Оленные камни. Каменные стеллы с нанесенными на них рисунками.
ТУРЫ В МОНГОЛИЮ
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
ОЛЕННЫЕ КАМНИ МОНГОЛИИ
Оленные камни Монголии представляют собой одну из самых загадочных и
величественных археологических находок степей Центральной Азии. Эти древние
монументы, высеченные из цельных каменных блоков, воздвигались в эпоху
бронзового века и продолжают привлекать внимание исследователей и туристов со
всего мира.
Погружаясь в просторы Монгольской степи, каждый путешественник испытывает
благоговейное трепетание при виде этих величественных изваяний, стоящих на своем
пьедестале тысячи лет. Оленные камни, или как их еще называют, «бугын шулээ»,
часто украшены сложной резьбой, в которой искусно переплетаются изображения
оленей, солнечных символов и охотничьих сцен. Эти рисунки по праву считаются
выдающимися образцами древнего искусства, отражающими мифологические и
религиозные представления народов, населявших территорию нынешней Монголии в
древности.
Современные ученые продолжают ломать головы над функцией оленных камней.
Очевидно, что они несли важное культурное значение и, возможно, служили местами
ритуальных обрядов или погребения знатных воинов. Их стратегическое расположение
недалеко от водоемов и пастбищ говорит о том, что здесь могли проходить важные
кочевые пути и торговые маршруты, связывавшие различные племена и их культуры.
Более того, оленные камни могут быть связующим звеном между древними
культурами Центральной Азии и Сибири, свидетельствуя о широкомасштабных
контактах и обмене знаниями и верованиями между этими регионами. Сходство в
изображениях и резьбе с аналогичными находками в Казахстане и России подкрепляет
гипотезу о существовании сложной сети культурных взаимосвязей в этом удаленном
уголке Азии.
Несмотря на все загадки, которые скрывают оленные камни, они остаются
свидетельствами прошлого, его тайной и мощью. Глядя на них, мы как будто
прослеживаем шаги древней истории, цепляясь за каждый резной узор, каждую линию
на каменном фасаде, пытаясь прочесть послание, отправленное нам через
тысячелетия. Интерес к этим таинственным стражникам времени растет, и с каждым
годом они продолжают открывать новые страницы своей истории тем, кто не боится
бросить вызов неизвестному.
Монголия — своеобразное Эльдорадо по находкам памятников, получивших в литературе наименование оленных камней. Предполагается, что оленные камни устанавливались на месте захоронений воинов или на месте жертвоприношений и служили своеобразными памятниками погребенным. Практически на всех камнях есть изображения оленей как реалистические, так и фантастические. На самых древних камнях изображения примитивны, созданные позже отличаются настоящим художественным мастерством. Нередко на рогах у оленя можно увидеть солнечный диск или другие атрибуты символики.
Оленные камни - это высокие каменные стелы, поверхность которых оформлена изображениями. Использовались техники выбивки, прошлифовки, гравировки, прокрашивания. Изображения располагались в определённом порядке; набор их представляет собой устойчивый комплекс, наиболее полно выраженный на оленных камнях Монголии.
Стела делилась на три зоны горизонтально опоясывающими её линиями ожерелья и пояса. Выше ожерелья изображалось лицо (или три наклонных линии вместо него) и серьги. В нижней зоне подвешенными к поясу или выше него изображались с этнографической точностью предметы воинского снаряжения: кинжал, чекан, горит с луком, топор, щит, нож, зеркало, оселок, крюк. Средняя зона заполнялась фигурами различных животных: оленей, лошадей, козлов, кабанов, барсов и др. Чаще всего изображали стилизованных оленей (от чего и происходит название этого вида памятников) с вытянутыми клювовидными мордами и пышными
рогами. Однако таким богатым декором отличаются лишь единичные экземпляры, большинстве «оленных» камней представлена гораздо более скромная иконографическая схема: нет изображений оленей, выбиты лишь некоторые из перечисленных атрибутов.
Кроме оленей на камнях встречаются изображения лошадей, солярных знаков, предметов вооружения, тамгообразных знаков, пояса с орнаментами, различные геометрические фигуры и т. д. Олени изображаются в традициях эпохи раннего железного века с ветвистыми, большими, закинутыми назад рогами.
В общей сложности из Монголии происходят более 600 оленных камней. Значительная часть оленных камней Монголии сконцентрирована в крупных оленных комплексах, насчитывающих до 10 и более камней. Судя по опубликованным материалам, всего в Монголии выделяется более 20 таких крупных оленных комплексов, не считая многочисленных более мелких местонахождений.
В Монголии оленные камни обнаружены повсеместно, за исключением южных и крайних восточных районов. По особенностям своего оформления оленные камни Монголии можно распределить по трём основным регионам — Западный, Центральный и Восточный. В трёх аймаках Западной Монголии (Баян-Ульгий, Увс и Хобдо) представлены преимущественно оленные камни саяно-алтайского типа без стилизованных изображений оленей. Начиная с Завханского аймака на восток тянется основная зона распространения оленных камней монголо-забайкальского типа. В Восточной Монголии представлены только оленные камни со стилизованными
изображениями оленей. В Центральной Монголии, где сосредоточено основное количество оленных камней, в количественном отношении преобладают оленные камни со стилизованными изображениями оленей, но известны и отдельные находки оленных камней саяно-алтайского типа.
Оленные камни встречаются поодиночке и значительными скоплениями. Многие из них перемещены с первоначальных мест, поэтому вопрос о связи их с тем или иным видом каменных конструкций остаётся дискуссионным. Иногда они установлены у курганов или в оградках, но чаще всего ряды оленных камней являются частью сложных объектов, видимо, имевших ритуальное назначение - жертвенно-поминальных комплексов.
Эти монументы, явно представляющие фигуру вооружённого человека, хотя и лишённые антропоморфных черт, могли быть связаны с идеей жертвоприношений, представляли перешедших в мир иной героев-воинов, воинов-вождей. Возможно, оленные камни были социальными маркерами людей, погребённых в херексурах, и наиболее богато украшенные обелиски отражают набор атрибутов вождей и предводителей.
Оленные камни изучаются с кон. XIX в., но до сих пор актуальны проблемы их выявления и документирования.
В середине 1980-х годов археолог Ю. С. Худяков выявил сопряжённость оленных камней с херексурами на территории Монголии и Забайкалья. На основании этого предложил их объединить в рамках одной культуры, назвав её «культурой херексуров и оленных камней».
В настоящее время правительство Монголии осуществляет национальную
программу под названием «Культурное наследие на камне». Программа направлена на
регистрацию, сохранение и защиту каменных памятников бронзового века по всей
стране.
Эта программа свидетельствует о возрастающем внимании Монголии к своей
исторической и культурной идентичности. Каменные памятники бронзового века,
разбросанные по всей стране, представляют собой богатый источник информации о
прошлом народа, его духовных и культурных традициях. Каждый из этих монументов
может рассказать уникальную историю о том, как жили, во что верили и какие
знания передавали из поколения в поколение древние обитатели этих земель.
«Культурное наследие на камне» предполагает комплексный подход к сохранению
этих древних артефактов. В рамках программы планируется проведение детальных
археологических исследований, создание точных карт и описание каждого объекта.
Кроме того, большое внимание уделяется обучению местных специалистов и
привлечению международных экспертов для обмена передовым опытом в области
сохранения культурного наследия. Государство считает важным не только сохранить
эти памятники, но и сделать их доступными для изучения широкому кругу
исследователей и туристов.
Одной из ключевых задач программы является содействие развитию культурного
туризма. Правительство Монголии надеется, что доступ к таким важным историческим
объектам не только привлечет в страну новых туристов, но и позволит монголам
глубже понять свои корни и историю. Создание интерактивных музеев и
образовательных центров на базе археологических находок станет важным шагом в
продвижении культуры и истории Монголии на международной арене, а также важным
вкладом в воспитание будущих поколений.
БИБЛИОГРАФИЯ
СМ. ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|