English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

Вал Чингис-Хана

ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ

ПУБЛИКАЦИИ, СТАТЬИ, АНАЛИТИКА

Вал Чингис-Хана - государственная граница империи Айсинь Гурунь
(Золотая империя)
 

Земляное оборонительное сооружение нюйчжэней, называвшееся китайцами Чанчэн (Длинная стена) и Бяньхао (Пограничный ров), и служившее одновременно их государственной границей, было построено нюйчжэнями не только для защиты от нападения татаро-монголов, тангутов и китайцев на Айсинь Гурунь. Оно было для того времени классическим отображением на земной поверхности линии, которую не имели права переходить подданные других государств. Самовольный переход границы, как правило, карался смертной казнью. Проволочные заграждения на государственной границе бывшего Советского Союза и Российской Федерации представляются детскими игрушками в сравнении с Великой китайской стеной и Валом Чингис-хана, служившими в своё время государственными границами империй.

Как отмечал Н.Ц. Мункуев в комментариях к «Мэн-да бэй-лу» («Полное описание монголо-татар»), это была пограничная траншея (ров) с насыпью вдоль всей северо-восточной, северной, северо-западной и юго-западной границ государства Цзинь. По его мнению, она была протяженностью почти в 3000 ли (1728 км).{39} При этом Мункуевым сказано, что «ныне насыпь и ров выровнялись с окружающей местностью, но благодаря исследованию Ван Говэя в настоящее время можно с приблизительной точностью очертить линию этой траншеи на всём протяжении».

В этом я не могу согласиться с его мнением. Дело в том, что во многих местах пограничный ров и насыпь, сделанные нюйчжэнями, до сих пор сохранились. Сохранились они под названием «Вал Чингис-хана» и нанесены на топографические крупномасштабные карты, что позволяет не только «с приблизительной точностью», но и абсолютно точно указать их местоположение, хотя, к сожалению, действительно, в некоторых местах это пограничное сооружение утрачено. Но в целом разрушение некоторых участков с учётом сведений из исторических материалов не влияет на общее восприятие прохождения линии государственной границы Айсинь Гурунь.

В «Мэн-да бэй-лу» сказано: «Когда вступил на престол незаконный (китайцы называли нюйчжэней «разбойниками», а их императоров «незаконными государями», - Г.Л.) Чжан-цзун (император Ваньянь Мадагэ, правил 1189 – 1208 гг., храмовое посмертное имя 章宗 Чжан-цзун, - Г.Л.) в годы Мин-чан (девиз правления в 1189-1195 гг.{40}) не допускались убийства и казни. Вследствие этого татары понемногу стали возвращаться в своё государство. Прибавлялись совершеннолетние, росли и воспитывались, Чжан-цзун, [т.е.] Цзин (второе имя императора, которым нарекли его китайцы, - Г.Л.), снова счёл это бедствием. Тогда [он] построил новую Длинную стену к северу от Цзинчжоу и поставил охранять её людей цзю – тангутов. Но в связи с тем, что цзю-тангуты взбунтовались, взбунтовались все вожди, вступив в союз с цзю: еладу, мудянь, ми, хоудянь и другими. Цзиньцы послали войска и усмирили их. Люди цзю разбежались и перекинулись на сторону татар».{41}

Цзинчжоу был расположен на территории бывшей провинции Суйюань северо-восточнее г. Гуйхуачэн. Город Гуйхуачэн кроме того называли Гуйхуа, Гуйсуй, ныне называется также, как и в древности, Хух-Хото (в недавнем прошлом в другой фонетике Куку-хото), который находится в Автономном районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики.
Пограничное инженерно-земляное сооружение нюйчжэни завершили в третий год 承安 Чэн-ань (8.02.1198 - 27.01.1199).{42}

На составленной мною карте условным знаком показаны два вала – Северный и Южный Валы Чингис-хана. Причину этого можно понять достаточно просто. В приведенной выше цитате сказано, что татары “стали возвращаться в своё государство”. Где же оно находилось?

На этот вопрос есть ответ в “Мэн-да бэй-лу” в разделе о названии династий и годов правления в Монгольском государстве. «Татарское государство на юге находится в соседстве с племенами цзю, а слева и справа с ша-то и другими племенами. В старину существовало государство Монгус (蒙古斯 - Мэнгусы, - Г.Л.). В незаконный [период правления] цзиньцев Тянь-хуй (天会 Тянь-хуй; название эры правления императора 吳乞買 Уцимая в 1123 - начало 1135 гг., - Г.Л.) они, т.е. монгус также тревожили цзиньских разбойников и причиняли [им] зло. Цзиньские разбойники дали [им] много золота и шелковых тканей и помирились с ними».{43} Итак, татары, теперь уже объединенные общим названием – монголы, стали возвращаться в пределы той местности, которая была ограничена Южным Валом Чингис-хана, отделявшим их государство от Айсинь Гурунь.

Здесь я вынужден напомнить, что монгольское государство 蒙古 Мэн-Гу было создано не Чингис-ханом, а задолго до его прихода к власти. Например, в 1147-1205 гг. девиз правления в этом государстве (в китайском переводе) был 天兴 Тянь-син (Небесное Свершение; Небесное Вдохновение).

Н.Ц.Мункуевым, на мой взгляд, проведен достаточно убедительный анализ, показавший, что в государстве Цзинь насчитывалось в войсках до 15 племён цзю , большинство которых составляли кидани, кумоси, татары, монголы и тангуты, расселённые по границам. По существу, по-видимому, это были организованные по-военному поселения в пограничных районах, чем-то напоминавшие казачество в России в её феодально-крепостнический период.{44} В «Мэн-да бэй-лу» чётко сказано: «Впереди имеются племена цзю…» (前有族 - цянь ю цзю цзу).{45} Это однозначно свидетельствует, что люди в войсках цзю не были нюйчжэнями. При наступлении монголов, как правило, войска цзю переходили на их сторону.

Кроме расселения племён цзю на границах императоры государства Цзинь создали 招讨司 чжао-тао сы - «Вербовочно-карательные управления» Северо-западного, Юго-западного и Северо-восточного Лу. На карте мною показаны места расположения Северо-восточного и Юго-западного Вербовочно-карательных управлений. Эти управления возглавляли 招讨使 чжао-тао ши, чиновники третьего ранга первого класса, в задачу которых входило «вербовать и печься о сдавшихся и присоединившихся, карать и наказывать замышляющих отход». Чжао-тао ши поддерживали связь с тангутским государством Си Ся, тюркскими и монгольскими племенами на юго-западе и северо-западе, а также с различными племенами и Кореей на северо-востоке.{46} Здесь нам необходимо вспомнить, что нюйчжэни были вынуждены откупаться от своих северо-восточных соседей. А к северо-востоку от них жили мэнгу.

Мне представляется целесообразным ввести в достаточно полный научный оборот сведения о прохождении линии Вала Чингис-хана, хотя бы для того, чтобы китайцы не отображали на своих картах неверных сведений о государствах, которые они пытаются пристегнуть к своей колеснице, а российские исследователи могли ими пользоваться при необходимости. Ниже я приведу описание линий прохождения на местности Вала Чингис-хана в соответствии с современными названиями физико-географических объектов.{47}

Как видно на Карте № 3, Вал Чингис-хана был представлен двумя почти параллельными, отстоящими друг от друга на 350-650 км земляными сооружениями, то есть существуют два Вала Чингис-хана. В связи с удаленностью расположения обеих линий Вала правомерно присвоить названия Северный и Южный валы Чингис-хана.

Северный вал Чинчис-хана, судя по всему, был первой и неудачной попыткой нюйчжэней установить границу на севере с татаро-монгольскими племенами, когда тем временно пришлось уходить на север. Длина этого Вала около 550 километров. При первых описаниях Вала отмечалось, что он высотой около метра и шириной 12-13 шагов, что свидетельствует о его довольно значительной высоте в период полной сохранности. Параллельно Валу с северной стороны тянется ров с оплывшими краями.

Предположительно вал образовался в результате выемки земли, при выкапывании рва. Около самого Вала или саженях в 50-100 (около 100-200 метров) попадались площадки, окруженные насыпью и бывшие выше в два или в три раза самого Вала. Г.Н.Потанин, описывая его поездку в среднюю часть Большого Хингана летом 1899 года, отмечал, что монголы это сооружение связывали с именем Чингис-хана и называли Чингисэ-хэрим; поясняя, херим значит «стена», «вал». Казак из Абагайтуевского караула, сопровождавший в поездке Потанина, говорил ему, что к Валу с южной стороны примыкают четвероугольные городки, окружность которых около 20 саженей (около 40 метров) и расстояние между ними порядка 30 верст. Надо полагать, это были караульные башни, позволявшие вести наблюдение за возможным противником, пытавшимся пересечь линию Вала и рва, на расстоянии 15-20 километров в обе стороны и подавать дымовые сигналы и высылать конных гонцов в тыл с вестью о вторжении. В своей книге «Тангуто-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия» Г.Н. Потанин приводит монгольское название Великой китайской стены, назвав её Алтын-керим, и сообщая о дороге из Хами (Кумул) в Хуху-хото (Хух-хото), приводит туземное название дороги Кэрим-цзам – «стенная дорога», выказывая при этом некоторое недоумение почему дорогу называют «стенной».{48} Недоумение легко рассеивается, если вспомнить, что около Цзюцюани (в прошлом Сучжоу) и Чжанъе (Ганьчжоу) путешественники, идущие с запада, оказывались у Великой китайской стены, а затем приходилось её пересекать и в Ордосе. Некоторое различие в фонетической передаче термина «стена» словами хэрим, херим, кэрим, керим, сделанное Потаниным, не имеет существенного значения. В монгольском языке оборонительную стену называют словом хэрэм.

В «Описании Маньчжурии», составленном под общей редакцией Дмитрия Позднеева и вышедшем в свет в 1897 году, сказано, что Паллас высказывал гипотезу о строительстве оборонительного земляного сооружения в качестве оплота монгольской династии против нападения диких сибирских народов. К сожалению, какие сибирские народы имел в виду Паллас, нам не известно. Если же Вал действительно был «оплотом монгольской династии», то он был ни чем иным как границей, отделявшей государство Юань от соседнего монгольского ханства. Но вряд ли вражда между чингисидами, по отношению к Великому хану, находившемуся в Канбалыке (современный Пекин) дошла до такой степени, что пришлось строить монументальную границу, параллельно Великой китайской стене, на некотором удалении от неё. Паллас не знал о строительстве пограничного рва и вала нюйчжэнями и это предопределило его предположение.

В учено-литературном журнале «Северное обозрение» (Т. Ш. 1850 г. С.172) Щукин высказал предположение, что древний вал вблизи реки Аргунь был сделан во время жестоких войн Чингис-хана с сильным народом джалаир. Подобное предположение не имеет под собой научной почвы.

Паллас и Щукин не были знакомы с историей государства нюйчжэней Айсинь Гурунь в таком же объеме, как Г.М. Розов или же китайский историк и археолог Ван Го-вэй…

На Южный Вал Чингис-хана впервые наткнулся Стрельбицкий, исследовавший Маньчжурию в 1894 году, при следовании из Хайлара в Цицикар между станциями Харахотой и Хухур. Местные жители объяснили ему, что Вал протянулся в восточном направлении до Мэргэня (Нуньцзян, Нэньцзян в современной провинции Хэйлунцзян). В упомянутом мною «Описании Маньчжурии» сказано, что туземцы называли вал Урко-Херим. К сожалению, перевода названию не дано. Не исключено, что «Урко-Херим» образовалось от искажения монгольского Урд-херим, означающего «Южный вал».{49}

Южный Вал Чингис-хана представлен отдельными звеньями на протяжении около 2700 километров. Общее направление обеих валов - с запада на восток.

Северный Вал Чингис-хана начинается в 30 км к югу от устья реки Шусын-гол, впадающей справа в реку Онон-гол, в точке, имеющей координаты 48º 27' северной широты, 111º 30' восточной долготы от Гринвича. На протяжении 375 километров проходит по территории Монгольской Республики на удалении 100-175 км от границы с Российской Федерацией, при этом пересекает железную дорогу Соловьевск (РФ) - Чойбалсан (Монголия) к югу от станции, носящей название Вал Чингис-хана. Затем в 50 км к югу от известного пограничного столба на стыке границ РФ, МНР и КНР пересекает государственную границу Монгольской Республики с Китайской Народной Республикой, проходит 70 км по территории Внутренней Монголии (КНР). Непосредственно в пограничной точке № 60, Товуй-тологой{50}, находящейся на Валу, он вступает в пределы России и через 6 км пересекает железную дорогу Чита (РФ) – Харбин (КНР) вблизи от станции Забайкальск. На протяжении 75 км по сходящимся направлениям с рекой Аргунью идёт к её левому берегу около населённого пункта Кайластуй.

Затем на противоположном берегу Аргуни (в КНР) вал прослеживается в восточном направлении на протяжении около 45 км и заканчивается вблизи от населенного пункта Ботокован у берега Аргуни (49º 58' северной широты, 119º 07' восточной долготы). В книге В.А.Анучина «Географические очерки Маньчжурии», изданной в Москве в 1948 году, приведена схема Трёхречья (район рек Хаул, Дербул, Ган, впадающих в реку Аргунь ниже реки Хайлар. Не путать с современным понятием китайцев «Трёхречье» по отношению к территории уезда 撫遠县 Фуюань, ограниченной реками Амур и впадающими в неё Сунгари (松花江Сунхуацзян) и Уссури (烏蘇里江 Усулицзян). На этой схеме вдоль левого берега реки Ган, от устья вверх по течению около 45 километров отдельным условным знаком показан участок Вала Чингис-хана.{51}

Не исключено, что это могла быть и дамба, предохранявшая от затопления поля при разливах реки.

Южный Вал Чингис-хана начинается в МНР (42º 20' северной широты, 102º 30' восточной долготы) в пустынной местности вблизи южной границы МНР с КНР, в 10 км к северо-востоку от вершины горы Алаг-Ула (1338 м над уровнем моря) и в 75 км к востоку от бессточного озера Сага-нур, находящегося на территории КНР (Внутренняя Монголия). По территории Монгольской Республики по небольшой дуге проходит 225 км до пересечения с границей КНР. Здесь следы Вала читаются слабо, так как пустыня на протяжении веков делала своё дело, постепенно занося песком Вал. Затем линия Вала пересекает границу и, идя по Внутренней Монголии, отодвигается от границы к югу и юго-востоку на 75-250 км, а на конечном, восточном участке, протяженностью в 425 км, идет в основном параллельно российской границе на удалении 325-370 км от неё. Видимые следы Вала исчезают около правого берега реки Нонни (嫩江Нуньцзян), в её среднем течении.

На территории Внутренней Монголии, в самом начале, на протяжении более 120 км имеются две линии Южного Вала Чингис-хана, отстоящие друг от друга на 6-20 км. В этом месте кратчайший и самый удобный выход из Великой Степи к долине реки Шар-мурэнь (Шара-мурэн, Шара-гол, Хатын-гол){52} (она же 黄河 Хуанхэ). С помощью географической карты читатель может проследить линию прохождения Южного Вала Чингис-хана, то есть государственную границу империи Айсинь Гурунь, двигаясь с запада на восток, по названиям населённых пунктов, которые мы приведём: Баин-Вэндур (находится между двумя линиями вала), Чилаомяо, Нуаньцзин, Дула-Фулинь-Сумэ, затем пересекает железную дорогу 包頭市 Баотоу - Баян-Обо (кит. 白云鄂博 Байюнь-аобо), подходит к истокам реки Айбугайхэ, где прерывается. Вновь начинается через 100 км в 8 км от населенного пункта Гунхудун, пересекает железную дорогу 呼和浩特市 Хух-Хото – 百灵庙 Байлинмяо около населенного пункта Эйфыньцзы. Далее проходит в 6 км к северо-востоку от населенного пункта Шара-Мурэн, расположенного у правого берега реки Шара-Мурэн (она жэ – Табуху; не путать с рекой Шара-Мурэн из бассейна реки Ляохэ), пересекает железную дорогу 集宁市Цзинин – Улан-Батор{53} в 10 км к северу от населенного пункта Чжужихэ и через 15 км к северо-востоку его следы временно теряются.

Но ещё за 70 км к западу до пересечения с железной дорогой от Вала отходит ветвь, пересекающая ту же самую дорогу в 15 км к северу от станции Тумуэртай (察哈尔右翼后旗 Чахар-Юихоуци). Эта ветвь продолжается к востоку, северо-востоку, проходя через населённые пункты Аршал, Ханьцзялава-Сумэ, и в 35 км к западу от Ширейн-Сумэ вал обрывается. Несмотря на разрыв, продолжением Вала является новый участок длиной 150 км, расположенный в 80 км к югу и имеющий то же самое северо-восточное простирание. Этот участок Вала проходит в 20 км от города 康保 Канбао, затем между озерами Сиулан-Нур и Думлан-Нур, в 10 км к югу от города 宝昌 Баочан (также называется Тайпусыци) пересекает грунтовую дорогу, достигает реки Шаньдяньхэ и заканчивается вблизи от населенного пункта Баньцяньдянь, в 22 км к юго-западу от города 多倫 Долунь.

Вновь Вал начинается около северо-западного берега озера Далай-нур (не путать с озером Далай-нор), находящегося в 110 км к северу от города Долунь (Долоннор), и далее к северо-востоку проходит через населенные пункты Лабайто, Уланьшаолэн, Фушаньтунь, Тайпинцунь, Хара-Нур, Холигунсы (в 10 км от г. Солунь), пересекает железную дорогу в 20 км к северу от 碾子山 города Няньцзышань. Далее Вал проходит через населенный пункт Уэркэ на левом берегу реки Номиньхэ и заканчивается около правого берега реки 嫩江 Нуньцзян (48º 30´ северной широты, 124º 30´ восточной долготы) у населенного пункта Хоусюаньвоци (название указано по карте Северной Маньчжурии, изданной Экономическим бюро КВЖД), находящегося в 10 км к северу от г. Нирцзи (尼尔基 - Ниэрцзи, он жэ Моаидаваци в провинции Хэйлунцзян, административный центр Морин-Дава-Даурского автономного хошуна) и в 30 км к западу от города 讷河 Нэхэ (современный административный центр уезда Нэхэ, округ Нуньцзян, провинция Хэйлунцзян).
 

Опубликовано в журнале Приамурского географического общества. “Наука и природа Дальнего Востока” № 2, 2006 г. Печатается в сокращении(в части касающейся "Вала Чингис-Хана"). Полный вариант на сайте автора www.levking.ru (На момент правки сайт не функционировал). Декабрь 2004 года. Автор – бывший заместитель начальника топографической службы Дальневосточного военного округа полковник запаса Григорий Григорьевич Левкин, прошедший многими тропами В.К. Арсеньева. Он был одним из организаторов и руководителей топогеодезических работ по демаркации государственной границы СССР с МНР.
 

 
 

 

- Последние поступления в каталог
 

- Систематический каталог.

- Алфавитный указатель (статьи).

- Алфавитный указатель (авторы).
 

- Поиск литературы
 

 

 

- Русские для Монголии
 

- Русские в Монголии
 

- Россия - Монголия
 

- СССР и МНР
 

- Российская Федерация и Монголия
 

 

 

- Халкин гол
 

- Танковая колонна "Революционная Монголия"

- Авиаэскадрилья "Монгольский арат"

- Киданьские города империи Ляо

- Советские войска в Монголии

- Советские военные аэродромы в МНР
 

 

 

 

- Халкин гол
 

- Танковая колонна
 "Революционная Монголия"

- Авиаэскадрилья "Монгольский арат"

- Киданьские города империи Ляо

- Советские войска в Монголии

- Советские военные аэродромы в МНР
 

Групповые туры 2024
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии
 

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы
 

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты
 

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения
 

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru