Элемент таблицы.
. .     Главная страница   О компании   Контакты   Карта сайта English Russian ...

Курсы валюты туроператора для расчета (15.09-21.09): 86.0 рублей за 1 доллар США.

Михайловский дворец. Санкт-Петербург.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ДВОРЦЫ И ПАРКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ


Михайловский дворец, расположенный в самом сердце Санкт-Петербурга, является жемчужиной культурного наследия России и ярким свидетельством изысканной архитектуры XIX века. Этот восхитительный памятник истории и искусства, построенный по проекту выдающегося архитектора Карла Росси, представляет собой воплощение гармонии и элегантности. Возведенный в период с 1819 по 1825 годы, дворец был изначально предназначен для великого князя Михаила Павловича, младшего сына императора Павла I.
 

Сегодня Михайловский дворец служит местом расположения Русского музея, на просторах которого хранятся шедевры отечественного искусства, охватывающие более тысячелетнюю историю — от древнерусской иконописи до авангардных течений XX века. Пройдя сквозь его величественные залы, посетители оказываются в чарующем мире искусства, где каждый уголок хранит отголоски прошлого и рассказы о судьбах великих мастеров.
 

Архитектурный стиль дворца сочетает в себе классицистические формы и декоративные элементы, характерные для позднего ампира. Великолепный фасад, украшенный колоннами и фронтонами, а также интерьеры, оформленные с утонченным вкусом, подчеркивают роскошь и величие этого исторического здания. Парадные залы, где некогда проводились балы и приемы, поражают посетителей изысканными росписями, мраморными каминами и роскошными люстрами, создающими атмосферу безмятежной благородной старины.
 

Прогулка по Михайловскому дворцу — это возможность не просто познакомиться с историями, запечатленными в полотнах и скульптурах, но и прикоснуться к живой истории России, почувствовать дух времени и окунуться в неповторимую атмосферу одного из самых значимых культурных памятников Санкт-Петербурга.
 

На протяжении многих лет этот дворец служит центральным зданием Русского музея, где хранятся и представлены тысячи произведений искусства. Здесь проходят как постоянные, так и временные выставки, а также концерты.

СТРОИТЕЛЬСТВО ДВОРЦА

Идея возведения дворца для младшего сына Михаила Павловича принадлежала императору Павлу I и возникла в 1798 году после рождения Михаила, четвертого сына Павла ! и Марии Федоровны. Хотя для проекта был создан фонд, смерть Павла Петровича в 1801 году надолго отсрочила его реализацию.
 

Когда на престол взошёл старший сын Павла — Александр I, он решил воплотить задуманное отцом. Так, строительство дворца началось в 1819 году. Хотя проектирование началось за два года до этого, выбор подходящего участка занял некоторое время. Первоначально рассматривали перестройку Воронцовского дворца или дома графа Чернышева, но в итоге Росси выбрал пустырь, что позволило создать не только здание, но и целый архитектурный ансамбль с площадью и парком.
 

Завершение строительства Михайловского дворца произошло в 1825 году. Его сопровождало создание Михайловского сада, работа над которым велась другим архитектором, Адамом Адамовичем Менеласом. После торжественного открытия ансамбль был передан Михаилу Павловичу, младшему брату императора.
 

Центральная часть ансамбля — это основной корпус дворца. С обеих сторон к нему примыкают два флигеля: Западный, называемый Фрейлинским, и Восточный — Манежный. Четырёхэтажное здание выходит главным фасадом на парадный вход и площадь Искусств, а другой фасад можно увидеть из Михайловского сада.
 

Хотя во дворце множество комнат и залов, планировка этажей отличается гармоничностью. Карлу Росси удалось создать настоящий шедевр, где роскошные интерьеры выглядят утончённо, а все компоненты объединены в едином стиле.
 

Первый этаж дворца предназначен для повседневных нужд: здесь расположены кабинеты, детские и гостевые комнаты. Бальные залы находятся в западной и северной частях, а парадные покои княжеской семьи — в восточной.

ВЛАДЕНИЯ ДВОРЦОМ ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ МИХАИЛОМ ПАВЛОВИЧЕМ

После передачи дворца Михаилу Павловичу, многие помещения были перепланированы. Его жена, Елена Павловна, следила за модными тенденциями и регулярно обновляла архитектурные стили, изменяя интерьеры. В браке у Михаила Павловича и Елены Павловны родились 5 дочерей. Две из которых умерли в раннем детстве: Александра (1831-1832), Анна (1834-1836). Большой трагедией для супругов стала смерть ещё двух взрослых дочерей Мария Михайловна (1825-1846) и Елизавета Михайловна (1826-1845).
 

В живых осталась средняя дочь Екатерина Михайловна (1827-1894). Елена Павловна сосредоточила своё внимание на Екатерине. Она воспитывала дочь в строгих традициях и самостоятельно управляла её образованием, подбирая наилучших преподавателей для обучения великой княжны иностранным языкам, пению и живописи. Екатерина получила строгое немецкое образование и довольно плохо владела русским языком.
 

Михаил Павлович умер, 28 августа 1849 года. После его кончины Михайловский дворец перешёл к Елене Павловне. Ей было 42 года, когда она овдовела. С этого момента и до самой смерти Елена Павловна носила траур.
 

После кончины Великого князя количество роскошных балов во дворце сократилось, зато он стал «средоточием всего интеллигентного общества» Санкт-Петербурга. И это способствовало укреплению авторитета Елены Павловны в придворных кругах.
 

 За этими приёмами закрепилось название «фр. les soirees morganatiques» — «морганатические вечера», где члены императорской фамилии встречались с лицами, официально ко двору не представленными. Подобные вечера оказались более притягательными, чем прежние пышные приёмы «мадам Мишель», как её полушутливо звали при дворе. Здесь обсуждались планы освобождения крестьян и преобразования, реализованные в ходе реформ 1860—1870-х годов.

ВЛАДЕНИЕ ДВОРЦОМ ЕКАТЕРИНОЙ МИХАЙЛОВНОЙ

Через год после неожиданной смерти её отца, Михаил Павлович, в 1850 году, Екатерина стала невестой кузена императрицы Александры Фёдоровны - герцога Георга-Августа Эрнеста Мекленбург-Стрелицкого (1824—1876) . Бракосочетание состоялось в  феврале 1851 года в Санкт-Петербурге. В качестве герцогини Мекленбургской Екатерина Михайловна была освобождена от русского подданства. Молодая семья поселились в Михайловском дворце вместе с великой княгиней Еленой Павловной. К великому разочарованию герцогини, связь между её матерью и супругом оказалась неудачной, тем не менее, это не затмило её радости. Она любила своего мужа всей душой и без остатка.
 

В конце 1871 года Елена Павловна заболела и спустя два года в январе 1873 года умерла в Санкт-Петербурге. Похоронена в Императорской усыпальнице в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, рядом со своим супругом и дочерьми Александрой и Анной. После смерти матери, в 1873 году Екатерина унаследовала Михайловский дворец, построенный в 1822 году специально для её отца.
 

В петербургском обществе Екатерина Михайловна занимала заметное положение, имела свой двор. Она продолжила благотворительное дело своей матери Елены Павловны и состояла покровительницей нескольких учреждений. Под её покровительство перешли медицинские учреждения, основанные её матерью и составлявшие Ведомство великой княгини Елены Павловны.
 

Екатерина Михайловна родила пятерых детей, двое из которых умерли в младенчестве: Николай-Георг (1854), Елена Георгиевна  (1857—1936), Георгий Георгиевич (1859—1909), Мария-Фредерика (1861) и Михаил Георгиевич (1863—1934).

 

 

вступившая в брак с Георгом, герцогом Мекленбург-Стрелицким. После смерти родителей (Михаил Павлович умер в 1849 году, его супруга Елена Павловна умерла в 1873 году) дочь унаследовала от родителей Михайловский замок.
 

В июне 1876 года овдовела (муж скончался в возрасте 50-и лет). После перенесённой в июле 1893 года вирусного заболевания, получила осложнение на сердце. При повторившемся в начале апреля 1894 года заражении инфлюэнцией, скончалась 30 апреля (12 мая) 1894 года «после продолжительной и тяжёлой болезни».
 

Согласно завещанию, принадлежавшие ей Михайловский дворец, а также Каменноостровский и Ораниенбаумский переходили в собственность младшего сына Михаила и дочери Елены. Георг, нарушивший правила семьи, получал их лишь в пожизненное пользование без права передачи детям от морганатического брака.

ПРОДАЖА ДВОРЦА. ОСНОВАНИЕ РУССКОГО МУЗЕЯ

После смерти великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года наследники приняли решение продать дворец. В январе 1895 года Николай II выкупил его для создания Русского музея в честь императора Александра III (14 апреля). Управляющим музея стал великий князь Георгий Михайлович, а возглавить строительную комиссию поручили профессору М. П. Боткину. Архитектор АХ Василий Федорович Свиньин был назначен ответственным за проведение работ. Комиссия изучила интерьеры дворца и рекомендовала сохранить только те элементы, которые гармонируют с будущими музейными экспонатами, подчёркивая их выразительность

 

После продажи дворца и превращения его в Русский музей была проведена масштабная реконструкция под руководством архитектора В. Ф. Свиньина. Обновлялись инженерные системы, расширялись дверные проёмы, объединялись малые комнаты для создания залов, удалены часть декора, камины, печи, двери и деревянные перегородки. Все эти изменения направлены на создание удобных залов для экспозиций, повышение пожарной безопасности и восстановление первоначальных интерьеров, разработанных Карлом Росси.
 

В 1895 году по распоряжению императора Николая II в Михайловском дворце основали Русский музей, после того как потомки Михаила Павловича передали его государству. Торжественный прием посетителей в Русский музей состоялся 19 (7) марта 1898 года. Основной костяк коллекции составляли произведения и предметы искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, а также из Эрмитажа и Академии художеств. Кроме того, музей получил подарки от частных коллекционеров.

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ В 20 ВЕКЕ

Коллекция музея включает свыше 440 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и направления развития русского искусства, основные жанры и школы на протяжении более 1000 лет: от Х до XXI века. По состоянию на 1 января 2023 года, в коллекции музея числится 444 705 музейных предметов, из которых 423 061 единица находится в основном фонде, а 21 644 — в научно-вспомогательном фонде.
 

К началу 1940-х годов собрание Русского музея насчитывало 300 тысяч экспонатов. Их эвакуация началась незамедлительно после известия о начале войны, которая угрожала уничтожением культурному наследию из-за близости фронта. Произведения искусства вывозили в глубь страны. Для организации эвакуации музейные сотрудники разбили экспонаты на категории. В первую очередь отправлялись предметы из приоритетной группы: их быстро снимали с выставок, упаковывали, или сворачивали на валы, если было возможно, и отправляли в уральский город Молотов, ныне известный как Пермь.
 

Перевезти удалось далеко не все: Ленинград вскоре оказался в окружении и блокаде врага. Те предметы, которые не успели эвакуировать, скрывали в подвалах. К каждому экспонату относились с предельной осторожностью, иной раз даже рискуя жизнью ради их сохранения. Например, для скульптуры «Анна Иоанновна с арапчонком» рыли глубокую яму в саду дворца. 10-тонный монумент спускали по главной лестнице и закапывали. На этом месте разбивали цветник для маскировки.
 

Похожие меры применили к монументу «Александр III», над которым насыпали холм из овса, чтобы он казался простым зеленым курганом. Все эти мероприятия спасли скульптуры от многочисленных бомбардировок.
 

Во время войны на территорию музея упало 11 фугасных бомб, множество зажигательных и свыше 40 снарядов. Тем не менее, музей продолжал свою деятельность: сотрудники занимались наукой и сохранением культурных памятников.
 

Сразу после окончания войны началась реконструкция дворца, восстановление его залов и интерьеров, возврат экспонатов. Уже осенью 1945 года первые произведения искусства вернулись из Перми.

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ СЕГОДНЯ

Доступны для осмотра посетителям 39 выставочных залов, Главный Вестибюль, Парадная лестница и Галерея на втором этаже дворца, обильно украшенные различными декоративными элементами с использованием мотивов русского вооружения. Вокруг можно увидеть изображения военной атрибутики: щиты, мечи, российский герб и иные символы, олицетворяющие государственную и военную мощь страны.
 

В выставочных залах представлены коллекции Русского музея Санкт-Петербурга, включающие иконы, живопись, графику, скульптуру, мебель, ткани, декоративно-прикладное искусство, костюмы, вооружение и множество других экспонатов.
 

В Михайловском дворце представлены пять постоянных выставок. Первая из них фокусируется на древнерусском искусстве XII–XVII веков и включает в себя свыше шести тысяч икон. Вторая посвящена русскому искусству XVIII века и известна как «Русское искусство эпохи Петра I». Третья выставка, озаглавленная «Русское искусство первой половины XIX века», отражает художественные тенденции этого времени в России. Четвертая экспозиция концентрируется на русском искусстве второй половины XIX века, уделяя внимание творчеству представителей академизма в живописи и скульптуре. Завершающая постоянная экспозиция «Русское народное искусство XVII-XXI веков» предлагает посетителям ознакомиться с более чем 1,5 тысячами артефактов, демонстрирующих эволюцию крестьянского искусства и местных ремесел на протяжении веков в России.
 

Михайловский дворец, ставший важным культурным символом Санкт-Петербурга, воплощает в себе величие и роскошь архитектуры XVIII века. Его история неразрывно связана с именем великого архитектора Карла Росси, который сумел создать шедевр, уникально сочетающий классицизм и утонченную декоративность. Сегодня Михайловский дворец — это не просто архитектурный памятник, но и место, где хранится огромное собрание произведений искусства, переносящее нас в разные эпохи и страны.
 

Сегодня Михайловский дворец не только музей, но и активное пространство для проведения выставок, мастер-классов и культурных мероприятий, что привлекает огромное количество посетителей, открывая перед ними богатый мир искусства.
 

Каждый зал здесь сам по себе произведение искусства, погружающее гостей в атмосферу прошлых веков. Экспозиции музея постоянно обновляются, предлагая посетителям не только заглянуть в великую историю русского искусства, но и познакомиться с современными тенденциями в живописи и скульптуре.
 

Таким образом, Михайловский дворец не только великолепное архитектурное сооружение и славная страница в истории города, но и живой культурный центр, сохранивший свою значимость и в наши дни. Это место, где прошлое и настоящее сливаются в единую художественную панораму, продолжающую вдохновлять и удивлять всех, кто открывает его двери. Михайловский дворец — это истинное сокровище в сердце Санкт-Петербурга, обязательное для посещения всеми, кто стремится понять душу и богатство русской культуры.

КАК ДОБРАТЬСЯ
  • Адрес: Садовая ул., 2, Санкт-Петербург
  • Время посещения: Ежедневно с 10:00 до 18:00 (Кроме вторника).
  • Выходной день: Вторник.
  • Ближайшие станции метро: Гостиный двор, Невский проспект, маяковская.
ТОЧКА НА ПАНОРАМАХ GOOGLE:
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

Санкт-Петербург. Достопримечательности.

 

 

 

 

 

• Экскурсии

• Туры в Санкт-Петербург
 

• Санкт-Петербург

• История

• Достопримечательности

• Музеи Санкт-Петербурга

• Театры
 

• Центральный район

• Адмиралтейский район

• Смольный район

• Васильевский остров

• Петроградская сторона

• Выборгская сторона
 

• Гостиницы
 

• Центральный район
 

• Дворцовая площадь

• Летний сад.
 

• Михайловский дворец
 

• Государственный Эрмитаж

• Русский музей

• Музей-квартира А.С.Пушкина

• Российский этнографический музей Санкт-Петербурга
 

• Александро-Невская лавра

• Храм Спаса-на-Крови

• Казанский собор
 

• Петергоф.

• Пушкин. Царское село

• Павловск

• Ораниенбаум

• Гатчина

• Санкт-Петербург

 

 

• Цифры и факты.

• Русские

• Религия

• Традиции

• Стереотипы

• Санкт-Петербург 

• Москва 

• Золотое кольцо России

• Общая информация, расписание, билеты

• Екатеринбург

• Новосибирск

• Алтай

• Красноярск

• Тува

• Иркутск и Байкал

• Республика Бурятия

• Хабаровский край

• Владивосток

• Остров Сахалин

• Курильские острова

• Камчатка

• Бронирование гостиниц

• Размещение в семье
 

• Билеты на автобус

• Авиабилеты

• Железнодорожные билеты
 

• Визовая поддержка. Визы в Россию
 

• Услуги гидов/переводчиков
 

• Трансферы в городах России
 

   
 

Top.Mail.Ru