Образ Белого старца в искусстве Монголии
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ МОНГОЛОВ
БУДДИЗМ В МОНГОЛИИ
Образ хозяина земли Белого старца в искусстве Монголии, Бурятии и Калмыкии как отражение взаимодействия культур
Сергелен Бачуулун
Монголо-этнический мир традиционно является местом пересечения различных
культур, где традиции различных народов, входящих в него взаимно дополняют друг
друга, а также происходят процессы взаимодействия между различными пластами
культуры внутри одного народа и т.п. Это объясняется, прежде всего, некоторыми
историческими особенностями формирования монголо-этнического мира. Рассмотрим
своеобразие этих взаимодействий на примере образа хозяина земли — Белого старца.
Белый Старец — Божество, широко распространенное в Восточной и Центральной Азии
и известное под именем Цагаан эбугена, имеет множество местных имен, так
например монгольское С'agan еbugen известно в Монголии также как и Цагаан авга;
буряты называют его Саган vбгэн; халхасцы — Цаhан буурл овгн. По мнению ордосцев,
стоит ему махнуть посохом с драконовой головой в сторону, там начнется падеж
скота в большом количестве и поэтому его называет «Мялзан цагаан овгон» [1], то
есть «Белый старец, повелевающий и жизнью и смертью» [2]. В Калмыкии его имя — «Джилийн
эзэн» или «Джилийн Нойон», что в переводе означает «Хозяин года», под этим же
именем Белый старец известен в Калмыкии, где его также называют «Цаган овген»
или «Цаган авга», также «Газрын эзэн» «Делкян Цаган овген», «Делкян эзен» и «Когшин
Богд» [3] — то есть «Хозяин пространства», «Хозяин всей земли» или «Хозяин
мира». Его еще считали общекалмыцким покровителем, называя Ики бурхан — «Великое
божество», «Хозяин всего пространства». Хозяин Мира — в этой названии наверное
осталось из древних корней, возможно он был главным поклонением. Еще одно из
названий Белого старца — это Нуудг бурхан — «Кочующий бурхан», то есть
«Возвращающий на свои кочевья в новолуние и полнолуние» [4]. С образом Белого
Старца в Тибете Н. Жуковская связывает Пехара, в Китае — Шоу Сина, в Японии —
Фукурокудзю и Дзюродзина [5].
Тексты, посвященные Белому старцу, свидетельствуют, что его чтят как покровителя
богатства, счастья, удачи, семейного благополучия, как божество долголетия,
плодородия, продолжения рода. В Монголии он — «хозяин скота», хозяин Земли и
всего, что находится на ней — камней, лесов, воды, трав, зверей; его называют
хозяином духов-хозяев земли, т.е. ставят иерархически выше обычных монгольских
духов хозяев. В сутре из монастыря Гандан он действует как «Давший обет помогать
всем живущим». Эти же функции Цагаан Эбугена упоминаются и в сутре,
опубликованной А.М. Позднеевым [6].
В след за Н. Жуковской исследователи связывают с образом Белого старца тот
уровень религиозного сознания, который О. Розенберг определил как «народную
религию» [7], т.е. особую форму сознания, где непосредственно соприкасаются,
образуя синкретический сплав, языческие верования разных народов и более поздние
явления, представленные мировыми религиями, в нашем случае — буддизмом. Это
взаимодействие официальной догматики и культов мировых религий с народными
языческими верованиями фактически становится реальной религией народных масс.
Подобное явление религиозного сознания отмечается на материале исторических
судеб язычества практически всех народов. Так, о важных для нас судьбах
славянского язычества писали Б. Рыбаков, Б. Успенский, Г. Носова и др. Каковы
основания, почва подобного сплава? Есть ли это внешняя частная уступка,
локальное заимствование, обусловленное приспособлением мировой религии к более
древней, местной традиции в условиях прямых конкретно-исторических контактов;
известное проявление толерантности, свойственное мировым религиям или проявление
неких существенных, единых универсальных оснований религиозного сознания.
Исследователи, и прежде всего авторитетнейший специалист в области северного
буддизма Н. Жуковская [8], приводят убедительные доказательства того, что
включение образов языческого пантеона в буддизм не являлось следствием чисто
механических заимствований. Для того, чтобы быть включенным в новый пантеон,
дух-Хозяин места должен был преобразить себя, совершить некий подвиг, взойти на
новую ступень духовного сознания, взрастить мощь более тонкого, а следовательно,
более глубокого проникновения в существо мира.
Таким подвигом могло стать участие в битве с врагами истинной веры и победа над
ними, достижение статуса Старца, — того состояния святости, когда одного
благожелательного взора, одного жеста уже достаточно, чтобы вокруг расцвела
Жизнь. В редких случаях это могла быть встреча с самим Всесовершеннейшим Буддой.
В материалах, связанных с Белым старцем, соблюдены все эти условия. В
упоминаемой сутре, опубликованной А. Позднеевым, подробно описыва ется
знаменитая встреча Белого Старца с Благословенным.
Будучи канонизированным, в XVIII веке, когда в свод буддийс ких сочинений была
введена сутра «Воскурение и приношение Белого Старца», Белый старец оказался
включенным в число действующих лиц цама-мистерии устрашения еретиков и врагов
веры, умиротворения и нейтрализации, злых духов, торжества над ними. Так белый
Старец вошел в число известных буддийских богов-защитников веры.
Наконец, как отмечается в вышеназванной сутре, Мудрый Белый Старец, достиг
состояния святости, и тогда, куда бы он ни кинул благословляющий взор, повсюду
расцветала Земля, плодился скот, рождались дочери и сыновья, приходило «счастье
совершать добродетельные дела». При отсутствии внимания с его стороны тускнело
все вокруг, жизнь замирала. Взгляд неодобрения греховных человеческих деяний нес
«несчастные дни»: болезни, раны, обман, убытки, мучения, смерть.
Так, не теряя основ персонажа языческого пантеона, образ Белого старца
развивался, трансформировался, наделялся чертами, присущими божествам
буддийского пантеона.
Среди других возможных оснований взаимной адаптации языческого комплекса и
мировых религий ученые (Н. Жуковская, А. Позднеев, В. Топоров и др.) называют
некие общие типологические черты, характерные для религиозно-ориентированного
сознания различных языческих комплексов и разных мировых религиозных систем
многих географических регионов. Они не обязательно связаны с заимствованиями в
процессе исторических контактов, или с историко-генетическим родством. Нередко
они возникают и существуют независимо друг от друга, будучи схожи в своем
«внешнем выражении (осмыслении, изображении) и в той функциональной роли,
которую они играют в рассматриваемых религиозных комплексах», так например,
говоря о схожести отдельных иконографических элементов, А. Позднеев отмечает:
«буряты-шаманисты убеждены, что «православ ная церковь чествует Белого старца,
объединяя личность последнего со святителем Николаем». В качестве одной из
возможных причин ученый называет известное иконографическое сходство «маститых,
убеленных сединами старцев», одетых в халаты, с посохом, архиерейским жезлом в
руках [9]. Н. Жуковская дополняет это родство указанием на высокий лоб и белую
бороду; а причину его видит в толерант ности буддизма, в обычном внешнем
заимствовании: «В период активной христианизации бурят во второй половине 18 —
начале 19 века, — пишет она, — популярный здесь образ Белый старец слился с
популярным же образом православной церкви, каким был Никола Угодник» [10].
Однако, исследовательский пафос монографии Н. Жуковской выводит сопоставление
языческого образа, бытующего в Централь ной и Восточной Азии, с одним из самых
популярных христианских святых — Николаем Чудотворцем (Николаем Угодником,
Николаем Мирликийским — Николой — в древнерусской форме, удержанной
старообрядческой и фольклорной традицией) за пределы обычного типологического
сходства к упоминаемой проблеме народной религии.
Известно, что образ Николая Чудотворца подвергся, пожалуй, самой сильной
фольклорной мифологизации. Культ его на Руси вплоть до 18 века был низовым,
плебейским, сливался на периферии с реликтами языческих медвежьих культов. Он
восходил к персонажам славянской мифологии: к Миколе, Николе, Николаю
Дуплянскому, к Велесу — покровителю скотоводства и земледелия, «скотьему богу»,
культ которого переплетался с почитанием медведя как хозяина животных; к хозяину
земных вод; усмирителю водных стихий; к наделяющему богатством; к милостивому
земному персонажу — Заступнику, противостоящему грозному небесному громовнику и
др [11]. (В.В. Иванов, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский и др.). Таким образом, как и
Белый старец в народной религии стал своеобразным соединительным звеном между
добуддийским язычеством и буддийским религиозным комплексом, так и Никола
Угодник тоже оказался «местом встречи» между дохристианскими персонификациями и
христианской святостью.
Черпая углубление и уточнение нравственной координаты в «глубинах духовной
памяти», родственной основам Учений мировых религий, народное сознание в своих
высших формах непосредственно адресовалось к природному религиозному чувству и
опираясь на него как на родовое качество человека, просто и убедительно
совмещало ранние архаические верования с более поздними религиозными системами,
утверждая таким образом универсальность, всеобщий характер основных,
фундаментальных религиозных представлений и соответствующих им моделей мира.
Искусство, будучи одной из древнейших форм познания мира человеком, одним из
ранних способов проникновения в тайны Природы — «Учительницы Учителей» (Леонардо
да Винчи), — сохраняло яркие свидетельства природной религиозности человека как
его родовой черты. Такими свидетельствами, в частности, можно считать в
изобразительных искусствах так называемые «иконографические универсалии» —
сохраненные и закрепленные культурной традицией эталонные наборы знаков.
Типологические признаки, характеризующие персонажей различных уровней
религиозного сознания, — от язычества до систем мировых религий, — различных
регионов, разных эпох (например, аллегории, атрибуты, ипостаси, отдельные
композиционные правила и т.д.), типологические моменты в истолковании их смыслов
и т.д.
Как свидетельствуют сутры, а также известные и датированные изобразительные
образцы, изученные бурятскими исследователями, иконографическая традиция образа
Белого старца сложилась к XVIII веку, незначительно изменившись к началу XX-го
столетия. В ней можно отчетливо выделить несколько групп. Прежде всего —
иконографи ческие признаки места пребывания персонажа: «Гора» о пяти вершинах
[12], пещера, плодовитый лес, плодоносящие дерево, в том числе персиковые
деревья, вода (река, обтекающая место, где сидит Белый старец, или озеро перед
ним) [13]. В танке XVIII века, описанной бурятскими исследователями, Белый
старец изображен на фоне спинки трона, символизирующего согласно культурной
традиции многих народов вход в храм, ворота-торана, Дерево жизни. Бурятская
танка несет заметные стилевые черты китайской живописи [14]. Это изображение
Белого старца в образе китайского сановника. Интересно, что гора Утайшань
находится в приграничной с Монголией провинции Шань Си. Здесь, на горе
расположен монастырь — главное святилище Манджушри.
Другая группа иконографических признаков характеризует саму фигуру Белого
Старца: «белый как снег, с бородой и волосами цвета раковины», с большим,
высоким лбом, в буддийской изобразительной традиции восходящим к теменной
выпуклости или ушнине, обозначающей высшую меру знания и мудрости. Еще одну
группу составляют предметы, символизирующие основные функции божества: жезл,
посох с одной или двумя головами дракона в правой руке, в левой — «драгоценный
камень Чинтамани [15], исполняющий желания», как свидетельствует сутра из
монастыря Гандан, в форме трех сокровищ, трех драгоценностей, триратны, имеющие
символическое значение «тайны трех-в-одном». Драгоценный пояс, проходящий через
три мира, нить, связующая различные миры в структуре мироздания; «свое» и
«чужое», «другое» пространство, источник жизненной силы; фигуры животных,
водоплавающи х птиц; книга судеб — символы долголетия [16].
Известные нам на данный момент бурятские, калмыцкие и монгольские танки Белого
старца свидетельствуют о том, что встречаются как изображения метафизические, с
усложненной развернутой символикой [17], так и образы, окрашенные экспрессивными
душевными переживаниями [18], а также земной, народный образ [19]. Если же
сравнивать монгольские, бурятские и калмыцкие изображения Белого старца между
собой, то уже при первом приближении обнаруживается вполне ощутимые отличия.
Монгольские изображения несут знаки древней магической экспрессии, лицо и улыбка
— даже в их добродетельной, а тем более устрашающей ипостаси — имеет выражение,
свойственное тотемической маске, несет печать архаической застылости, некой
древней неподвижности. Недра планеты, недра земли, более проявляется космичность
хозяин земли, года, вселенной, пантеисти ческая традиция, сохраненная и
обогащенная буддизмом.
В бурятских танках сказывается постоянный контакт с христиан ской традицией, в
ее православной и более того, часто в Сибири в старообрядческой интонации,
усмиряющей смятенность души, гармонизирующей внутренний хаос. В русской
художественной традиции, свет ожидания чуда просвечивает сквозь плотское,
по-иному, более тонко структурирует телесное, чтоб в процессе дальнейшей
духовной работы произрасти и преобразовать его. Калмыцкие образы более портретны
и более индивидуализированы, фольклорно-народные. Толчок в развитии
фольклоризации калмыцкой иконографии связан с ослаблением отношений с
монгольскими и тибетскими религиозными центрами в конце XIX — в начале XX века
[20].
В заключение подчеркнем следующее. Исследование образа Белого старца в культурах
Монголии, Бурятии и Калмыкии свидетельствует о своеобразии взаимодействия
культур в пространстве монголо-этнического мира. Сохраняя опору на родовую
культурную общность, монголо-этнический мир создает условия таких отношений
традиций входящих в него народов, при которых оказывается возможным существенное
обогащение, утончение образа мира каждого из них при сохранении самобытности и
внутренней целостности.
ЛИТЕРАТУРА
- Путь Востока. Межкультурная коммуникация. Материалы VI Молодежной
научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия
“Symposium”. Выпуск 30. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество,
2003. С.53-60
- Оригинал статьи //anthropology.ru/ru/texts/bachuulun/east06_09.html
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
|