Торгово-экономические отношения России с Монголией. Россия и Монголия.
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
РОССИЯ - МОНГОЛИИ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С МОНГОЛИЕЙ (справочная информация) 19-02-2009
В последние годы нарастает интенсивность торгово-экономического сотрудничества между Россией и Монголией.
Стабильный ежегодный прирост на 30% позволил за 3 года удвоить объем двустороннего товарооборота (2006 г. – 592,9 млн. долл., 2007 г. – 803,5 млн. долл.). По предварительным подсчетам, в 2008 г. он впервые за
постсоветский период превзойдет рубеж 1 млрд. долл. США. и приблизится к 1,3 млрд. долл.
Постепенное возвращение позиций России на монгольском рынке происходит с опережением планов, закрепленных в «Программе
развития российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на период до 2010 года». Доля России во внешнеторговом обороте Монголии достигла 21,3%.
Вместе с тем, в абсолютном выражении мы по-прежнему серьезно отстаем от КНР (47 %).
Позитивные тенденции во многом обусловлены благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья. При этом сохраняется серьезный
дисбаланс между экспортом и импортом: на российские поставки приходится более 90 % всего объема двусторонней торговли. Ведущее место здесь привычно занимают
нефтепродукты и электроэнергия. В частности, ОАО «Роснефть» обеспечивает 92% потребностей Монголии в автомобильном бензине, авиационном и дизельном топливе.
В последнее время повышается значение импорта из России продовольствия и другой сельскохозяйственной продукции: вклад нашей страны в совокупный объем внешних закупок составил 47%. Дополнительно по просьбе
Улан-Батора в мае-августе 2008 г. Монголии была оказана помощь в виде льготных поставок продовольственного зерна (почти 100 тыс. тонн), муки и ГСМ.
На Россию приходится около 3% монгольского экспорта. Он ограничивается продукцией совместного предприятия КОО «Монголросцветмет» (плавиковый шпат - 45%), изделиями легкой промышленности (42%).
В незначительном количестве завозятся мясо и мясопродукты. Поставки в Россию медного концентрата,
производимого совместным предприятием КОО «Предприятие Эрдэнэт», в последние годы практически не осуществляются (продукция идет преимущественно на китайский рынок).
Объем российских инвестиций в монгольскую экономику растет невысокими темпами (к концу 2008 г. накопленные капиталовложения превысили 2 млн. долл. США).
В Монголии зарегистрировано 425 российских и российско-монгольских компаний (в том числе 51 - в геологоразведке,
горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, 34 – в пищевой промышленности, 55 – в строительстве и производстве стройматериалов, 106 – в
легкой промышленности, 40 – в энергетике, 21 – в транспорте, 12 – в туризме), однако реально работают лишь 50-60. Основная нагрузка экономического взаимодействия по-прежнему приходится на предприятия «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет»,
а также акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога», которые суммарно производят около 20 % монгольского ВВП. Поступления от КОО «Предприятие Эрдэнэт» формируют 52% государственного бюджета.
В последнее время российские финансово-промышленные группы и компании («Базовый элемент», «Русал», «Ренова», «Северсталь», «Полиметалл», «Газпромбанк», «РЖД») проявляют интерес к участию в
крупных проектах в Монголии (разработка, в том числе и на многосторонней основе, угольных месторождений «Таван толгой» и «Улан-Ово», модернизация Улан-Баторской железной дороги, реконструкция электроэнергетических объектов, транзит
энергоносителей из России в Китай, газификация Монголии, дорожное строительство и т.п.). В Улан-Баторе открыты представительства Газпромбанка, а также консорциума («Базовый элемент», «Ренова» и «Северсталь»), образованного для
освоения «Таван Толгой». 14-16 января с.г. в «триумвират» российских компаний, с которыми на монгольском направлении выразило намерение сотрудничать ОАО «РЖД», провел презентацию предложений по участию в разработке этого месторождения.
Серьезную конкуренцию российскому консорциуму может составить аналогичный южнокорейский проект («Daewoo», «LG», «Korea resources» и ряд других компаний), который уже получил поддержку на уровне
Президента Республики Корея и Премьер-министра Монголии. Корейцы выдвинули предложение о создании инфраструктуры, включая строительство железной дороги из
Монголии в Южной Корею через территорию России и платной скоростной автомагистрали вдоль «УБЖД» для доставки контейнерных грузов из Азии через Россию в Европу.
Координирующую роль в продвижении и развитии двустороннего торгово-экономического сотрудничества играет Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Очередное XIII заседание намечено на I квартал 2009 г. Сопредседатель МПК с российской стороны А.В.Гордеев назначен специальным представителем Президента
Российской Федерации по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству с Монголией. Председатель монгольской части МПК – Первый вице-премьер, правительства Монголии Н.Алтанхуяг.
Департамент информации и печати МИД РФ. 19.02.2009 г.
Оригинал статьи ->>
|