Багануур. Достопримечательности центрального аймака Монголии.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЙМАК
БАГАНУУР


Город Багануур (до 1989 г. по-русски именовался Баганур, монг. Багануур — «Малое озеро») расположен в центральной части Монголии в 117
километрах восточнее Улан-Батора, практически на границе с Хентийским аймаком. Соединен с трансмонгольской магистралью
железнодорожной линией для транспортировки в Улан-Батор каменного угля. Линия Багахангай - Багануур имеет протяженность
94 километра.
Багануур — из-за удалённого расположения воспринимается как отдельный город, тогда как в административном отношении Багануур не считается самостоятельным
населённым пунктом, а является административным районом Улан-Батора. Багануур административно делится на 4 микрорайона (монг. хороо).
Молодой город Баганур возник в 1978 году в степи юго-восточнее столицы на базе богатого угольного месторождения. Население его в 1987 г. вместе с работающими
здесь советскими специалистами составляло около 9 тыс. человек. В настоящее время население около 26 тыс. человек. Один из немногих населенных пунктов где
было Советское консульство. 30 апреля 1992 года постановлением правительства РФ № 275 была прекращена деятельность Генерального консульства России в
Баганууре.
Багануур в градостроительном отношении является самостоятельным населённым пунктом имеющий площадь 620 км2 и располагающийся на границе Центрального аймака
(Тув) и Хэнтийского аймака.
В отдельных источниках указывается, что Багануур создавался как место расположения советской танковой дивизии; впоследствии советские геологи разведали в
окрестностях будущего города месторождение энергетических бурых углей, с советской экономической помощью был сооружены Баганурский угольный разрез и город.
Трудно сказать так это или нет. 12 Мотострелковая Дивизия (12МСД) была передислоцирована в Монголию в марте 1979 года. Угольный разрез начал строится в 1982
году, т.е. как бы уже после того как дивизия уже прибыла к месту постоянной дислокации. Но скорее всего вопрос решался комплексно, т.к. Советские дивизии
стояли в местах, где довольно близко подходят железнодорожные ветки (для оперативного снабжения и переброски войск). Т.е. к моменту передислакации дивизии
видимо уже был план расширения Багануурского угольного разреза.
Сейчас Багануур один из крупных промышленных центров Монголии и входит в десятку крупнейших городов страны.
Экономика Багануура в значительной степени связана с угольной промышленностью.
Баганурский угольный разрез - один из главных поставщиков энергетических
ресурсов для Монголии и вносит значительный вклад в национальную экономику.
Помимо угольной промышленности, город активно развивает и другие
направления: строительство и сельское хозяйство. Современные предприятия и
инвестиции в городскую инфраструктуру способствуют динамичному росту города, что
привлекает новых жителей и поддерживает развитие малого и среднего бизнеса.
Транспортная доступность города играет ключевую роль в его развитии.
Железнодорожная линия позволяет эффективно транспортировать добытый уголь на
запад, в сторону Улан-Батора, а затем и дальше по железнодорожным магистралям.
Дороги, связывающие Багануур с другими регионами страны, постепенно
перестраиваются, что улучшает связь города с остальной Монголией и стимулирует
местную экономику. Благодаря этому, Багануур становится более привлекательным
для инвесторов и новых предприятий.
Городская инфраструктура стремительно развивается. Новые жилые районы,
образовательные и медицинские учреждения формируют современный облик Багануура.
Большое внимание уделяется улучшению условий жизни горожан. Основные направления
работы администрации: развитие общественного транспорта, обеспечение доступа к
современным услугам, благоустройство общественных пространств города. Это
способствует укреплению социальной и экономической устойчивости городской среды.
Багануур продолжает играть важную роль в геополитическом и экономическом
контексте Монголии. Его связь с историей советско-монгольских отношений придает
ему уникальное значение, а стратегическое расположение и промышленный потенциал
делают его ключевым звеном в развитии страны.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Градообразующее предприятие - Угольный разрез “Баганур” . Добыча угля
открытым способом. По оценкам запасы угля около 300 млн тонн. К 1980 году
угледобывающий комплекс Монголии включал в себя 13 угольных разрезов и две
угольные шахты. Крупнейшими предприятиями в этот период, дававшими 2/3 всего
угля, были шахты Налайха и разрезы
Адунчулунский и Шарынгольский. После 1980 года проведено расширение
Шарынгольского разреза с 1,1 млн тонн до 2,5 млн тонн и строительство
гигантского по монгольским масштабам Баганурского угольного разреза мощностью 6
млн тонн угля в год. Угольный разрез начал строиться в 1982 году, первая очередь
была введена в эксплуатацию в 1984 году. Строительство угольного разреза
включало: разметку карьера и отвального хозяйства; строительство цехов
дробления, рассортировки и погрузки добываемого угля; ремонтно-складского
хозяйства, административного корпуса, вспомогательных сооружений, коммуникаций.
В 1990 году угольный разрез был полностью введен в эксплуатацию.
ТРАНСПОРТ
Багануур является конечной точкой железнодорожной ветки, которая связывает
город с основной линией трансмонгольской железной дороги в Багахангае. Из-за
высокой стоимости эксплуатации монгольская железная дорога прекратила
пассажирское сообщение с Баганууром, оставив грузовые поезда, везущие, как
правило, каменный уголь и следующие к ближайшим городам.
К Баганууру также ведёт 138 км асфальтовое шоссе, завершённое в 2013 году. Участок автотрассы Улан-Батор - Баганур - Чингис-Хот - Чойбалсан является
участком проекта "дороги тысячелетия"
Участок Улан-Батор - Налайх: До Налайха от Улан-Батора новая 4х полосная трасса, которую сдали осенью 2019 года. После поворота влево
в обход Налайха до развилки на Тэрэлж, дорога в 2013 году была полностью отремонтирована.
Участок Налайх - Эрдэнэ - Баганур: Хорошая асфальтовая дорога. Полностью закончена в 2013 году.
После Баганура, на восток идет хорошая трасса до Ундерхана (ныне Чингис хот). В 2012 году сдан в эксплуатацию новый мост через Керулен. Перед
мостом пост дорожной полиции и транспортных сборов.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
По дороге к Багануру посетите туристический комплекс "Статуя Чингисхана".
Туристический комплекс "Статуя Чингис Хана" расположен в 53 километрах на восток от Улан-Батора,
между автомобильной дорогой Улан-Батор - Эрдэнэ - Морон и руслом реки Тола. Комплекс расположен в сомоне Эрдэнэ Центрального аймака Монголии. В настоящее
время уже установлена самая большая в мире 40 метровая статуя Чингис Хана.
Национальный парк 13 века, находится в 35 километрах от населенного пункта Эрдэнэ (дорога Улан-Батор -
Баганур). Для проезда в национальный парк 13 века, необходимо повернуть вправо на въезде в Эрдэнэ (разу после поста полиции).
Внимание! Посещение парка возможно только при наличии ваучера на туристическое обслуживание. Приобрести его можно в нашем офисе в Улан-Баторе.
Без ваучера туристы на территорию туристического комплекса не допускаются, и оплатить на месте не возможно!
НОВОСТИ
- 21 января 2014 года жители двух столичных префектур Баганура и Налайхи провели референдум об изменении статуса своих территорий. Ещё во времена социализма
этим населённым пунктам, находящимся соответственно в 120 и 40 км от Улан-Батора, был определен статус районов столицы, что давало некоторые льготы.
Сегодня жители этих префектур высказались за преобразование их места жительства в самостоятельные города. Очевидно, что предстоит и внесение изменений в
Конституцию, так как «Основной закон» признает в стране наличие только одного города - Улан-Батор. Новости сайта «Монголия Сейчас»
- С июня 2019 года Институт археологических и исторических исследований при Академии наук Монголии приступил к изучению культуры и наследия древних
государств и гуннов на территории района Багануур в столице Монголии. В процессе этой работы были выявлены остатки древнего города, относящиеся к
эпохе гуннов. В настоящее время исследовательская команда под руководством доктора Г. Эрэгзэна из Института историко-археологических исследований АН
Монголии занимается раскопками этих руин. Данное открытие окажет значительное влияние на развитие туризма в регионе и поможет передать аутентичную
монгольскую историю будущим поколениям.
На заседании правительства Монголии 17 апреля 2024 года обсуждался законопроект о внесении поправок в закон о правовом статусе города Улан-Батор.
Улан-Батор занимает 0,3% территории страны. При этом в столице живут 47,6% из более чем 3,5 млн населения Монголии. Каждый год в город переезжают
около 40 тыс. жителей из сельских регионов. Это усугубляет многолетние проблемы с нехваткой мест в детсадах и школах, смогом от частного сектора
и дорожными заторами.
Реформа административно-территориальных единиц столицы Монголии начнется с создания городов-спутников в трех отдаленных районах
Улан-Батора. Три из девяти районов столицы - Багануур, Налайх и Багахангай, которые находятся на значительном расстоянии от центра, - будут развиваться
как города-спутники Улан-Батора. Для этого будет разработана правовая основа, которую представят правительству Монголии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|