Улан-Батор, столица Монголии, Улаан-Баатар, Улаан-Баатор, история Улан-Батора, Урга.
ИНФОРМАЦИЯ О МОНГОЛИИ
УЛАН-БАТОР
ИСТОРИЯ УЛАН-БАТОРА
Улан-Батор — столица Монголии, город с богатой историей и культурным наследием,
центром которого он стал долгое время назад. История этого удивительного города
переплетается с судьбой великой степной цивилизации и открывает перед нами мир,
где сложные традиции и динамичные изменения существовали бок о бок на протяжении
веков.
Своё начало Улан-Батор берет с переселений монгольских кочевников, чьи шатры
и временные стоянки постепенно превратились в более устойчивые поселения.
Современное городское ядро зародилось как монастырский центр, известный как
Оргот, основанный в XVII веке. Расположенный на пересечении древних торговых и
караванных путей, город с течение времени стал важным узлом коммерческого и
культурного обмена в регионе Центральной Азии.
С преобразованием в промышленный и административный центр, Улан-Батор
притягивал как гостей из далёких стран, так и собственных граждан. Влияния
совокупности культур и эпох преобразовали его в многогранную метрополию, где
сталь и бетон современности сочетаются с тёплой традиционностью древних
деревянных сооружений и храмовых зданий. Сохранив в себе дух кочевничества и
отголоски величия Чингисхана, Улан-Батор и сегодня остаётся колыбелью для ярких
культурных событий и экономического рывка всей страны.
Как известно, первой столицей Монголии, основанной Чингис Хааном, был город
Каракорум (Хархорин). Она превратилась в столицу крупнейшей в истории
Монгольской империи, одним из крупнейших мировых городов того времени. В нее
приезжали гости из многих государств. В том числе из старинной Руси ее великие
князья, чтобы получить от великого хана ярлык на правление ею. Внук Чингис-Хана
Хубилай хаан после завоевания Китая
перенес столицу империи в нынешний г. Пекин.
Столица Урга
Становление монгольской столицы связано с первым
главой буддистской церкви Монголии Дзанабазаром, известным под именем Ундур-гэгэн. Родившийся в семье крупного феодала, Дзанабазар по традициям того времени учился у лам и образование получил в домашних условиях.
Сегодня монгольские ученые-историки считают, что
первый фундамент нынешней столицы Улан-Батора был заложен в год желтого зайца XI
шестидесятилетия по лунному календарю или в 1639 году. Тогда на хурале
(съезде) всех правителей Северной Халха Монголии было принято решение
провозгласить главой буддистской (желтой церкви) Дзанабазара - сына Тушээт-хана.
Он стал выдающимся скульптором, поэтом, создателем письменности соёмбо. Для него
был построен дворец. Правители Монголии направили к нему часть своих подданных в
качестве шабинаров - послушников, которые поставили вокруг дворца свои
юрты, покрытые не белым, а желтым полотном. Так возник город Урга. Он было
расположен на берегу озера Ширээт Цагаан-нуур в нынешнем сомоне Бурд аймака
Увурхангай.
Слово «Урга» русского происхождения, оно переделано из монгольского слова «орго», которое означает «дворец, ставка знатного человека». Сами же монголы называли город Их-Хурэ (или Богдо-хурэ) — большой, или святой курень. Урга в жизни монголов имеет особое значение, здесь живет религиозное чувство народа и сюда влечется душа его.
Ундур-гэгэн, хоть и не жил в монастыре Их-Хурэ, очень много сделал для его роста и лично руководил возведением первых храмов. Самым красивым из монастырских построек был храм Великого Спокойствия, который считался личной кумирней Богдо-гэгэна: он был выстроен рядом с его дворцом и обнесен общей с ним желтой оградой. Этот храм стоял на главной площади города, сверкая позолотой своей двухъярусной крыши, сплошь увешанной звенящими на ветру металлическими колокольчиками.
Вначале жителями Урги были в основном бедные монахи-ламы, число которых достигало 10 000 человек — более половины всего населения. Каждое лето в городе проводился цам — торжественное праздничное шествие. К Триумфальным воротам, которые стояли напротив храма Великого Спокойствия Калбы, вел очень широкий путь. По нему провозили «живого бога» — Богдо-гэгэна, который один только и мог пройти за эти священные ворота. По дороге к святыням площади Поклонений подползали богомольцы со специальными дощечками в руках: они отмечали 100 000 поклонений, что считалось особым благочестием.
На площадь Поклонений с западной стороны выходили все главные храмы Урги, а далее следовали храмы врачевания, астрологии и другие. Когда шествие лам заканчивалось, улицы города вновь погружались в безжизненную тишину, и тогда можно было встретить только паломников, переходящих из одной кумирни в другую. Все ламы и монахи давали обет безбрачия, поэтому женщин здесь никогда не было видно, кроме старух, которые заведовали хозяйством лам.
Урга в качестве столицы кочевого народа также
много раз меняла свое месторасположение. Это был кочевой город, ставка Богдо
гэгэна перемещалась в течение года между хребтами Хангая и Хэнтэя.
С 1639 до 1778 гг. в течение 139 лет
столица 28 раз меняла свое местоположение. Но в основном, останавливались в
пойме рек Орхон, Тола, Хараа. Практически каждые 5-10 лет передвигались на
другую территорию. Однако за это время Урга расширилась, были построены десятки
новых храмов, и перекочевки стали затруднительны, требовали много трат и сил.
Например, весной 1772 года при перекочевке из стойбища на реке Селба в котловину
Хуй мандал пришлось перевозить 94 дацана.
В 1778 году ставка окончательно остановилась на
берегу реки Толы — в огромной долине-чаше, которую окружают старые, с мягкими
складками горы. Их вершины покрыты пихтами, соснами и кедровыми деревьями, а
подножия и пологие скаты — сочными травами, цвет которых меняется в зависимости
от времени года.
Столица Их Хурээ
Издавна монголы строили много юрт вокруг ставок
своих ханов для охраны и поэтому позже такое поселение и получило название Их
хурээ, т.е. «Большой круг». Урга превратилась в Их Хурээ в 43-й год желтой
собаки владычества маньчжурского хана или в 1778 году, когда окончательно
осела на место расположения современной монгольской столицы - на берегу Толы, в
котловине между четырех гор: Богдо ула, Сонгино-хайрхан, Чингэлтэй и Баянзурх, в
обширной просторной долине под названием Алтай тэвш — «Золотое блюдо».
Ранние изображения монгольской столицы сделал петербургский художник А. Мартынов. Это было в 1806 году, примерно через 30 лет после того, как город навсегда осел у подножия заповедной горы. В акварелях и офортах А. Мартынова нет и намека на то, что город еще только начинается: нет, он был сложен сразу! Четкая планировка кочевого города нашла свое отражение и в монгольском названии столицы — Их-Хурэ, что означает «большой круг». Еще с древности кольцо юрт живой крепостью защищало юрту предводителя от набегов врага в открытой степи. И до нашего времени сохранилась в монгольской архитектуре традиционная планировка кочевых городов-ставок
Некоторые исследователи полагали, что Урга была лишь религиозным центром, жила только религией и религиозными праздниками. Однако со временем бывшая кочевая ставка главы буддистской церкви превратилась в главный политический и культурно-религиозный центр страны. Здесь же развивалась и самобытная монгольская культура, здесь действовали церковные школы, в которых мальчики с детства обучались монгольской и тибетской письменности, чтению, религиозным ритуалам и этикету. Дореволюционная Урга была центром книгоиздания Монголии, здесь трудились выдающиеся ученые — Дандар-аграмба, Шишэ-габчжи, Ш Дамдин и другие.
Издали Урга привлекала блестящими на солнце золотыми конусообразными куполами кумирен и черепичными крышами зданий. Маленькие домики, разбросанные по всему городу, густо прилеплялись друг к другу. Улицы и переулки были образованы сплошными кирпичными или глиняными стенами с калитками в них. Само жилье строилось внутри двора и было закрыто от улиц. Здесь селились мелкий чиновный люд, крестьяне-бедняки, перебравшиеся в Ургу в поисках хлеба насущного, и торговцы. Между духовенством и купцами временами начиналась борьба, так как, согласно ламским законам, торговые поселения не должны располагаться от монастырей ближе слышимости человеческого голоса. Когда в начале XIX века торговые лавки и базары подступили к стенам монастырей, ламы обратились в Пекин с петицией, а резиденция пятого Богдо-гэгэна даже откочевала с главными храмами в монастырь, расположенный на северо-западе долины.
Борьба эта привела к обособлению трех частей города: в одной находился монастырь главы ламаистской церкви, в другой части располагался монастырь Гандан, где находились храмы и жили монахи, третью часть составлял торговый район Маймачэн, который жил по своим особым законам. По вечерам закрывались все его ворота, и не каждый мог попасть в эту часть города.
Тяжба тянулась несколько десятилетий, а потом ламы уступили. Впоследствии в Урге появились торговые слободы китайцев, русских, американцев.
(см. Организация русской торговли в Монголии во второй половине XIX —начале XX вв.
А.В. Старцев Алтайский государственный университет. )
И хотя в 1778-1855 гг. столица несколько раз
меняли кочевье, это не носило общего, городского характера. Таким образом,
столица стала не только центром буддизма, но и одним из административных центров
правления маньчжуров и их наместников. В 1834 году был построен храм Майдара
высотой 50 локтей. В 1835 году на востоке Их Хурээ возник город торговцев
маймачен, позже названный Амгаланбатар. Большую часть жителей здесь составляли
китайцы, торговавшие овощами. Маймачен сыграл большую роль в развитии рынка в
Монголии.
Великолепен был и храм Майдари-сум, крыша которого завершалась подчеркнуто монгольским куполом, расцвеченным орнаментом «хал-зан», как верх у степной юрты. В этом храме находилось громадное изваяние Майдари — монгольское произношение Майтреи, Будды грядущего. Медную статую Майдари, густо покрытую потом позолотой, отливали в Долоноре, так как считалось, что туда перенес Ундур-гэгэн свою мастерскую по художественному литью. Но когда этот бурхан по частям перевезли в Ургу и установили в деревянном храме, здание стало разрушаться. Ламы предположили, что Майдари не желает жить в кумирне китайской архитектуры. Тогда для великой святыни построили храм, стены которого были сложены из деревянных брусьев и имитировали кладку тибетских монастырей. Причем, как рассказывают, план и, фасад кумирни начертил будто бы сам Ундур-гэгэн.
Майдари сидел посреди кумирни под балдахином: ноги его были поджаты, а руки благословляли. Перед ним стояли бронзовые курильницы и высокие красные 4-угольные свечи в подсвечниках, а в вазах — искусственные цветы священного лотоса. Из-под балдахина спускалось много длинных шелковых полос разного цвета. В верхней части кумирни были устроены хоры, идущие кругом, а от них шел ход в боковые отделения. Потолка в кумирне не было, и голова Майдари почти упиралась в крышу купола.
С 1855 года границы города значительно
расширились, и хотя по-прежнему в нем больше всего было войлочных юрт,
приспособленных к кочевкам, много было и стационарных сооружений, построенных в
классическом восточном стиле храмовой архитектуры.
До конца XIX века вид Урги был довольно неприглядным. Русский ученый В.А. Обручев писал: «Улицы не мощеные, покрытые всякими отбросами, как и базарная площадь. Население все помои и отбросы выносило на улицу, и только обилие бродячих собак, игравших роль санитаров, предохраняло улицы от окончательного загрязнения. Множество нищих в грязных лохмотьях, выставлявших напоказ всякие язва и уродства, бродивших по улицам или сидевших у входа во дворы храмов и общежитий, составляло также неприятную особенность монгольского города».
Столица Нийслэл хурээ
В год белой свиньи, в 1911 году, когда Монголия
свергла маньчжурское иго и стала независимым государством, 16 декабря хутухта
Джавзандамба был провозглашен духовным и светским правителем Монголии. В этот
момент наш город впервые за 272 года своего существования получил статус столицы
независимого государства, поэтому появилось новое название - Нийслэл хурээ. В
1911-1912 гг. как символ милосердия и в знак благопожелания правлению Богдо хана
была воздвигнута статуя Мэгжиджанрайсага в 80 локтей. Таким образом, город Их
Хурээ, который был центром буддизма в Монголии, затем центром административного
правления маньчжуров, стал столицей независимой Монголии. В политическом
отношении произошли новые качественные перемены, каких не было 200 лет. Город
превратился в политический и административный центр страны, колыбель
революционной борьбы за свободу и независимость в 1921 году.
Столица Улан-Батор
В начале июля 1921 года Народная армия вместе с
частями Советской Красной Армии освободила столицу от войск белой армии барона
Унгерна. Сразу после победы революции 1921 года жизнью города управляло
министерство внутренних войск. Новые условия и новые задачи послереволюционного
периода закономерно поставили необходимость создания собственной городской
администрации, поэтому решением Центрального комитета Монгольской
Народно-революционной партии и временного правительства была создана временная
городская администрация.
29 октября 1924 года первый Государственный хурал
законодательно закрепил статус столицы государства МНР и она получила новое
название — Улаан-Баатар (Красный богатырь) (Улан-Батор в русском написании).
Теперь ежегодно 29 октября монголы празднуют как День столицы.
В 1925 году на собрании представителей трудящихся
была создана городская администрация. Первым мэром г.Улаанбаатар был Моонон Баяр,
назначенный на этот пост в 1924 году. В марте 1924 года правительство утвердило
устав временной администрации столицы. Ровно через месяц, именно в апреле 1924
года, была учреждена временная администрация столицы с 4 отделами и 20
вакансиями.
Районы прежней Урги поглотило современное строительство, и атмосфера старого города сохранилась только в районе
монастыря Гандэн. Полное его название — Гандэнтэгченлин — Большой Монастырь Полной Радости. В дореволюционной Монголии было несколько монастырей с таким названием, но ургинский,
где обучались богословию, был известен далеко за пределами страны. На его
факультетах монахи изучали «сущность мудрости», и только здесь присуждались
ученые звания философам, врачам, астрологам, заклинателям.
В апреле 2007 года население Улан-Батора превысило 1.000.000 человек. В ноябре 2017 года население столицы превысило 1.405.000 человек.
В заключение статьи об истории Улан-Батора можно сказать, что город, начавший
свой путь как кочевая ставка, превратился в динамичный и влиятельный центр
страны. Его развитие отражает не только эволюцию Монголии, но и разнообразные
аспекты культурного, социального и политического влияния, которые оказывали
западные и восточные цивилизации на протяжении столетий. Улан-Батор, несмотря на
все трудности и вызовы, продолжает вести свою роль как культурное и
экономическое сердце Монголии, соединяя в себе богатое наследие прошлого и
устремления в будущее.
Сегодня Улан-Батор — это город контрастов, где современные башни мирно
сосуществуют с историческими памятниками. Его развитие стремительно продолжается
и не останавливается на достигнутом, ведь тут стараются сохранить баланс между
традициями и модернизацией. Город остаётся уникальным местом, куда стекается
разнообразие культур, и, несмотря на все испытания, он смотрит в будущее с
оптимизмом. Это место, где можно ощутить дыхание истории и увидеть очертания
нового дня, который всегда готов встретить жителей и гостей столицы с
распростёртыми объятиями.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
ИСТОРИЯ УЛАН-БАТОРА. СТРАНИЦЫ АЛЬБОМОВ
|