Развитие экономики МНР. Основные направления торгово-промышленного сотрудничество СССР и МНР.
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
ПУБЛИКАЦИИ
РАЗВИТИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СССР И МНР (выдержки из диссертации Джагневой О.А.)
Значение советско-монгольского сотрудничества можно верно оценить только при сравнении экономики дореволюционной Монголии с достижениями страны в послереволюционный период. И хотя характеристика
экономики страны в начале прошлого столетия известна по ряду работ монгольских и российских авторов, необходимость обращения к данному сюжету в контексте данного исследования очевидна. На этом фоне
отчетливее прослеживаются основные направления торгово-экономических контактов между СССР и Монголией. Эти направления сформировались под влиянием советской политики индустриализации и кооперирования
крестьянства, принципы которой были вынесены в практику внешней политики СССР в отношении Монголии. Монголия также заимствовала у Советского Союза методы вытеснения из экономики так называемых
эксплуататорских элементов и курс на огосударствление экономического строя в целом.
ЭКОНОМИКА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ МОНГОЛИИ
Монголия вначале XX века представляла собой исключительно аграрную страну, в которой преобладало отсталое кочевое животноводство. Практически незащищенное от неблагоприятных
природных условий и массовых заболеваний - современной ветеринарии и ветеринарного обслуживания в стране не было. Зачатков промышленности в Монголии насчитывалось крайне мало, особой роли в жизни
страны они не играли. Однако отметим, что многие монголы, хотя больше понаслышке, были знакомы с достижениями мирового экономического прогресса. Господство натурального и полунатурального хозяйства
было источником существования основной массы аратства. Вместе с тем, в монгольском обществе были и богатые слои, состоявшие из крупных скотовладельцев, торговцев и представителей ростовщического
капитала. В целом же неправомерно, на наш взгляд, оценивать уровень монгольской экономики с позиций сегодняшнего дня, это следует делать, рассматривая его в тех исторических условиях, в которых
экономика развивалась. Таким образом, надо иметь в виду, что в начале прошлого века Монголия была колониальной страной, но и получение автономии мало что изменило в ее экономических основах. Перемены
начались только после 1921 г., когда страна обрела государственную независимость и стала получать регулярную экономическую помощь от Советского Союза. Значит, нет особых оснований считать, что
дореволюционная Монголия слишком уж выделялась своим низким уровнем экономического развития от большинства колониальных и зависимых стран. Экономические отношения в Монголии, стране, которая не успела
перейти к капиталистическому способу производства, носили феодальные черты. Основное богатство страны - скот - в значительной части находился в руках светских и духовных феодалов. Лучшие
животноводческие пастбища и другие земли принадлежали монастырям и представителям княжеского сословия. В среднем на одно хозяйство феодала приходилось 2370 голов скота, а на монастырское хозяйство
-1285 голов182. По подсчетам И.М. Майского, одно феодальное княжеское хозяйство имело в своей собственности в 17 раз больше крупного рогатого скота, в 37 раз больше овец и коз, в 49 раз - верблюдов, в
75 раз - лошадей183. Монастыри жестоко эксплуатировали религиозное аратство. Монгольский академик Ш. Нацагдорж указывает на постоянный приток подношений со стороны верующих, выделение наиболее
плодородных пастбищ из хошунных земель для выпаса монастырского скота, использование монастырями почти даровых рабочих рук для ухода за домашними животными и производства других хозяйственных
работ184. «Неудовлетворительное состояние дореволюционной статистики в Монголии сильно затрудняет, а иногда делает почти невозможным изучение динамики монгольского животноводства по отдельным
сравниваемым периодам. Известно только, что в 1918 г. при населении страны в 400 тыс. человек (данные И.М. Майского) или в 374 тыс. (данные Госархива МНР) поголовье скота в первом случае составляло
7766 тыс. голов, во втором - 5295 тыс. голов»185.
Помимо животноводства, в Монголии того периода были зачатки земледелия, охоты и рыболовства. Но земледелием занимались в основном китайские колонисты, сами же монголы относились к
этому занятию как к делу второстепенному. Российские исследователи считают, что «монголы переняли у китайцев систему земледелия и землепользования. Распашка земли и орошение, без которого земледелие в
Монголии почти невозможно, производится по китайскому образцу. Как китайцы, так и монголы убирают хлеб небольшими китайскими косами, молотят каменными вальками, отсеивают лопатами и просеивают сквозь
крупное сито. Зерно мелется на ручных жерновах и водяных мельницах, приводимых в движение конной тягой. На Селенге колосья выдергиваются прямо руками, и для молотьбы употребляются быки и лошади». Этот
пример демонстрирует уровень развития земледелия в Монголии как весьма примитивный. В общем, земледелие во Внешней Монголии было развито весьма слабо, в начале 20-х гг. прошлого века площадь
обрабатываемой земли составляла около 50 тыс. десятин186.
Что касается охоты, то масштаб охотничьего промысла зависел от спроса на мировом рынке. В отдельные годы из Монголии вывозилось до 2,5 млн. шкурок тарбаганов (монгольский сурок).
Рыболовство не получило заметного распространения в условиях кочевой цивилизации, где основным питанием было мясо домашних животных. Только монголы, кочевавшие в районе озера Хубсугул неподалеку от
границы с Россией, под влиянием русских относительно регулярно занимались рыболовством.
О неразвитости экономики свидетельствовало отсутствие современных видов транспорта в стране, где не было ни одной собственной железной дороги, если не считать линии восточно-
китайской железнодорожной магистрали, проложенной через северовосточную окраину Монголии - Баргу. Соединял Монголию с Россией и Китаем старый караванный путь по маршруту Кяхта - Урга - Калган
протяженностью 1,5 тыс. верст. Почтовая связь осуществлялась через так называемую конно-уртонную повинность. Станции (уртоны) обслуживались аратскими семьями, выделяемыми для этого хошунным
начальством. Уртонной связью имели право попьзоваться только государственные чиновники и иностранные консулы. Уртонная повинность была отменена только в 1949 г. Ее заменила тогда государственная
уртонная служба.
Промышленность в дореволюционной Монголии практически была кустарной. И несмотря на большое количество полезных ископаемых в стране, добывающая промышленность не получила заметного
развития. Каменноугольные шахты в районе Налайхи, золотые прииски, разрабатываемые иностранцами, добыча хрусталя- сырца - таков краткий перечень промышленных направлений развития
производительных сил
Внешней Монголии.
Для Монголии было характерно присутствие китайского ростовщического капитала. Разоряя аратов и создавая, таким путем, одну из предпосылок возникновения капиталистических отношений
путем формирования свободной рабочей силы для найма со стороны, китайский торгово-ростовщический капитал отнюдь не формировал комплекса условий для возникновения и развития национальной
промышленности.
Торгово-ростовщический капитал выступал в Монголии в двух основных форма. Во-первых, в виде продажи товаров в кредит расточительной феодальной знати. А во-вторых, в форме
кредитования мелких производителей и просто потребителей-аратов. Такая форма эксплуатации способствовала вывозу средств из страны, так как за кредиты взимались большие проценты и направлялись за
рубеж. Круговая порука была одной из наиболее ярких форм феодальной эксплуатации в Монголии. Официально установленный китайскими властями первоначальный процент кредита ограничивался 36, однако, на
практике это не являлось верхним пределом. Круговая порука служила гарантией ростовщикам, что долги будут им выплачены. И это действительно было так, поскольку все бремя задолженности князей ложилось
на аратство.
В 1919 г. в Монголии было не менее 25 крупных китайских торговых фирм, которые одновременно занимались ростовщичеством в крупных масштабах. К началу 1912 г. Внешняя Монголия
задолжала китайским фирмам около 15 млн. рублей187.
Введенная с давних времен круговая порука в отношении выплаты долгов как социальный институт формально была отменена в 1912 г. в результате одного из требований, выдвинутых в ходе
национально-освободительного движения во Внешней Монголии, под воздействием Русско-монгольского соглашения от 21 октября 1912 г. Однако фактически этот институт просуществовал вплоть до революции 1921
г. и окончательно был ликвидирован в 1924 г.188
По договору от 14 октября 1918 г., заключенному с Китаем, правительство Внешней Монголии признало китайскую валюту официальной во Внешней Монголии и обязалось взимать налоги с
населения и производить все расчеты исключительно в китайских долларах либо в банкнотах китайского банка. За вклады монгольского правительства открытое в Урге отделение китайского банка «Чжунго Юнхан»
выплачивало ему 3,6% годовых, а за ссуды, предоставляемые тому же правительству, получало с него 9,6%.
Монголия и Россия имели постоянные торговые связи. В 1909 г. удельный вес России в монгольском экспорте кож составлял 12%, шерсти и мехов - 13, конского волоса - 25, крупного
рогатого скота - 10,5, мелкого рогатого скота - 24,9%189.
В 1913 г. русский экспорт увеличился по сравнению с 1911 г. почти в два раза, но в последующие годы русские купцы стали больше ориентироваться на вывоз из Монголии сырья, тем самым
уступив монгольский внутренний рынок Китаю.
Тем не менее, проникновение русских купцов в страну усилилось после получения Монголией статуса автономии. Ослабление царской России в годы первой мировой войны облегчило
проникновение в Монголию английского, американского, японского и германского капиталов. В 1925 г. там функционировало, например, более 60 компаний из США, в основном скупавшие животноводческое сырье.
Американский капитал присутствовал и в сфере производства. При его участии в Монголии было создано известное акционерное общество «Монголор» («Монгольское золото»), в рамках которого трудились десятки
американских инженеров.
МОНГОЛИЯ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Гражданская война в России также создала благоприятные условия для наступления китайского торгового капитала в Монголии. Поэтому после победы Октябрьской революции в России и
Народной революции в Монголии началось быстрое сближение России и Монголии. При этом предполагалось, что такому сближению не должны препятствовать другие капиталистические страны. В результате после
победы Монгольской народной революции в 1921 г. из экономики страны стал последовательно вытесняться иностранный капитал, вся внешняя торговля была сосредоточена в руках государства, в 1930 г. была
провозглашена государственная монополия внешней торговли. Эта задача была решена при содействии Советского Союза, который взял на себя ответственность оказать стране помощь в организации внутренней и
внешней торговли. Такая политика преследовала стратегическую задачу - оградить Монголию от влияния стран капитала с тем, чтобы постепенно развернуть ее в сторону строительства социалистического
общества.
В рассматриваемый период в отношениях между СССР и МНР на первый план вышли задачи политического и военного сотрудничества. Анализ показал, что если политических отношениях двух
государств единство взглядов сложилось через периоды определенных разногласий меэду МНРП и ВКП (б), в военных вопросах разногласий практически не наблюдалось, поскольку интересы безопасности СССР и
МНР практически совпадали.
В экономическом же сотрудничестве помощь СССР Монголии в значительной степени была политизирована. Советский Союз продолжал последовательно укреплять свои экономические позиции в МНР, навязывая ей
политику создания социалистических производственных отношений. Тем самым СССР добивался вытеснения своих зарубежных конкурентов с территории Монголии, становился ее монопольным внешнеторговым
партнером. Одновременно советское правительство руководствовалось принципами пролетарского интернационализма, и уважения малых народов. В 1921 г. советское правительство безвозмездно передало в
собственность монгольского правительства все принадлежащие ему на монгольской территории телеграфные линии протяженностью 2475 км, здания и обслуживающее оборудование, что заложило основы формирования
государственного сектора в экономике МНР. В 1922 г. правительство РСФСР отменило на советско-монгольской границе таможенные пошлины на экспорт и импорт, а также дало согласие на создание и
деятельность в Монголии советских торговых организаций, таких как «Центросоюз», «Сибгосторг», «Дальгосторг», «Шерсть» и другие.
В свою очередь монгольское народное правительство солидаризировалось с Советским Союзом, приняв решение о помощи голодающему населению России. Оно сделало это в ответ на просьбу представителя
Калмыцкой автономной области в Совете национальностей Амур-Санана, выделив на эти цели из государственной казны 2 тыс. рублей серебром. Кроме того, был объявлен сбор средств среди служащих
министерства иностранных дел и других государственных служащих190.
В 1923 г. между правительствами двух стран было заключено первое равноправное в истории международных отношений Монголии торговое соглашение. В 1923 г. государственная советская торговля начала свою
работу в этой соседней стране через две свои организации - Сибгосторг и Дальгосторг. В целях развития и облегчения торговли между СССР и Монголией Совнарком РСФСР принял постановление от 16 октября
1923 г. о таможенных тарифах, согласно которому перегон из Монголии разных видов скота, вывоз шерсти, пушнины и рыбы не облагается пошлинами. Все остальные товары провозятся с оплатой по общим тарифам
Азиатской торговли, утвержденным Совнаркомом РСФСР 11 апреля 1922 г.
Одной из новых форм помощи со стороны советской России стала организация в Монголии
ветеринарной службы. В том же, 1923 году, при министерстве внутренних дел было создано ветеринарно- зоотехническое
управление под руководством российского специалиста А.А. Дудукалова. Ветеринарное управление имело 6 отделений и вело большую работу, направляя в аймаки передвижные лаборатории. В ведении
управления тогда же появилась приобретенная в России народным правительством противочумная станция в Сонгино под Улан-Батором, которая впоследствии сыграла свою роль в создании крупного биокомбината в
том же районе.
Большую роль в торговле двух стран стал играть монгольский тугрик - национальная валюта МНР, выпущенный в обращение в декабре 1925 года. К 1929 году относится закрытие монгольско- китайской границы,
что затруднило деятельность китайских фирм на территории МНР, и они прекратили свою деятельность ш. В результате такой целенаправленной политики в 1930 г. иностранным фирмам (не считая советские
торговые организации) во внешнеторговом обороте Монголии принадлежало только 4,7%. Это открыло широкую дорогу для развития торгово-экономического сотрудничества между МНР и СССР.
В 1929 г. было подписано соглашение об основных принципах взаимоотношений между СССР и МНР, в развитие которых последовало подписание и реализация целого ряда новых договоренностей. В их числе были
Соглашение об организации транспорта на территории Монголии (30 декабря 1929 г.), конвенция об упрощенном переходе государственной границы гражданами СССР и МНР, проживающими в 100-километровой
пограничной полосе (20 мая 1930 г.), Тем самым формировалась правовая основа для приграничного сотрудничества. Жителям пограничной полосы разрешалось перегодить границу для приобретения продуктов
первой необходимости и для торговых целей, для транспортировки и сопровождения грузов, для производства сельскохозяйственных работ и т. д. Затем были подписаны такие документы как санитарная
конвенция (1930). Протокол о создании монголо-советского акционерного общества по оптовой торговле «Монголсовбунер» (1932), о строительстве Промкомбината (1930), о строительстве шоссейной дороги от
угольных копей Налайха до Улан-Батора и ряд других.
МНР В ЭПОХУ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА
Превращение СССР в монопольного торгово-экономического партнера Монголии было окончательно закреплено установлением в МНР государственной монополии внешней торговли. Частные иностранные фирмы,
действовавшие на ее территории, были вынуждены свернуть работу и вывести свои предприятия из этой страны.
С уходом иностранных фирм с монгольского рынка возник дефицит товаров. Необходимо было его восполнить, но сделать это за счет собственного производства страна не могла. На помощь пришел Советский
Союз. Он оказал содействие в создании кооперативной торговой организации, охватившей своей деятельностью буквально все монгольское население. Это был Монгольский центральный кооператив (Монценкооп),
продававший населению советские товары по низким ценам. В первое десятилетие после революции Монценкооп был единственной в стране торговой организацией, через которую СССР проводил там свою
экономическую политику. В 1931 г. на долю Монценкоопа приходилось 70%. всего внутреннего розничного товарооборота, а количество его торговых точек достигло 516194. В 1932-1945 гг. в Монголии
развернулся начальный этап индустриализации. Для реализации его задач в стране не было собственных средств и опыта промышленного строительства. Поэтому одним из направлений экономического
сотрудничества СССР и МНР стало советское содействие в промышленном строительстве. В1935 г. был сдан в эксплуатацию промышленный комбинат, сооруженный с помощью советских материальных и финансовых
средств, при участии советских специалистов. Промкомбинат стал первым крупным современным промышленным предприятием Монголии. На нем было сосредоточено 75% всех основных фондов и 65% работников
промышленных предприятий страны. Его годовая производитепьность в год пуска составляпа 2790 тонн мытой шерсти 4500 тонн войпока, 85000 метров сукна, 100000 тон обработанных кож и много другой
продукции. Примечательно, что комбинат работал исключительно на сырье отечественного происхождения195. Это предприятие стало крупной базой формирования национальных рабочих кадров страны. Кадры
монгольских инженерных работников стали готовиться в учебных заведениях Советского Союза и проходить производственную практику на его промышленных предприятиях.
На первом этапе индустриального строительства оно развивалось экстенсивным путем, то есть посредством создания, наращивания и освоения производственных мощностей.
Помимо промкомбината, при материально-техническом и финансовом о содействии СССР в Монголии были созданы также шерстомойная фабрика в Хатхыле, ремонтно-механический завод в Улан-Баторе, а также
лесопипьные заводы, деревообделочная фабрика, известковый завод на местах.
Это были вполне современные объекты, оснащенные техникой, поставленной из СССР. На большинстве этих объектов наряду с отечественным персоналом работали советские инструкторы, помогавшие монголам
осваивать новые профессии и специальности.
Развитие отечественной промышленности имело большое значение для Монголии, которая стала обладать собственными источниками производства традиционных товаров народного потребления (юртовый войлок,
деревянные части для постройки юрт, валяная обувь, национальные виды оде>еды и т.д.). Немалое значение имела и организация первичной переработки животноводческого сырья на местах. Таким образом,
происходило расширение возможностей внутреннего рынка страны за счет собственного производства.
В 1940 г. государственная промышленность выпустила продукции на сумму 53,7 млн. тугриков против 4,7 млн. тугриков в 1934 г. Таким образом, при помощи Советского Союза в МНР возникли новые,
современные формы развития производительных сил, произошли изменения в структуре национальной экономики. Соответственно начался быстрый рост городского населения, сохранявшего, однако, тесные связи с
сельской местностью.
Таким образом, монгольская экономика начала утрачивать моноструктурный характер, а развитие производительных сил вышло за рамки исключительно сельскохозяйственного производства.
Известно, какую огромную роль в экономике любой страны играет энергетическая база. Советский Союз оказал Монголии содействие и в создании такой базы. С его помощью был механизирован производственный
процесс на угольной шахте в
Налайхе. В результате повысилась добыча каменного угля. Главного источника производства энергии в условиях Монголии. В 1939 г. советская сторона участвовала в расширении мощности центральной
электростанции в монгольской столице и в создании более мелких электростанций в аймаках.
С помощью страны советов в Монголии стала осуществляться политика модернизации сельского хозяйства. Его техникой оснащались государственные хозяйства в аграрном секторе (госхозы). В 1937 г. СССР
подарил ей техническое оборудование для первых десяти машинно-сенокосных станций. В 1938 г. их стало уже 24. Позднее некоторые из них были преобразованы в госхозы. Перед машинно-сенокосными станциями
стояла задача внедрять сенокошение в хозяйственную деятельность аратов. Оказывать им помощь в заготовке кормов для скота. В 1941 г. с использованием советской сельскохозяйственной техники в стране
были организованы машинно-прокатные станции. Они сдавали аратам в аренду сельхозинвентарь для заготовки сена.
Особенно надо отметить помощь СССР в сооружении транспортных коммуникаций на территории Монголии, имевших стратегическое значение для обоих государств. Советская сторона на собственные средства
проложила шоссейные дороги по маршрутам Улан-Батор - Алтан-Булаг (349 км). Улан-Батор - Наушки (15 км). В 1939 г. таким же способом была сооружены ширококолейная железная дорога Соловьевск -
Баян-Тумэнь (238 км). Узкоколейка (380.5 км) Баян-Тумэнь - Алтан-Булаг вошла в строй в начале 40-х гг.197
К началу 1940-х гг. возрос объем товарных поставок в Монголию из СССР. За период 1935-1940 гг. он увеличился в 5 раз.
Таким образом, тридцатые годы прошлого столетия явились периодом создания основ промышленности и появления национальных кадров рабочих. В стране появился также крупный отряд национальной
интеллигенции. В итоге в социальной структуре монгольского общества произошли коренные изменения. Был ликвидирован класс феодалов. Изменилось положение аратства, начали складываться новые социальные
страты - рабочий класс и национальная интеллигенция. Следовательно, можно считать, что социальная структура монгольского общества вступила на путь сближения с социальной структурой советского
общества. Этот факт стал свидетельством того, что пути развития СССР и МНР становились все более сходными.
МНР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В годы Великой отечественной войны, несмотря на трудности военного времени, советско-монгольское экономическое сотрудничество не прерывалось, хотя, естественно, что масштабы его значительно
сократились. Нападение фашистской Германии на Советский Союз и Великая отечественная война советского народа изменили условия модернизации монгольской экономики. МНР была вынуждена отложить намеченную
X съездом МНРП (1940) программу развития промышленности и транспорта. Большое значение для организации военной экономики имело постановление ноябрьского (1941) пленума ЦК МНРП по вопросам более
полного использования местных ресурсов в развитии производства предметов широкого потребления. Но и в то время Советский Союз продолжал оказывать Монголии помощь в развитии промышленности и
транспорта, образования, в подготовке специалистов. При его содействии процесс наращивания производственных мощностей монгольской промышленности не был остановлен. Были расширены и реконструированы
некоторые государственные и кооперативные предприятия, сооружен ряд новых индустриальных объектов таких, как шерстомойная фабрика, фабрика кожевенных товаров при Улан- Баторском комбинате, цех по
производству алебастра, угольная шахта в местности Дзун-Булак.
В 1943 г. начал работать созданный с помощью СССР Сонгинский биокомбинат, который вместе с его филиалами на местах обеспечивал потребности страны в вакцинах и сыворотках. «Работники биопромышленности,
опираясь на достижения передовой советской науки и на опыт советских ученых, начали развертывать научно-исследовательскую работу».
В годы войны началось строительство Улан-Баторского мясокомбината, рудника по добыче цветных металлов и обогатительная фабрика в Чоно-голе. Велись работы по выявлению месторождений нефти и цветных
металлов.
Однако СССР был вынужден сократить общий объем экспорта в МНР (в т.ч. автомашин и запчастей для них, автобензина, керосина, различного рода масел и других видов нефтепродуктов и др.) почти в два раза.
Почти на столько же уменьшились поставки из СССР конфет, табака, хлопчатобумажных тканей, готовой одежды, бумаги, табачных и кондитерских изделий. В то же время Советский Союз продолжал поставлять
товары и материалы, необходимые для нужд промышленности и населения. В МНР экспортировались товары, которые не вырабатывала ее национальная промышленность, прежде всего электротехническое и
радиотехническое оборудование, оборудование для легкой и пищевой промышленности, металлорежущие станки и инструменты. Это позволяло предприятиям работать в обычном режиме.
Со своей стороны Монголия, мобилизовав внутренние ресурсы, увеличила экспорт в СССР продукции животноводства (мяса, кожи, обуви, шерсти) и приняла меры к сокращению импорта товаров, необходимых для
советского фронта.
Вовлечение в оборот дополнительных внутренних ресурсов рассматривалось в Монголии как важнейшая форма помощи фронту. В годы войны монгольская промышленность выполняла заказы советских организаций и
поставляла в СССР продукцию животноводства, войлок (подошвенный и юртовый), конское снаряжение, обувь, а также некоторые виды продовольственных товаров.
В годы войны при помощи СССР были построены шерстомойная фабрика, цех по производству алебастра, спичечная фабрика, деревообрабатывающий завод. В 1942 г. было освоено производство более 60 новых видов
товаров широкого потребления. Новые виды товаров производились как в системе кустарно-промысловой кооперации, так и на государственных предприятиях. В том же году в Монголии были построены десятки
маслобойных предприятий и налажено производство сливочного масла. В государственных хозяйствах расширилось выращивание овощей (картофеля, капусты, лука и др.).
Возрос объем внутренних перевозок гужевым транспортом, в результате чего был сокращен импорт автомашин из СССР; на долю гужевого транспорта в общем грузообороте страны в то время приходилось около
70%. Это было достигнуто путем мобилизации лошадей у аратов, для чего был издан специальный закон, отвечающий условиям военного времени
За годы войны импорт из СССР автомашин, нефтепродуктов и металлоизделий сократился в 4,5 раза при одновременном увеличении экспорта в Советский Союз потребительских товаров из МНР.
Советский Союз продолжал оказывать Монголии помощь в строительстве транспортных, промышленных и других объектов. Так, при его содействии в 1941-1945 гг. были сооружены шоссейная дорога Чойбалсан -
Ульдза, 65 мостов через реки Селенга, Завхан, Кобдо и др., расширена шерстомойная фабрика при Улан-Баторском промкомбинате, начато строительство мясокомбината.
В июне 1941 г между правительствами СССР и МНР было заключено соглашение о помощи в развитии угольной промышленности Монголии. При содействии советских специалистов в 1941-1942 гг. на востоке страны
были проведены геологоразведочные работы, в результате чего были выявлены богатые запасы бурого угля и построено несколько шахт; с 1941 по 1946 гг. добыча угля увеличилась более чем на 70%.
Несмотря на мобилизацию внутренних резервов и помощь СССР, за годы войны в монгольской экономике накопилось много нерешенных проблем. Многое из того, что производили монгольская промышленность и
сельское хозяйство республики, расходовалось на нужды советско-германского фронта, на собственные военно- оборонные потребности. Жизненный уровень монгольского народа начал снижаться, чему
способствовало также значительный падеж скота в суровую зиму 1944/1945 гг. Участие в боевых действиях против Японии нанесло Монголии огромный материальный ущерб.
В войне на Дальнем Востоке Монголия понесла большие потери в живой силе, потеряв 2039 солдат и офицеров, 78 солдат пропали без вести. Материальный ущерб был определен в 205 млн. тугриков.
ИТОГ РАЗВИТИЯ МОНГОЛИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20 ВЕКА
Анализ советско-монгольских отношений в период 1917-1946 гг. позволил сделать ряд выводов.
Во-первых, главным инициатором налаживания новых, справедливых и равноправных отношений со всеми странами мира, в особенности с колониальными и зависимыми странами была советская Россия.
Во-вторых, налаживание советско-монгольских отношений началось еще до победы Монгольской народной революции 1921 года. Основным направлением этих отношений стало политическое сотрудничество.
Монгольская народно-революционная партия стала второй после КПСС правящей марксистско-ленинской партией, поэтому советско-монгольские отношения развивались, прежде всего, по линии сотрудничества между
партиями, то есть носили ярко выраженный политический характер. Они привели к заключению дипломатических отношений между Внешней Монголией и советской Россией дипломатических отношений. Россия
де-факто признала Монголию, что послужило выходу отношений двух стран на более широкий уровень. Образование СССР привело к дальнейшему развитию межгосударственных отношений по всем направлениям, но,
прежде всего, в политической и военной областях, не исключая, однако, экономики и культуры.
В-третьих, тот факт, что новые межгосударственные отношения приобрели преимущественно военно-политический характер, сыграл первостепенную роль в деле фактического сохранения Монголией независимости от
Китая и юридического подтверждения его де-юре в 1945 г.
В-четвертых, Монголия, несмотря на то, что она является страной малой, продемонстрировала возможность решить свои многие внутренние и международные проблемы при опоре на более мощное соседнее
государство. В этом плане она использовала СССР так же, как и Советский Союз использовал ее. Выгода оказалась взаимной.
В пятых, торгово-экономические отношения между СССР и МНР в тот период носили специфический характер. Фактически они были направлены на обеспечение Монголии товарами широкого потребления, видами
продовольствия, которые сама МНР не могла производить. К тому же неудачей окончилась политика перевода монгольской экономики на принципы социалистического хозяйствования, индустриализации и
коллективизации. Советский Союз в 1930-е гг. предпринял попытку навязать Монголии ускоренный переход к социалистическим производственным отношениям, что нанесло ее экономике большой ущерб. Но
превратившись в монопольного внешнеторгового партнера МНР, Советский Союз был вынужден взять на себя ответственность за развитие производительных сил страны. Монополия СССР в сфере монгольской
экономики в огромной степени оградила МНР от влияния Китая и стран Запада, поскольку каналы торгово-экономического сотрудничества с Монголией для них были практически перекрыты. Те первые
экономические обмены, которые начались во втором десятилетии прошлого века, просуществовали недолго и не укоренились, благодаря наступательной экономической политике СССР после 1917 г. Позднее,
особенно в начале 1940-х г., была сделана попытка перевести развитие народного хозяйства МНР на принципы централизованного планирования, но она была прервана началом Великой Отечественной войны
Советского Союза против фашистской Германии. Но война только отсрочила переход МНР к системе планово-централизованного управления развитием народного хозяйства, который был ознаменован утверждением
плановых заданий первой монгольской пятилетки в 1948 г.
В шестых, основные направления торгово-экономического сотрудничества между СССР и МНР формировались под влиянием советской политики индустриализации и кооперирования крестьянства, принципы которой
были вынесены в практику внешней политики СССР в отношении Монголии. Монгольская Народная Республика также заимствовала у Советского Союза методы вытеснения из экономики так называемых
эксплуататорских элементов и курс на огосударствление экономического строя в целом. В результате в Монголии складывалась модель социально- экономического развития по советскому образцу.
В целом ряде стран Восточной и Центральной Европы возникли государства народной демократии, избравшие социалистический путь развития.
В 1949 г. Китае произошла демократическая революция, он провозгласил себя народной республикой (КНР). На Севере Вьетнама в условиях его раскола была создана Демократическая Республика
Вьетнам.
Таким образом, после второй мировой войны мир оказался расколотым на две противоположные социально-экономические системы.
Во главе мировой системы социализма встал СССР, во главе капиталистической
системы - США. С приходом «холодной войны» американская мощь и присутствие распространились в Западной Европе, Северо-Восточной Азии, в Латинской Америке.
В недрах и той, и другой систем сложилась своя собственная иерархия политических приоритетов. Распад военного союза между СССР, США и Великобританией после Второй мировой войны был предопределен
несовпадающими интересами по вопросам послевоенного устройства мира. Противоречия оказались столь велики, что это привело к «холодной войне» двух мировых систем. Поражение в войне Германии и Японии
усилило могущество Советского Союза и Соединенных Штатов до такой степени, что их стали называть сверхдержавами, обозначив новой политической категорией.
«Холодная война» стала выражением глубокого антагонизма в области идей и образа действий, хотя она не сопровождалась территориальными спорами, но носила при этом глобальный характер.
«Холодная война» была столкновением этих двух сверхдержав и возглавляемых ими блоков, идеологическим по внешней форме, но материальным и научно-техническим - по существу.
Конкурировать с блоком капиталистических государств Советскому Союзу было трудно, тем более что в мире разворачивалась гонка вооружений, создавалось оружие массового уничтожения. Непосредственно после
окончания второй мировой войны экономическое положение СССР во многом было уязвимо. Советская армия была истощена войной, сам Советский Союз лежал в руинах. Его промышленность, ориентированная на
производство вооружения и военной техники, была не в состоянии в сжатые сроки переориентироваться на выпуск продукции гражданского назначения.
Но, несмотря на такой поворот истории, Монгольская Народная Республика получила новый шанс укрепить свое положение на мировой арене. Для этого у нее были следующие основания: -
- СССР, ее союзник и спонсор, выиграл войну и с фашистской Германией, и с империалистической Японией, резко повысил свой авторитет на международной арене. Испытание атомной бомбы в Советском Союзе
прошло успешно. В сфере ядерных вооружений стал складываться паритет в отношениях между СССР и США. -
- Согласно ялтинским договоренностям, статус-кво Монгольской Народной Республики подтвердили США и Великобритания. Затем, 6 октября 1949 г., почти сразу же после образования Китайской Народной
Республики, МНР и КНР установили между собой дипломатические отношения. Независимость МНР от Китая была еще раз документально подтверждена советским и китайским правительствами. В опубликованном 15
февраля 1950 г. советско- китайском коммюнике о подписании договора и соглашений между СССР и КНР говорилось, что «оба правительства констатируют полную гарантию независимого положения Монгольской
Народной
Республики в результате референдума 1945 г. и установления с ней дипломатических отношений Китайской Народной Республикой».
В мелом же обстановка на Дальнем Востоке оставалась неспокойной. Победа над Японией открыла Соединенным Штатам широкий доступ к утверждению своих позиций в Северо-Восточной Азии. Успешное продвижение
Советской армии, освободившей Корею от японского колониального господства, вызвало в Вашингтоне новые опасения относительно распространения коммунизма в данном регионе. В сентябре 1945 г. на
территорию Южной Кореи прибыла 24-я армия США. Американцы после поражения Японии приняли все меры, чтобы эта страна контролировалась американским командующим. По словам президента США Г. Трумэна,
американское правительство и он лично не хотели в случае с Японией повторять немецкого опьгга (раздел Берлина на зоны, образование Западной и Восточной Германии. - О.Д.). «Я не хотел совместного
контроля или раздельных зон»203, - писал он впоследствии. Поставить Японию под свою фактическую опеку Соединенным Штатам удалось окончательно, когда состоялось подписание союзнического договора между
США и Японией.
Весь ход американо-японских отношений после капитуляции Японии и введения войск США в Южную Корею свидетельствовал о намерениях Вашингтона воспользоваться результатами победы советской и монгольской
армий над японским агрессором. Усилия США увенчались подписанием между США и Японией, признанной в 1951 г. независимым государством по Сан-Францисскому договору204, Договора о гарантии безопасности. В
ходе подготовки к заключению Договора о безопасности уже в 1945 г. выяснилось, что
Соединенные Штаты будут создавать условия для возрождения японского милитаризма, поддерживать японское правительство по части игнорирования им законных требований государств, пострадавших от японской
агрессии, относительно репатриаций205.
Предполагалось, что США будут настаивать, а Япония согласится на то, что рано или поздно Америка будет постоянно содержать часть своих вооруженных сил в Японии и вблизи ее - «в интересах мира и
безопасности»206. Получалось, что безопасности Японии, по мнению американского руководства, мог угрожать в то время только СССР. Помимо Японии, США стремились распространить свой контроль на Корейский
полуостров. Действительно, такая политика сыграла огромную роль в развязывании корейской войны в 1950 г. и расколе Корейского полуострова, на юге которого возникло государство, также объединенное с
США отношениями союзного характера.
Поэтому вполне естественно, что сразу же сразу после войны СССР был вынужден принимать необходимые меры для обеспечения национальной безопасности, одним из главных направлений политики в этой области
стало укрепление дальневосточных границ. В русле практических действий лежал перевод на новый уровень политических взаимоотношений СССР и МНР, дальнейшее укрепление на этой основе международно-
правовых основ сотрудничества двух государств. Монголия, в свою очередь, также была заинтересована в сохранении «советского зонтика безопасности», в дальнейшем торгово-экономическом и культурном
сотрудничестве.
ДОГОВОР О ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Подписание нового Договора между СССР и МНР о дружбе и сотрудничестве и взаимопомощи, сроком действия на 10 лет с возможностью пролонгации на последующее десятилетие, состоялось 27 февраля 1946 г. в
Москве во время официального визита в СССР главы монгольского государства X. Чойбалсана.
Договор 1946 г. о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Советским Союзом и МНР был утвержден Советом Министров Союза ССР и ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 23 апреля того же
года207. Президиум Малого Хурала МНР ратифицировал договор 18 апреля 1946 г.208
В преамбуле Договора было зафиксировано, что правительства Союза Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республики, «руководимые желанием поддержать дело мира на Дальнем Востоке и
содействовать дальнейшему укреплению существующих между ними дружественных отношении, решили оформить в виде настоящего Протокола209 существующее между ними с 27 ноября 1934 г. джентльменское
соглашение, предусматривающее взаимную поддержку всеми мерами в деле предотвращения и предупреждения угрозы военного нападения, а также оказание друг другу помощи и поддержки в случае нападения
какой-нибудь третьей стороны на Союз Советских Социалистических Республик или Монгольскую Народную Республику, для каковой цели и подписать настоящий Протокол»210. Приведенная выдержка из Договора
1946 г. представляет четкую оценку политической ситуации на Дальнем Востоке, возникшей после второй мировой войны и в ее результате. В ней прямо сказано о возникновении угрозы военного нападения, в
случае каковой СССР и МНР будут действовать совместно.
Задачам военного сотрудничества была посвящена и статья первая Договора, в соответствии с которой обе стороны принимали на себя обязательство в случае угрозы нападения на территорию СССР или МНР со
стороны третьего государства «немедленно обсудить совместно создавшееся положение и принять все меры, которые могли бы понадобиться для ограждения безопасности их территории»243.
Статья вторая указывала на характер мер, «которые могли бы понадобиться для ограждения безопасности их территории» «в случае военного нападения на одну из Договаривающихся сторон оказать друг другу
всяческую, в том числе и военную помощь»244.
Фактически, содержание преамбулы и статьи первой Договора 1946 г. было идентично, что усиливало его специфическую направленность.
Следовательно, значение нового договора и его союзнического назначения для обеих сторон, очевидно, было настолько велико, что оно целиком отводилось вопросам безопасности сторон. Проблемы
экономического и культурного сотрудничества были вынесены за пределы текста договора и оформлены отдельным соглашением.
Таким образом, новый договор утверждал основное направление советско-монгольского сотрудничества на предстоявшее десятилетие как сотрудничество военно- политического характера. Роль нового
военно-политического договора между СССР и Монголией не ограничивалась только его значением для двух государств. Обозначение в нем гипотетического «третьего государства», способного создать угрозу
нападения на территорию СССР или МНР, говорило о вполне реальной возможности ее возникновения. Следовательно, новый советско-монгольский договор служил предупреждением Советского Союза возможному
агрессору, дал ему возможность сделать это, не прибегая ни к каким общим манифестам или предупреждениям в адрес конкретных государств. В итоге этот документ представлял собой один из механизмов
формирования мирной обстановки на Дальнем Востоке того времени.
Мало того, появление на свет данного документа служило задаче дальнейшего укрепления независимого государственного статуса МНР, развитию и расширению международно-правовой базы сотрудничества между
Советским Союзом и Монголией.
Заключение этого договора, совпавшее с окончанием срока действия Протокола о дружбе и взаимопомощи от 12 марта 1936 г., отвечало потребностями сплочения сил стран социализма в условиях провозглашения
бывшими военными союзниками СССР политики «железного занавеса».
Была и еще одна причина, несмотря на то, что 13 февраля 1946 г. между МНР и Китайской Республикой установились дипломатические отношения, Монголия стремилась и впредь укреплять национальную
безопасность страны. При этом она продолжала рассчитывать на союз с Советским Союзом.
Однако первое послевоенное десятилетие - до XX съезда КПСС и последовавшего за ним ухудшения советско-китайских отношений - было относительно спокойным для Монголии, создавало условия для разработки и
реализации пятилетних планов развития народного хозяйства, для культурного строительства.
Признание в Договоре 1946 г. потенциальной военной угрозы поставило перед монгольским руководством задачу укрепления собственной армии. Но несмотря на тяжелое экономическое положение МНР большое
внимание уделяла укреплению и реорганизации Народно-революционной армии. 16 декабря 1946 г. военное министерство МНР и главнокомандующий вооруженными силами издали приказ «Об изучении боевого опыта
1945 года и разработке соответствующих материалов»211. С помощью советских военных специалистов были разработаны военные уставы для различных родов войск. За период 1946-1956 гг. в военных училищах
Монголии было подготовлено 455 кадровых военных, а в советских высших и средних военных заведениях - 399212. Такой подход к военной политике монгольского руководства свидетельствовал о том, что после
войны оно начинало все глубже осознавать значение хорошо обученной армии как неотъемлемого государственного института.
Окружение себя дружески настроенными государствами было одним из основных направлений внешней политики СССР после второй мировой войны. Для него было важно, чтобы эти государства пользовались
поддержкой международных организаций, сотрудничая с ними в рамках таких организаций, Москве было бы лете добиваться нужных для нее решений.
ВСТУПЛЕНИЕ МНР В ООН
В целом, укрепление МНР в качестве суверенного государства лежало в русле внешнеполитических интересов Москвы. Геополитический характер этих интересов был неизменен. В свою очередь, Улан-Батору на
международной арене требовалась поддержка Москвы. Советская помощь продолжала служить Монголии надежным «зонтиком безопасности». Тем не менее, можно также предположить, что настойчивое стремление МНР
стать членом Организации Объединенных Наций в значительной степени было мотивировано, помимо остальных причин, надеждой получить, в случае необходимости, помощь не только от своего северного соседа,
но и от мирового сообщества в лице ООН.
Доминирование одной такой крупной проблемы, как «холодная война»,
столкновение лидеров двух систем сковали хрупкие механизмы поддержания мирового
порядка, и долгое время затеняли многие другие движущие силы мировой политики.
Среди них была проблема, имевшая особенно далеко идущие последствия - создание
Организации Объединенных наций. Начало «холодной войны» совпало с образованием
ООН как нового и, предположительно, более совершенного и действенного аналога
Лиги Наций. Но «холодная война» была только в самом начале, и в мире еще
чувствовалась потребность в регулировании процесса создания нового мирового
порядка с учетом возникновения новых независимых государств. Такая идея,
поддержанная многими государствами, и была воплощена в ООН. Еще до поражения
Японии в конце Второй мировой войны, 26 июля 1945 г., был принят Устав ООН, где
были сформулированы четыре направления деятельности этой международной
организации:
- сохранять и защищать мир во всем мире;
- помогать улучшению жизни бедных;
- бороться за права и свободы каждого человека;
ООН является главным центром по оказанию странам
помощи в достижении этих целей.
Но очень скоро выяснилось, что ООН, созданная для функционирования в мире, где споры между государствами должны решаться на основах справедливости и взаимоуважения, оказалась в значительной степени
отстраненной от решения любого вопроса, который мог быть истолкован как один из аспектов «холодной войны». Деятельность Совета Безопасности в результате
использования его членами права вето была мало эффективной. Однако многие освободившиеся страны возлагали на ООН большие надеЖды. Участие в ее работе давало им основание добиться возможности активного
участия в мировой политике, на помощь в преодолении нищеты и бедности. Что же касается малых слаборазвитых стран, то членство в ООН было для них также возможностью подняться на авансцену мировой
истории фактически из забытья, повысить свой авторитет. Демонстрируя солидарность с развивающимися странами в их борьбе за политическое и социальное освобождение, Монгольская Народная Республика, как
страна, официально получившая статус независимого государства, успешно участвовавшая во второй мировой войне на стороне объединенных наций, имела все основания для получения членства в этой
организации.
Советско-монгольский договор 1946 г. пополнил политический багаж, с которым Монголия продолжала завоевывать свои позиции на мировой арене.
Однако вопрос о ее приеме сначала был отложен на уровне Совета Безопасности (СБ) ООН. Причина, на которую ссылалось большинство членов СБ, заключалась в том, что Монгольская народно-революционная
армия213, участвовавшая в войне на Дальнем Востоке, оставалась на территории Внутренней Монголии (Китай) вплоть до 1949 г. Этот малоизвестный факт истории весьма примечателен, и заслуживает особой
оценки, поскольку он не был обнародован в то время.
- Во-первых, пребывание монгольских вооруженных сил во Внутренней Монголии и советской армии в Маньчжурии образовало сильный рычаг давления на гоминьдановское правительство, оно испытывало беспокойство
по поводу неприкрытых намерений Внутренней Монголии отделиться от Китая.
- Во-вторых, сохранение советско-монгольского присутствия в Северном Китае и во Внутренней Монголии отвлекало военные силы гоминьдановского Китая от борьбы против военных сил КПК.
- В-третьих, советско-монгольское военное присутствие показывало Китаю, чем может это завершиться для многих его районов проживания национальных меньшинств.
- В-четвертых, X. Чойбалсан, высший монгольский руководитель того времени, вынашивал идею воссоединения всех территорий, населенных монгольскими народностями в единое государство. Он надеялся
воспользоваться одержанной победой советско- монгольских войск для присоединения к МНР Внутренней Монголии.
В этой идее монгольского лидера просматривается стремление к возрождению Монголии в качестве большого единого национального государства, к преодолению положения МНР в иерархии международных отношений
как малой страны. Следовательно, сохранение частей Монгольской народно- революционной армии на территории Внутренней Монголии после освобождения Китая, игнорируя позицию его правительства, имело свои
цели. Победа сил КПК и позиция СССР, не поддержавшего идею присоединения Внутренней Монголии к МНР, вынудили X. Чойбалсана вывести войска.
К концу 1948 г. всю территорию Маньчжурии заняла Народно- освободительная армия Китая, руководимая китайскими коммунистами во главе с Мао Цзэдуном.
1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, а 18 декабря Мао Цзэдун прибыл в Москву в качестве главы нового государства. Но 15 февраля 1950 г. был заключен советско-китайский
договор на чрезвычайно выгодных для КНР условиях. Китай получил право управлять портом Дальний (Порт- Артур), в собственность КНР была передана Чанчуньская железная дорога.
Появление на южной границе МНР нового социалистического государства, заключение с ним дипломатических отношений укрепляли веру монгольского руководства в скорую победу социализма в мировом масштабе,
стимулировали политику ускорения процесса строительства социалистического общества.
Намерение МНР присоединиться к ООН подогревалось признаками опасных разногласий, появившихся в сфере советско- китайских отношений. Монголия как страна, зажатая между двумя своими великими соседями,
правомерно рассматривала любые намеки на ухудшение отношений между СССР и КНР как угрозу своей национальной безопасности. Тем более, что, несмотря на установление Монголией дипломатических отношений с
КНР, Китай не оставлял попыток вернуть МНР в свой состав. После XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), осудившего культ личности Сталина, Китай вновь на правительственном уровне сделал еще одну попытку
присоединить к себе Монгольскую Народную Республику. В данном случае китайское руководство истолковывало несогласие Сталина на присоединение Монголии к Китаю как проявление культа личности и
предложило советскому правительству отказаться от прежней позиции по монгольскому вопросу. В качестве дополнительного аргумента китайская сторона подчеркивала схожесть между положением Монголии и
Тайваня, как одинаково отторгнутых от Китая территорий. План Пекина и на этот раз потерпел неудачу. Новое советское руководство продолжало поддерживать политику Сталина в отношении МНР, а сравнение ее
с Тайванем сочло неправомерным, ссылаясь на то, что Монголия имеет историю и традиции государственности, чего нельзя сказать о
Тайване. Затем, уже в январе 1959 г., Чжоу Эньлай предпринял меры к тому, чтобы вовлечь советское правительство в дискуссию по широкому перечню пограничных проблем, включая вопрос о границах
Монголии. Попытка Чжоу Эньлая осталась безрезультатной.
Занятие Китаем наступательной позиции на независимость МНР не оставалась незамеченной ни в самой Монголии, ни на Западе. Однако правительство МНР продолжало последовательно проводить курс на
сотрудничество с Китаем, единственно правильную, на наш взгляд, политику в то время. Конфронтация с КНР была категорически противопоказана малому государству. После длительных переговоров МНР и КНР
заключили между собой в мае 1960 г. Договор о дружбе и взаимопомощи. Это важное достижение монгольской дипломатии был расценено XIV съездом МНРП как событие «большого значения в истории дружественных
монголо-китайских отношений».
В истории вступления Монголии в ООН нашло еще одно свое проявление противостояние великих держав. Монголию поддерживали в те годы, кроме Советского Союза, Украина, Белоруссия, Франция, а также Индия и
некоторые другие государства. Причин неоднократных отказов в приеме было несколько. В обобщенном виде они мало известны. Официально в первом случае просьба правительства МНР не была удовлетворена
из-за того, что и СССР голосовал против принятия в ООН Ирландии и Португалии. Таким образом, Монголия превратилась в карту, разыгрываемую великими державами. В итоге вопрос о вступлении МНР в ООН
долго не получал положительного решения в виду протеста со стороны Соединенных Штатов, Великобритании, Китая и их сторонников, не забывших о планах монгольского правительства объединения МНР с
Внутренней Монголией. Действительно, Правительство МНР еще дважды - 25 декабря 1955 г. и 6 декабря 1960 г. - возобновляло свое заявление о приеме в ООН. С 1946 по 1961 гг. вопрос о принятии Монголии в
эту международную организацию обсуждался почти на каждой сессии Генеральной Ассамблеи и заседании Совета Безопасности. Некоторые ученые считают, что одной из основных причин того, что представители
Китайской Республики, правительство которой с остатками разбитых армией КПК войск обосновалось на Тайване, выступали против принятия МНР в ООН, незаконно занимали место в этой организации.
Естественно, они опасались, что в случае положительного решения вопроса в пользу МНР, они могут потерять членство в ООН. Политика держав и Китая фактически игнорировала Устав ООН и международное
право. Последовательная защита Советским Союзом права МНР присоединиться к ООН увенчалась успехом 27 октября 1961 г. Эта дата ознаменовала собой выход Монголии на широкую международную арену.
Прием МНР в Организацию Объединенных Наций способствовал расширению ареала ее международных связей. В 1966 г. Монголия уже имела дипломатические отношения с 30-ю странами мира и приступила к работе в
различных комитетах и других органах ООН. Однако экономические позиции республики на мировом рынке изначально были слабыми, и торгово-экономические отношения устанавливались, прежде всего, по
инициативе самой МНР и при действенной поддержке Советского Союза и в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Хрупкость новых международных контактов Улан-Батора была вызвана не только субъективным
фактором - идеологическими пристрастиями ее политического руководства, ориентировавшего страну на членство МНР в Совете Экономической Взаимопомощи, к которому страна присоединилась 7 июня 1962 г., и,
соответственно на интеграцию со странами-членами СЭВ, но и объективным фактором. Последний заключался в низком экспортном потенциале Монголии, невысоком качестве ее товаров, общей отсталости. Монголия
в глазах развитой части мира продолжала оставаться в качестве «терра инкогнито». Единичные публикации на Западе продолжали называть МНР «сателлитом Советского Союза», то есть страной, не имевшей
собственной внешней политики. Но и вызванная историческими условиями ориентация официального Улан-Батора на сотрудничество преимущественно с Советским Союзом и другими странами социализма обернулась
впоследствии не только ускорением темпов индустриализации, но и ее издержками. В стране кочевой цивилизации, где до революции не существовало промышленной традиции, ускоренная или догоняющая
модернизация шла вразрез с отсутствием навыков и рабочей квалификации у монгольского населения. На предприятиях не было производственной дисциплины, работников приходилось вербовать среди сельского
населения по разнарядке. Поскольку стоимость монгольского экспорта не могла компенсировать расходы на импорт и расплату по кредитам, у Монголии накапливалась задолженность, из-за объема которой в
1990-е гг. между ней и Россией, правопреемницей СССР, возникли серьезные разногласия. Иными словами, советская политика, направленная на подъем монгольской экономики, впоследствии завершилась
двойственными результатами217. С одной стороны, она вызвала рост производительных сил в МНР, а с другой - породила иждивенчество как социально-политическое явление, присущее общественной жизни малых и
слаборазвитых стран всего мира.
Однако нельзя утверждать, что членство в СЭВе не принесло Монголии экономических выгод. Напротив, выгоды имелись. И не малые. В 1964 г. МНР стала членом Международного банка экономического
сотрудничества, а в 1971 г. была принята в члены международного инвестиционного банка. С помощью ГДР, Чехословакии и Польши в Монголии были построены крупные промышленные объекты. Несмотря на не
высокую долю стран- членов Совета в совокупном внешнеторговом объеме республики, Монголия, работая в Совете Экономической Взаимопомощи, все- таки вышла за грань сотрудничества только с Советским
Союзом. Она стала готовить кадры для народного хозяйства в ГДР, Чехословакии, Венгрии и других европейских странах, учиться их опыту. Начала понимать, что люди в этих странах живут лучше, чем в
Монголии и даже чем в СССР.
1950-1960 ГОДЫ
В 1950-1960-е гг. сотрудничество между СССР и МНР по- прежнему опиралось на взаимную поддержку на международной арене, на сотрудничество по государственной и партийной линии. Зарождались связи и между
общественными организациями.
МНР продолжала служить Советскому Союзу опорой в сфере мирового коммунистического и рабочего движения. Руководство МНРП сделало соответствующие выводы по итогам Московского Совещания представителей
коммунистических и рабочих партий (ноябрь 1957 г.), в котором оно принимало участие. Оно приняло во внимание то обстоятельство, что во время подготовки Декларации этого Совещания разногласия между
КПСС и КПК по ряду идеологических вопросов были официально зафиксированы.
Попытки урегулирования советско-китайских отношений неоднократно предпринимались в ходе двусторонних встреч и совещаний на различных уровнях, в том числе во время пекинской сессии Генерального совета
Всемирной федерации профсоюзов в июне 1960 г., 2-го московского Совещания коммунистических и рабочих партий в ноябре того же года, XXII съезда КПСС в 1961 г., советско-китайской встречи в Москве 5
июля 1963 г. и др. Велась интенсивная переписка между Центральными комитетами КПСС и КПК. Однако все эти меры положительных результатов не давали.
Такая ситуация в сфере советско-китайских отношений негативно влияла на общую международную обстановку. В 1962 г. вновь вспыхнула китайско-индийская пограничная война, осложнилась ситуация в движении
афро-азиатской солидарности.
По мере развития советско-китайского конфликта становилось ясно, что идеологические разногласия вполне способны привести к вооруженному столкновению двух государств. Понимали это не только в СССР и
КНР, но и на Западе, и, тем более, в Монголии.
Наступательную политику в Азии продолжали Соединенные Штаты. Американские союзы там были крепки. Арсеналы - на невиданной высоте. Становление новых государств, особенно выбравших социалистическую
ориентацию, воспринималось Соединенными Штатами как опасность, отход от естественного хода вещей. Активное противодействие этим процессам началось с попыток превратить чрезвычайно удаленный от Штатов
маленький Лаос в «бастион свободного мира», форпост Америки в Юго- Восточной Азии. Не меньший интерес для Вашингтона представлял
Вьетнам. В августе 1964 г., воспользовавшись сфабрикованным предлогом, имевшим якобы место не спровоцированным нападением северовьетнамцев в Тонкинском заливе на американские корабли, конгресс США
одобрил эскалацию войны во Вьетнаме. В общем, продолжалась атака на развивающиеся страны социалистической ориентации. Создание США военных баз в Японии. Южной Корее, Тайване и на Филиппинах вкупе с
новым наступлением на Вьетнам и другие страны Индокитая дестабилизировали политическую обстановку в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Кроме того, весной 1965 г. произошло военное столкновение между
Индией и Пакистаном. Восстановление мирных отношений между этими двумя странами произошло при прямом содействии советского правительства. 4 января 1966 г. на Ташкентской встрече, в которой участвовал
Председатель Совета Министров СССР АН. Косыгин, представители воюющих сторон подписали декларацию о восстановлении нормальных мирных отношений между Индией и Пакистаном. Правительство МНР одним из
первых откликнулось на положительные итоги Ташкентской встречи, выразив тем самым стремление страны к сохранению мирной обстановки в Азии. Но в целом холодная война стояла под угрозой перерастания ее
в войну крупномасштабную. В этих условиях Советский Союз продолжал укреплять свои дальневосточные границы, дислоцируя там значительные воинские соединения. Укрепление государственных границ стало
важнейшей задачей и монгольского правительства. 15 января 1966 г. состоялось подписание нового Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и МНР.
Однако в отличие от Договора 1946
г. этот договор носил более широкий характер. На первое место в нем выдвигалось не военно- политическое сотрудничество, а всесторонняя помощь и братская взаимопомощь в развитии экономики МНР «на
основе принципов социалистического интернационализма»218. В нем впервые указывалось, что СССР и МНР будут развивать «экономическое и научно-техническое сотрудничество между обеими странами в
соответствии с принципами дружеской взаимопомощи и взаимной выгоды как на двусторонней основе, так и в рамках и многостороннего сотрудничества, в том числе по линии Совета Экономической
Взаимопомощи».
Вопросы союзнического значения были сформулированы только в статье 5-й (всего в Договоре 10 статей). Стороны условились о том, что «будут оказывать взаимную помощь в обеспечении обороноспособности
обеих стран в соответствии с задачами неуклонного укрепления оборонной мощи социалистического содружества.... будут совместно предпринимать все необходимые меры, включая военные. В целях обеспечения
безопасности, независимости и территориальной целостности обеих стран».
Отражая специфику своего времени, членство в ООН, Советский Союз и Монголия договорились действовать в духе доброй традиции и Устава Организации Объединенных Наций. В Договоре нашло отражение
беспокойство по поводу международной обстановки в мире в целом. Поэтому стороны заявили об обоюдном намерении продолжать свои усилия, направленные на сохранение и укрепление международного мира и
безопасности народов, на достижение всеобщего и полного разоружения и на полную ликвидацию колониализма во всех его формах и проявлениях.
Специальная, 7-я статья этого документа развивала идею регионального сотрудничества, подчеркивая тем самым его значение для обеих стран. Стороны будут проводить, говорилось в нем, «политику
поддержания и укрепления дружественных отношений и сотрудничества между государствами в Азии, а также совместно выступать за предотвращение и устранение угрозы империалистической агрессии в этом
районе земного шара»221. Фактически эта статья представляла собой декларацию СССР и МНР, раскрывающую общие направления их внешней политики в АТР, служила предостережением против эскалации войны в
Индокитае на всю Азию.
Дальнейшее развитие советско-монгольских отношений происходило в рамках уже установившейся к 1966 году традиции. Ее основным направлением было укрепление единства действий на мировой арене,
обеспечение национальной безопасности. Монголия фактически буквально следовала советской политике в отношении Китая. Она, как и СССР, выступала с резкой критикой ревизии марксизма в Китае, осуждала
маоизм и культурную революцию. Монголия выслала работавших на ее территории китайских специалистов и рабочих, законсервировав начатое ими строительство промышленных предприятий и жилищных комплексов.
По ее просьбе Советский Союз ввел на территорию МНР свои войска, в которых насчитывалось несколько дивизий. В настоящее время некоторые монгольские ученые считают, что в те годы Монголия стала
заложницей битвы двух красных гигантов. Но, определенно, у нее в тех условиях другого выхода не было. Защитить государственные границы собственными силами или даже просто предостеречь противника было
нереально. Так что военно- политическое сотрудничество между великой державой и малой страной осуществлялось в их общих интересах.
Окончание «холодной войны», которое в ее историрграфии принято датировать 1985 годом, привело к изменению характера военно-политического сотрудничества двух стран. Не меняя текста Договора 1966 года,
стороны резко снизили его масштабы. Первые части советской армии, дислоцированные на монгольско-китайской границе, были выведены в 1987 году. Окончательный же вывод завершился в начале 1990-х гг.
Пребывание советской армии на монгольской территории в течение нескольких лет в целом сыграло позитивную роль в сдерживании эскалации советско-китайского конфликта. Вместе с тем на неофициальном
уровне этот факт был подвергнут резкой критике со стороны отдельных представителей монгольской политической элиты в начале 90-х гг. Так, критики предполагали, что дислокация советских войск на
территории МНР могла спровоцировать войну между Монголией и Китаем, в которой более остальных пострадала бы Монголия. Высказывались также упреки в том, что во время военных учений советские танки
сильно разрушили монгольские степи, их земной покров, что привело к эрозии почвы. Этот факт монгольская сторона приводила в качестве аргумента при обсуждении вопроса о задолженности Монголии перед
Российской Федерацией. С другой стороны, советская армия, покидая пределы Монголии, оставила после себя много ценного имущества - целые военные городки, которые были тут же разрушены местным
населением, много военной техники, за что российская сторона не получила компенсации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, экономическое сотрудничество между СССР и МНР развивалось быстрым темпом. С помощью Советского Союза были созданы целые отрасли монгольской экономики, сформирована экспортная база
страны. Но к 1990 г. советская экономика и экономика многих других социалистических стран вошла в стадию глубокого кризиса. Соответственно резко сократилось, а затем и совсем прекратилось поступление
советской помощи развивающимся странам. Объем торгово-экономических связей СССР с Монголией стал быстро сокращаться, восьмая пятилетка МНР оказалась невыполненной. Мало того, Россия стала все
настойчивее ставить вопрос о возврате Монголией платежей по кредитам. Таких средств у Монголии не было.
ЛИТЕРАТУРА
|