Главная страница   О компании   Контакты   Карта сайта English Russian

Государственный Эрмитаж. Музеи Санкт-Петербурга.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ


Эрмитаж, также известный как Государственный Эрмитаж, считается одним из крупнейших и наиболее значимых художественных и культурных музеев в мире. Он находится в Санкт-Петербурге, на севере страны. Музей славится своей богатой историей, а экспонаты выставлены более чем в 350 залах. Создание Государственного Эрмитажа началось в середине XVIII века с того, как Екатерина II приобрела коллекцию картин, и теперь в его фондах насчитывается свыше трех миллионов экспонатов. В наше время Эрмитаж включает пять великолепных барочных зданий, расположенных на Дворцовой площади.
 

Эрмитаж считается основной достопримечательностью Санкт-Петербурга. Туристы часто посещают его, составляя маршруты по городу, а горожане приходят сюда почти каждый год.
 

Первоначально коллекция размещалась в отдельном дворцовом крыле, которое по-французски назвали Эрмитажем (от «hermitage» — уединенное место). Популярность коллекционирования в XVIII веке была велика, поэтому Екатерина II активно закупала крупные коллекции у немецких, французских и английских собирателей, расширяя тем самым Эрмитаж. В 1771 году приняли решение построить для музейного пространства отдельное здание — Большой Эрмитаж.
 

К 1852 году коллекция выросла настолько, что музей открылся для широкой публики. Для него было построено новое здание, будущий Новый Эрмитаж, и вскоре вокруг него сложился целый комплекс музеев под общим именем Эрмитаж.
 

На рубеже ХХ века коллекция музея насчитывала уже несколько тысяч произведений искусства и памятников, а после Октябрьской революции увеличилась еще в 4,5 раза. Были добавлены новые отделы: к Старому Эрмитажу присоединились Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Театр Эрмитажа, а также Зимний дворец. Тем самым Государственный Эрмитаж стал величайшим и самым посещаемым музеем страны, принимающим ежегодно свыше 3,5 миллионов посетителей.
 

Эрмитаж, один из величайших музеев мира, столкнулся с суровыми испытаниями в годы Великой Отечественной войны и последующим восстановлением в послевоенный период. Когда фашистские войска осадили Ленинград, музей преобразился в оплот культуры и стойкости. Ценные экспонаты были эвакуированы в восточные регионы СССР ещё до начала осады, что спасло огромное количество бесценных произведений искусства от возможного уничтожения или разграбления.
 

22 июня 1941 года, через два часа после того, как правительство объявило о нападении нацистской Германии на Советский Союз, сотрудники Эрмитажа начали эвакуировать музейные коллекции. Музейные работники трудились практически без отдыха. На второй день к ним присоединились сотни добровольцев. В течение семи дней было упаковано 500 тысяч экспонатов.
 

Эвакуированная коллекция Эрмитажа нашла новый дом в городе Свердловске, где был открыт филиал музея. Его возглавлял заведующий Отделом западноевропейского искусства Владимир Францевич Левинсон-Лессинг на протяжении всей войны. Первый железнодорожный состав, включавший двадцать два багажных вагона, перевез около полумиллиона экспонатов Эрмитажа в Свердловск — это была почти вся музейная экспозиция. Второй состав, отправившийся 20 июля, доставил около 700 тысяч предметов из запасников. Третий эшелон, готовый к отправке, так и не покинул Ленинград: 30 августа железные дороги были перерезаны врагом.
 

Оставшиеся в городе сотрудники Эрмитажа вместе с горожанами делили все тяготы блокады. Здание музея подверглось серьёзным повреждениям от бомбардировок и осколков снарядов. Тем не менее, непрерывность музейной жизни старались сохранять: в подвалах и почти разрушенных залах продолжались научные исследования, велась реставрация и систематизация коллекций. 10 октября 1945 года
 

С сентября, с началом блокады и систематических воздушных атак, сотрудники Эрмитажа, ученые, работники музея и деятели культуры из Ленинграда проживали в подвалах. Существуют списки людей, находившихся в бомбоубежищах, насчитывающие 916 человек. Однако, как вспоминает археолог и востоковед Б.Б. Пиотровский, на самом деле там могло находиться до 2000 человек.
 

23 января 1942 года в Эрмитаже было принято решение об открытии стационара на 100 мест для поддержки больных с дистрофией сотрудников Эрмитажа, музея Революции, музея В.И. Ленина, музея этнографии и Русского музея.
 

После войны Эрмитаж предстал перед трудной задачей восстановления не только своих коллекций, но и своего здания. Усилиями работников и реставраторов музей был не только восстановлен, но и расширен, получив новые экспонаты и залы. 10 октября 1945 года эшелоны с ценностями Эрмитажа благополучно добрались до Ленинграда. Их встречали сотрудники музея под руководством Иосифа Абгаровича Орбели. 11 октября начался процесс разгрузки, в котором, помимо сотрудников Эрмитажа, участвовали около 100 солдат-артиллеристов, представители пожарной команды и 50 такелажников из городского управления автотранспортом.
 

Всего за 22 дня были восстановлены и открыты для посетителей экспозиции Картинной галереи, Особой кладовой, Рыцарский зал, а также залы отделов нумизматики, Востока и Античного мира.

 

Послевоенные годы также ознаменовались героической работой по документированию и возвращению утерянных или похищенных во время оккупации произведений искусства. Постепенно Эрмитаж стал символом возрождения, демонстрируя миру не только прочность и красоту своих коллекций, но и стойкость человеческого духа, способность к восстановлению и обновлению.
 

Здания Эрмитажа в Санкт-Петербурге Государственный Эрмитаж включает в себя 8 зданий:
 

  • Большой (Старый) Эрмитаж. Возведенный в 1787 году по указу императрицы Екатерины II, этот объект изначально служил для хранения экземпляров библиотеки и дворцовых коллекций. Для создания архитектурного сооружения был приглашен Ю.М. Фельтен, который сделал его трехэтажным и гармонично вписал в дворцовый комплекс. В 1792 году к Большому Эрмитажу был добавлен корпус с Лоджиями Рафаэля, что стало аналогом галереи в Папском дворце в Ватикане. В настоящее время в Большом Эрмитаже экспонируется собрание итальянского искусства эпохи Возрождения.
     
  • Здание Главного штаба. Это выдающийся архитектурный памятник в Санкт-Петербурге, созданный по проекту Росси в начале XIX столетия. Здание эффектно завершает архитектурный ансамбль Дворцовой площади, подчеркивая ее уникальный статус как центра северной столицы. Крылья двух корпусов (восточного и западного) плавно изогнуты и соединены двойной аркой, украшенной скульптурной группой «Колесница Славы». Первоначально все здание служило государственным нуждам. В западной части здания расположено военное ведомство – Главный штаб, тогда как восточная часть отведена для гражданских министерств Российской империи: Министерства финансов и Министерства иностранных дел.

    В 1988 году восточная часть Главного штаба была передана Государственному Эрмитажу. В 2008 году стартовала реконструкция этого исторического здания с целью его переоборудования под музей. Масштабный проект завершился к 250-летнему юбилею Эрмитажа в 2014 году. В ходе реконструкции были восстановлены помещения, сохранившие оригинальную отделку. Особого внимания заслуживают парадные помещения, оформленные К. И. Росси в ампирном стиле, которые принадлежали министру иностранных дел К. В. Нессельроде. Здесь организована выставка, посвященная искусству той эпохи.
     
  • Здание Дворца Меншикова. Возведенный в 1727 году, этот дворец является ярким примером петровского барокко. В его проектировании и строительстве участвовали западноевропейские зодчие, такие как Фонтана, Шедель, Растрелли и другие. Здание представляет собой образец симметрии и лаконичности: фасады окрашены в два оттенка и украшены пилястрами различных стилей. Интерьеры дворца оформлены с использованием мрамора, декоративной росписи, а также кожи с расписным и тиснёным орнаментом. В зале дворца Меншикова размещена выставка «Культура России первой трети XVIII века», создающая атмосферу той эпохи.
     
  • Зимний дворец. Вероятно, наиболее известным зданием среди дворцового комплекса Государственного Эрмитажа является Зимний Дворец. Это величественное сооружение было возведено в 1762 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Архитектурный проект разработал знаменитый архитектор Растрелли, именно ему удалось придать дворцу столь впечатляющий и сказочный вид, с которым даже сегодня многие связывают образ Санкт-Петербурга. Этот памятник архитектуры оформлен в барочном стиле с обилием декоративных элементов и статуй, подчеркивающих его грандиозность. В 1917 году дворец утратил статус императорской резиденции и был преобразован в музей. Именно здесь сосредоточено большое количество выставок Эрмитажа, включая древние коллекции Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративного искусства этих регионов. В этом отделе Государственного Эрмитажа также можно увидеть великолепные парадные залы и апартаменты.
     
  • Малый Эрмитаж. Недалеко от резиденции Екатерины II, Зимнего дворца, в 1766 году под руководством архитектора Фельтена было построено двухэтажное здание. Оно сочетает в себе элементы барокко и классицизма, выделяясь строгими пропорциями и элегантным фасадом. Два крыла конструкции объединяет Висячий сад. В одной части павильона Екатерина II регулярно проводила балы и другие мероприятия, которые она называла «малыми эрмитажами», что и дало название этому зданию. Сейчас в галереях Малого Эрмитажа представлены коллекции западноевропейского прикладного искусства и живописи, а в одном из залов выставлены знаменитые часы Павлин.
     
  • Новый Эрмитаж. Первое в Санкт-Петербурге здание, которое спроектировали специально для размещения музейных коллекций. Для его постройки в город пригласили немецкого зодчего Лео фон Кленце, который внёс значительный вклад во внешний облик Нового Эрмитажа. Здание выглядит внушительно и строго, украшенное статуями и барельефами, изображающими известных мастеров из разных эпох. В настоящее время внутри Нового Эрмитажа находятся античные коллекции картин, скульптур и декоративного искусства из Европы.
     
  • Эрмитажный театр. Возведение Театра было завершено в 1787 году, и он стал образцом русского классицизма конца XVIII века. Эрмитажный театр производит впечатление своей грандиозностью — его украшают каменные детали с изображением львиных масок, стройные ряды колонн и скульптуры античных философов и поэтов. Внутри здания находятся амфитеатр и сцена, а его интерьер отделан искусственным мрамором и колоннами. Заметим, что Эрмитажный театр и сегодня активно используется — здесь проходят различные спектакли и выставки. Кроме того, в комплекс Эрмитажного театра включен Зимний дворец Петра I, который также открыт для посещения, предоставляя возможность погружения в историю той эпохи.
     
  • Фондохранилище Государственного Эрмитажа Старая Деревня.
     

В XX веке и начале XXI века Государственный Эрмитаж продолжал развиваться и модернизироваться, оставаясь в авангарде мирового музейного дела. В 1990-х годах была проведена значительная реорганизация музейных пространств, что позволило ещё более эффективно использовать имеющиеся площади для экспозиций. В начале 2000-х годов Эрмитаж внедрил передовые технологии для сохранения и демонстрации произведений искусства, что стало важным шагом на пути к его универсальному признанию как одного из ведущих мировых музеев.
 

Музей не только хранит и демонстрирует искусство, но и активно занимается научной и образовательной деятельностью. На базе Эрмитажа действуют многочисленные исследовательские центры, ежегодно проводятся международные конференции и симпозиумы, посвященные искусствоведению, археологии и другим гуманитарным наукам. Эффективно функционируют программы для студентов и специалистов, желающих углубить свои знания и навыки в области музейного дела.
 

Кроме того, Эрмитаж активно ведет сотрудничество с ведущими мировыми музеями, осуществляя обмен выставками и организуя масштабные международные проекты. Это способствует укреплению культурных связей и продвижению русского искусства и культуры на международной арене. Музей также остаётся важным центром культурной жизни Санкт-Петербурга, привлекая не только туристов, но и горожан, которые ценят Эрмитаж за его вклад в сохранение культурного наследия и за возможность прикоснуться к величайшим произведениям искусства.

СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

 

 
 

 

Экскурсии

Туры в Санкт-Петербург
 

Санк-Петербург

История

Достопримечательности

Музеи Санкт-Петербурга

Театры
 

Центральный район

Адмиралтейский район

Смольный район

Васильевский остров

Петроградская сторона

Выборгская сторона
 

Гостиницы
 

 

 

Петергоф.

Пушкин. Царское село

Павловск

Ораниенбаум

Гатчина

 

 

Санкт-Петербург

 

Цифры и факты.

Русские

Религия

Традиции

Стереотипы

 

Санкт-Петербург 

Москва 

Золотое кольцо России

 

Общая информация, расписание, билеты

 

Екатеринбург

Новосибирск

Алтай

Красноярск

Тува

Иркутск и Байкал

Республика Бурятия

 

Хабаровский край

Владивосток

Остров Сахалин

Курильские острова

Камчатка

 

Бронирование гостиниц

Размещение в семье
 

Билеты на автобус

Авиабилеты

Железнодорожные билеты
 

Визовая поддержка.
Визы в Россию

 

Услуги гидов/переводчиков
 

Трансферы в городах России
 

   
 

Top.Mail.Ru