Российская община в Монголии. Русские в Монголии в 19 и 20 веках. Современное положение русских в Монголии.
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
РОССИЯ - МОНГОЛИЯ
История образования российской диаспоры в Монголии
Маслов Аркадий Иванович.
Русскими путешественниками Н.М. Пржевальским, П.К. Козловым, Г.Н. Потаниным, Б.Я Владимировым, В.А. Обручевым и другими указывалось
на наличие в Монголии отдельных групп русских, переселившихся в эту страну в 18 и 19 вв. Русские селились главным образом в долинах рек Селенги, Онона, Орхона и Тэс. Это были крестьяне-староверы /семейские/, притеснявшиеся царским правительством
и русской православной церковью, беглые крестьяне и др. Они занимались земледелием, скотоводством и охотой, различными видами ремесла и вступали в дружественные торговые и бытовые связи с монгольским населением, чем значительно способствовали
проникновению в Монголию культуры русского народа. Наряду с этим происходило проникновение в Монголию русского торгового капитала. Русские купцы по соглашению с местными хушунными князьями строили в Монголии небольшие торговые фактории,
создавали товарищества и вели торговлю с монгольским населением. Поэтому ко времени открытия в Урге в 1861 году русского консульства в Монголии уже имелось некоторое число русских поселенцев-крестьян, ремесленников и торговцев.
Русские консулы в Урге, затем в Улясутае, Кобдо поощряли деятельность русских подданных в Монголии, обращали особое внимание на развитие торговли русского купечества. Большую роль в образовании русской колонии и дальнейшем развитии торговли сыграла
Великая сибирская дорога, построенная Россией в 90-х годах 19 века. Все это способствовало возникновению первой эмиграции из бывшей Российской империи. В 1913г. в зарубежных странах проживало 25 млн. подданных Российской империи,
из которых лишь 6 млн. русских. Не все выходцы, из бывшей Российской империи, считавшие себя россиянами по этническому происхождению, были русские. Так и в Монголии переселенцы были русскими, бурятами, украинцами и т.д.,
поэтому правильным будет понятие "российская диаспора", а не русская.
Российская диаспора внесла свой вклад в Народную революцию Монголии, которая стала второй страной в мире, где власть перешла в руки народа. После Октябрьской революции в России, белогвардейские войска, в частности, во главе с бароном
Унгерном захватили г. Ургу, преследовали и убивали революционно настроенных русских рабочих и крестьян. В 1919г. русский консул в Урге А.А.Орлов отмечал, что рабочие и служащие русской колонии выступали против царских консулов за
Советскую власть. В то время по принципам Временного правительства была образована первая организация, объединившая русских - Ургинское общественное самоуправление русских граждан. В 1919г. забастовали преподаватели, русского
коммерческого училища в Урге и их поддержало русское население Урги. Монгольским революционным кружкам помогали демократически настроенные члены русской колонии - наборщик Ургинской типографии Кучеренко,
служащий Городской демократической управы Ургинской русской колонии Гембаржевский и др.
Позже Монгольская революционная армия совместно с экспедиционным корпусом Красной армии под командованием К.А.Неймана и др. полностью освободят Монголию от белогвардейских войск. Оставшиеся белогвардейцы и крупное купечество эмигрирует в
Китай и другие страны. В Монголии установится народная власть. До 30-х годов незначительная разрозненная Российская диаспора будет состоять в основном из крестьян в деревнях, которые располагались на севере Монголии вдоль российской
границы, рабочих и ремесленников в Урге.
В начале 30-х годов произойдет увеличение русской диаспоры за счет переселенцев с близлежащих территорий СССР с Монголией. В 1932 году, как известно из истории, в России из-за не урожая разразился страшный голод.
В Бурятии в этот год лето выдалось дождливое как никогда. Уровень воды в реке Селенге повысился на семь метров. Это привело к неурожаю посевных и срыву заготовки корма для животных. Все это в совокупности привело к голоду, что вынудило многих
жителей, близлежащих к границе с Монголией деревень, ради того, чтобы спасти семьи от голода, покидать родные места и уходить в Монголию. Так на территории Монголии, недалеко от российской границы, появились небольшие русские поселения.
Места проживания были выбраны с учетом русского уклада ведения крестьянского хозяйства, это небольшие равнины на берегу рек, окруженные горами, покрытые лесом, что позволяло им строить рубленые дома, вести земледелие и содержать домашний скот.
Русские деревни существовали на реках Еро, Селенга, Онон, Хаара. В непосредственной близости от Кяхты и Забайкалья появятся поселения, большую часть которых составят семьи совместных браков русских женщин с гражданами
Китая. В начале 19 века граждане Китая уходили со своих родных мест на заработки в приграничные районы России - Бурятскую, Читинскую, Амурскую области. В основном это были бедные крестьяне, и они заключали здесь совместные браки.
Китайские мужчины являлись хорошими семьянинами. Они были трудолюбивыми, непьющими, выдержанными, прекрасно готовили пищу, хорошо относились к детям. Китайские граждане, которые жили в России, прекрасно владели русским языком и у
всех были русские имена. Обычно в смешанных браках детям фамилию и национальность давали русскую, это видимо, связано было с оформлением первичных документов на рождение ребенка, а в Монголии в то время существовал Российский Консульский отдел.
Большая часть этих семей обоснуется в Алтан-Булаке. А в 1938 году по решению Монгольского правительства жителей Алтан-Булака, а это, в основном, смешанные русско-китайские семьи (Скуратовы, Алексеевы, Перелыгины, Брилевы, Лощенковы,
Былиновские, Кулаковы, Шульгины, Емельяновы, Чупровы, Арсентьевы, Дунаевы, Коротковы, Власовы, Вдовины, Игумновы, Либошвили, Марковы, Воробьевы, Семеновы, Спиридоновы, Кожины, Казанцевы, и т.д.) переселят с целью поднятия земледелия в глубь страны,
в Центральный аймак сомон Жаргалант, в дальнейшем это будет совхоз - миллионер по производству зерна, который расположен в 120 км к северу от города Улан-Батора. На целине все пришлось начинать с нуля. Переселенные семьи жили в землянках,
пахали плугами, запряженными лошадьми, зерно убирали вручную серпами. Возле каждой землянки существовал огород, на котором выращивали овощи, некоторые семьи держали домашний скот, птицу. Крестьянское трудолюбие и смекалка помогли этим
семьям пережить тяжелые военные годы. Некоторые семьи проработали в этом госхозе до конца 60-х годов и заслужено были награждены монгольским правительством орденами. Так, Кожин Михаил Иванович - комбайнер в 1956г. награжден
орденом "Полярная звезда", в 1960г. - орденом "Трудового Красного Знамени", 1961г. - орденом "Сухэ-Батора". Былиновский Леонид Александрович работал трактористом, комбайнером, водителем, награжден двумя
орденами "Полярная Звезда", Былиновский Юрий Александрович - комбайнер, тракторист, водитель награжден орденом "Трудового Красного Знамени". Российекая диаспора вместе с монгольским населением оказывали посильную
помощь фронту, отдавали скромные сбережения, отправляли шерстяные и меховые вещи. На средства и пожертвования русским народом в Монголии был построен танк "Русский колхозник", который воевал в 1-й гвардейской танковой армии М. Катукова.
Около пяти тысячи человек ушли на фронт из Монголии, а домой посчастливилось вернуться не более 2000 тысячам. После войны подросли в семьях дети, их нужно было учить грамоте, а единственная русская общеобразовательная средняя школа функционировала
только в Улан-Баторе, народ постепенно потянулся в столицу.
В 50-60-х годах численность российской диаспоры составит около 10 000 человек с учетом потерь на войне и формируется из старообрядцев (семейских), которые проживали в то время в деревнях, российских граждан совместных браков (русских - китайских).
В конце 50 -60-х годах диаспора пополнится за счет граждан русско-монгольских браков. На протяжении всего времени будет она незначительно пополняться приезжими российскими гражданами,
которые получали вид на жительство в Монголии по различным причинам.
В связи с увеличением числа российских граждан, постоянно проживающих в Монголии, возникла необходимость объединить российскую диаспору в общественную организацию, которая выражала бы и защищала жизненные интересы этой группы людей.
И в 1956 году в г. Улан-Баторе создается общественная организация "Общество советских граждан в Монголии" (ОСГ), в начале 90-х ее переименуют в "Общество Российских граждан". В ее создании большую роль отводилось
Посольству СССР в МНР, и на протяжении последующих лет Посольство будет сотрудничать с ОСГ и оказывать помощь в разных направлениях ее деятельности. Но не всегда позиции этих организаций совпадали во взглядах на понимании исторического
возникновения и существования российской диаспоры в Монголии, особенно в период социализма. Наибольшего своего развития ОСГ достигнет в конце 60-х начале 70-х годов, так как в это время появятся в диаспоре представители интеллигенции,
которые встанут во главе ОСГ это: Арсентьев И.В. Киргизов Ю.М., Боровский В., Дунаев В.А., Лизунова Л.М., Маслов И.В., Никифоров М.И., Власов Н.И. и др. Благодаря их знаниям и энтузиазму, будет создана структура правления организацией, что
позволит охватить все стороны жизни русской диаспоры. Будут созданы группы по месту проживания, что поможет в быстром распространении информации, женсовет, молодежный комитет, при нем художественная самодеятельность и вокально-инструментальный
ансамбль, сектор работы со школами, с Министерством высшего образования по подготовке кадров, комитетом ветеранов войны. Много внимания уделялось вопросам семьи и детям, и по оказанию помощи малоимущим. Были налажены доверительные и
плодотворные связи со многими организациями Монголии, что способствовало предоставлению ОСГ путевок в пионерские лагеря, ежегодной квоте не менее десяти выпускникам школ в высшие учебные заведения, оплате пенсии, выделению жилого фонда
русским гражданам, бесплатному лечению в любой больнице Монголии. Проводились вечера отдыха, торжественные собрания, где поощряли и награждали активистов. При ОСГ существовали спортивные команды по хоккею, баскетболу, футболу,
волейболу. В связи с активным переселением русских из Монголии в Россию в конце 70-х и 80-х годах, в период "застойных" времен, деятельность ОСГ пошла на спад. По состоянию на 90-е годы численность российской
диаспоры составила около 1400 человек, среди которых преобладали пенсионеры, малоимущие и лица, состоявшие в смешанных браках.
В течение 53 лет с момента, когда официально была зарегистрирована общественная организация "Общество советских граждан" (позже переименованная в "Общество российских граждан") в Монголии, на посту председателя работали
и работают: Суворов, Власов Н.И., Арсентьев И.В., Никифоров М.И., Маслов А.И., Бадмаева Г.Б., Дунаев В.А., Маслова Л.Г., Чупрова Т.В. - эти люди, не щадя своего свободного времени, сил, принесли посильную пользу своему обществу,
оправдали оказанное доверие избирателей российской диаспоры.
Список использованной литературы:
1. История Монгольской Народной республики. Академии наук СССР и МНР. Москва 1954г.
2. История Монгольской Народной революции. Б.Ширендыб. Москва 1971г.
3. Государство и диаспоры. Москва 2001г.
4. Сила Родины Л.Левченко г. Улан-Удэ.
ЛИТЕРАТУРА
- Опубликовано в книге "Русские в Монголии". Монголия. Улан-Батор. 2009 год. 208 стр. с иллюстрациями. Тираж 1000 экз. Сканирование и правка Е.Кулаков.
|