КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНССИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ
Транссибирская магистраль, также известная как Транссиб, Великий Сибирский
путь или Сибирская железная дорога, представляет собой железнодорожную линию,
которая объединила европейскую часть России с Дальним Востоком. Это дорога
является самой длинной электрифицированной железнодорожной линией в мире,
протяжённостью 9288 километров. Трасса пролегает через территорию 20 субъектов
России и пересекает пять федеральных округов.
История создания Транссибирской железной дороги поражает удивительным
размахом и насыщенностью событий. Идеи для её строительства начали
разрабатываться ещё с конца 1850-х годов. Строительство стартовало благодаря
инициативе императора Александра III, изложенной в рескрипте, направленном
17(29) марта 1891 года цесаревичу Николаю Александровичу (будущему императору
Николаю II). В этом документе закреплён план строительства Уссурийского участка
за счет государственных средств. Торжественное начало строительства состоялось у
Владивостока 19(31) мая 1891 года.
10(22) декабря 1892 года император Александр III утвердил решение Особого
совещания о возведении магистрали на государственные деньги. Руководство
проектом и развитием окружающих территорий в период 1892–1905 годов было под
контролем Комитета Сибирской железной дороги, возглавляемого цесаревичем
Николаем Александровичем. Первоначально дорога строилась одноколейной, однако
между 1906 и 1915 годами построен значительный участок второго пути (полностью
двухпутной дорога стала только в 2009 году с постройкой нового моста через Амур
вблизи Хабаровска).
Историческая часть линии (Миасс – Челябинск – Омск – Иркутск – Хабаровск –
Владивосток) возводилась начиная с 1891 года отдельными отрезками одновременно с
двух сторон: Уссурийская железная дорога (1891–1897), Западно-Сибирская железная
дорога (1892–1896), Забайкальская железная дорога (1895–1900), Кругобайкальская
железная дорога (1899–1904).
Движение поездов на отдельных участках началось в 1901 году. Регулярное
сообщение с Владивостоком (частично через территорию Китая) было налажено из
Санкт-Петербурга в 1903 году после ввода в эксплуатацию Китайско-Восточной
железной дороги (КВЖД), а рабочее движение начало в 1904 году. Непрерывное
железнодорожное сообщение стало возможным в 1905 году с переходом к постоянной
эксплуатации
Кругобайкальской железной дороги (ранее использовалась паромная
переправа через Байкал). Проведение сквозного движения по Транссибирской линии
на российской территории стало реальностью благодаря Амурской железной дороге
(1907–1916), которая построена в ответ на передачу южной части КВЖД под
управление Японии после русско-японской войны 1904–1905 годов.
По темпам и объёмам работ (ежегодно прокладывалось по 500–600 км), трудным природным условиям Транссибирская магистраль не имела аналогов
в мире. Ряд сооружений на Транссибирской магистрали были уникальными по тому времени. К ним, например, относился железнодорожный мост
через реку Енисей в Красноярске (инженеры – Е. К. Кнорре, Л. Д. Проскуряков; проект получил Гран-при на Всемирной выставке 1900 в Париже;
действовал до 1999, разобран в 2007), первый в мировой практике тоннель в вечномёрзлом грунте на Амурской железной дороге. На Кругобайкальской
железной дороге, наиболее сложной в техническом отношении, был построен 41 тоннель, сооружены 19 виадуков и др.
Строительство Транссибирской магистрали сопровождалось геологическими и топографическими исследованиями (в частности, выявлением золотоносных
районов), а также изучением природных условий, осуществлением межевых, гидротехнических и гидрологических работ, что содействовало колонизации
обширных областей с суровыми природно-климатическими условиями. Транссибирская магистраль с сетью обслуживавших её мастерских, депо и других
предприятий стала крупнейшим государственным холдингом в России (43 тыс. рабочих и служащих в 1913). Она обеспечила бурное социально-экономическое
развитие Сибири в начале 20 в. (например, был налажен массовый экспорт сибирского хлеба и масла через порты Балтийского моря в Данию и Великобританию),
возникновение множества новых городов (в том числе Новониколаевск, ныне Новосибирск), создала условия для крупномасштабного переселенчества
при осуществлении столыпинской аграрной реформы. В 1929–2002 гг. осуществлена электрификация магистрали.
В дореволюционный период начальным пунктом магистрали считался Московский вокзал в Санкт-Петербурге, а начальными точками в Москве – Курско-Нижегородский (ныне Курский),
затем до середины 1920-х гг. – Рязанский (ныне Казанский) вокзалы. С 1956 г. главный пассажирский ход Транссибирской магистрали начинается на Ярославском
вокзале в Москве (в 2001 там установлен километровый железнодорожный столб с нулевой отметкой и отметкой «9298»; во Владивостоке в 1996 – с отметкой «9288»).
К 2020 г. Транссибирская магистраль является частью международного транспортного коридора «Транссиб» (TS): Центральная Европа – Москва – Екатеринбург –
Красноярск – Хабаровск – Владивосток/Находка, с системой ответвлений (на Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск, в Казахстан, Монголию, Китай и Корею),
который на территории России и сопредельных стран сопрягается с общеевропейскими коридорами № 2, 3 и 9. Участки Транссибирской магистрали
входят в Южно-Уральскую, Восточно-Сибирскую, Красноярскую, Западно-Сибирскую и Дальневосточную железные дороги.
Помимо своего стратегического и экономического значения, Транссиб также
оказал огромное влияние на культурное и социальное развитие регионов, через
которые он проходит. Благодаря железной дороге произошло значительное развитие
Сибири и Дальнего Востока, было основано множество новых городов и населенных
пунктов, а также активно развивалась торговля. Многие путешественники и искатели
приключений выбирали Транссиб как способ открыть для себя красоты и разнообразие
русского ландшафта.
Сегодня Транссибирская магистраль привлекает туристов со всего мира, желающих
ощутить дух приключений и побывать в самых отдаленных уголках России. Вагон
поезда становится уютным домом на время поездки, а на протяжении всего маршрута
перед глазами путешественников проносятся сменяющиеся пейзажи российских
просторов: от густых хвойных лесов Урала до безбрежной степи Забайкалья. Именно
благодаря этой железнодорожной линии у туристов появляется уникальная
возможность познакомиться с разнообразием и величием русской природы,
культурными особенностями и историей разных регионов страны.
Транссиб предлагает уникальные возможности для путешествий, которые могут
стать настоящим приключением. Компания «Легенда тур» предлагает комфортабельные
туры по Транссибирской магистрали с тщательно подобранными программами: от
знакомства с историческими достопримечательностями до посещения природных
заповедников. Выбор туров разнообразен: от кратких обзорных экскурсий до более
продолжительных путешествий с остановками в крупнейших городах на маршруте,
таких как Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Владивосток. Путешествиями по
Транссибу – это не только дорога, но и возможность открыть для себя всю палитру
культурно-исторического наследия России. В каждом городе вас ожидают
увлекательные экскурсии, встречи с местными жителями и традиционные русские
блюда.
Транссибирская магистраль – это история, развернутая на рельсах, история
поколений, стремящихся преодолеть невообразимые расстояния и связать дальние
уголки огромной страны. Совершив такое путешествие с «Легенда тур», каждый может
стать частью этой истории, прочувствовать единство необъятной степи, величавых
гор, величественных рек и уникальных культур, с которыми переплетается история
великой магистрали. Пусть это путешествие станет для вас возможностью не только
увидеть, но и полюбить Россию всей душой.