Маршрут Ханх - Хатгал. По восточному берегу Хубсугула.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
Хубсугульский аймак
ПОСЕЛОК ХАНХ - ПОСЕЛОК ХАТГАЛ
До озера Хубсугул ближе и быстрее добираться из Иркутска через пос. Монды (320 км по асфальту 6-7 часов пути
вместе с переходом через границу), чем из Улан-Батора (800 км, 2-2.5 дня пути по гравийным дорогам). Стоимость трансфера Иркутск - Монды около 9500-10000 рублей (микроавтобус). Но далее возникает вопрос о том, как попасть с северной оконечности
озера Хубсугул до поселка Хатгал (откуда возможно дальнейшее путешествие в любом направлении). Существует три варианта путешествия на данном отрезке: водный, автомобильный (гужевой) и зимой по льду замерзшего озера.
Рассмотри все варианты.
ВОДНЫЙ ПУТЬ ИЗ ХАНХА В ХАТГАЛ
На озере очень мало судов и моторных лодок. В 2000 г. возобновились рейсы судна морского типа "Сухэ-Батор" по озеру, на котором можно перевезти машины. Судно курсирует нерегулярно, по предварительному заказу от пос. Ханх до пос. Хатгал (10 ч хода).
Катер типа "Ярославец" с именем "Хувсугул трэвел" имеет туристическая база "Тойлогт", судно на воздушной подушке "Хивус-10" - туристическая база "Номады 21-го" (от пос. Ханх до пос. Хатгал -
2,5 ч хода). Но п нашим сведения база "Номады - 21-го" уже не функционирует.
ЗИМНИЙ ВАРИАНТ. ДОРОГА ПО ЛЬДУ
Озеро ежегодно замерзает в конце ноября, лед имеет толщину до 1,4 м, по льду прокладывается автомобильный зимник. Вскрытие озера происходит в мае, лед в северной части озера плавает до начала июня.
Становых трещин там немного. Тем ни менее при движении по озеру необходимо соблюдать предельную осторожность, обязательно проверяя места, которые цветом хоть немного отличаются от остальной поверхности льда. Ледовая дорога обычно отмечается вешками,
но в малоснежные зимы единственной приметой дороги иногда бывает накат на льду, оставляемый автомобильными шинами. Основная дорога по льду проходит как правило ближе к западному побережью озера.
На Хубсугуле достаточно часто бывают метели. В такую погоду выход на маршрут одной машиной, тем более без местного проводника, чреват серьезными проблемами.
Для самого экстренного случая в условиях зимы (поломка автомобиля, заблудились, кончается бензин и т.д.) рекомендуем иметь паяльную лампу, ведро с песком (еще не помешает и пара кирпичей) с тем, чтобы, разогрев ведро паяльной лампой, можно
было поставить его в салоне автомобиля. Практика показывает, что одного такого «теплосеанса» хватает на 2-3 часа. Надежные палатка и спальники могут стать дополнительной гарантией безопасности. Кусок полиэтилена спасет вашу машину от ветра, и поможет
сохранить тепло.
Возможен проезд на автомобилях, мотоциклах и велосипедах.
Дорога на велосипедах занимает 2-2.5 дня. Обязательна шипованная резина, т.к. при боковом ветре велосипедиста просто сдувает с трассы. Когда выпадает свежий снег двигаться затруднительно на велосипеде и мотоциклах.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПУТЬ ХАНХ - ХАТГАЛ
Автомобильный путь, т.к. назвать дорогой этот путь не возможно. Проезд по берегу озера Хубугул на автомобилях от Ханха до Хатгала возможен только по восточному берегу (177
километров - 12 - 48 часов пути). Но дорога может занять и 4 дня, и неделю в зависимости от времени года и погодных условий. Дорога вдоль восточного берега
озера – единственная, связывает южную оконечность озера с северной, в основном она проходит вдали от берега и преодолима только для внедорожников (УАЗы, джипы
(причем УАЗы предпочтительнее), грузовики ГАЗ-66).
Особенность дороги в том, что большая ее часть проходит по заболоченным высокогорным плато с лишайниково-моховой тундрой, где для проезда без лопаты и
троса зачастую не обойтись. Многие застрявшие автомашины вынуждены проводить ночь в болоте на этой дороге, полностью севшую на раму машину удается
высвободить только с помощью помощников из кузова, проходящего мимо какого-либо грузовика. Ехать часто приходится по глубокой колее с грязью и водой, настолько
глубокой, что легко сесть на мост. Попытки обойти сложные участки в стороне от дороги заканчиваются обязательным проваливанием сквозь тонкий поверхностный дерн
в жидкую трясину. Колея дороги в этом плане, несмотря на свою разбитость, надежнее объездов по целине, на которой машина садится гарантированно.
Непрерывное движение в течение дня со средней скоростью 5–10 км в час по ямам с водой и кочкам сильно изматывает пассажиров. Даже на УАЗе водитель рискует
оторвать выхлопную трубу, маневрируя между крупными валунами и глубокими ямами. Дорога местами идет по остроконечным базальтовым камням. Кроме болот и грязи,
серьезным препятствием после дождей могут стать многочисленные броды через реки, впадающие в Хубсугул. Через них нет мостов, а глубина на переправе может
увеличиться до 1,5–2 метров. Единственное, что остается в таких случаях – ждать падения воды. Наибольшее количество осадков (до 120 мм) выпадает в июле. По
высокой воде можно повстречаться с селевыми выносами.
Вот как описывают дорогу местные жители:
- Первые 60 километров дороги Ханх - Хатгал -- дорога, в принципе, сносная. (Правда есть несколько довольно крутых перевалов, каменистые подъемы. Часть дороги идет по склонам гор (при нагруженном верхнем багажнике ощущения непередаваемые).
Устье реки Ноён-Гола. В 48 км южнее пос. Ханх, на восточном побережье озера находится устье р. Ноён-Гол с живописными небольшими песчаными дюнами на бортах долины. В заболоченном устье река образует рукава с медленным течением,
которые облюбовали для гнездовий утки и лебеди. В устье реки прекрасная рыбалка. Справа и слева от устья есть великолепные места для установки палаточного лагеря.
- Дальше -- еще километров 20 -- плохая, но терпимая.
- Потом -- начинаются камни и грязь -- 40 км (главное, чтобы не было дождей).
- Последние 60 км до Хатгала -- уже ничего.
В Ханхе можно нанять монгольский УАЗик, либо караван лошадей. Время в пути на лошадях сравнимо с передвижением на автомобиле. Караван дойдет до Хатгала за 2-3 дня.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ИНФОРМАЦИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|