Бичурин Н.Я. Записки о Монголии. История кочевого народа.
СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ О МОНГОЛИИ
Н.Я.Бичурин
Записки о Монголии. Том 1.
Длительное время единственными источниками сведений о политических и
исторических аспектах Китая, который тщательно изолировался от внешнего мира, не
допуская к себе иностранных дипломатических, торговых представителей, были
духовные миссии. Участники этих миссий стремились изучать китайский язык, а
также знакомиться с традициями, обычаями этой необычной страны, устанавливая
дипломатические связи с её правительством.
Для успешной работы миссии требовались образованные специалисты, способные
заниматься исследовательской деятельностью. Отец Иакинф (в миру Никита Яковлевич
Бичурин), благодаря своей начитанности и эрудиции, отлично подходил для этой
задачи. Тем более, что он уже владел базовыми знаниями китайского языка и
проявлял интерес к китайской культуре. Его сложная ситуация из-за опалы могла
стать препятствием для назначения, однако вскоре это было преодолено. Никита
Бичурин получил должность епископа в Православной духовной миссии в Пекине.
Во время своей поездки в 1821 году Бичурин вёл подробные записи по пути из
Кяхты через Ургу в Пекин. Он старался детально описать страну, с селениями и
городами, природу. Часть этих заметок как раз и была позже включена в его
«Записки о Монголии». Интерес Иакинфа Бичурина к жителям степной страны и Китая,
их образу жизни, культуре имел научно-познавательное значение. Путешествуя
через Монголию, он изучал язык местного населения, с увлечением собирал
историческую, этнографическую информацию о монгольских кочевниках.
Особое внимание в своей работе Бичурин уделил изучению обычаев и уклада жизни
монгольских кочевников. Он подробно описал их палатки, или юрты, устройство
которых было продумано до мелочей для удобства жизни в суровых климатических
условиях. В своих заметках он отмечал, как скромно, но при этом с исключительной
заботой обустроено жилище каждого монгола, какие предметы быта и украшения
использовались ими на протяжении веков. Бичурин подчеркивал, что умение монголов
гармонично сосуществовать с окружающей природой восходит к глубине истории и во
многом определяет их мировоззрение.
Собранные Бичуриным данные о религиозных верованиях и обрядах позволили
составить глубокое понимание духовной жизни монгольского народа. Он описывал
влияние буддизма, проникшего в степи из Тибета, и его взаимопроникновение с
древними степными верованиями. Буддийские монастыри, расположенные среди
бескрайних равнин, выступали носителями не только религиозной, но и
образовательной и культурной функции. Бичурин с особым интересом исследовал
символику и обряды, сопутствовавшие жизни кочевников, что являлось неотъемлемой
частью их идентичности.
Кроме того, важное место в монографии уделено географическим, этнологическим
наблюдениям, ясным образом демонстрирующим различия между отдельными племенами и
их традициями. Бичурин описывал природу и климатические условия Монголии,
анализируя их влияние на хозяйственную деятельность, повседневную жизнь
населения. Он акцентировал внимание на различиях в укладе жизни северных и южных
монголов, что проявлялось в их рационах, методах ведения хозяйства, сезонных
перемещениях.
Его книга расширила горизонты знаний о Монголии среди европейцев, заложила
основу для дальнейших этнографических исследований в этом регионе. Дневники, с
неизменной открытостью фиксирующие факты и наблюдения, позволяют погрузиться в
мир Монголии XIX века, вдыхая особую атмосферу странствий по степям, горам между
двумя великими цивилизациями — Россией и Китаем.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ
Записки о Монголии. Н.Я.Бичурин. Том 1. Монография. 1828. С. Петербург. Типография Карла Края. Язык: русский. 613 стр. Сканированная копия издания 1828 года.