Оленные камни (бугын шулээ) Монголии. Ритуалы.
СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ О МОНГОЛИИ
Ковалев А.А., Д.Эрдэнэбаатар. Две традиции ритуального использования оленных камней Монголии.

Оленные камни Монголии (монг. бугын шулээ) представляют собой уникальные памятники древней культуры, разбросанные по обширным
территориям страны. Эти вертикально установленные каменные стелы с изображениями оленей и других животных относятся к бронзовому
и раннему железному веку и служат важным источником информации о религиозных верованиях, социальной структуре и художественных
традициях древних кочевых народов Центральной Азии. Исследования этих памятников позволяют не только восстановить исторический
и культурный контекст эпохи, но и выявить взаимосвязи между различными археологическими культурам региона. В статье рассмотрены
методы археологических раскопок, результаты современных интерпретаций и значение Оленных камней для понимания древней истории
Монголии.
Статья, написанная Ковалевым А.А. и Д. Эрдэнэбаатаром, исследует основные традиции ритуального использования оленных камней в
Монголии. В статье рассматриваются следующие ключевые аспекты:
- Описание традиций: Анализ двух различных подходов к использованию оленных камней, включая их символическое значение,
функции в ритуалах, связанных с жизненными циклами, такими как рождение, свадьба и смерть.
- Этнографические исследования: Обзор полевых исследований, интервью с местными жителями, которые помогают понять,
как эти традиции сохраняются, трансформируются в современном обществе.
- Культурное значение: Обсуждение роли каменных монументов в формировании идентичности, культурной памяти монгольских
народов, а также их влияние на социальные, духовные практики.
В ходе работ выявили две традиции установки каменных памятников с рисунками, которые не могут быть сведены к общему истоку.
С западно-монгольской традицией связаны в большинстве оленные камни «евразийского» типа, а с центрально-монгольской - «монголо-
забайкanьского». Однако в Западной Монголии, как уже отмечалось выше, обнаружено немало оленных камней «монголо-забайкальского»
типа, связанных с херексурами с «лучами», а в Центральной Монголии - оленных камней «саяно-алтайского» и «евразийского» типов.
Исследователи также подчеркивают, что символическое значение этих древних памятников не ограничивается их физическими
характеристиками или визуальными элементами. Онизанимали центральное место в сложной системе ритуалов и верований, которые
определяли мироощущение древних кочевников. В своей работе авторы приводят данные о том, как оленные камни становились центрами
обрядов, включавших жертвоприношения, молитвы,другие формы духовной практики, связывающие человека с природой,вселенной.
Ковалев и Эрдэнэбаатар обосновывают необходимость дальнейших полевых исследований,междисциплинарных подходов к изучению этих
памятников бронзового века. Авторы указывают на важность привлечения исторических источников, антропологических исследований и
современных технологических методов, для более глубокого понимания богатого культурного наследия региона. Статья подчеркивает
важность сохранения этих традиций,их значение для понимания культурного разнообразия Монголии, а также предлагает направления
для будущих исследований в этой области.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Опубликовано в сборнике научных трудов "Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии".
Труды САИПИ, выпуск 3. Барнаул 2007. Скачано с сайта Археология.ру (Открытая библиотека).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ
|