Рафтинг в Монголии. Сплавы по рекам Монголии. Рафт. Катамаран. Байдарка.
ТУРЫ В МОНГОЛИЮ
СПЛАВЫ ПО РЕКАМ МОНГОЛИИ
Почти в центре Монголии расположен так называемый мировой водораздел. На север от него реки стекают по направлению к бассейну Северного Ледовитого океана, на восток - к Тихому океану и на юг -
к бессточному бассейну Центральной Азии.
Особенностью монгольских рек является малый паводок весной и сильно прерывчатый паводок летом. На горных реках эти паводки приводят иногда к большим наводнениям. Почти все реки Монголии - горные,
с переменной скоростью течения. Спортивный рафтинг организуется на горных реках в северной части Монголии и в Монгольском Алтае. Широкого распространения этот вид спорта в Монголии не приобрел, и
для приезжих спортсменов остаются реки, по которым можно совершить первопрохождение. Наиболее популярным водным маршрутом является сплав по реке Кобдо.
- Река Кобдо. Река на западе Монголии длиной 516 км. Площадь бассейна около 50 тыс. км2. Протекает по Монгольскому Алтаю и по Котловине Больших озер. Впадает в оз. Хара-Ус-Нур, образуя дельту.
Средний расход воды около 100 м3/с. Сплав на рафте по красивой реке Кобдо безопасен. Рыбалка здесь даже для человека, держащего первый раз в жизни удочку, будет успешной!
- Река Эгийн-Гол. Река на севере Монголии длиной 580 км. Средний расход воды в 40 км от устья около 100 м3/с. Впадающие в озеро Хубсугул небольшие речки, маловодны и не представляют
интереса для водных туристов. Река Эгийн-Гол вытекает из оз. Хубсугул мощным многоводным потоком, но через некоторое время дробится на множество русел, сильно заросших ивняком. В 1997 г. на первых
километрах реки Эгийн-Гол, вытекающей из озера, были организованы соревнования на каяках среди участников международного пробега Camel-трофи "Монголия-97". Медленное течение и малые глубины в среднем
течении Эгийн-Гола, местами глубиной по колено, утомляют сплавщиков своим однообразием. На байдарках можно пройти на всем протяжении реки, но на моторных лодках в ряде мест проплыть из-за мелководья
просто невозможно. В апреле 2003 г. по гидросистеме оз. Хубсугул - р. Эгийн-Гол - р. Селенга - оз. Байкал осуществлен первый туристический проход на судне на воздушной подушке "Хивус-6".
В апреле - мае в сужениях долины р. Эгийн-Гол образуются обширные наледи, достигающие высоты до 2 м. В это время река прорезает глубокие и узкие ледяные каньоны, иногда заканчивающиеся ледяными пробками.
Берега реки, особенно в верховьях, лесисты, но даже здесь много на речных террасах скота и монгольских юрт. Сплав по реке затуруднен обильными разливами, создавшими дополнительные рукава реки, ведущие в
никуда и постепенно исчезающими.
На всем протяжении реки великолепная рыбалка - поймать тайменя, ленка или хариуса не составляет проблем. Юрты пастухов стоят по всей реке. У пастухов можно приобрести за тугрики мясо, кумыс, молоко, масло,
т.е. все то, что дает натуральное хозяйство.
Местные жители советуют не употреблять мясо сурков и не пить воду из больших рек, т.е. Эгийн-Гола и Селенги. Ежегодно, каждую осень в Монголии регистрируются вспышки чумы. Наиболее часто они происходят на
юге Монголии и в центральной ее части, как раз там, где берет начало Селенга. Река Эгийн-гол, вытекающая из озера Хубсугул, является одним из левых притоков реки Селенга.
- Река Селенга. Крупнейший приток Байкала (длина реки 1024 км), приносит около половины объема речных вод в сибирское озеро. Образуется слиянием рек в Монголии Идэр и Мурэн. Судоходна до г. Сухэ-Батор (на р. Орхон).
- Река Шишигт-Гол. Река Шишкигт-Гол протекает из Дархадской котловины Монголии через проточное озера Цаган-нур в Восточный Саян на российскую территорию (протяженность реки около 160 км по монгольской территории).
В Монголии мало порожистых рек для высших категорийных сплавов. В конце 1970-х годов российскими водниками на катамаранах были пройдены верховья реки Шишигт-Гола впадающей в Кызыл-Хем (Малый Енисей).
Маршрут относится к категории пеше-водных маршрутов высшей сложности (5-6 категория). Шишигд-Гол поражает своей мощью, если в устье Тулег Тег-Гола расход воды составляет едва ли 30 м3/с, то в Шишигд-Голе - 500 м3/с,
вода мутная и высокая, во время паводка прибрежная трава бывает затоплена почти на полметра. Первое препятствие, порог "Березовый", сразу за впадением ручья Хадряис-Гол, который идет без остановок до притока Их-Джамца Гол.
Шиверы весьма мощные, постепенно берега реки сужаются, местами превращаясь в стенки каньона. От этого сложность препятствий только возрастает. В конце медвежьих шивер, на правом повороте, самый крутой и высокий вал, за ним
большой улов и отличная стоянка на левом берегу. Щеки "турубы" - последнее и наиболее сложное препятствие на р. Шишигд-Гол.
Проблема прохождения этого маршрута заключается в пересечении границы, где нет
пограничного пункта, а также нет проторенных троп для возвращения берегом от границы к месту старта. Традиционно неустойчивая погода в этом горном районе и сложность пешего выхода в случае аварии на сплаве осложняют
прохождение этого водного маршрута.
- Река Чулутын гол (Чуулут). На байдарках можно организовать путешествие по реке Чулутын-Гол, на скалах каньона которой на протяжении 170 км сохранилось большое количество наскальных рисунков.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Выписка из Договора между Российской Федерацией и Монголией о режиме
российско-монгольской государственной границы
- В пограничных водах плавучим средствам предоставляется право плавания, а жителям Договаривающихся Сторон - право пользования водами в
хозяйственно-бытовых целях только до линии государственной границы.
- Плавучим средствам, за исключением используемых для охраны государственной границы, разрешается пребывание в пограничных водах
только в дневное время - с восхода до захода солнца. В ночное время они должны находиться возле причала у своего берега или на якоре в своих водах.
Все плавучие средства, находящиеся в пограничных водах, должны иметь на бортах присвоенные им названия или номера, а также соответствующий флаг или
полосы на носу и корме, окрашенные в цвета государственного флага.
- Плавучие средства могут причаливать к берегу сопредельного государства только тогда, когда они находятся в бедственном положении (авария, стихийные
бедствия и т.д.). В этом случае органы пограничной охраны должны оказывать им необходимую помощь.
Плавучим средствам, плавающим в пограничных водах, запрещается якорная стоянка на линии государственной границы, за исключением стоянки в случае
вынужденной остановки.
- Плавучие средства могут пересекать государственную границу в не предусмотренных настоящим Договором случаях только на основании специального
соглашения, заключенного между Договаривающимися Сторонами.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Путеводитель. Монголия. Ле Пти Фюте. Изд. Авангард. Составитель Сергей Волков.
|