Шаманизм в жизни монголов.
СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ О МОНГОЛИИ
СБОРНИК РАБОТ ДОРДЖИ БАНЗАРОВА
Банзаров Дорджи (1822 - 1855), бурятский ученый-востоковед, буддист.
Происходил из селенгинских бурят, Табангутского рода. В данный сборник статей
под редакцией Г.Н.Потанина вошло несколько очерков, в том числе очерки о жизни и
деятельности Доржи Банзарова, о его трудах, сибирской и европейских этапах его
жизни.
В сборник вошли следующие очерки:
- Черная вера или шаманство у монголов. 1846 год. В своей статье "Черная вера"
автор сделал подробное описание древней религии монголов, изложил взгляды
бурятских язычников XIX в. Он снабдил свое сочинение большим количеством
блестящих исторических экскурсов.
Банзаров в своей работе приводит анализ шаманизма как религии, которая не
просто переплетается с повседневной жизнью, наделяет её особым сакральным
значением. Он акцентирует внимание на том, что шаманизм выражает неосознанные
духовные чаяния и страхи людей. Вбирает в себя элементы фольклора,
преданий, устной истории. Шаманы, истинные проводники между мирами,
исцеляют больных, поддерживают баланс между природными стихиями и
человеческими страстями.
Исследование Банзарова также касается роли шамана как хранителя культурной
памяти и знания. В условиях, когда устойчивость социума зависит от гармонии с
окружающей средой, шаманы играют ключевую роль в обрядах, призванных обеспечить
плодородие земель, здоровье скота и благополучие общины. Автор отмечает, что
различные ритуалы, обряды, проводимые шаманами, суть отражение древних
верований, передаваемых из поколения в поколение, изменяющихся вместе с
обществом.
Дорджи Банзаров, вопреки тому, что его время характеризовалось усиливающимся
влиянием буддизма, стремился доказать, что шаманизм сохраняет свою
уникальность, устойчивость. Он утверждал, что шаманские обряды и вера не
поддаются ассимиляции, они продолжают жить, развиваться, будучи неотъемлемой
частью идентичности монгольских и бурятских народов. Своими трудами Банзаров
заложил фундамент для дальнейших исследований в области этнографии и религиозных
традиций Центральной Азии, ярко продемонстрировав многогранность, глубину
шаманской религии.
Так называемая шаманская религия, по крайней мере у монголов, не могла
произойти от буддизма или какой-либо веры. Это уникальное явление, корнями
уходящее в древнейшие времена, представляет собой своеобразный мост между
двумя мирами: миром природы и человеческим духом. Шаманизм, изначально
проявляющийся как способ связи человека с окружающим его миром и силами его
наполняющими, вырастает из необходимости осмысления невидимых нитей,
связывающих всё живое.
В своих практиках и ритуалах шаманы обращаются к духам предков, элементалям
и природным стихиям, стремясь гармонизировать взаимодействие человеческого
сообщества с внешней средой. Они становятся проводниками, не столько
подчиняющими себе силы мира, сколько находящими способы сосуществования с
ними. В этом тандеме, уникальной синергии природного и человеческого,
шаманские ритуалы становятся пунктом пересечения, где древние знания и
интуитивное осмысление мира соединяются в единое целое, создавая полотно, на
котором рисуются картины человеческой судьбы и его взаимодействия с теми,
кого он не видит, но чьё присутствие всегда ощутимо.
- Пайзе или металлическая дощечки с повелениями монгольских ханов.
- О восточных названиях некоторых старинных русских вооружений.
- О происхождении имени "Монгол".
- О происхождении имени "Чингис".
- О названии Эргэнэ-Хонь
- Об айратах и Уйгурах
- Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племяннике
Чингис Хана.
- Письма Банзарова.
ИСТОЧНИК
- Название: Черная вера или Шаманство у монголов и другие статьи Дорджи Банзарова. Автор: Банзаров, Д. Издательство: СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук. Год: 1891г.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ
ЧИТАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:
|