Оленные камни. Каменные стеллы с нанесенными на них рисунками.
ТУРЫ В МОНГОЛИЮ
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
ОЛЕННЫЕ КАМНИ МОНГОЛИИ
Оленные камни - один из видов древнего искусства Евразии. Эти необычные монументы, поражающие совершенством техники исполнения и художественной
выразительностью нанесённых на них изображений, относятся к концу эпохи бронзы - раннескифскому времени (первая половина I тыс. до н. э.), хотя культурная
атрибуция их не установлена. Они встречаются на обширной территории от Монголии (где обнаружено подавляющее большинство таких памятников - около 600
из более чем 700 известных) до Кавказа и Германии.
Монголия — своеобразное Эльдорадо по находкам памятников, получивших в литературе наименование оленных камней. Предполагается, что оленные камни устанавливались на месте захоронений воинов или на месте жертвоприношений и служили своеобразными памятниками погребенным. Практически на всех камнях есть изображения оленей как реалистические, так и фантастические. На самых древних камнях изображения примитивны, созданные позже отличаются настоящим художественным мастерством. Нередко на рогах у оленя можно увидеть солнечный диск или другие атрибуты символики.
А. П. Окладников выделяет три основные группы оленных камней: круглые (цилиндрические), прямоугольные и широкие плиты, иногда с кососрезанной вершиной. Н. Н. Диков по стилистическим особенностям изображений оленей выделяет два типа — стелы с реалистическими изображениями и с силуэтными фигурами оленей с клювообразными мордами.
Оленные камни - это высокие каменные стелы, поверхность которых оформлена изображениями. Использовались техники выбивки, прошлифовки, гравировки, прокрашивания. Изображения располагались в определённом порядке; набор их представляет собой устойчивый комплекс, наиболее полно выраженный на оленных камнях Монголии.
Стела делилась на три зоны горизонтально опоясывающими её линиями ожерелья и пояса. Выше ожерелья изображалось лицо (или три наклонных линии вместо него) и серьги. В нижней зоне подвешенными к поясу или выше него изображались с этнографической точностью предметы воинского снаряжения: кинжал, чекан, горит с луком, топор, щит, нож, зеркало, оселок, крюк. Средняя зона заполнялась фигурами различных животных: оленей, лошадей, козлов, кабанов, барсов и др. Чаще всего изображали стилизованных оленей (от чего и происходит название этого вида памятников) с вытянутыми клювовидными мордами и пышными
рогами. Однако таким богатым декором отличаются лишь единичные экземпляры, большинстве «оленных» камней представлена гораздо более скромная иконографическая схема: нет изображений оленей, выбиты лишь некоторые из перечисленных атрибутов.
Кроме оленей на камнях встречаются изображения лошадей, солярных знаков, предметов вооружения, тамгообразных знаков, пояса с орнаментами, различные геометрические фигуры и т. д. Олени изображаются в традициях эпохи раннего железного века с ветвистыми, большими, закинутыми назад рогами.
В общей сложности из Монголии происходят более 600 оленных камней. Значительная часть оленных камней Монголии сконцентрирована в крупных оленных комплексах, насчитывающих до 10 и более камней. Судя по опубликованным материалам, всего в Монголии выделяется более 20 таких крупных оленных комплексов, не считая многочисленных более мелких местонахождений.
В Монголии оленные камни обнаружены повсеместно, за исключением южных и крайних восточных районов. По особенностям своего оформления оленные камни Монголии можно распределить по трём основным регионам — Западный, Центральный и Восточный. В трёх аймаках Западной Монголии (Баян-Ульгий, Увс и Хобдо) представлены преимущественно оленные камни саяно-алтайского типа без стилизованных изображений оленей. Начиная с Завханского аймака на восток тянется основная зона распространения оленных камней монголо-забайкальского типа. В Восточной Монголии представлены только оленные камни со стилизованными
изображениями оленей. В Центральной Монголии, где сосредоточено основное количество оленных камней, в количественном отношении преобладают оленные камни со стилизованными изображениями оленей, но известны и отдельные находки оленных камней саяно-алтайского типа.
Оленные камни встречаются поодиночке и значительными скоплениями. Многие из них перемещены с первоначальных мест, поэтому вопрос о связи их с тем или иным видом каменных конструкций остаётся дискуссионным. Иногда они установлены у курганов или в оградках, но чаще всего ряды оленных камней являются частью сложных объектов, видимо, имевших ритуальное назначение - жертвенно-поминальных комплексов.
Эти монументы, явно представляющие фигуру вооружённого человека, хотя и лишённые антропоморфных черт, могли быть связаны с идеей жертвоприношений, представляли перешедших в мир иной героев-воинов, воинов-вождей. Возможно, оленные камни были социальными маркерами людей, погребённых в херексурах, и наиболее богато украшенные обелиски отражают набор атрибутов вождей и предводителей.
Оленные камни изучаются с кон. XIX в., но до сих пор актуальны проблемы их выявления и документирования.
В середине 1980-х годов археолог Ю. С. Худяков выявил сопряжённость оленных камней с херексурами на территории Монголии и Забайкалья. На основании этого предложил их объединить в рамках одной культуры, назвав её «культурой херексуров и оленных камней».
В настоящее время правительство Монголии осуществляет национальную
программу под названием «Культурное наследие на камне». Программа направлена на
регистрацию, сохранение и защиту каменных памятников бронзового века по всей
стране.
Западная Монголия.
Западная Монголия. В Западной Монголии найдено несколько однотипных оленных камней с широкой полосой-повязкой в верхней части, тремя наклонными линиями, серьгами, ожерельем и поясом с подвешенными к нему предметами вооружения. В некоторых случаях серьги переданы в виде крупных колец показаны не три, а две наклонные параллельные линии; в составе ожерелья на обратной стороне выделена круглая бляха. Иногда на лицевой стороне отдельно помещено изображение кинжала, а на боковой — лук. В одном случае ниже пояса находится изображение свернувшегося хищника; в другом на боковой стороне расположена
фигура стоящего быка. Наиболее интересный памятник из этой серии — оленный камень из сомона Дарви с изображением двухколёсной колесницы с упряжкой лошадей, расположенных спинами друг к другу. Следует отметить, что изображение колесницы из сомона Дарви — единственное вообще по всей территории распространения оленных камней. Этот памятник был установлен с восточной стороны около херексура с кольцевой оградой с 5 “лучами”. Поблизости найдены ещё два оленных камня, которые находились внутри кольцевой ограды херексура с западной стороны от центрального сооружения. Попарно около херексуров с
кольцевыми оградами располагались и некоторые другие оленные камни. Наибольшая концентрация оленных камней Западной Монголии наблюдается в пределах аймака Завхан. Самым ярким из них, бесспорно, является оленный комплекс Даган дэл. Крупная вымостка здесь имела сложную конфигурацию из прямых и ломаных линий, очерчивающих площадь, сплошь выложенную камнем, посередине которой на свободных от камня площадках было установлено 8 оленных камней. Около одного из камней в слое угля и золы найдены несколько каменных пестиков и фрагменты керамики.
Центральная Монголия
Центральная Монголия. Основное количество оленных камней сосредоточено в северных аймаках Центральной Монголии — в аймаках Хубсугул, Архангай и Баянхонгор. В самом северном из них — аймаке Хубсугул, может быть отмечено 8 крупных оленных комплексов. Из них наиболее известный — Ушкийн-Увэр. Оленные камни здесь располагаются тремя параллельными рядами в направлении север — юг, сопровождаются большим количеством различного рода ритуальных выкладок; один из рядов (восточный) непосредственно примыкает с южной стороны к большому херексуру, окружённому круглой оградой и кольцевым ограждением из мелких
ритуальных колец. По совершенству обработки камня, законченности всех сюжетов и художественной выразительности изображений оленные камни Ушкийн-Увэра, несомненно, являются одними из лучших в Монголии. На всех камнях изображены стилизованные фигуры оленей и многочисленные предметы вооружения, в том числе кинжалы с кольчатыми и зооморфными навершиями. Особый интерес представляют оленные камни, установленные рядом с южной стороны в начале двух параллельных рядов оленных камней. На одном из них в верхней части плиты изображено лицо человека с глубоко посаженными глазами, чётко моделированным
носом, небольшим округлым ртом и удлинённым подбородкам. На боковых сторонах показаны уши и продетые в них кольчатые серьги, у одной из которых имеется подвеска — цилиндрик с двумя отходящими вниз ответвлениями. Такого типа серьги характерны для многих оленных камней Центральной и Восточной Монголии. На другом оленном камне в верхней части нанесена сцена терзания лошади двумя хищниками — уникальная для всей серии оленных камней. На этом камне следует отметить и своеобразное навершие кинжала, оформленное в виде передней части фигуры стилизованного оленя с коротким ветвистым рогом.
В расположенном южнее Хубсугула аймаке Архангай можно выделить около 10 крупных оленных комплексов. Помимо херексуров, различного рода выкладок и оград, многие оленные камни здесь были использованы при сооружении и оформления плиточных могил. В сомоне Их Тамир зафиксировано несколько сложных комплексов: вытянутые прямоугольные оградки, херексур с квадратной оградой, сплошные прямоугольные вымостки с большим количеством правильно расположенных ритуальных колец. Все они сопровождаются оленными камнями. Здесь же находились плиточные могилы, для сооружения которых были использованы оленные камки.
Всего в этом комплексе найдено 13 оленных камней. В Эрдэнэ уул оленный камень был установлен на большой квадратной вымостке с пристройками и сопроводительными кольцами. В Хурайн ам оленный камень характерного для Западной Монголии типа находился у подножия гигантского херексура, “окружённого оградками, выкладками из камня сложной конфигурации”. Можно предполагать, что все эти памятники сохранились на своих местах в первоначальном состоянии.
В расположенном южнее Архангая аймаке Баянхонгор наиболее чётко видно сочетание трёх основных типов оленных камней. Так, в Богд сомоне около херексура с круглой оградой с четырьмя “лучами” с восточной стороны находилось 13 ритуальных “курганчиков”, на насыпи одного из которых лежали два оленных камня обычного для Западной Монголии облика — с изображениями поясов, кинжалов и наклонных параллельных линий на лицевой стороне. В Хошоотын нуур четыре оленных камня расположены в ряд на плоских каменных выкладках, идущих в направлении север — юг. Все они относятся к тому же типу; на одном из них,
лучше сохранившемся, в реалистической манере нанесены рисунки стоящих и лежащих оленей, а также фигуры двух свернувшихся хищников. Вместе с тем достаточно широко распространены и оленные камни со стилизованными изображениями оленей. Так, в местности Херексурин денж найдено 22 оленных камня. Практически на всех нанесены стилизованные фигуры оленей, причём среди них представлены как «классические» камни с чётким зональным делением и полным набором реалий, так и стелы без поясков с крупными фигурами оленей и свободно расположенными предметами вооружения — типа Ульзийт сомона. Следует отметить
интересные наборы реалий на двух оленных камнях из этого местонахождения. На одном оленном камне представлены топор, дротик, копьё- и кинжал с навершием в виде головы хищника.
Восточная Монголия
Восточная Монголия. В восточных районах Монголии оленных камней известно значительно меньше, чем в центральных и западных областях. Как уже отмечалось, на всех оленных камнях здесь нанесены стилизованные изображения оленей, а памятников саяно-алтайского типа не обнаружено. В аймаке Хэнтэй находится комплекс Дунд Жаргалант, откуда происходит оленный камень с изображением человеческого лица, по стилистическим особенностям аналогичного Ушкийн-Увэру. Абсолютное большинство оленных камней Восточной Монголии было переиспользовано при сооружении плиточных могил. На оленных камнях, установленных у
плиточных могил на берегу реки Худэр, можно отметить нарушение традиционного порядка в расположении изображений: Широкими сторонами они, как обычно, ориентированы на север и юг, но в данном случае лицевой стороной были не узкие, восточные плоскости камня, а широкие — южные. Именно на южных сторонах находятся пояски, изображавшие ожерелье с подвесками в виде клыков каких-то животных, а на противоположной широкой стороне выбиты пятиугольные решётчатые фигуры. Традиционные колечки также поменяли своё обычное место и располагаются на узких плоскостях стел.
НОВОСТИ
БИБЛИОГРАФИЯ
СМ. ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|