Советские военные аэродромы в Монголии.
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
РОССИЯ И МОНГОЛИЯ
СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ АЭРОДРОМЫ В МОНГОЛИИ
В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в
Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные
подкрепления". В числе их были 43-й апиб переброшенный из Прибалтийского Тукумса
в Чойбалсан и 266-й апиб поменявший место прописки - Украинский Овруч на
Монгольский Налайх. Оба полка эксплуатировали самолеты Миг-17. Оба полка имели
богатую историю - полки
сформированы еще в годы войны!!!
В том же 1968 году была образована 29-я АДИБ со
штабом в Улан-Баторе, которой и были подчинены эти два полка.
В 1968 году полк с аэродрома Ивано-Франковск ушел
в Чехословакию на аэродром Гратчаны. В 1969 начали формировать на свободном
аэродроме 126 ИАП. Параллельно в Черлянах - 104 ИАП. Основной контингент личного
состава в этих полках, руководящий состав - заменщики из ГДР, Польши. Летный
состав, укороченные курсы при ВВАУЛ выпускников ДОСААФ (знаменитые "микромайоры",
после окончания этих курсов, присваивалось звание лейтенант). Положение с
авиационной техникой было аховое, на весь полк была одна спарка МиГ-21УС,
МиГ-21ПФМ было достаточно. В 1971 году добавили до штатного расписания самолетов
МиГ-21ПФМ, дали еще несколько МиГ-21УС.
На аэродромы Маньт и Чойр были переброшены только сформированные 104-й и
126-й иапы на Миг-21пфм. Подготовленного летного состава не хватало на все
самолеты (самолетов было больше, чем всего летного состава). Первую ходку
сделали двумя эшелонами, 1 эшелон - МиГ-21 (УС, ПФМ), 2 - Ути МиГ-15. После
первой ходки, посадили летчиков в Ан-12 и из Чойрэна отправили в Ивано-Франковск
за оставшимися ПФМами.
Так в 1971 году в Монголии появились и
истребительные полки. Данные полки были подчинены вновь образованной 246-й
ИАД со штабом в Чойр. Командир - полковник Дмитриев И.М., зам. - полковник
Берестов Б, начальник штаба - полковник Галата
Кроме того, на аэродром Налайх был переброшен 68-й отдельный
вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6. Полк формировался в г. Броды Львовской области
на базе 55-го Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка, в основном
из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного
округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир.
Кроме того, возможно, были и небольшие
отдельные вертолетные эскадрильи и/или вертолетные отряды.
Для обеспечения данных частей и управления ими,
существовали различные части обеспечения. обато (авиациооно-техническое
обслуживание авиационных полков), обс и рто (связь и радиотехническое
обеспечение в полках), обау (управления истребительными полками), обс (связь в
дивизиях), комендатуры, полигоны, склады....
Вся Советская авиация на территории Монголии
входила в состав 23-й воздушной армии со штабом в Чите.
Всего на территории МНР было 5 основных аэродромов,
которые могли использовать авиачасти - Налайх,
Чойбалсан, Чойр и Манита. Еще был аэродром в Сайн-Шанде, но авиачасти на нем не
дислоцировались, он использовался как запасной аэродром и полигон. В 1982 году
на аэродроме Чойбалсан был сформирован 44 смешанный авиакорпус, в который
вошла вся авиация, дислоцировавшаяся на территории МНР, т.е. 246 ИАД и 29 адиб.
246-я ИАД
-
126 ИАП - Чойр (МНР). Вооружение:
самолеты МиГ-23. Расформирован в 1990 г. МИГ-23м передал на 1286 БРС (база
резервных самолетов) ст.Степь.
-
104 ИАП - Мониту (МНР). Вооружение:
самолеты Миг-21ПФМ. В 1974 г. перевооружен на Миг-21бис. Получали с ГАЗИСО.
Спарки Миг-21УС. Расформирован в
1989 г. Самолеты МИГ-21БИС перегнаны в Умань, Котельниково, Кант.
29-я АДИБ(Улан-Батор)
ВОЕННЫЙ АЭРОДРОМ "НАЛАЙХ"
Советский военный аэродром "Налайх". Поселок Налайх.
Расположен в 35 километрах на восток от Улан-Батора. Аэродром построен в
1969 году.
ВОЕННЫЙ АЭРОДРОМ "МАНИТА"
Советский военный аэродром Манита. Расположен рядом с поселком Баянхангай в 80 километрах от Улан-Батора. Население около 1660 человек.
Административно - один из районов (дистриктов) Улан-Батора. В настоящее время в поселке базируется
часть монгольского МЧС. Аэродром принадлежит ВВС Монголии.
Назывался по названию
ближайшей железнодорожной станции Мааньт (монг.)). Базировался 104 ИАП.
Вооружение - до 1974 г. самолеты Миг-21ПФМ. В 1974 г. перевооружен на Миг-21бис.
Получали с ГАЗИСО. Спарки Миг-21УС.
Гарнизон выведен окончательно в октябре 1989 года. Самолеты МиГ-21БИС в то время уже эксплуатировался в основном в летных
училищах (т.к. планировалось перевооружение на МиГ-29). 104 ИАП был одним из
последних боевых полков эксплуатирующих эти самолеты. При выводе самолеты
перегоняли в Умань, Котельниково,(Черниговское и Качинское училища
соответственно) Кант и другие места.
ВОЕННЫЙ АЭРОДРОМ "ЧОЙР"
Советский военный аэродром "Чойр". Расположен в 24 километрах от Чойра. Базировались самолеты МИГ-23. Советские войска отсюда вывели в 1992 году.
ВОЕННЫЙ АЭРОДРОМ "САЙН-ШАНД"
Авиачасти на нем не дислоцировались, он использовался как запасной аэродром и
полигон.
ВОЕННЫЙ АЭРОДРОМ "ЧОЙБАЛСАН"
- Советский военный аэродром "Чойбалсан".
Базировался Краснознаменный Севастопольский ордена Кутузова III степени
43-й АПИБ (Войсковая часть полевая почта 23300). С 1968 по 1990 годы.
Основная полоса длиной 2850 м и шириной 40 м, запасная - 2500 м, ширина 40 м,
грунт.
Основной позывной аэродрома - "Кожемит". С 1993 года полоса
использовалась монгольской авиакомпанией МИАТ для совершения внутренних
рейов. После модернизации в 2001 году приобрел статус резервного
международного аэропорта.
- Краснознаменный Севастопольский ордена Кутузова
III степени 43-й апиб
- Полевой аэродром Рудовка находился на юго-востоке от Чойболсана
километров 70. Это был запасной аэродром рассредоточения
43-го АПИБ. ВПП собранной из
металлических плитп, римерно 2500м, МРД и стоянка. Капониров не было.
Обслуживало аэродром человек 10-15 солдат, прпорщик и офицер. Ремонтировался
в 1988 г силами в\ч73085. С 1981 г позиция орлр РТП пп 33206 командир
капитан Агеенко В.И.
Координаты: GPS 47°21'45"N
115°17'18"E
- Запасной аэродром - Вал Чингис Хана
ВОЕННЫЙ АЭРОДРОМ "ЗАПАДНЫЙ"
ВЕРТОЛЕТНЫЕ ПЛОЩАДКИ
- 7 ОВЭ (ОСАЭ) - Улан-Батор; Отдельная смешанная авиационная
эскадрилья. Самолеты Ан-26 и вертолеты МИ-6 и МИ- 8. Базировалась в
международном аэропорту г. Улан-Батор.
Командиры вертолетной эскадрильи:
1. майор Пономарев Виталий Сергеевич (из 55 ОВП Броды) 1968-1972
2. майор/подполковник Инин Борис Иванович (из 112 ОВП Нерчинск) (Ми-6
и Ми-8)
3. подполковник Тиняев Анатолий Алексеевич (из 68 ОБВП Налайх)
4. подполковник Медведев Владимир Иванович
5. майор Василенко Вячеслав Янович
- 68 ОБВП Налайха; На аэродром Налайх был переброшен 68-й отдельный
вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6. Полк формировался в г. Броды Львовской области
на базе 55-го Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка, в основном
из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного
округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир.
- 126 ОВЭ Арвайхэр. Образована в ноябре 1971 года под командованием
Моисеева, получившая наименование в/ч п/п 42038. Формировалась ОВЭ в Налайхе
на базе первой эскадрильи 68 ОБВП и после получения вертолетов Ми-8 и Ми-2
поступила вместе с ОРАТО в распоряжение 20 ОРБр (20 Отдельная
Разведывательная Бригада) г. Арвайхэр Увэрхангайского
аймака. 126 ОВЭ имела на вооружении 20 Ми-8 и один Ми-2.
- 283 ОВЭ Сумбэр (район
Чойра) эскадрилья сформирована где-то в 79-80 гг. Площадка находилась южнее
ст. Чойр где-то км 12-15, так называемая "вертолетка" и базировались там:
отдельная вертолетная эскадрилья (Подчинялась МСД базировавшейся в Чойре) и
272 отдельная эскадрилья беспилотных самолетов-разведчиков. ОВЭ имела на
вооружении три звена Ми-8 и два Ми-9. Эта площадка была построена
где-то в 1983-84гг., до этого эти обе эскадрильи базировались где-то в
гарнизоне Чойр на базе мотострелковой дивизии. Было там всего две жилых
пятиэтажки, которые называли белыми домами. В начале 1990 года обе
эскадрильи расформированы. В настоящее время одни развалины и остатки плит
от многоэтажных домов.
- ОВЭ Булган (отряд из Улан-Удэ). (GPS 48°35'35"N 103°24'47"E)
Кроме того, возможно, были и небольшие отдельные вертолетные эскадрильи и/или вертолетные отряды.
НЕОПОЗНАННОЕ
В данном разделе указаны аэродромы, вертолетные площадки найденные по Гуглу, но не упоминаемые в воспоминаниях форумчан.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
БИБЛИОГРАФИЯ
- Информация с форума www.forumavia.ru
- Информация с форума vertoletciki.ru
- Информация Турбаков Сергей
|