Искусство Монголии. Живопись Монголии. Музыка Монголии. Изобразительное искусство Монголии. Литература Монголии. Монгольский цирк. Кино Монголии.
ТУРЫ В МОНГОЛИЮ
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
ИСКУССТВО МОНГОЛИИ
Монголия - сердце Центральной Азии. Эта страна находилась на пересечении важных торговых путей, связывающих между собой страны Азии: Индию, Китай и Тибет. Искусство Монголии развивалось во
взаимодействии и под влиянием искусства и культуры этих стран. В то же время в культуре монголов, как и в других народов Азии, очевидно влияние буддийской культуры. В XVI в. в Монголии широкое распространение
получает одна из ветвей буддийской религии — ламаизм. Это оказывает влияние на все сферы жизни монголов, и следовательно, на монгольскую культуру и искусство. Однако, ламаизм не в силах был изменить сущность народного искусства Монголии.
Художники, создавая ритуальные сосуды или другие культовые украшения и утварь, вынуждены были творить в рамках ламаистских канонов. Но даже предметы религиозного культа отличают черты национального. Оно остается глубоко
самобытным и отражает художественные вкусы и эстетические взгляды народа.
Национальное своеобразие монгольского искусства
прослеживается во все его основных видах. Ему свойственны определенная специфика
и оригинальность. Характерные черты монгольского искусства - выразительность
формы, насыщенность орнаментом, подчеркнутая динамика узоров. Во многом на
формирование культуры и искусства Монголии повлиял кочевой образ жизни - он,
например, способствовал возникновению своеобразной архитектуры. Так, в отличие
от монастырских построек тибетского или китайского стиля формы монгольской
архитектуры напоминают обычную жилую юрту, а украшение монгольского жилища
нередко оказывалось порой настолько интересным, что простая юрта скотовода
превращалась в произведение искусства.
Со второй половины XX в. в стране идет
интенсивный рост новых городов с современной инфраструктурой. Крупнейшие из них
— Дархан (85,7 тыс. жителей) и Эрдэнэт (56,1 тыс. жителей). В старых и новых
городах и поселках получили развитие хозяйственная и промышленная деятельность,
учреждения системы науки, культуры, образования и здравоохранения, появились
новые для Монголии формы искусства - драма, опера и балет, симфоническая и
эстрадная музыка, станковая живопись, монументальная скульптура, кинематограф.
Например, в Кобдо действуют более 300 промышленных предприятий и хозяйственных
организаций, педагогический институт, сельскохозяйственный техникум,
сельскохозяйственный научно-исследовательский институт, геологоразведочная
экспедиция, музыкально-драматический театр и др.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ
Сегодня, повсеместно на территории Монголии можно
встретить памятники культуры и истории почти любой эпохи. Это, прежде
всего, обнаруженные археологами многочисленные неолитические стоянки, наскальные
изображения — так называемые оленные камни, каменные бабы, могильники -керексуры,
развалины древних городов и монастырей. Основные черты искусства монголов, как и
других степных народов, определялись потребностями кочевого быта, который, как
уже говорилось, определял и тип жилища, и его убранство, и форму одежды, а
главное – формировал особые представления степняков о красоте, о жизни и их
художественный вкус. Лучшие традиции народного творчества во многом определили
характер и пути развития и современного искусства Монголии.
МУЗЫКА
Монгольская музыкальная культура имеет древние
традиции, носителями которых были хурчи (исполнители на хуре), улигерчи
(рапсоды-сказители), дуучи (певцы-солисты), хогжимчи
(музыканты-инструменталисты). Монг. народная музыка построена на пентатонике,
разделяется на песни, эпос и инструментальную музыку. Народные песни
одноголосные, двух видов: медленные "протяжные" (Урт-дуу), отличающиеся большим
диапазоном, богатой орнаментикой, и "короткие" (богино-дуу), более простые по
ритму и построению. Песни исполняются в сопровождении народных инструментов:
лимбэ (род флейты), моринхура, хучира (струнные смычковые), шанзы (плекторный),
ёочина (род цимбал) и др.
Своеобразна монгольская музыка — протяжная,
мелодичная, сопровождающая обычно сольное пение. Песни монголов — это
лиро-эпические восхваления родного края, любимого коня — победителя в скачках,
лирические, любовные и исполняемые только на пирах, дорожные песни, пастушеские
возгласные распевы и восхваления победителей во время надома. Речитативное пение
было формой исполнения улигеров. Музыкальные инструменты делились на смычковые (моринхур,
шанза), ударные (барабан, цан), духовые (разного вида и назначения трубы).
Громкозвучные инструменты, судя по древним сказаниям и легендам, употреблялись
во время облавных охот и перекочевок: ими загоняли в ловушки диких зверей,
собирали скот. Самый популярный национальный инструмент— трехструнный смычковый моринхур, согласно легенде, сотворенный из гривы и хвоста крылатого коня,
издававшего при полете чарующие мелодии.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Из народного искусства перешла в современную
национальную живопись и цветовая символика. Например,
монголы особенно любят синий цвет (символ постоянства, неба), зелёный (символ
вечной жизни), белый (символ благородства мыслей и чувств, чистоты), красный
(радость) и желтый (любовь). Часто световая символика диктуется и буддистскими
канонами. Постоянное взаимодействие различных элементов культуры отражаются во
всех видах искусства Монголии. В изобразительном искусстве, например, теснейшим
образом могут переплетаться национальный орнамент с буддистской символикой. А
архитектуру и скульптуру Монголии не спутаешь
ни с какими другими странами.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Большое место в жизни монгольских народов
занимало декоративно-прикладное искусство. Орнаментом украшались детали юрты,
одежда, бытовая утварь. Многие орнаментальные мотивы уходят в глубокую древность
и несут на себе довольно сложную символику. Для монгольского орнамента
характерны естественные краски окружающей природы. Монголы с удивительным
чувством меры и такта сочетают эти цвета не только в рисунке, но и в композиции
своей одежды. Монгольские мастера достигли большого искусства в
украшении оружия и конской сбруи, инкрустированных драгоценными камнями; в
гравировке по металлу, филигранных украшениях женских головных уборов. Многие
ремесла, созданные во времена Средневековья, продолжают свою жизнь и в наши дни.
ЛИТЕРАТУРА
Однако не только археологические древности и
архитектурные памятники являются сокровищем монгольской культуры. Она вправе
гордиться и своей литературой. Древнейший ее памятник «Сокровенное сказание»
датируется 1240 г. Это летопись рода Чингисхана, история становления
монгольского государства. Реальные факты перемежаются в ней с эпическими
сказаниями. Вслед за первой монгольской летописью последовали другие; правда,
сочиненияXV—XVI вв. до нас не дошли, но они известны в более позднем пересказе
летописей XVII в.: «Алтан товч» («Золотое сказание»)
ЦИРК
Монгольский цирк — это 67 лет существования, 130 стран, которые посетили
циркачи, 160 артистов — выходцев цирковой школы, которая на протяжении 66 лет
работает при цирке. В итоге — мировая слава и звание "бренда Монголии".
КИНО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ
В 1935 в Улан-Баторе была создана киностудия "Монголкино", выпускавшая
вначале документальные фильмы, а в 1937 поставившая первую художественную
кинокартину. Большое значение для формирования национального киноискусства,
подготовки творческих кадров имела деятельность в МНР сов. кинематографистов, а
также участие монг. актёров, операторов в работе над сов. фильмами: "Сын
Монголии" (1935, режиссер И. З. Трауберг), "Его зовут Сухэ-Батор" (1942,
режиссеры А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц), "Степные витязи" (1945, режиссер Ю. В. Тарич) и др.
По сравнению с бывшими социалистическими странами,
телевидение в Монголии появилось относительно поздно, в 1967 году. Основой
для развития монгольского телевидения стал телецентр, созданный при содействии
бывшего СССР, и многочисленные специалисты, подготовленные в Советском Союзе.
Советский союз предоставил новейшее телевизионное оборудование для телестудий, а
также всю необходимую бытовую телевизионную технику для населения страны.
В эпоху экономических и политических перемен практически все здания
кинотеатров были проданы . Теперь там располагаются банки, рынки и т.д. В в столице Монголии
был ТОЛЬКО ОДИН КИНОТЕАТР - "Чингиз". И только в 2009 года
Улан-Баторе открылось еще 2 современных кинотеатра.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Использованы материалы: Анна Бережных. Оригинал статьи //www.irk-mongolia.ru
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
ВИДЕО
|