Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ХРАМЫ, СОБОРЫ, МОНАСТЫРИ
Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского)

Санкт-Петербург невозможно представить без Исаакиевского собора. Он, как и памятник Медному всаднику,
Петропавловская крепость и шпиль Адмиралтейства, является
символическим отражением города на Неве. Постройка собора тесно связана с историческим развитием Петербурга и демонстрирует архитектурные и
художественные тенденции с начала XVIII века и до середины XIX века.
Собор Святого Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге является самым большим православным храмом в городе и функционирует как музей. В период
с 1858 по 1929 годы он служил кафедральным храмом епархии Санкт-Петербурга. Ныне собор считается одной из основных достопримечательностей
города и его символом. Ежегодно он привлекает множество туристов, особенно популярна его колоннада, откуда открывается панорамный вид.
Собор был освящен в честь святого Исаакия Далматского, в день памяти которого родился царь Петр I, основатель города. Сегодняшний собор
является четвертым по счету, построенным в память о рождении Петра.
Первый храм, посвященный Исаакию, был освящен в 1707 году. Он имел временный характер и находился в перестроенном деревянном здании напротив
Адмиралтейства. Архитектура его была простой и скромной, типичной для первых сооружений той эпохи. В этом месте 12 февраля 1712 года Петр I
обвенчался с Екатериной Алексеевной.
6 августа 1717 года Петр I заложил первый камень в основание новой каменной Исаакиевской церкви. Строительство, которое велось по проекту
Г. И. Маттарнови, продолжалось десятилетие. В работе над проектом принимали участие архитекторы Н. В. Гербель, Г. Киавери и М. Г. Земцов.
Здание из камня с колокольней и шпилем напоминало Петропавловский собор, возведенный под руководством Д. Трезини. Церковь была расположена
на неукреплённом берегу реки, где теперь стоит памятник Петру I, что вскоре привело к появлению трещин в стенах. В 1763 году собор
разобрали.
Екатерина II, почитая память Петра I, решила построить новый Исаакиевский собор. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Храм
задумывался в элегантном барочном стиле с пятью куполами и трехъярусной колокольней. Возводился он 34 года, и в правление Павла I архитектор
В. Бренна был вынужден упростить изначальный проект Ринальди.
Сооружение, хотя и массивное, не соответствовало торжественности центра столицы. Конкурсы на перестройку третьего собора были объявлены в
1809 и 1813 годах, при этом Александр I настаивал на сохранении большинства элементов ринальдиевской постройки. Известные зодчие, включая
Дж. Кваренги и А. Воронихина, представили свои проекты, но был выбран вариант молодого французского архитектора О. Монферрана.
Строительство Исаакиевского собора по проекту Монферрана, продолжавшееся с 1818 по 1858 годы, стало важной вехой в архитектурной практике
России. Одно из требований проекта заключалось в сохранении алтаря из прежнего строения. Особенно сложная задача - создание фундамента
здания - каменной конструкции высотой 7,5 м, укрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.
Особое внимание уделили установке 48 гранитных колонн на портики. Метод работы с гранитными монолитами разработал каменотес Самсон Суханов.
Гранит вырубали в карьере Пютерлакса и доставляли в Петербург на баржах. Для установки колонн использовали сложные строительные леса с
системой блоков. Первая колонна портика была установлена 20 марта 1828 года при наблюдении Николая I и иностранных гостей.
Колонны портиков установили до строительства стен, что было необычно для того времени. Стены возводили из кирпича с мраморной облицовкой.
Особое техническое достижение представлял собой купол диаметром 25,8 м, выполненный из металлических конструкций и покрытый золоченой медью.
Это был один из первых применений металлоконструкций для создания перекрытий значительной площади.
Во время строительства собора активно использовались различные технические новинки. Например, в 1837 году для транспортировки мрамора была
построена первая железная дорога в Петербурге.
Исаакиевский собор, возведенный по проекту Монферрана, стал одним из величайших купольных сооружений Европы. Величие сооружения подчеркивают его
размеры: высота — 101,5 м, длина — 111,2 м, ширина — 97,6 м.
Во время войны сохранение Исаакиевского собора было важной государственной задачей. Позолоченный купол собора, служивший хорошей мишенью для
немецкой артиллерии и авиации, уже к 9 июля 1941 года был закрашен защитной серой краской. Окна собора были укреплены щитами и мешками с песком.
Несмотря на предпринятые меры, Исаакиевский собор во время войны сильно пострадал от бомбардировок и артиллерийских обстрелов. Осколки от
взорвавшихся бомб и снарядов оставили вмятины на мраморной облицовке стен, а местами пробили крышу. Были повреждены 10 из 16 колонн северного
портика, а также парапет на юго-западном углу здания. В январе 1943 года взрывная волна от близкого разрыва бомбы выбила часть стекол уникального
витража, а в декабре того же года снаряд повредил одну из колонн западного портика.
Во время блокады в подвалах собора хранились ящики с музейными экспонатами из различных учреждений города.
Уже в 1942 году специалисты начали готовить собор к ремонтным работам. Реставрация самого собора началась в 1945 году и продолжалась
до 1963 года.
Начиная с 1950 года и в течение десятилетия, собор проходил через этап реконструкции, в ходе которого на его куполе была сооружена смотровая
площадка. Сегодня собор признан Государственным памятником-музеем и является частью музейного комплекса наряду с храмом Спаса на Крови и
Музеем камня. Епархия неоднократно выражала желание получить собор в свое полное распоряжение, однако градоначальники отказали в этих просьбах.
Вопрос о передаче собора Русской Православной Церкви всё ещё является предметом обсуждения.
Пятиглавый храм также имеет четыре меньших главы с колокольнями. Главный купол, диаметром 25,8 метров, венчает собор. В отличие от большинства
православных храмов, главный вход расположен в западном портике. Здание украшено цветным мрамором и сланцем, а его оформление включает в себя
112 гранитных колонн. Работы по интерьерам начались в 1841 году, а в них участвовали известные художники и скульпторы под руководством
Петербургской Академии художеств. Многие эскизы проходили согласование у Синода и императора. Основным методом была выбрана масляная живопись,
большая часть которой выполнена на бронзовых досках. Самая крупная композиция собора — купольная роспись размером 800 кв. метров, выполненная
Карлом Брюлловым. Из-за климатических условий восстановление росписей оказалось сложным, поэтому было принято решение заменить их мозаикой.
На фасаде собора расположены художественные рельефы, более 350 скульптур. В декоре также присутствуют 150 панно и витраж, изображающий
Воскресение Христа.
Колоннада собора расположена на высоте 43 метра и состоит из 24 колонн высотой по 14 метров каждая. Подъем на нее осуществляется по двум винтовым
лестницам на 200 ступеней, что позволяет обзору с высоты птичьего полета.
Исакиевский собор входит в пантеон великих архитектурных достижений, представляя собой великолепный пример интеграции искусства, инженерии
и религии. Это не просто архитектурный памятник, но и живая история города, символизирующая духовную и культурную идентичность Санкт-Петербурга.
Посещение собора оставляет неизгладимое впечатление, вдохновляя жителей и гостей города на осознание глубины человеческого творчества и
стремления к возвышенному. Величественные купола, украшенные резьбой и мозаиками, отражают свет и наполняют пространство ощущением гармонии
и торжественности. Этот собор был и остается неотъемлемым элементом городского пейзажа, привлекая миллионы посетителей, стремящихся прикоснуться
к вечности, воплощенной в камне. Величие Исакиевского собора напоминает о стойкости и великолепии человеческого духа, соединяя прошлое с
настоящим и проектируя величие в будущее.
ТОЧКА НА КАРТЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
|