English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

Налайх. Один из административных районов Улан-Батора.

СТОЛИЦА СТРАНЫ

ОТДЕЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН УЛАН-БАТОРА

НАЛАЙХ


Налайх. Небольшой городок. Расположен в 35 километрах на восток от Улан-Батора. Является одним из девяти административных районов столицы Монголии Улан-Батора, так, как ранее снабжал столицу углем. Угольная шахта в Налайхе в настоящее время закрыта. Население — 30049 человек (на 2010 год). Значительную часть жителей составляют этнические казахи. Разделён на 6 микрорайонов.
 

Добыча угля на шахте "Налайх" началась в Монголии в 1940-х годах при технико-экономическом содействии бывшего СССР. До 1990-х годов оно являлось одним из крупнейших предприятий угольной отрасли страны. С освоением новых месторождений угля в Монголии шахта в 1994 году в связи с нерентабельностью была закрыта. С тех пор оставшиеся безработными большая часть жителей города, в котором проживает свыше 30 тысяч человек, вынуждены, чтобы прокормить свои семьи, заниматься незаконной добычей угля.
 


Просмотреть увеличенную карту
ТРАНСПОРТНОЕ СООБЩЕНИЕ

Развитие железнодорожного транспорта в Монголии пошло от узкоколейной железной дороги Улан-Батор - Налайх. Ветка построена в 1938 г. для снабжения столицы Монголии углём. Первый поезд прошёл 11 июля 1938 г.; сдана в эксплуатацию осенью того же года. В 1955 г. от Улан-Батора до Хонхора построена магистральная линия широкой колеи на Замын-Ууд. В 1958 г. УЖД перешита на широкую колею. Подвижной состав: Паровозы серий 157, 159 и ВП1. В музее УБЖД можно увидеть паровоз серии 159.
 

Налайх расположен на перекрестке дорог Улан-Батор - Чойр - Сайншанда - Замын-Ууд и Улан-Батор - Чингис-Хот - Чойболсан.
 

  • В 2013 году полностью отремонтирован участок трасы от перекрестка Улан-Батор - Баганур и Улан-Батор-Чойр до Национального парка Тэрэлж и статуи Чингисхаана.

  • В октябре 2013 года сдан в эксплуатацию участок асфальтированной дороги (25 километров) от шоссе Налайх - Чойр до административного центра Тув аймака городом Зуунмод.

  • 4 ноября 2019 года состоялось открытие новой четырехполостной автодороги Улан-Батор - Налайх протяженностью 20,9 км.
    Трасса была реконструирована на средства льготного кредита предоставленного КНР. Работа по обновлению дороги началась 20 апреля 2019 года. Новая трасса шириной 7 метров с бетонным ограждением. В рамках этого проекта на дороге установлены 38 дренажных труб для отвода вод, построены подземные переходы, мост длиной в 20,75 метр через реку Туул, пешеходные и велосипедные дорожки.
     

За Налайхом в настоящее время построен и действует первый в Монголии частный аэродром. Подробных данных нет.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НАЛАЙХА И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Выступления эстрадно-цирковых артистов и этно-фольклорных музыкальных коллективов, конные состязания и народные гулянья представителей казахской диаспоры Монголии у подножья величественного монумента Чингисхану в пригороде Улан-Батора в начале августа 2008 года ознаменовали открытие фестиваля «Алтын Беркут-2008». Казахи из Баян-Ульгий, Ховд и других аймаков Монголии поставили в пригородном районе Налайх около двух десятков белоснежных юрт, в которых организовали импровизированные этно-культурные музеи казахского быта и даже временные жилища для своих любимцев – беркутов, которым в назначенный час предстоит сразиться в силе, ловкости и мастерстве охоты.
 

Местные чиновники рассказали, что в район Налайх, известный богатыми залежами угля, на протяжении ряда лет для работы на местных шахтах съезжалось большое количество казахов. В силу профессиональной деятельности, представители казахской диаспоры здесь отличаются слаженностью и социальной активностью, часто организуя мероприятия республиканского масштаба. Подобные фестивали привлекают гостей и туристов не только из Казахстана, но и из Японии, Кореи и западных стран.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Угольная шахта «Налайха». До 1990 года основным предприятием Налайха была угольная шахта, которая была основным источником топлива для столичных ТЭЦ. При Богд-хаанской Монголии китайцы ручным способом добывали уголь на этом месторождении, в 1920 году поставлена основа шахты. Разработка месторождения Налайх, что в 35 км к юго-востоку от столицы Монголии Улан-Батор, началась в 1920 году. В 1922 году Народное правительство зарегистрировало эту шахту, как первое предприятие Монголии. До 1950-х годов Налайх оставалось единственным угледобывающим предприятием в стране, на котором работали полторы тысячи человек. В этот город, являвшийся на тот момент самым промышленно развитым населенным пунктом страны, стекались мигранты со всей Монголии. В 1954-1958 гг. на этом месторождении открылась современная шахта в результате осуществления технологической модернизации.
 

Трагический взрыв метана в 1990 году, приведший к гибели 21 человека, вынудил власти закрыть шахту." В спасательных работах участвовали советские горноспасатели. Погибшие шахтеры похоронены на городском кладбище расположенном на холме, слева от дороги ведущей в национальный парк Тэрэлж.

 

"С прекращением поддержки со стороны СССР мы не могли позволить себе больше технологию, требующую проведения широкомасштабных подземных работ", – говорит бывший сотрудник шахты Налайх, а ныне главный инспектор местной Горно-геологической инспекции Чогтхуу Лувсанг (Chogtkhuu Luvsang). Вместо этого правительство сосредоточило внимание и ресурсы на менее дорогостоящих месторождениях, разработка которых осуществляется открытым способом. После аварии 1990 года добыча угля на территории Монголии переориентировалась на менее дорогостоящие месторождения, разрабатываемые открытым способом." Как раз в 1990 году Баганурский угольный разрез был полностью введен в эксплуатацию (мощность до 6 млн. тонн угля в год).
 

По решению соответствующего ведомства от 1995 года добыча полезного ископаемого на этой шахте приостановлена. После официального закрытия шахты и сопутствующих предприятий, массы новоиспеченных безработных из числа квалифицированных шахтеров принялись разрабатывать шахту неофициально. К 1994 году власти попытались вернуть под свой контроль освоение месторождения Налайх путем выдачи лицензий. "Сейчас здесь 36 компаний, имеющих лицензии, но все они работают одинаково – с соблюдением минимальных правил техники безопасности", – говорит Чогтхуу Лувсанг." Добываемый уголь идет в основном на отопление юрт в Налайхе и Улан-Баторе. Промышленного значения добыча угля в Налайхе не имеет. "Власти уделяют слишком мало внимания Налайху, нацелившись на более крупные проекты, предполагающие серьезные зарубежные инвестиции."
 

"Шахтные стволы в Налайхе сегодня роются разными проходческими бригадами в произвольном порядке, практически без всякой координации действий. Все чаще появляются провалы, так как стволы слишком близко подходят друг к другу и делаются все глубже и глубже. Во многих случаях проходчики даже не заботятся о том, чтобы ставить подпирающие балки, считая это лишними расходами." Глубина забоя доходит до 100 метров и более.
 

С началом демократических преобразований "с начала 1990-ых годов и прекращением советского субсидирования одноименная шахта Налайх превратилась в самое, пожалуй, опасное место в Монголии. И все равно, в отсутствие контроля со стороны властей, до 2х тысяч шахтеров в неофициальном порядке продолжают добывать в ней уголь." С момента официального закрытия шахты по настоящее время в результате аварий, погибло более 180 человек. "Погибшие – в основном молодые люди в возрасте от 23 до 35 лет."
 

Монгольские геологи оценили запасы этого месторождения в 75 млн. тн. По статистическим данным, добыта одна треть /25 млн.тн/ всех запасов данного месторождения в течение 50 лет. Остальные запасы вполне обеспечат спрос малого и среднего предприятия в Улаан-баатаре, столичного населения в последующие 30-50 лет.
 

Другие производства. В настоящее время в Налайхе построен небольшой цементный завод, действуют многочисленные полукустарные предприятия по производству блоков.

НОВОСТИ

21 января жители двух столичных префектур Баганура и Налайхи провели референдум об изменении статуса своих территорий. Ещё во времена социализма этим населённым пунктам, находящимся соответственно в 120 и 40 км от Улан-Батора, был дан статус районов столицы, что давало некоторые льготы. Сегодня жители этих префектур высказались за преобразование их места жительства в самостоятельные города. Очевидно, что предстоит и внесение изменений в Конституцию, так как «Основной закон» признает в стране наличие только одного города - Улан-Батор. Новости сайта «Монголия Сейчас»

НАЛАЙХ СОВЕТСКИЙ

Еще населенный пункт Налайх для русских означает бывший советский военный аэродром (построен в 1969 году). Там стояли два авиационных полка, два ОБАТО, дивизион связи, рота связи. Подробнее о бывшем советском военном аэродроме в Налайхе можно почитать здесь...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
  • Использовались материалы статьи ."На старейшей шахте страны гибнут люди". 29 апреля, 2011. Перли Джейкоб. Монголия. Оригинал статьи russian.eurasianet.org/node/58658
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Фотография. Налайх. Монголия.

Фотография. Налайх. Монголия.

Фотография. Налайх. Монголия.

Фотография. Налайх. Монголия.

Фотография. Мусульманская мечеть. Налайх. Монголия.

Фотография. Мусульманская мечеть. Налайх. Монголия.

Фотография. Буддийский монастырь Сайн Намуун. Налайх. Монголия.

Фотография. Буддийский монастырь Сайн Намуун. Налайх. Монголия.

 

 

- Налайх. Информация. Достопримечательности.

- Бывший Совесткий аэродром Налайх.
 

- Налайх сегодня. Страницы фотоальбома.

 

- Общая информация

- История Улан-Батора

- Улан-Батор сегодня

- Достопримечательности

- Музеи Улан-Батора

- Памятники и монументы

- Монастыри, храмы Улан-Батора

- Театры

- Галереи искусств

- Дворец Бракосочетания
 

- Магазины, рынки

- Кафе, рестораны

- Выставки Улан-Батора

- Общественный транспорт
 

 

- Багануур.

- Багахангай.

- Налайх.
 

 

- Поселок Гачуурт.

- Детский лагерь "Найрамдал".
 

 
 
 

Групповые туры 2024
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии
 

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы
 

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты
 

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения
 

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru