Русские в Монголии. Православие в Монголии. Православная церковь в Монголии. Православные храмы в Монголии.
РУССКИЕ В МОНГОЛИИ
ПРАВОСЛАВИЕ В МОНГОЛИИ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В МОНГОЛИИ Свято-Троицкий приход в Улан-Баторе
История проникновения православия в Монголию берет свое начало в XIII веке, и
связывается, главным образом, с пленением нескольких тысяч русичей (историк
С.М.Соловьев считает, что монголы совершили 48 набегов на Русь). В 1330 году из
русских пленников был образован особый отряд Пекинской гвардии. Есть сведения о
том, что в 1685 году маньчжуры пленили в районе Амура и передали на службу
Богдыхану несколько сотен русских землепроходцев. Вместе с ними был насильно
препровожден в чужие края иерей Максим, с которого, как считается, начинается
история православной миссии в Монголии.
18 июня 1700 года Петр I издал Указ об учреждении
специальной восточной религиозной миссии с заманчивой целью вовлечь в
христианство китайского хана и его народ. Русским православным миссионерам,
которые имели грамоты тобольских архипастырей, синодальные инструкции, а также
указания министерства иностранных дел, делегировались значительные
представительские дипломатические полномочия. Судя по архивным источникам,
русские дипломаты ХУП века исходили из того, что "каждому государству суждено
играть в мировой жизни ту или иную культурную роль, сообразно с его
географическими условиями, поэтому Россия, как страна, лежащая между Европой и
Азией, должна разыграться не на западноевропейских границах, а на Азиатском
Востоке, где она может проявить и применить свои силы в распространении
европейской цивилизации".
Следует заметить, что в отличие от других религий
христианство проникло в Китайскую империю не насильственным путем, а как
органичная часть русских дипломатических и культурных миссий. Формы и методы
политического и коммерческого внедрения европейских и других конфессии, особенно
различных сект, как в бывший Китай, так и нынешнюю Монголию нередко встречали и
сейчас встречают не просто сопротивление, но и отторжение.
Первый православный храм в Монголии был построен
только в 19 веке. В связи с подписанием российско-китайского Пекинского договора
(1860 год) и "Правил сухопутной торговли" (1862 год) были разрешены торговля
русских купцов в Монголии и открытие Русского консульства в Урге. Первыми в Ургу
прибыли в 1861 г. члены российского консульства, состав которого был небольшим:
консул, секретарь, переводчик, фельдшер. Плохое знание страны и условий, в
которых придется работать, привело к тому, что членов консульства сопровождали
20 казаков под командованием конвойного казачьего офицера, вооруженных хорошими
ружьями. Однако, увидев доброе расположение со стороны простых монголов, поняли,
что защита оказалась не нужна, и казаки, превратившись в строителей, стали
возводить консульский дом.
Казаки как народ набожный не могли обойти вопрос
о построении пусть и небольшой православной церкви в честь Святой Троицы,
непосредственно примыкавшей к зданию российского консульства. Вот сохранившаяся
фотография прошлого века, на которой и изображены российское консульство и
примыкающий к нему Троицкий храм). Уже на
следующий год консул Шишмарев направил просьбу прислать в тогдашнюю монгольскую
столицу Ургу православного священника. Первый священник иеромонах отец Сергий
был прислан не из России, а из Пекина. Спустя 30 лет здесь был построен
христианский храм, в последствии переподчиненный Свято-Троицкому монастырю,
находившемуся вблизи Улан-Удэ. Миссия занималась проповедованием также среди
тувинцев, бурятов, монголов, маньчжуров. В Казанской Духовной Академии на
монгольский язык было переведено Евангелие.
И уже 22 марта 1864 года здесь была
отслужена первая божественная литургия священником из Забайкалья Иоанном
Никольским. Этот день, по новому стилю 4 апреля, можно считать днем рождения
Троицкого прихода в Урге. Долгое время в храме не было своего постоянного
священника, и богослужения совершали приезжие священники из Забайкальской и
Китайской Духовных Миссий, Иркутской епархии.
1893 год ознаменовался началом постоянных
богослужений в Урге: 4 сентября решением Священного Синода в консульскую церковь
Живоначальной Троицы был назначен настоятелем священник Николай Шастин, бывший
миссионер Цакирского стана Забайкальской Духовной Миссии. Он служил настоятелем
прихода до 1914 года.
После восстановления суверенитета и независимости
Монголии в 1911 году с правительством Богдо-Гэгэна был заключен договор о
деятельности христианских православных миссий на Хубсугуле, в Алтап-Булаке и
Кобдо. При каждом приходе были открыты светские школы, в которых кроме Закона
Божьего изучались основные учебные дисциплины, в том числе математика и языки, а
преподавание вели выпускники Петербургского и Казанского университетов.
Вторым настоятелем Ургинского прихода был
назначен иркутский священник отец Феодор Парняков. Сохранился его рапорт
иркутскому епископу в газете "Забайкальские Ведомости" за август 1914 года, то
есть сразу же по его прибытии на Троицкий приход. Прослеживается удивительная
схожесть положения русской колонии и ее проблем сейчас и почти сто лет назад.
Вот, что, в частности, пишет отец Феодор:
"Худшая часть (русского) населения, находясь в
близком соприкосновении с приезжими, шатка в нравственном отношении. Пьянство,
картежная игра, половая распущенность, сквернословие, сплетни ― все это
сделалось обычным явлением жизни среди этой части ургинского населения. В Урге
нет общественной библиотеки, читальни, чтений, собраний, которые бы объединяли
русское население на почве религиозно-нравственной и культурной. Единственным
развлечением является грязный иллюзион и кафештатный ресторан, которые оказывают
вредное влияние на нравы жителей. Вообще русская колония в Урге есть случайное
собрание разного рода люда, преимущественно коммерческого, проникнутого
эгоистическими стремлениями к обогащению за счет доверчивых монголов.... Общим
вопросом, объединяющим до некоторой степени прихожан Ургинской церкви, является
вопрос о постройке нового храма. В последнее время этот вопрос был предметом
усиленных суждений и разговоров. Сделана закладка храма с водружением креста.
Собирались кой - какия средства. На этом дело постройки храма и остановилось.
Наступившие грозные политические события отвлекли внимание (русских) ургинцев в
другую сторону. …."
Отцу Феодору так и не удалось осуществить свою
мечту - революция 1917 года, внесшая неопределенность и сумятицу во внутреннюю
жизнь России, способствовала росту нестабильности в жизни русской колонии в
Монголии. Сам священник Феодор Парняков 28 января 1921 года после трех дней
зверских пыток был убит белым бароном Унгерном фон Штенбергом, захватившим тогда
Монголию.
Со смертью настоятеля жизнь на Троицком приходе
постепенно затухает. Если до 1927 года в храм еще периодически приезжают
православные священники, служат службы, совершают требы, то в 1927 храм
закрывается для религиозного пользования и используется для иных назначений.
Однако по воспоминаниям старожилов до 1970–х годов здание сохраняло вид
православного храма, хотя и без креста. В эти годы сносится колокольня, зияющую
дыру от которой мы и сейчас можем видеть на постройке, прилегающей слева к
нынешнему магазину "24 часа" на ул.Жукова, и уже ничем не напоминающей былой Троицкийн Сум.
После более чем полувекового перерыва в ответ на
настоятельные просьбы представителей российской диаспоры в Монголии, прежде
всего постоянно проживающих здесь россиян, в Улан-Батор в 1996 году прибыли
представители Отдела внешних сношений Священного синода и Читинско-Забайкальской
епархии, с участием которых состоялось учредительное собрание русской
православной общины, а 27 ноября 1996 года Министерство юстиции Монголии
официально зарегистрировало здесь православный Свято-Троицкий приход Московской
патриархии. Так началась современная история Русской Православной Церкви в этой
буддийской стране. Были избраны органы самоуправления прихода, утвержден Устав,
получено регистрационное свидетельство, общее руководство возлагалось на
настоятеля храма Успения Божьей Матери г.Кяхта иерея Олега Матвеева.
25 декабря 1997 года Московская Патриархия
назначила первым постоянно действующим настоятелем (Свято-Троицкого прихода в
Монголии протоиерея А.А.Фесечко (отца Анатолия), который уполномочен
представлять Патриарха перед всеми государственными, религиозными и
общественными организациями.
Учитывая традиционно дружественные добрососедские
отношения между нашими странами, гуманный просветительский характер Русской
Православной Церкви, монгольские власти, руководство буддийских организаций,
общественность, средства массовой информации страны с пониманием восприняли
просьбу о возобновлении здесь деятельности православного христианского прихода.
Он прошел перерегистрацию в Минюсте, правительственном агентстве по делам
иностранцев, президиуме хурала представителей граждан Улан-Батора. Образован
попечительский совет, который возглавил Чрезвычайный и Полномочный Посол
Российской Федерации в Монголии.
Воссоздание Свято-Троицкого православного прихода
приветствовал глава буддистов Монголии Хамбо-Лама Чойжамц, выразивший
удовлетворение тем, что "многочисленная местная русская община обрела своих
духовных пастырей".
Возобновление деятельности в Монголии
Свято-Троицкого прихода с огромным удовлетворением восприняли не только
православные христиане, но все представители российских организаций и
учреждений, а также находящиеся здесь граждане других славянских государств.
В условиях проникновения в Монголию иностранных
религиозных сект сомнительного толка гуманная просветительская деятельность
русского православного прихода приобретает чрезвычайно важное значение не только
для 1,5 тысяч т.н. местных русских и 7 тысяч командированных специалистов и
членов их семей из России и государств СНГ, но и для представителей других наций
и народностей. Уже первые богослужения, обряды, церемонии, осуществленные здесь
отцом Анатолием, вызвали огромный интерес наших соотечественников. Формируется
своего рода актив прихожан.
В 1997 возрождающаяся православная община
окормлялась клириками Бурятского благочиния Читинской епархии. 19 января 1998
года в Улан-Батор прибыл новоназначенный настоятель Свято-Троицкого прихода в
Улан-Баторе протоирей Анатолий Фесечко, который и возглавил приход вплоть до
июня 2005 года. Накануне его приезда 29 декабря 1997 года российская компания ОАО "Внешинторг" передает здание на территории Торгпредства в пользование
Русской Православной Церкви.
В ходе своего пребывания в Монголии Митрополита
Смоленского и Калининградского Кирилла в Улан-Баторе 8 июля 2001 года был
заложен первый камень в основание православного храма.
С июня 2005 года настоятелем прихода является священник Алексей Трубач.
СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРОИЦКОГО ПРИХОДА
На данное время в течение года на приходе
окормляются более 100 православных, проживающих или работающих в Монголии.
А в целом, православный приход, единственный в
стране, предоставляет возможность духовной поддержки в тех или иных трудных
обстоятельствах более чем для 5 тыс. россиян, а также православных граждан иных
государств, что, безусловно, служит стабильности во взаимоотношениях между
различными народностями в стране.
Приходской надомный храм с колокольней при
активном участии СП "Эрдэнэт" и "Монголросцветмет" был возведен в 2000 году в
двухэтажном строении (бывший владелец ― ОАО "Внешинторг"), переданном в 1998
году в пользование РПЦ. Это положило начало жизни прихода. Но на сегодняшний
день возникла необходимость новой реконструкции всего приходского комплекса в
контексте активизации приходской жизни. В июле 2005 года было положено начало
этих работ. В ремонте уже приняли активное участие многие российские, сербские,
частные монгольские компании.
В приходском здании были созданы крестильня,
просторный каминный зал для проведения встреч и чаепитий прихожан и гостей
прихода, лектория, просмотра фильмов, концертов духовной и классической музыки,
официальных приемов в представительстве Русской Православной Церкви в Монголии.
На данный момент ремонтные работы продолжаются в той части здания, где намечено
сотрудничество с русско-монгольской школой «Эрэл» в преподавании монгольским
детям основ русской культуры. Планируется также облагораживание территории
прихода ― посадка деревьев, построение теплицы. В парке, который будет разбит на
территории прихода смогут культурно отдыхать не только прихожане храма, но и все
жители района Баян Зурх. Предполагается также строительство детских спортивных
площадок.
Однако наиболее важным сейчас видится направление, связанное со строительством отдельного православного храма в честь Святой Троицы на территории прихода. По архитектурному замыслу это будет небольшой храм общей площадью 165 кв.м по типу русских
храмов 15-го века и призван свидетельствовать о тесных связях русского и монгольских народов. За всю историю русского православия в Монголии с 19 века, хотя и строились православные храмы, но подобные культовые постройки никогда не создавались,
а в современном Улан-Баторе храм, безусловно, будет одним из лучших архитектурных сооружений. Детальную разработку проекта уже ведет монгольская проектная компания «Тамирын Шугуй», а строительство вызвалась вести одна из лучших строительных компаний в
Монголии российско-монгольское СП "Инкон".
По идее реконструкции приход должен стать центром духовной и культурной жизни православных различных национальностей и представителей других религий, сочувствующих России и православию.
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|