Наука в Монголии. Естественные и технические науки.
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В МОНГОЛИИ
НАУКА В МОНГОЛИИ
(Черновик статьи. Очерк не закончен)
Наука Монголии начала развиваться еще со времен Монгольской империи, потом на протяжении нескольких веков она практически не развивалась. И только с обретением независимости в начале 20 века
монгольская наука поднялась на новую ступень. С 1921 г. страна стала развиваться по социалистическому пути. Это предопределило огромное влияние Советского Союза на культуру, науку и образование
Монголии в последующие 70 лет.
После победы народной революции 1921 сформировалась система научных учреждений. В 1921 году в Монголии был создан Учёный комитет, в состав которого входил исторический
кабинет, занимающийся поисками и регистрацией памятников. С 1922 года начались первые разведочные работы, которые проводились как монголами самостоятельно, так и вместе с советскими специалистами. В
это время поиски, а также некоторые раскопки таких археологических памятников, как древние монументы, могилы и города велись совместными усилиями Учёного комитета МНР и Академии наук СССР.
В 1929 году Учёный комитет был переименован в Комитет наук МНР. Первоначально деятельность Комитета ограничивалась изучением некоторых исторических и филологических проблем, а с конца 20 - начала
30-х гг. всё активнее начали проводиться естественнонаучные и экономические исследования. В 30-х гг. в составе Комитета наук были образованы секторы, занятые научной разработкой народнохозяйственных
вопросов: кабинеты земледелия, животноводства, геологический и др. В 1961 на базе Комитета создана Академия наук МНР (ныне Академия наук Монголии), основной центр исследований по общественным и
естественным наукам в стране. Наряду с Академией Наук научную работу ведут свыше 30 научно-исследовательских учреждений, подчинённых министерствам и ведомствам. Среди них институты
животноводства и ветеринарии растениеводства и земледелия, кормов и пастбищного хозяйства (при министерстве сельского хозяйства), а также институты педагогики, медицинский, строительства и др. Научную
работу в стране координирует Госкомитет по науке и технике совместно с АН МНР.
На конец 1990-х годов в Монголии имелось 23 НИИ и центра и 8 государственных научно-производственных корпораций. В системе АН Монголии работает 9 НИИ. При премьер-министре создан Национальный совет
по науке и технологиям, который занимается развитием ряда научных направлений.
Во времена СССР Монголия в основном работали со странами бывшего социалистического лагеря, в первую очередь с советскими специалистами,
учеными. Прочные контакты сохраняются и сейчас. Самые близкие наши партнеры региональные – это Бурятия и Иркутская область. Мы ведем совместные экологические программы: великое русское озеро Байкал
ведь получает большую часть своих вод из рек на территории Монголии, поэтому изучение Байкала необходимо вести комплексно с изучением наших экологических проблем. Я сам участвовал в важнейшей
экспедиции по изучению Байкала последних лет – в погружении глубоководных аппаратов «Мир» на дно озера; также погружался и президент Монголии. Но мы работаем и с другими международными центрами –
институтами США, Германии, Великобритании, Китая, Кореи, Японии. Сейчас в нашей науке происходит смена поколений, и более молодые люди уже ориентированы на научное сотрудничество с развитыми странами.
К сожалению, пока правительство страны не оказывает должной финансовой поддержки, но ситуация потихоньку улучшается. Однако в науке
много решают и личные, частные отношения. Наши молодые люди ездят учиться в развитые страны, получают там научные степени, возвращаются на родину и работают здесь, а их научные связи и контакты
остаются – так развивается научное сотрудничество нового типа.
В Улан-Баторе пять крупных государственных вузов. За последние 10 лет возникли частные университеты, преподавая все от вычисления до
традиционной медицины: страна в настоящее время имеет 29 государственных и 40 частных университетов, главным образом в Улан-Баторе. Всего в Монголии около 2,5 тысяч ученых, из них тысяча занимаются и
наукой, и преподаванием, а полторы тысячи собственно научные кадры. Конечно, это не очень много, даже по сравнению с показателями Бурятии, но мы надеемся пополнить ряды ученых за счет талантливой
образованной молодежи.
Монголия готовит кадры сами, но наши студенты также учатся за границей, получая стипендии, гранты от зарубежных вузов. Кроме того,
традиционно популярен Иркутский университет. В Монголии существует большая проблема ооттока талантливой молодежи за рубеж. Однако в Монголии есть правительственная программа «птичье гнездо», которая
призвана обеспечивать нашей талантливой молодежи возможности работы на родине, чтобы они работали здесь, приносили свои знания, умения, которые они получили в других странах. Программа только
запущена, но уже показала свою эффективность.
Монголия породила ряд людей, которые получили международную известность благодаря своим открытиям. Ярким примером является монгольский писатель, этнограф, профессор, первый академик Монголии,
лауреат Государственной премии Монголии Бямбын Ринчен.
В Монголии развивается ряд научных направлений, но виднейшее место занимает экология, изучение экосистем нашей обширной страны.
Науку в нашей стране курирует наше министерство образования, культуры и науки, а также министерство экологии. Отдельные проекты реализует Фонд науки и технологии. Вообще же Монголия старается
развивать все отрасли науки – от этнографии и наук о монгольском языке до ядерной физики.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
В феодальной Монголии естественнонаучные знания накапливались главным образом в таких областях, как астрономия, медицина, сельское хозяйство.
За годы народной власти в МНР наука достигла значительных успехов. В 1921 были установлены контакты с сов. учёными. В 1929 заключено соглашение о сотрудничестве между АН СССР и Комитетом наук МНР.
В 30—40-х гг. естественнонаучные исследования всё более ориентировались на потребности народного хозяйства. Организовывались совместные научные экспедиции монг. и сов. учёных по изучению растительного
и животного мира, географии и геологии страны. С помощью сов. учёных подготавливались национальные научные кадры. В 50—60-х гг. развивались отрасли науки, связанные с сельское хозяйством.
Животноводство. Научные изыскания монгольских учёных в зоологии и ботанике направлены на увеличение продуктивности скота, улучшение его породности, лечение и профилактику заболеваний
животных, рациональное использование кормовых ресурсов, на разработку прогрессивной системы земледелия. Достижением селекционно-племенной работы явилось выведение (под руководством член-корреспондента
АН МНР Т. Аюрзана) новой орхонской полутонкорунной породы овец мясошёрстного направления. Проводится акклиматизация каракульских овец в районах Гоби. Выводится новая порода коз пухового направления
путём скрещивания местных коз с завезёнными из СССР придонскими. Значительную роль в прогрессе сельского хозяйства МНР сыграли исследования академика Ц. Тойвго в области биологии крупного рогатого
скота. Изучаются проблемы верблюдоводства.
Сельское хозяйство. В МНР выведены продуктивные сорта зерновых, овощных и плодовых культур, приспособленные к суровым климатическим условиям страны (работы Х. Зундуйжанцана и М. Ульзия,
член-корреспондент АН МНР Э. Шагдара и др.).
Биология. Монг. биологи занимаются изучением, классификацией и систематизацией флоры и фауны МНР. Ими опубликованы труды: «Определитель растений Центральной Монголии», «Эфироносные растения
МНР», «Промысловые животные МНР и их охрана» и др.
Химия и агрохимия. В 60-е гг. развернулись исследования в области химии и агрохимии, имеющие как теоретическое, так и практическое значение. Институтом химии АН МНР изучены закономерности
распределения микроэлементов в почвах, составлены картограммы их содержания для ряда районов республики, разработаны рекомендации по применению микроудобрений в земледелии, а также по витаминизации
некоторых пищевых продуктов. Проводятся большие геохимические и биохимические исследования. Издана монография «Биохимия пищевых растений Монголии» и др.
Геология. Монг. геологами в тесном сотрудничестве со специалистами из стран — членов СЭВ выявлены многочисленные месторождения различных полезных ископаемых. В результате комплексных
исследований геологи МНР составили геологические и тектонические карты МНР. Географы МНР ведут работы по мерзлотоведению, природному и экономическому районированию страны. Изданы труды по физической
географии МНР (Ш. Цэгмид и др.), по экономической географии (Б. Гунгадаш и др.). Постоянные гидрометеорологические исследования осуществляют специальный научно-исследовательский институт, свыше 60
метеорологических, аэрологических и гидрологических станций, входящих в гидрометеорологическую службу МНР.
Ядерная физика. С 1956 физики МНР принимают участие в работе Объединённого института ядерных исследований (г. Дубна). В Монголии не так уж много
физиков-ядерщиков, но в разные годы монгольские ученые занимали серьезные посты в ОИЯИ. Наш академик Содном долгое время был вице-директором ОИЯИ (Объединённый институт ядерных исследований), сейчас
другой монгольский ученый работает заместителем заведующего одного из отделов института. Совместно с ОИЯИ монгольские ученые многое сделали как на площадке в Подмосковье, так и в Монголии – и
продолжают делать.
Физика, прикладная физика. В 1961 создан институт физики АН МНР. Изучаются сейсмичность, магнетизм, особенности миграции радиоактивных осадков.
Математика. В 1968 организован Институт математики с вычислительным центром, где изучаются проблемы теоретической и прикладной математики.
Астрономия и космонавтика. Пока один монгольский космонавт летал в космос - это — космонавт-исследователь космического корабля (КК) «Союз-39» и орбитального научно-исследовательского комплекса орбитальная станция «Салют-6» —
КК «Союз Т-4» — КК «Союз-39» Жугдэрдэмидийн Гуррагча.
В горах Богдо Хаан уул (на юго-востоке Улан-Батора) работает единственная в Монголии астрономическая обсерватория. Проводятся астрономические исследования, в частности наблюдения короны Солнца и протуберанцев: слежение за
искусственными спутниками Земли.
- Нинжбадгар С. (1924-2008) - родилась в Архангайском аймаке. Известный географ и астроном. Нинжбадгар по праву
принадлежит заслуга создания первой и пока единственной в Монголии астрономической обсерватории на вершине живописной скалистой горы Хурэлтогоот (расп. в 16км. от центра г.УБ на восточном склоне
горы-заповедника Богдхаан-уул). В конце 50-х годов под её целенаправленным руководством и благодаря огромному личному энтузиазму удалось в максимально короткие сроки осуществить основные строительные работы, закупки и установку
телескопов, других необходимых астрономических приборов, подготовку и переподготовку научных кадров, начать первые постоянные наблюдения за небесными светилами.
Монгольское правительство планирует к 2015 году совершить запуск своего искусственного спутника. Монголия планирует использовать спутник в области исследования своей территории, теле- и
радиовещания, мобильной связи, разведки природных ресурсов, предотвращения бедствий и минимизации их последствий, с тем чтобы содействовать экономическому и социальному развитию страны.
Традиционная монгольская медицина. Традиционная монгольская медицина развивалась среди монгольского народа в течение многих лет. Монгольские медики были широко известны в Китае и Тибете. Монгольские врачи умели даже вправлять кости.
Этим занимались бариачи - костоправы. Они работали без лекарств. Вместо этого они полагаются на физиотерапию - манипулировали костями и возвращали их правильное положение. Бариачи - миряне, без
медицинского образования. Однако эта традиционная практика находится в упадке. Тем не менее, сегодня Монголия является одной из немногих стран, которые официально поддерживают свои традиционные
системы медицины. В лечебной практике широко используются препараты, изготовленные из дикорастущих растений Монголии.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Философия. После образования монг. государства (1206) шаманизм, безраздельно господствовавший до тех пор среди монг. племён, начал вытесняться буддизмом; в Монголию стали проникать
философские трактаты буддийских монахов. Первое сочинение такого рода — «Разъяснение познаваемого» написано Лодой Чжалцаном (13 в.). К 16—17 вв. буддизм в форме ламаизма стал официальной религией в
монг. государстве. С этого времени начинается деятельность наиболее крупных монг. философов, толкователей и комментаторов буддийских философских трактатов. Робжамба Содном Ванжал был автором учебника
по логике и диалектике (т. н. «Луч Солнца»). Агван Дандар Лхарамба (Алашанский) дал собственное истолкование проблемы «чужой одушевлённости», поставленной инд. логиком Дхармакирти. Агван Балдан в
своей трёхтомной истории инд. философии (1846), написанной как комментарий к «Истории философии Индии» Гунчэна Чжамьяна Шадпа Дорчжэ — крупного тибетского учёного и философа конца 17 — начала 18 вв.,
разбирает большое число философских школ и направлений в Индии. В 1-й половине 18 в. Чжан-чжа Ху-туг-ту и др. был составлен тибетско-монг. словарь философских терминов, т. н. «Словарь для мудрецов».
Жанжа Рольби Доржи принадлежит двухтомный труд по истории инд. философии. Одним из главных сочинений Сахара Лубсана Сультима является комментарий на «Учение о мышлении» инд. философа Асанги.
Под влиянием Октябрьской революции 1917 в России в Монголии начали распространяться идеи марксизма-ленинизма, которые стал идеологической основой деятельности Монгольской народно-революционной
партии. Монгольские философы и социологи в своих исследованиях дали теоретическое обобщение опыта социалистического строительства в МНР. Философские кадры в МНР в советское время готовились кафедрой
марксизма-ленинизма и философии при Высшей партийной школе им. Д. Сухэ-Батора в Улан-Баторе.
Историческая наука. Первым дошедшим до нас памятником монг. феодальной историографии является анонимная хроника «Монголын нууц тобчо» («Сокровенное сказание»), написанная не ранее 1240. До
нас не дошла историческая литература 14—16 вв., но события этого времени нашли отражение в произведениях 17—19 вв.: анонимном «Алтан тобчи» («Золотая пуговица»), «Эрдэнийн тобчи» («Драгоценная
пуговица») Саган Сэцэна, «Болор эрихэ» («Хрустальные чётки») Рашипунцуга, «Эрдэнийн эрихэ» («Драгоценные чётки») Галдана и др. В это же время появляются биографии деятелей ламаистской церкви, а также
монг. переводы тибетской и кит. исторической литературы. С конца 16 - начала 17 вв., когда ламаизм стал господствующей идеологией в Монголии, монг. феодальная историография развивалась под влиянием
церкви. С середины 19 в. в монг. историографии зарождается критическое антиманьчжурское направление (Инжинаш и др.). В годы феодально-теократической монархии (1911—19) написана (но не издана) история
Монголии в 11 тт., которая продолжала в основном традицию феодальной историографии. Значительного объёма достигла историческая литература на тибетском языке (произведения Ш. Дамдина и др.).
После победы народной революции в 1921 в монг. историографии начала утверждаться марксистско-ленинская методология. В 20—30-е гг. на монг. язык были переведены основные произведения классиков
марксизма-ленинизма, шёл процесс накопления материалов и подготовки кадров. Основное внимание уделялось в то время публикации источников и археологии. Были созданы и первые учебники по истории для
средних школ. Появившиеся в этот период работы историков старшего поколения (Х. Максаржаб, Л. Дэндэб, А. Амор, Г. Наваннамжил и др.) давали, в общем, объективное изложение истории Монголии, особенно
периода 1911—1919. Однако научная ценность их работ снижена отсутствием надлежащего анализа и обобщений. Исключением явился коллективный труд (1934) Х. Чойбалсана, Г. Дэмида и Д. Лосола по истории
монг. народной революции.
В 40—50-е гг. было положено начало публикации ряда монографических исследований и коллективных трудов по истории. К ним относится однотомник «История МНР» - совместный труд монг. и сов. учёных,
освещающий историю страны с древнейших времён до 50-х гг. 20 в., издано в 1954 (2-е изд. на рус. языке, М., 1967). В эти годы в острой борьбе с пережитками феодализма и влиянием буржуазной и
мелкобуржуазной идеологии в исторических исследованиях восторжествовали принципы марксистско-ленинской методологии. В 60—70-е гг. историческая наука в МНР вступила в новый этап своего развития.
Возросла её роль в коммунистическом воспитании трудящихся, в научном обобщении опыта и раскрытии закономерностей истории монг. народа, увеличился приток квалифицированных кадров, в том числе
подготовленных в СССР, расширилась проблематика и повысился научно-теоретический уровень исторических работ.
В конце 60-х гг. создана фундаментальная трёхтомная «История МНР» (1966—1970) и обобщающий труд по истории партии («Очерки истории МНРП», 1967, рус. пер. 1971). Появился ряд капитальных
исследований: Б. Ширендыба по истории социально-экономического развития Монголии на рубеже 19—20 вв., о народной революции в Монголии и образовании МНР, Ш. Нацагдоржа по истории аратского движения, по
истории Халхи, Б. Тудэва по истории монг. рабочего класса, Н. Ишжамца по истории освободительной борьбы монг. народа в 18 веке. Получили освещение вопросы истории предков монголов — киданей,
происхождения монгольских племён, проникновения и роли кит. торгово-ростовщического капитала в Монголии, внешнеполитических отношений Монголии в 19—20 вв., истории ламаистской церкви и др. (Х. Пэрлээ,
Д. Гонгор, М. Санжадорж, Ш. Сандаг, С. Пурэвжав и др.). Опубликована монография Ц. Дамдинсурэна о исторических корнях (1957). Развернулось изучение трудов монг. авторов, писавших на тибетском языке, и
монг. феодальной историографии (Ш. Бира).
В результате регулярных полевых экспедиций, в частности благодаря работе сов.-монг. историко-культурной экспедиции 1969—71, накоплен богатый археологический материал по палеолиту и неолиту, эпохе
бронзы, ранним племенным и государственным образованиям на территории МНР. На основе этих материалов изданы труды о древних тюрках (Н. Сэр-Оджав), по истории шаманизма (Ч. Далай), о быте и хозяйстве
дархатов (Ч. Бадамхатан) и др. Осуществляется серийная публикация источников и документов по истории страны, революции, строительству социализма и др.
Основными центрами изучения истории являются: институт истории АН МНР (создан в 1961), кафедра истории Монгольского государственного университета (создан в 1942).
Знаменитые историки Монголии:
- Базарын Ширендыб
- Тогто
- Чулууны Далай
Палеонтология.
Знаменитые палеонтологи Монголии:
- Ринченгийн Барсболд
- Алтангэрэлийн Пэрлэ
Востоковеды:
- Чулууны Далай
- Цэндийн Дамдинсурэн
Искусствоведы
- Бямбын Ринчен
- Ганхугийн Пурэвбат
- Ням-Осорын Цултэм
- Содномбалжирын Буяннэмэх
- Уржингийн Ядамсурэн
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
Экономическая мысль феодальной Монголии отражена в летописях, законодательных актах и экономических сочинениях того времени, провозглашавших незыблемость экономических прерогатив ханов, нойонов и
др. феодалов и содержавших немало сведений о хозяйстве и быте монголов. С 18 в. в Монголии создаются экономические сочинения, обобщающие опыт скотоводов и содержащие рекомендации по методам ведения
хозяйства (наиболее крупная работа такого рода — «Наставление» Тована, 1853). В начале 20 в. представители передовых кругов страны выступали за ликвидацию экономической отсталости, доказывали
необходимость развития промышленности и земледелия.
Антиимпериалистическая, антифеодальная революция 1921 положила начало развитию в стране марксистской экономической мысли. Усилия экономистов МНР в 20—40-х гг. были направлены главным образом на
разработку конкретных экономических мероприятий, хозяйственного законодательства, проблем долгосрочного социально-экономического развития страны. В 1934 опубликован коллективный труд Х. Чойбалсана, Д.
Лосола, Д. Дэмида, в котором, в частности, анализировались экономическое положение страны до революции и первые мероприятия народной власти в области экономики в послереволюционный период. Со 2-й
половины 50-х гг. были расширены научные исследования в области экономики, чему способствовали директивы съездов партии и решения пленумов ЦК МНРП по хозяйственным вопросам. В 50 — начале 70-х гг.
основными направлениями исследований монг. экономистов являлись экономическая история страны (Б. Ширендыб, Ш. Нацагдорж и др.); социалистическое строительство в МНР (Н. Жагварал, У. Камбар, Б.
Гунгаадаш, П. Нэргуй и др.); экономика сельского хозяйства (Д. Дугар, С. Жадамба, Д. Моёбуу и др.); экономика промышленности, строительства, транспорта (Д. Загасбалдан, Д. Майдар, Ч. Сэрээтэр, Ц.
Гурбадам и др.); проблемы формирования и развития монг. рабочего класса (Б. Тудэв); вопросы развития внутренней и внешней торговли (П. Лувсандорж, М. Пэлжээ и др.); финансы (О. Цэнд, Б. Долгорма и
др.). Основные центры экономической науки: институт экономики АН и Госплана МНР, Высшая партийная школа при ЦК МНРП, Монг. государственный университет. С 1959 издаётся экономический журнал «Эдийн
засгийн асуудал» — орган ЦК МНРП. Материалы экономического характера публикуются также в журнале «Намын амьдрал» (с 1923), «БНМАУ-ын Шинжлэх ухааны академийн мэдээ» (с 1961), «Шинжлэх ухааны амьдрал»
(с 1935) и др.
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА
Учёные-правоведы МНР разрабатывают проблемы организации и деятельности народных хуралов (С. Жаланаажав, Э. Авилмэд) и др. вопросы развития социалистического государства. В области истории права
работает Содовсурэн и др. Созданы учебные пособия по гражданскому праву и процессу (изд. на рус. языке). В области трудового права велись исследования в связи с подготовкой и принятием в 1973
трудового кодекса, разрабатываются проблемы права с.-х. объединений. В уголовном праве и процессе исследуются преступления против личности (работы Ж. Авхиа), социалистической собственности (Р. Гунсэн);
издан курс уголовного права (Г. Совд), учебник по уголовному процессу написан (Ж. Авхиа, Б. Даваасамбуу, Ц. Бужинлхам) совместно с сов. учёными. Исследовательскую работу в области юридической науки
ведут Отделение философии и права АН МНР, институт философии, социологии и права АН МНР, институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Прокуратуре МНР, юридический
факультет Монг. государственного университета.
НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МОНГОЛИИ
- Монгольский Государственный Университет. Монгольский
государственный университет был создан в 1942 году. Первоначально
Монгольский Государственный Университет имел только 3 факультета. В 1958
году факультет зоологии и ветеринарии стал самостоятельным учебным
заведением под названием Аграрный университет Монголии. В 1961 году
Медицинский факультет стал Медицинским Университетом Монголии. В 1969 году
факультет техники и технологии стал Политехническим институтом Монголии. В
1979 году был создан факультет Гуманитарных и социальных наук.
Монгольский Государственный Университет играет ключевую роль в подготовке
профессиональных кадров страны. На данный момент Монгольский государственный
университет имеет 12 факультетов. Число студентов — 10600. Число магистров —
1600. Число аспирантов — 600.
- Монгольский Государственный Университет Техники и Технологии. В
1969 году был создан Институт Политехники в столице Монголии. До этого это
учебное заведение входил в состав Монгольского Государственного
Университета. С момента создания Институт Политехники сразу открыл несколько
факультетов, таких как факультет архитектуры, факультет энергетики,
факультет геологии и инженерный факультет. В 1990 году по решению
Правительство Монголии Институт Политехники переименовали.
Монгольский Государственный Университет Техники и Технологии настоящее время
имеет 15 факультетов. Число студентов — 21 000 Число магистров — 10 000.
- Медицинский Университет Монголии. Медицинский университет был открыт в 1961 году. До этого будущих медиков подготовили на медицинском факультете Монгольского Государственного Университета.
Общее число учащихся 4700. Медицинский Университет Монголии имеет следующие факультеты:
- факультет традиционной медицины
- факультет стоматологии
- факультет социального здоровья
- факультет биологии
- факультет фарматоциологии
- факультет мед.сестр
- Монгольский институт производства и торговли. Данный ВУЗ Монголии был открыт в 1924 году как временная школа торговли. За всю историю существования это учебное заведение было несколько раз переименовано.
Этот институт обучает будущих специалистов в области экономики и бизнеса. Число студентов - 2500 Число магистров и аспирантов - 1200
- Монгольский Государственный Университет Образования. Был основан в 1951 году под названием Педагогический институт Монголии. Первоначально был открыто только 4 факультета.
Настоящее название носит с 2004 года. В университете готовят будущих учителей средних школ. Число студентов — 6900. Число магистров 1500 человек
БИБЛИОГРАФИЯ
Л.Л. Супрунова. Образование как средство монголо-российского сотрудничества
Интервью директора Фонда науки и технологии Монголии Т. Ган-Эрдэнэ. Александра Борисова. 2011 год.
Материалы сайта Академик.ру
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ:
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|