Текст Конституции МНР 1960 года.
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
КОНСТИТУЦИЯ МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Конституция Монголии 1960 года: Историческое Значение и Основные Положения
Принята Великим Народным Хуралом МНР 6 июля 1960 г.

Конституция Монголии 1960 года является важным документом, который заложил фундамент для развития монгольского государства в период
социалистического строительства. На протяжении десятилетий она оставалась основным законом страны, отражая политическую, социально-
экономическую политику, проводимую в Монголии.
Принятие Конституции 1960 года происходило на фоне глубоких изменений, происходивших в обществе Монголии. После вхождения страны в
социалистический лагерь, начался процесс радикальных реформ, направленных на модернизацию, социалистическое преобразование экономики
и общества. Этот период был ознаменован экономическим ростом, развитием инфраструктуры, образования, культуры, а также политической
стабильностью под эгидой Монгольской Народно-Революционной партии.
Конституция 1960 года в Монголии наделила государственные органы четко определенными полномочиями, функциями, что способствовало
укреплению государственности, централизованного управления. Конституция закрепляла ведущую роль Монгольской народно-революционной
партии, которая выступала в качестве авангарда социалистического строительства. Это позволяло монгольскому правительству проводить
радикальные экономические, социальные преобразования, направленные на индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства.
Кроме того, в Конституции большое внимание уделялось защите прав и свобод граждан. Она провозглашала равенство всех граждан перед
законом, устанавливая гарантии образования, здравоохранения, социального обеспечения.
ПРЕАМБУЛА КОНСТИТУЦИИ 1960 ГОДА
"Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало переходу человечества от капитализма к коммунизму, явилась
в истории многовековой освободительной борьбы монгольского народа поворотным пунктом, открывшим для него возможность создания своего
суверенного, независимого, народно-демократического государства.
Монгольская Народная Республика возникла и утвердилась в результате победы Народной революции 1921 года, ликвидации монгольским
народом господства империалистических колонизаторов, свержения власти феодалов и отмены крепостного права.
Монгольская Народная Республика выросла и окрепла при братской социалистической помощи Советского Союза в результате упрочения ее
политической и экономической независимости в упорной борьбе против империалистической агрессии и внутренней реакции, в результате
преодоления тяжелых последствий существовавшей прежде системы национального и социального угнетения народа, а также в результате
ликвидации класса феодалов и создания социалистического народного хозяйства и культуры.
В ходе совершаемого Монгольской Народной Республикой перехода от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию, в соответствии
с учением В.И.Ленина осуществлены коренные революционные социально-экономические преобразования, создана новая, социалистическая экономика,
одержана победа социалистических производственных отношений во всем народном хозяйстве страны, достигнуты огромные исторические
успехи в повышении материального и культурного уровня жизни трудящихся.
Монгольская Народная Республика ставит перед собой цель завершить социалистическое строительство и построить в дальнейшем коммунистическое
общество..."
ЧАСТЬ 1. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Внешнеполитическая доктрина, закрепленная в Конституции Монголии, основывалась на принципах мирного сосуществования и дружбы с социалистическими
странами. Монголия активно участвовала в международных организациях, стремилась к развитию экономических, культурных связей с другими странами.
Это укрепило международные позиции страны и способствовало её экономическому развитию.
Монгольская Народная Республика проводит миролюбивую внешнюю политику, направленную на обеспечение прочного мира, Дружбы и сотрудничества
со всеми народами на основе принципов мирного сосуществования, на всемерное укрепление братских отношений нерушимой дружбы, тесного
сотрудничества и взаимной помощи, установившихся и развивающихся между народами стран мировой системы социализма на основе незыблемого
принципа пролетарского интернационализма.
Основной документ 1960 года включала в себя множество ключевых положений, которые определяли направление развития Монголии на многие десятилетия
вперед. В основе документа лежали принципы социализма, направленные на укрепление государственного сектора, коллективизацию сельского
хозяйства, централизацию управления.
Монгольская Народная Республика есть социалистическое государство рабочих, кооперированных аратов (скотоводов и земледельцев) и трудовой
интеллигенции, основанное на союзе рабочего класса с кооперированным аратством. Монгольская Народная Республика есть социалистическое
государство, существующее и развивающееся в форме народной демократии.
Конституция провозглашала Монголию социалистическим государством, руководимым рабочим классом, крестьянством. В ней закреплялась руководящая
роль Монгольской Народно-Революционной партии как ядра политической системы, что означало монополию партии на власть. Этот принцип нашел
отражение в организации всех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной.
Вся власть в Монгольской Народной Республике принадлежит трудовому народу. Трудовой народ осуществляет государственную власть через
государственные представительные органы - Хуралы народных депутатов.
Экономическая система, предусмотренная Конституцией, основывалась на социалистической собственности. Основой экономики провозглашалась
государственная, кооперативная собственность на средства производства. В то же время была разрешена личная собственность граждан на
недвижимость, землю, скот, другие предметы личного пользования, что свидетельствовало о гибком подходе к некоторым аспектам экономики.
Конституция предусматривала плановое ведение народного хозяйства как основного метода организации экономической деятельности. Этот
подход способствовал концентрации усилий на приоритетных направлениях развития, таких как промышленность, сельское хозяйство, обеспечивал
контроль государства над распределением ресурсов.
ЧАСТЬ 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРУКТУРА МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Вторая часть Конституции Монголии 1960 года охватывает ключевые разделы государственного устройства: высшие органы государственной власти
(глава 3), высшие и центральные органы государственного управления (глава 4), местные органы власти и самоуправления (глава 5), а также
суд и прокуратуру (глава 6). В этих главах закреплялись принципы народовластия, единая система органов власти и управления, их полномочия,
порядок формирования и взаимоотношения между центром и регионами, а также основы судебной системы и надзора за соблюдением законности.
Глава, посвященная высшим органам государственной власти, определяют структуру, функции и компетенцию Великого Народного Хурала –
высшего органа государственной власти, олицетворяющего волю народа. Именно в этих положениях прописываются механизмы формирования
правительства, принятия законов и контроля над исполнительной властью, закрепляя принципы народовластия и верховенства закона.
Именно глава 3 определяла Верховный Народный Хурал как высший орган государственной власти, его состав, компетенцию и процедуру созыва.
Верховный Хурал обладал правом издавать конституционные акты, утверждать основные направления внутренней и внешней политики, избирать
Президиум и другие руководящие органы, а также утверждать государственный план и бюджет. В тексте конституции подчеркивалась коллективная
ответственность и подотчетность перед народом.
Глава 4 о высших и центральных органах государственного управления регламентирует деятельность Правительства Монгольской Народной
Республики, определяя его состав, задачи и полномочия в сфере исполнительной власти. Здесь подчеркивается ответственность правительства
за реализацию внутренней и внешней политики государства, обеспечение экономического и социального развития страны, а также за защиту прав
и свобод граждан. Эта глава устанавливает иерархию государственных органов управления и механизмы их взаимодействия, создавая основу для
эффективного управления государством.
Конституция раскрывала устройство высших и центральных органов государственного управления, включая Совет Министров и его структуру.
Устанавливались функции исполнительной власти: реализация законодательных актов, управление экономикой и общественными сферами,
руководство министерствами и ведомствами. Закреплялся принцип подчинения местных и отраслевых органов центральному руководству и
обязанность выполнять решения Верховного Народного Хурала и Президиума.
Глава о местных органах власти и самоуправления закрепляет принципы децентрализации власти и участия граждан в управлении
делами государства на местном уровне. Она определяет структуру и функции местных хуралов депутатов трудящихся, а также исполнительных
органов, обеспечивающих реализацию решений хуралов и удовлетворение потребностей населения на местах. Эти положения гарантируют
автономию местных органов в решении вопросов местного значения и создают условия для развития гражданской активности и инициативы.
Глава 5 регулировала систему местных органов власти и самоуправления — народные хуралы аймаков, сумов и сомонов, их исполнительные
комитеты. Подчеркивалась роль местных органов в осуществлении власти на местах, организации хозяйственной и социальной деятельности,
реализации государственных программ. Также устанавливались принципы выборности и подотчетности местных органов перед населением и
центральными органами.
Шестая глава второй части Конституции Монголии 1960 года посвящена судебной системе и прокуратуре. Здесь определяются принципы
организации и деятельности судов, обеспечивающих отправление правосудия и защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
Гарантируется независимость судей и подчинение их только закону. Прокуратура, в свою очередь, наделяется функциями надзора за
законностью деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан, а также поддержания государственного обвинения в
суде. Указанные положения обеспечивают соблюдение законности и правопорядка в стране, гарантируя право каждого на справедливое
судебное разбирательство.
Глава 6 содержала нормы о суде и прокуратуре: организацию народных судов, их юрисдикцию, принципы судопроизводства и независимости
судей в рамках социалистической правовой системы. Прокуратура рассматривалась как орган государственного надзора за соблюдением
законности и исполнением судебных решений, осуществляла надзор за деятельностью органов дознания и следствия. Конституция подчеркивала
важность защиты прав граждан законом и роль судебной системы в обеспечении общественного порядка.
В целом перечисленные главы создавали правовую основу централизованной советской системы власти в Монголии 1960 г., сочетая
представительные и исполнительные институты с развитой сетью местного управления и контролирующими органами, что обеспечивало
единство государственной политики и строгую вертикаль управления.
ЧАСТЬ 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН МНР
Социальные права и обязанности граждан были важной частью Конституции 1960 года. Она провозглашала право на труд, свободный выбор
профессии, обеспечивала социальные гарантии, такие как бесплатное образование, медицинское обслуживание. Кроме того, Конституция
поддерживала равноправие полов, гарантировала участие женщин в общественной жизни страны.
Большое внимание в документе уделялось вопросам национального строительства и укрепления единства нации. Конституция обеспечивала
защиту прав национальных меньшинств, способствовала развитию их культуры, языка, что свидетельствовало о стремлении к укреплению
национального согласия и стабильности в многонациональном обществе.
Главы 7 и 8 Конституции Монголии 1960 года заложили основу для определения взаимоотношений между государством и его гражданами,
закрепляя как основные права и свободы, так и обязанности, которые необходимо соблюдать для поддержания стабильности и развития
общества. Глава 7, посвященная основным правам и свободам граждан, гарантировала такие фундаментальные аспекты, как равенство
перед законом, свобода слова, печати, собраний и демонстраций, а также право на образование, труд, отдых и социальное обеспечение.
Эти положения стремились создать условия для всестороннего развития личности и участия граждан в общественной жизни страны.
В противоположность этому, глава 8 Конституции Монголии 1960 года устанавливала основные обязанности граждан перед государством и
обществом. К ним относились соблюдение Конституции и законов, защита социалистической собственности, укрепление обороноспособности
страны, а также уважение прав и законных интересов других граждан. Выполнение этих обязанностей рассматривалось как неотъемлемое
условие для реализации прав и свобод, гарантированных Конституцией, и вносило вклад в построение справедливого и процветающего
общества.
Граждане МНР обязаны:
- Прилагать усилия к строительству социализма, понимая важность честного труда для общего блага.
- Соблюдать Конституцию и законы, поддерживать трудовую дисциплину и бороться с антиобщественными явлениями.
- Объединять личные и общественные интересы, ставя интересы общества и государства на первое место.
- Беречь общественную социалистическую собственность и способствовать её укреплению.
- Укреплять интернациональную дружбу народов, поддерживать солидарность трудящихся и бороться с угрозами единству.
- Воспитывать молодежь в духе трудолюбия, дисциплины и уважения к обществу и социалистическим ценностям.
- Участвовать в укреплении народно-демократического строя, хранить государственную тайну и быть бдительными.
- Защищать социалистическую Родину и выполнять военную службу как почетную обязанность.
- Исполнять гражданские обязанности и требовать этого от других.
Таким образом, главы 7 и 8 Конституции Монголии 1960 года представляли собой две стороны одной медали, взаимно дополняя друг друга и
создавая правовую основу для функционирования социалистического государства и общества. Баланс между правами и обязанностями граждан
являлся краеугольным камнем конституционного строя и определял характер взаимоотношений между личностью и государством в Монголии того
времени. Анализ этих глав позволяет понять приоритеты и ценности, провозглашенные в Конституции, и их влияние на общественно-политическую
жизнь страны.
ЧАСТЬ 4. ПРОЧИЕ СТАТЬИ
В статьях конституции главы 9, определяется столица Монгольской Народной Республики - город Улан-Батор. Описывается государственный герб
и государственный флаг Монголии. Государственный герб Монгольской Народной Республики отражает сущность государства и идею дружбы народов,
показывает национальные и экономические особенности страны.
Государственный флаг МНР состоит из красно-голубого полотнища, причем среднюю часть флага размером в одну треть занимает полоса
небесно-голубого цвета, а две другие части, расположенные по обеим сторонам, — красного цвета. В верхней части красной полосы у древка
флага имеется золотистого цвета пятиконечная звезда, под которой находится также золотистого цвета
знак Соёмбо.
В последних главах конституции Монголии 1960 года определяется порядок внесения изменений в основной закон и
условия отмены конституции страны.
Поправки к Основному закону Монгольской Народной Республики могут быть внесены исключительно по постановлению Великого народного хурала,
которое должно быть поддержано квалифицированным большинством, а именно не менее чем двумя третями от общего числа его парламентариев.
С упразднением отдельных государственных функций в процессе построения коммунизма, будут упраздняться и соответствующие конституционные
нормы. Конституция МНР утратит силу, когда отпадёт надобность в государстве, служащем ключевым инструментом для создания социалистического
и коммунистического общества, то есть когда оно будет заменено коммунистическим объединением трудящихся.
В части 4 Конституции Монголии 1960 года, посвященной основам социального строя и политики, были закреплены социалистические принципы.
Глава о социальной политике провозглашала равенство граждан, право на труд, образование, социальное обеспечение, а также защиту материнства
и детства. Государство брало на себя обязательства по развитию здравоохранения, культуры и науки, стремясь к повышению благосостояния народа
и созданию благоприятных условий для всестороннего развития личности.
Глава о внешней политике декларировала приверженность Монголии принципам мирного сосуществования, укреплению дружбы и сотрудничества с
другими странами, особенно с социалистическими. Конституция подчеркивала солидарность с народами, борющимися за национальное освобождение
и социальный прогресс, и выступала против империализма и колониализма. Внешняя политика Монголии, согласно Конституции, была направлена
на укрепление мира и безопасности во всем мире.
БИБЛИОГРАФИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция Монголии 1960 года – это документ, закреплявший политический курс и социально-экономические принципы того времени.
Её положения стали основой для формирования современного монгольского общества, способствовали укреплению государственности
и развитию ряда ключевых сфер жизни страны, оказав значительное влияние на последующее развитие Монголии.
Конституция 1960 года оставила значительное наследие, определившее путь развития страны на несколько десятилетий. Она сыграла
ключевую роль в формировании Монгольской Народной Республики как современного государства и обеспечила юридическую базу для
реализации многочисленных реформ, которые способствовали развитию страны и ее переходу к новой политической, экономической
формации.
Реформы, начавшиеся в конце XX века, привели к необходимости пересмотра Конституции 1960 года. Экономические и политические
изменения потребовали более гибкой правовой базы, что и стало одной из причин разработки новой Конституции в 1992 году.
В 1992 году она была заменена новой, демократической Конституцией, отражающей
переход Монголии к рынку и многопартийной системе. Тем не менее, Конституция 1960 года остаётся важной вехой в истории
Монголии, отражая устремления страны к созданию социалистического общества и стремление к модернизации в условиях изменяющегося мирового порядка.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ
ЧИТАТЬ ДОКУМЕНТ:
|