Шастины в Монголии. Здравоохранение. Наука. История Монголии.
РОССИЯ - МОНГОЛИЯ
РУССКИЙ СЛЕД В МОНГОЛИИ
Семья Шастиных в Монголии
Шастина Нина Павловна (1898-1980) - крупный российский учёный-монголовед, автор более 80 публикаций по истории и историографии Монголии. Значительную часть своей творческой, научной жизни прожила в Монголии, Ленинграде и Москве. Однако она родилась в
Иркутске, получила здесь образование, работала в Иркутском университете, поэтому, мы имеем несомненное право, считать её иркутским монголоведом. Тем более, что Шастина передала свой глубокий интерес к Монголии и монголоведным исследованиям студентке
Е.М.Даревской, которая стала своеобразной преемницей монголоведных исследований в Иркутске.
Её творческая карьера вполне состоялась, ею была защищена кандидатская диссертация, она являлась старшим научным сотрудником Института Востоковедения. К сожалению, подготовленная докторская диссертация по историографии русского монголоведения
оказалось незавершенной и незащищенной. Вклад Н.П.Шастиной в изучение российского монголоведения очень значителен, до сих пор он не превзойден и остается лучшим на сегодняшний день.
Н.П.Шастина родилась 19 декабря 1898 года в семье П.Н.Шастина - известного иркутского врача, который положил начало династии врачей Шастиных, три поколения которых плодотворно работали в Монголии. Его имя носит одна из крупных больниц Улан-Батора.
Её отец П.Н.Шастин в 1923 году приехал в Монголию, где проработал 14 лет. Открыл первую больницу и амбулаторию в Монголии, которые он и возглавлял. Длительное время в Монголии всех советских врачей называли "Шастин доктор", что свидетельствует
о его широкой популярности среди монголов. 1934 году П.Н.Шастин был награжден правительством Монголии орденом Трудового Красного знамени, а в 1961 году городской больнице Улан-Батора было присвоено имя П.Н.Шастина.
Род Шастиных хорошо известен в Восточной Сибири и Иркутске. Из него вышло много православных священников, преподавателей и общественных деятелей. По историческим данным Павел Николаевич Шастин родился в семье священника Николая Иакинфовича Шастина.
Знаменательно, что Н.И.Шастин также был причастен к монгольскому языку и монгольской культуре. В 1890 году он был слушателем монгольского отдела миссионерских курсов Казанской духовной академии. А в 1893 году решением Священного Синода в консульскую
церковь в тогдашней столице Монголии Урге был назначен настоятелем Никола Шастин, бывший миссионер Цакирского стана Забайкальской Духовной Миссии. Он служил настоятелем прихода до 1914 года.
В 1923 году Нина Павловна Шастина окончила педагогический факультет Иркутского государственного университета. Её научные интересы находились тогда в области классической исторической науки, она серьёзно интересовалась египтологией и планировала
посвятить этому свою жизнь. Большую заинтересованность она проявляла к истории религии, поэтому в дальнейшем её так серьёзно привлечёт ламаистская религия, мистерия Цам, тибетские и монгольские буддийские древности. Н.П.Шастина получила классическое
гуманитарное образование, хорошо знала европейские языки, что в дальнейшем поможет ей стать высоким профессионалом-монголоведом.
В 1924 году Н.П.Шастина приезжает в Монголию к своему отцу, где будет жить и работать 13 лет. Позднее она вспоминала:"Путь был труден и долог. Из Иркутска до Урги мы с младшим братом добирались целых две недели. Первые впечатления
от Урги - 17 век. Из 20-го века прямо в 17-ый. Глухие высокие заборы, кривые улочки, переулки, где царствуют собаки, монастыри и буддийские храмы оригинальной архитектуры".
От занятий египтологией пришлось отказаться и заняться буддологией. Здесь она работает в Ученом Комитете, изучает монгольский и тибетский языки, буддийские храмы, восточную философию и литературу Монголии, публикует свои первые статьи.
Она знакомится с выдающимися исследователями Монголии, узнает из первых рук о научных открытиях Ноин-Ульских курганов, исследовании Хара-хото.
Дом врача Шастина был широко известен в Улан-Баторе и принимал всех известных путешественников и учёных, бывали в нём и известные монгольские учёные. Благодаря отцу, она быстро вошла в круг российской и монгольской элиты того времени.
В 1925-1926 годах в Монголии находилась экспедиция знаменитого Н.К.Рериха. Особый интерес к монгольской кочевой культуре проявил его сын Ю.Н.Рерих, изучавший монгольский язык и этнографию. Позднее было издано совместное исследование
Н.П.Шастиной и Ю.Н.Рериха "Грамота царя Петра Первого к Лубсан-тай-джи и её составитель". В Монголии она работала рядом с очень известными монгольскими учёными и советскими специалистами-монголоведами. Эта совместная работа
стала для Н.П.Шастиной своеобразным монголоведным университетом.
С 1930 года она работала в Учёном Комитете Монголии, публиковала свои первые научные статьи, посвященные монгольскому театру, мистерии Цам, архитектуре монгольских храмов.
С 1937 по 1942 год Шастина жила и работала в Ленинграде и продолжала заниматься монголоведением.
В 1943-1945 годах жила в Иркутске, и работала преподавателем в Иркутском университете и готовила к защите кандидатскую диссертацию "Первые сношения Московского государства с Алтын ханами Западной Монголии.
В 1958 году в Москве была издана монография Н.Шастиной "Русско-монгольские посольские отношения 17-го века". В ней на основе оригинальных архивных материалов дан развернутый анализ посольств, которыми в 17-ом веке обменивались
Российская империя и государства Северной Монголии.
Н.П.Шастина внесла значительный вклад в изучение и публикацию крупнейших памятников монгольской исто-риографии-летописей и монгольских хроник. Наибольший интерес она проявляла и к исследованию исторических монголоведных исследований,
здесь она является первопроходцем и новатором.
По материалам доктора исторических Ю.В.Кузьмина подготовила Д.Солонго ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
|