English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

Улан-Батор, столица Монголии, Улаан-Баатар, Улаан-Баатор, история Улан-Батора, Урга.

ИНФОРМАЦИЯ О МОНГОЛИИ

УЛАН-БАТОР

ИСТОРИЯ УЛАН-БАТОРА


Улан-Батор — столица Монголии, город с богатой историей и культурным наследием, центром которого он стал долгое время назад. История этого удивительного города переплетается с судьбой великой степной цивилизации и открывает перед нами мир, где сложные традиции и динамичные изменения существовали бок о бок на протяжении веков.
 

Своё начало Улан-Батор берет с переселений монгольских кочевников, чьи шатры и временные стоянки постепенно превратились в более устойчивые поселения. Современное городское ядро зародилось как монастырский центр, известный как Оргот, основанный в XVII веке. Расположенный на пересечении древних торговых и караванных путей, город с течение времени стал важным узлом коммерческого и культурного обмена в регионе Центральной Азии.
 

С преобразованием в промышленный и административный центр, Улан-Батор притягивал как гостей из далёких стран, так и собственных граждан. Влияния совокупности культур и эпох преобразовали его в многогранную метрополию, где сталь и бетон современности сочетаются с тёплой традиционностью древних деревянных сооружений и храмовых зданий. Сохранив в себе дух кочевничества и отголоски величия Чингисхана, Улан-Батор и сегодня остаётся колыбелью для ярких культурных событий и экономического рывка всей страны.
 

Как известно, первой столицей Монголии, основанной Чингис Хааном, был город Каракорум (Хархорин). Она превратилась в столицу крупнейшей в истории Монгольской империи, одним из крупнейших мировых городов того времени. В нее приезжали гости из многих государств. В том числе из старинной Руси ее великие князья, чтобы получить от великого хана ярлык на правление ею. Внук Чингис-Хана Хубилай хаан после завоевания Китая перенес столицу империи в нынешний г. Пекин.

Столица Урга

Становление монгольской столицы связано с первым главой буддистской церкви Монголии Дзанабазаром, известным под именем Ундур-гэгэн. Родившийся в семье крупного феодала, Дзанабазар по традициям того времени учился у лам и образование получил в домашних условиях.
 

 

Сегодня монгольские ученые-историки считают, что первый фундамент нынешней столицы Улан-Батора был заложен в год желтого зайца XI шестидесятилетия по лунному календарю или в 1639 году. Тогда на хурале (съезде) всех правителей Северной Халха Монголии было принято решение провозгласить главой буддистской (желтой церкви) Дзанабазара - сына Тушээт-хана. Он стал выдающимся скульптором, поэтом, создателем письменности соёмбо. Для него был построен дворец. Правители Монголии направили к нему часть своих подданных в качестве шабинаров -  послушников, которые поставили вокруг дворца свои юрты, покрытые не белым, а желтым полотном. Так возник город Урга. Он было расположен на берегу озера Ширээт Цагаан-нуур в нынешнем сомоне Бурд аймака Увурхангай.

Слово «Урга» русского происхождения, оно переделано из монгольского слова «орго», которое означает «дворец, ставка знатного человека». Сами же монголы называли город Их-Хурэ (или Богдо-хурэ) — большой, или святой курень. Урга в жизни монголов имеет особое значение, здесь живет религиозное чувство народа и сюда влечется душа его.

 

Ундур-гэгэн, хоть и не жил в монастыре Их-Хурэ, очень много сделал для его роста и лично руководил возведением первых храмов. Самым красивым из монастырских построек был храм Великого Спокойствия, который считался личной кумирней Богдо-гэгэна: он был выстроен рядом с его дворцом и обнесен общей с ним желтой оградой. Этот храм стоял на главной площади города, сверкая позолотой своей двухъярусной крыши, сплошь увешанной звенящими на ветру металлическими колокольчиками.
 

Вначале жителями Урги были в основном бедные монахи-ламы, число которых достигало 10 000 человек — более половины всего населения. Каждое лето в городе проводился цам — торжественное праздничное шествие. К Триумфальным воротам, которые стояли напротив храма Великого Спокойствия Калбы, вел очень широкий путь. По нему провозили «живого бога» — Богдо-гэгэна, который один только и мог пройти за эти священные ворота. По дороге к святыням площади Поклонений подползали богомольцы со специальными дощечками в руках: они отмечали 100 000 поклонений, что считалось особым благочестием.

На площадь Поклонений с западной стороны выходили все главные храмы Урги, а далее следовали храмы врачевания, астрологии и другие. Когда шествие лам заканчивалось, улицы города вновь погружались в безжизненную тишину, и тогда можно было встретить только паломников, переходящих из одной кумирни в другую. Все ламы и монахи давали обет безбрачия, поэтому женщин здесь никогда не было видно, кроме старух, которые заведовали хозяйством лам.
 

Урга в качестве столицы кочевого народа также много раз меняла свое месторасположение. Это был кочевой город, ставка Богдо гэгэна перемещалась в течение года между хребтами Хангая и Хэнтэя.
 

 С 1639 до 1778 гг. в течение 139 лет столица 28 раз меняла свое местоположение. Но в основном, останавливались в пойме рек Орхон, Тола, Хараа. Практически каждые 5-10 лет передвигались на другую территорию. Однако за это время Урга расширилась, были построены десятки новых храмов, и перекочевки стали затруднительны, требовали много трат и сил. Например, весной 1772 года при перекочевке из стойбища на реке Селба в котловину Хуй мандал пришлось перевозить 94 дацана.
 

В 1778 году ставка окончательно остановилась на берегу реки Толы — в огромной долине-чаше, которую окружают старые, с мягкими складками горы. Их вершины покрыты пихтами, соснами и кедровыми деревьями, а подножия и пологие скаты — сочными травами, цвет которых меняется в зависимости от времени года.

Столица Их Хурээ

Издавна монголы строили много юрт вокруг ставок своих ханов для охраны и поэтому позже такое поселение и получило название Их хурээ, т.е. «Большой круг». Урга превратилась в Их Хурээ в 43-й год желтой собаки владычества маньчжурского хана или в 1778 году, когда окончательно осела на место расположения современной монгольской столицы - на берегу Толы, в котловине между четырех гор: Богдо ула, Сонгино-хайрхан, Чингэлтэй и Баянзурх, в обширной просторной долине под названием Алтай тэвш — «Золотое блюдо».
 

Ранние изображения монгольской столицы сделал петербургский художник А. Мартынов. Это было в 1806 году, примерно через 30 лет после того, как город навсегда осел у подножия заповедной горы. В акварелях и офортах А. Мартынова нет и намека на то, что город еще только начинается: нет, он был сложен сразу! Четкая планировка кочевого города нашла свое отражение и в монгольском названии столицы — Их-Хурэ, что означает «большой круг». Еще с древности кольцо юрт живой крепостью защищало юрту предводителя от набегов врага в открытой степи. И до нашего времени сохранилась в монгольской архитектуре традиционная планировка кочевых городов-ставок

Некоторые исследователи полагали, что Урга была лишь религиозным центром, жила только религией и религиозными праздниками. Однако со временем бывшая кочевая ставка главы буддистской церкви превратилась в главный политический и культурно-религиозный центр страны. Здесь же развивалась и самобытная монгольская культура, здесь действовали церковные школы, в которых мальчики с детства обучались монгольской и тибетской письменности, чтению, религиозным ритуалам и этикету. Дореволюционная Урга была центром книгоиздания Монголии, здесь трудились выдающиеся ученые — Дандар-аграмба, Шишэ-габчжи, Ш Дамдин и другие.

Издали Урга привлекала блестящими на солнце золотыми конусообразными куполами кумирен и черепичными крышами зданий. Маленькие домики, разбросанные по всему городу, густо прилеплялись друг к другу. Улицы и переулки были образованы сплошными кирпичными или глиняными стенами с калитками в них. Само жилье строилось внутри двора и было закрыто от улиц. Здесь селились мелкий чиновный люд, крестьяне-бедняки, перебравшиеся в Ургу в поисках хлеба насущного, и торговцы. Между духовенством и купцами временами начиналась борьба, так как, согласно ламским законам, торговые поселения не должны располагаться от монастырей ближе слышимости человеческого голоса. Когда в начале XIX века торговые лавки и базары подступили к стенам монастырей, ламы обратились в Пекин с петицией, а резиденция пятого Богдо-гэгэна даже откочевала с главными храмами в монастырь, расположенный на северо-западе долины.

Борьба эта привела к обособлению трех частей города: в одной находился монастырь главы ламаистской церкви, в другой части располагался монастырь Гандан, где находились храмы и жили монахи, третью часть составлял торговый район Маймачэн, который жил по своим особым законам. По вечерам закрывались все его ворота, и не каждый мог попасть в эту часть города.

Тяжба тянулась несколько десятилетий, а потом ламы уступили. Впоследствии в Урге появились торговые слободы китайцев, русских, американцев. (см. Организация русской торговли в Монголии во второй половине XIX —начале XX вв. А.В. Старцев Алтайский государственный университет. )
 

И хотя в 1778-1855 гг. столица несколько раз меняли кочевье, это не носило общего, городского характера. Таким образом, столица стала не только центром буддизма, но и одним из административных центров правления маньчжуров и их наместников. В 1834 году был построен храм Майдара высотой 50 локтей. В 1835 году на востоке Их Хурээ возник город торговцев маймачен, позже названный Амгаланбатар. Большую часть жителей здесь составляли китайцы, торговавшие овощами. Маймачен сыграл большую роль в развитии рынка в Монголии.
 

Великолепен был и храм Майдари-сум, крыша которого завершалась подчеркнуто монгольским куполом, расцвеченным орнаментом «хал-зан», как верх у степной юрты. В этом храме находилось громадное изваяние Майдари — монгольское произношение Майтреи, Будды грядущего. Медную статую Майдари, густо покрытую потом позолотой, отливали в Долоноре, так как считалось, что туда перенес Ундур-гэгэн свою мастерскую по художественному литью. Но когда этот бурхан по частям перевезли в Ургу и установили в деревянном храме, здание стало разрушаться. Ламы предположили, что Майдари не желает жить в кумирне китайской архитектуры. Тогда для великой святыни построили храм, стены которого были сложены из деревянных брусьев и имитировали кладку тибетских монастырей. Причем, как рассказывают, план и, фасад кумирни начертил будто бы сам Ундур-гэгэн.

Майдари сидел посреди кумирни под балдахином: ноги его были поджаты, а руки благословляли. Перед ним стояли бронзовые курильницы и высокие красные 4-угольные свечи в подсвечниках, а в вазах — искусственные цветы священного лотоса. Из-под балдахина спускалось много длинных шелковых полос разного цвета. В верхней части кумирни были устроены хоры, идущие кругом, а от них шел ход в боковые отделения. Потолка в кумирне не было, и голова Майдари почти упиралась в крышу купола.

 

С 1855 года границы города значительно расширились, и хотя по-прежнему в нем больше всего было войлочных юрт, приспособленных к кочевкам, много было и стационарных сооружений, построенных в классическом восточном стиле храмовой архитектуры.
 

До конца XIX века вид Урги был довольно неприглядным. Русский ученый В.А. Обручев писал: «Улицы не мощеные, покрытые всякими отбросами, как и базарная площадь. Население все помои и отбросы выносило на улицу, и только обилие бродячих собак, игравших роль санитаров, предохраняло улицы от окончательного загрязнения. Множество нищих в грязных лохмотьях, выставлявших напоказ всякие язва и уродства, бродивших по улицам или сидевших у входа во дворы храмов и общежитий, составляло также неприятную особенность монгольского города».

Столица Нийслэл хурээ

В год белой свиньи, в 1911 году, когда Монголия свергла маньчжурское иго и стала независимым государством, 16 декабря хутухта Джавзандамба был провозглашен духовным и светским правителем Монголии. В этот момент наш город впервые за 272 года своего существования получил статус столицы независимого государства, поэтому появилось новое название - Нийслэл хурээ. В 1911-1912 гг. как символ милосердия и в знак благопожелания правлению Богдо хана была воздвигнута статуя Мэгжиджанрайсага в 80 локтей. Таким образом, город Их Хурээ, который был центром буддизма в Монголии, затем центром административного правления маньчжуров, стал столицей независимой Монголии. В политическом отношении произошли новые качественные перемены, каких не было 200 лет. Город превратился в политический и административный центр страны, колыбель революционной борьбы за свободу и независимость в 1921 году.

Столица Улан-Батор

В начале июля 1921 года Народная армия вместе с частями Советской Красной Армии освободила столицу от войск белой армии барона Унгерна. Сразу после победы революции 1921 года жизнью города управляло министерство внутренних войск. Новые условия и новые задачи послереволюционного периода закономерно поставили необходимость создания собственной городской администрации, поэтому решением Центрального комитета Монгольской Народно-революционной партии и временного правительства была создана временная городская администрация.
 

29 октября 1924 года первый Государственный хурал законодательно закрепил статус столицы государства МНР и она получила новое название — Улаан-Баатар (Красный богатырь) (Улан-Батор в русском написании). Теперь ежегодно 29 октября монголы празднуют как День столицы.
 

В 1925 году на собрании представителей трудящихся была создана городская администрация. Первым мэром г.Улаанбаатар был Моонон Баяр, назначенный на этот пост в 1924 году. В марте 1924 года правительство утвердило устав временной администрации столицы. Ровно через месяц, именно в апреле 1924 года, была учреждена временная администрация столицы с 4 отделами и 20 вакансиями.
 

Районы прежней Урги поглотило современное строительство, и атмосфера старого города сохранилась только в районе монастыря Гандэн. Полное его название — Гандэнтэгченлин — Большой Монастырь Полной Радости. В дореволюционной Монголии было несколько монастырей с таким названием, но ургинский, где обучались богословию, был известен далеко за пределами страны. На его факультетах монахи изучали «сущность мудрости», и только здесь присуждались ученые звания философам, врачам, астрологам, заклинателям.
 

В апреле 2007 года население Улан-Батора превысило 1.000.000 человек. В ноябре 2017 года население столицы превысило 1.405.000 человек.
 

В заключение статьи об истории Улан-Батора можно сказать, что город, начавший свой путь как кочевая ставка, превратился в динамичный и влиятельный центр страны. Его развитие отражает не только эволюцию Монголии, но и разнообразные аспекты культурного, социального и политического влияния, которые оказывали западные и восточные цивилизации на протяжении столетий. Улан-Батор, несмотря на все трудности и вызовы, продолжает вести свою роль как культурное и экономическое сердце Монголии, соединяя в себе богатое наследие прошлого и устремления в будущее.
 

Сегодня Улан-Батор — это город контрастов, где современные башни мирно сосуществуют с историческими памятниками. Его развитие стремительно продолжается и не останавливается на достигнутом, ведь тут стараются сохранить баланс между традициями и модернизацией. Город остаётся уникальным местом, куда стекается разнообразие культур, и, несмотря на все испытания, он смотрит в будущее с оптимизмом. Это место, где можно ощутить дыхание истории и увидеть очертания нового дня, который всегда готов встретить жителей и гостей столицы с распростёртыми объятиями.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
ИСТОРИЯ УЛАН-БАТОРА. СТРАНИЦЫ АЛЬБОМОВ
Фотография. Музей истории Улан-Батора.

Фотография. Музей истории Улан-Батора.

Фотография. Музей истории Улан-Батора.

Фотография. Музей истории Улан-Батора.

Фотография. Музей истории Улан-Батора.

Фотография. Музей истории Улан-Батора.

Фотография. Музей истории Улан-Батора.

Фотография. Музей истории Улан-Батора.

 

 

- Общая информация

- История Улан-Батора

- Улан-Батор сегодня

- Достопримечательности

- Музеи Улан-Батора

- Памятники и монументы

- Монастыри, храмы Улан-Батора

- Театры

- Галереи искусств

- Дворец Бракосочетания
 

- Магазины, рынки

- Кафе, рестораны

- Выставки Улан-Батора

- Общественный транспорт
 

 

- Багануур.

- Багахангай.

- Налайх.
 

 

- Поселок Гачуурт.

- Детский лагерь "Найрамдал".
 

 
 
 

Групповые туры 2024
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Добро пожаловать в Монголию!

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии
 

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы
 

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты
 

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей
 

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru