Баганур. Достопримечательности центрального аймака Монголии.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЙМАК
БАГАНУУР
Город Багануур (до 1989 г. по-русски именовался Баганур, монг. Багануур — «Малое озеро») расположен в центральной части Монголии в 117 километрах
восточнее Улан-Батора, практически на границе с Хентийским аймаком. Соединен с трансмонгольской магистралью железнодорожной линией для транспортировки добываемого угля. Линия Багахангай - Багануур имеет протяженность 94 километра.
Багануур — из-за удалённого расположения воспринимается как отдельный город, тогда как в административном отношении Багануур не является самостоятельным населённым пунктом а является одним из девяти административных районов, составляющих особую
административную единицу Монголии - столичный город Улан-Батор. Багануур административно подразделяется на 4 микрорайона (монг. хороо). 21 января 2014 года жители двух столичных префектур Баганура и Налайхи провели референдум об изменении статуса
своих территорий. Ещё во времена социализма этим населённым пунктам, находящимся соответственно в 120 и 40 км от Улан-Батора, был дан статус районов столицы, что давало некоторые льготы. Сегодня жители этих префектур высказались за преобразование
их места жительства в самостоятельные города.
Молодой город Баганур возник в 1978 году в степи юго-восточнее столицы на базе богатого угольного месторождения. Население его в 1987 г. вместе с работающими здесь советскими специалистами составляло около 9 тыс. человек. В настоящее время население
около 26 тыс. человек. Один из немногих населенных пунктов где было Советское консульство. 30 апреля 1992 года постановлением правительства РФ № 275 была прекращена деятельность Генерального консульства России в Баганууре.
Багануур в градостроительном отношении является самостоятельным населённым пунктом имеющий площадь 620 км2 и располагающийся на границе Центрального аймака (Тув) и Хэнтийского аймака.
В некоторых источниках указывается, что Багануур изначально создавался как место расположения советской танковой дивизии; впоследствии советские геологи разведали в окрестностях будущего города месторождение энергетических бурых углей,
с советской экономической помощью был сооружены Баганурский угольный разрез и город. Трудно сказать так это или нет. 12 Мотострелковая Дивизия (12МСД) была передислоцирована в Монголию в марте 1979 года. Угольный разрез начал строится в 1982 году,
т.е. как бы уже после того как дивизия уже прибыла к месту постоянной дислокации. Но скорее всего вопрос решался комплексно, т.к. Советские дивизии стояли в местах, где довольно близко подходят железнодорожные ветки (для оперативного снабжения и
переброски войск). Т.е. к моменту передислакации дивизии видимо уже был план расширения Багануурского угольного разреза.
Ныне Багануур является одним из крупнейших промышленных центров Монголии и входит в десятку крупнейших городов страны.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Градообразующее предприятие - Угольный разрез “Баганур” .
Добыча угля открытым способом. По оценкам запасы угля около 300 млн.
тонн. К 1980 году угледобывающий комплекс Монголии включал в себя 13 угольных разрезов и две угольные шахты. Крупнейшими предприятиями в этот период, дававшими 2/3 всего угля, были
шахты Налайха и разрезы Адунчулунский и Шарынгольский. После 1980 года проведено расширение Шарынгольского разреза с 1,1 млн. тонн до 2,5 млн. тонн и строительство гигантского по монгольским масштабам
Баганурского угольного разреза мощностью 6 млн. тонн угля в год. Угольный
разрез начал строиться в 1982 году, первая очередь была введена в
эксплуатацию в 1984 году.
Строительство угольного разреза включало: разметку карьера и отвального хозяйства;
строительство цехов дробления, рассортировки и погрузки добываемого угля; ремонтно-складского хозяйства, административного корпуса, вспомогательных сооружений, коммуникаций. В 1990
году угольный разрез был полностью введен в эксплуатацию.
ТРАНСПОРТ
Багануур является конечной точкой железнодорожной ветки, которая связывает город с основной линией трансмонгольской железной дороги в Багахангае. Из-за высокой стоимости эксплуатации монгольская железная дорога прекратила пассажирское сообщение с Баганууром, оставив грузовые поезда, везущие, как правило, каменный уголь и следующие к ближайшим городам.
К Баганууру также ведёт 138 км асфальтовое шоссе, завершённое в 2013 году. Участок автотрассы Улан-Батор - Баганур -
Чингис-Хот - Чойбалсан является участком проекта "дороги тысячелетия"
Участок Улан-Батор - Налайх: До Налайха от Улан-Батора новая 4х полосная трасса, которую сдали осенью 2019 года. После поворота влево в обход Налайха до развилки на Тэрэлж, дорога в 2013 году была полностью отремонтирована.
Участок Налайх - Эрдэнэ - Баганур: Хорошая асфальтовая дорога. Полностью закончена в 2013 году.
После Баганура, на восток идет хорошая трасса до Ундерхана (ныне Чингис хот). В 2012 году сдан в эксплуатацию новый мост через Керулен. Перед мостом пост дорожной полиции и транспортных сборов.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
По дороге к Багануру обязательно следует остановиться около туристического комплекса "Статуя Чингисхана".
Туристический комплекс "Статуя Чингис Хана" расположен в 53 километрах на восток от Улан-Батора, между автомобильной дорогой Улан-Батор - Эрдэнэ -
Морон и руслом реки Тола. Комплекс расположен в сомоне Эрдэнэ Центрального аймака Монголии. В настоящее время уже установлена самая большая в мире 40 метровая статуя Чингис Хана.
Национальный парк 13 века, находится в 35 километрах от населенного
пункта Эрдэнэ (дорога Улан-Батор - Баганур). Для проезда в национальный парк 13 века, необходимо повернуть вправо на въезде в Эрдэнэ (разу после поста полиции). Внимание!!! Посещение парка возможно только
при наличии ваучера на туристическое обслуживание. Приобрести его можно в нашем офисе в Улан-Баторе. Без ваучера туристы на территорию туристического комплекса не допускаются, и оплатить на месте не возможно!
НОВОСТИ
21 января 2014 года жители двух столичных префектур Баганура и Налайхи провели референдум об изменении статуса своих территорий. Ещё во времена социализма этим населённым пунктам, находящимся соответственно в 120 и 40 км от Улан-Батора,
был дан статус районов столицы, что давало некоторые льготы. Сегодня жители этих префектур высказались за преобразование их места жительства в самостоятельные города. Очевидно, что предстоит и внесение изменений в Конституцию, так
как «Основной закон» признает в стране наличие только одного города - Улан-Батор. Новости сайта «Монголия Сейчас»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|