делится на "тепломордый" и "холод-номордый". К "тепломордым" относятся лошади и овцы, к "холодномордым" крупный рогатый скот, козы и верблюды. Слово "теплый" в монгольском языке - - синоним дружеских, искренних чувств, «холодный» — равнодушия, отчужденности. Поэтому гостю в знак теплых чувств подаются блюда только из баранины.
 

Если у хозяина случайно не оказалось баранины, он сочтет своим непременным долгом извиниться за то, что подносит гостю кушанья из мяса "холодномордого" скота, ибо чувства его по отношению к гостю теплы.
 

Эти народные традиции так крепки, что в дни Великой Отечественной войны советского народа араты дарили советским фронтовикам и советскому тылу только "тепломордый" скот — коней и овец.
 

В наши дни араты восприняли и некоторые европейские обычаи -- рукопожатия и чокание при угощении вином. Но тут они внесли особенности монгольского этикета. В знак уважения араты пожимают руку гостя обеими руками. Чокаясь с гостем, хозяева выражают свое почтение к высокому гостю тем, что касаются краем своего бокала или рюмки гостя.
Когда угощают молочным вином, его обычно подносят в серебряной пиале, ибо серебро белым своим цветом символизирует чистоту чувств того, кто подносит угощение. Если гость посетил дом в первый раз, ему подносят пиалу с вином на шелковом хадаке. При этом открытый конец хадака должен быть всегда обращен к гостю, потому что все благие пожелания, символы которых вытканы на хадаке, направлены ему. Принимающий вино, берет пиалу и хадак обеими руками /в знак уважения к подносящему напиток/, затем правой рукой перекидывает хадак на кисть левой руки так, чтобы раскрытый край хадака был обращен к подавшему вино: пусть все добрые пожелания и символы счастья хадака обратятся и к дому гостеприимного хозяина!
 

Перед тем как отведать вино, гость безымянным пальцем правой руки, подхваченным большим пальцем, трижды символически делает возлияние первыми каплями напитка, затем касается этим же безымянным пальцем своего лба или груди и только после этого пьет. Жест возлияния означает: приношу первые капли вина, которого еще не коснулись мои уста, вечному синему небу вашей страны, родной земле вашей, очагу вашей семьи. Уважаю вас — если безымянный палец подносится ко лбу, сердечно принимаю ваше угощение вином — если палец подносится к сердцу. Прежде чем гость выпьет вино, он должен произнести благопожелание хозяевам. В ответ на это присутствующие отвечают: "Да будет по вашему благому пожеланию!".
 

После угощения чаем за стол подается мясо. Парадным украшением стола, подобно рождественскому гусю европейцев, является массивный бараний крестец с жирным курдюком. Он подается в особо важных случаях, и первым разрезает его наиболее старший и уважаемый из гостей. Тот, кому предоставлено почетное право разрезать крестец, надевает в знак уважения к хозяевам головной убор, берет в правую руку нож, проводит на курдюке острием ножа троекратно и после этого с правой стороны крестца отрезает длинный и тонкий ломоть, который передает другим гостям, делясь с ними счастьем и удачей в жизни. Такой же ломоть отрезается с левой стороны, затем снова с правой и т.д. Если присутствующих много, получивший ломтик разрезает его на части и делится со своими соседями, которые должны отведать "кусочек счастья" высокого гостя.
 

Почетным угощением также считается баранья лопатка с двумя парами самых длинных ребер — "дал дурвун ундур" / лопатка и четыре высоких/. Если гостю преподнесена вся лопатка, он должен обязательно поделиться с присутствующими мясом ее тыльной стороны, так как одному не принято съедать эту часть мяса.
После обеда или ужина гостю всегда подается молочный чай—символ уважения и чистых чувств. Если гость не пьет вино, из уважения к дому он обязательно должен хотя бы пригубить его, после чего может вернуть пиалу или рюмку тому, кто ее поднес.
Принимая особо уважаемых гостей, хозяин юрты перед порогом стелет белую кошму в знак высокого уважения к гостю. Чтобы выразить свое почтение к дому гостеприимного хозяина, гость должен пальцами обеих рук повернутых ладонями вверх, коснуться дверной притолоки или сделать легкий поклон с направленными в сторону притолоки пальцами поднятых вверх рук. Ладони должны быть при этом обращены вверх, символизируя тем подношение приветствия дому.
Получая подарок, монгол всегда берет его обеими руками, выражая тем самым уважение к гостю. В знак наивысшего уважения и глубочайшего почтения дар подносят ко лбу, ибо по народным традициям чело - "магнай" - самая почетная часть человеческого тела. Если в Европе по обычаю, идущему от христианства, принято целовать крест, библию или знамя, то монгол, прикасается к знамени, священному писанию или изображению лбом...
 

Во время беседы монголы по древней традиции складывают руки так, чтобы ладонь правой руки лежала на ладони левой руки и пальцы обеих рук охватывали тыльные стороны ладоней. Этот же жест с легким поклоном может служить и выражением благодарности, привета или прощания. "Ладони вместе" - так называется этот жест, символизирующий солидарность, общность мыслей и чувств, взаимного уважения и почтения.
 

Указывая на человека, его изображение статую или портрет, монгол никогда не показывает указательным пальцем. Грациозным жестом правой руки, ладонь которой обращена вверх, монгол указывает на человека, его портрет или статую, выражая этим свое уважение к человеку. Указательным пальцем можно показывать только на животных, птиц, насекомых, предметы и явления неживой природы. На того, кто, по образному выражению, "пахнет человеком", этого делать нельзя. "Пахнуть же человеком" означает в монгольском языке иметь все прекрасные качества настоящего человека. "Он не пахнет человеком" — значит презренное двуногое, утратившее все доброе и человеческое.
 

В гэре, вход которого всегда обращен на юг, восточная сторона принадлежит женщине, хозяйке. Западная часть гэра - мужская. Северная половина — самая почетная. Женщины, приходя в гости, обычно садятся на восточной половине, мужчины — на западной, располагаясь по старшинству лет и званию. Младший садится ближе к входу, старший — ближе к северной половине.
Если в гэре сидят не на стульях, а на полу, покрытом войлочными или шерстяными коврами, то и в способе сидения также выражается уважение к старшим и дому. Младшие всегда сидят на левой ноге /если они на мужской стороне/, причем правая нога, согнутая в колене, стоит. Те, кто находится на восточной стороне гэра, сидят на правой ноге, левая же нога, согнутая в колене, выражает готовность встать на защиту дома и семьи. Более старшие сидят сложив ноги "лодочкой" /европейцы называют этот способ сидения "турецким", хотя так сидят многие народы востока — индусы, японцы, узбеки, киргизы, казахи, турки и т.д./, при этом подошва левой ноги, которая находится с наружной стороны, должна быть обращена не в почетную северную сторону, а к выходу, иначе такая поза будет расценена как знак неуважения и презрения к дому.
 

Если человек сидит в этом положении на северной стороне, подошва его правой ноги должна быть обращена на восточную сторону, т.е. налево. Если человек сидит со скрещенными ногами на восточной стороне, то подошва его правой ноги обращена к входной двери: попираю все злое, что может войти в ваш гостеприимный дом! Если в юрте есть низенькие табуретки, то тот, кто любит сидеть положив ногу на ногу, должен сидеть так, чтобы нога, которая покоится на колене другой ноги, была всегда обращена внутренней стороной к входу, а не к почетной, северной стороне.
 

Таковы некоторые нормы народного этикета, основанные на уважении к человеку, к старшему и к дому, который радушно приветствует человека, гостя и друга.
 

Б.Ринчин, академик.
Газета "Новости Монголии". №5-6 от 7.02.2013 года.
Сканирование и обработка Е.Кулакова.

СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Фотография. В гостях у скотоводов. Кочевники. Монголия.

Фотография. В гостях у скотоводов. Кочевники. Монголия.

Фотография. Празднование Цаган Сар (монг. Цагаан сар). Встреча родственников.

Фотография. Празднование Цаган Сар (монг. Цагаан сар). Встреча родственников.

Фотография. Празднование Цаган Сар (монг. Цагаан сар). Встреча родственников.

Фотография. Празднование Цаган Сар (монг. Цагаан сар). Встреча родственников.

Фотография. Празднование Цаган Сар (монг. Цагаан сар). Встреча родственников.

Фотография. Празднование Цаган Сар (монг. Цагаан сар). Встреча родственников.

 

 
 

- О Монголии

- Советы туристам

- История Монголии

- Государственные символы Монголии

- Города Монголии

- Географические пояса

- Климат

- Водные ресурсы, реки, озера Монголии

- Растительный мир

- Животный мир

- Карты Монголии

 

- Религия в Монголии

- Монгольский язык и письменность

- Наука в Монголии

- Образование в Монголии

- Монгольские монеты

 

- Искусство Монголии

- Музыка Монголии

- Монгольские танцы

- Балет

- Народное творчество

- Изобразительное искусство

- Декоративно-прикладное искусство

- Художественная обработка металлов

- Литература Монголии

- Театр

- Монгольский цирк

- Монгольское кино

- Монгольское телевидение

- Архитектура Монголии
 

- Морин Хуур

 

- Традиции и обычаи

- Монгольское гостеприимство

- Буддийский монастырь

- Национальная кухня

- Национальная одежда

- Монгольские имена

- Традиционная медицина

- Любимые цвета

- Первая стрижка волос

- Свадебный обряд

- Похоронный обряд

- Домашние животные

- Монгольские лошади. Скачки на лошадях

- Обычай обмена табакерами

 

- Монгольская юрта

- Монгольское обо

- Монгол зураг

- Цаган сар

- Наадам фестиваль
 

- Херексуры

- Оленные камни
 

 

 

Страна/Регион

MNT Rate

USA(Dollar)

E.U (Euro)

Japan (Yen)

Russia(Rub)

China(Yuan)

S.Korea (Won)

Currency data courtesy coinmill.com

 

Цена топлива в Улан-Баторе. Стоимость бензина и дизельного топлива в Улан-Баторе.

Горячие предложения

Ищу попутчика!
 

Групповые туры 2015
 

Экскурсии  New!!!

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Монголия - Байкал

Монголия - Китай
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Общая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии

Почта Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация.
       Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
   ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию

- Визы в Россию из Монголии

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru