Статья, написанная Ковалевым А.А., Вареновым А.В. и Д. Эрдэнэбаатаром,
посвящена результатам разведки пазырыкских курганов, расположенных в
северо-западной Монголии. Исследование направлено на изучение археологических
памятников, относящихся к пазырыкской культуре, которая известна своими
уникальными захоронениями и богатым материальным наследием.
Пазырыкские погребения принадлежат к группе скифских захоронений эпохи
железного века и обнаружены в долине Пазырыка и на плато Укок в горах Алтая в
Сибири, недалеко от границы с Китаем, Казахстаном и Монголией. Подобные
захоронения в значительном количестве найдены в соседней Западной Монголии.
Гробницы представляют собой скифские курганы-тумулусы, в которых находятся
деревянные конструкции, покрытые массивными пирамидами из камней и булыжников,
датируемые IV—III веками до нашей эры. Великолепные захоронения в Пазырыке
способствовали закреплению термина "курган", заимствованного из русского и
имеющего тюркские корни, для обозначения таких погребений. Пазырыкские курганы
считаются эталонным примером обширной пазырыкской культуры, представители
которой были степными кочевыми скотоводами, передвигавшимися на лошадях.
Ключевой задачей полевых исследований было определение южных и восточных
границ распространения памятников пазырыкской культуры в Монголии.
Во время проведения полевых исследований экспедиция зафиксировала отсутствие
памятников «классических» скифо-сибирских культур в центральной зоне Монголии
Алтая. В этом регионе численно преобладают круглые каменные курганы на
платформе, обрамленной кольцом-крепидой. Иногда в это кольцо по сторонам света
встраивались четыре вертикальных камня. Под центром насыпи находилась узкая
земляная яма глубиной от 30 до 70 см, в которую помещался человек без каких-либо
сопровождающих предметов, погребенный на правом боку, с головой, повернутой на
запад и слегка согнутыми ногами. Такие курганы на платформе часто дополнялись
прямоугольными каменными выкладками с вертикальными камнями в углах или по всему
периметру, которые, вероятно, имели ритуальное предназначение. Очевидно, что
этот тип памятников относится к монгун-тайгинской культуре Тувы эпохи поздней
бронзы, предшествующей скифскому периоду.
К периоду VIII–III веков до нашей эры относятся
херексуры (или керексуры), на
вершинах которых и поблизости, в основном к востоку от ограды, устанавливались
оленные камни. Под термином «керексуры» подразумеваются курганы, окруженные
круглыми (иногда, но редко, квадратными) каменными кольцами с четырьмя (иногда
восемью) лучами, ориентированными по сторонам света, которые идут от насыпи к
кольцу.
Статья представляет собой важный вклад в археологическую науку и расширяет
наши знания о пазырыкской культуре, подчеркивая необходимость дальнейших
исследований в этой области.
БИБЛИОГРАФИЯ
Скачано с сайта Археология.ру (Открытая библиотека).
Материалы годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2004 г. Том Х, часть 1. Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск 2004 г.