Обычаи и традиции Монголов. Ламаизм в Монголии.
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ МОНГОЛОВ
БУДДИЗМ В МОНГОЛИИ
ЛАМАИЗМ В МОНГОЛИИ
ЛАМАИЗМ В МОНГОЛИИ — региональная форма буддизма, сложившаяся в
Монголии в 16-18 вв. Исторические свидетельства дают основание утверждать, что,
начиная со 2 в. до н.э., народы, населявшие территорию Монголии (гунны, сяньби),
были знакомы с буддизмом. Непосредственно сами монголы впервые столкнулись с ним
в период завоевательных походов Чингисхана (кон. 12 — нач. 13 в.). Буддизм
исповедовали 4 народа, государства которых были завоеваны Чингисханом, — уйгуры,
кидани, тангуты, китайцы. В пер. пол 13 в. монгольские ханы не выделяли буддизм
среди прочих религий и не оказывали ему никакого предпочтения. В те времена,
бывшие периодом наивысшего расцвета монг. госудаства, буддистам пришлось
встретить серьезных соперников при дворе монг. ханов в лице мусульм.,
несторианских и катол. миссионеров, за спинами которых стояли правители азиат. и
европейских государств. При дворе монг. императора Китая Хубилая в Ханбалыке (совр.
Пекин) осн. соперниками буддистов были офиц. придворные шаманы. Окружая себя
буддистами, Хубилай проявлял в тот период лишь видимость интереса к морально
этическим аспектам их религии. Куда более привлекательными ему казались
соревнования буддистов и шаманов по технике владения магическими приемами.
Практика буддийской тантры в виде культа женского энергетического начала
Вселенной (санскр. — праджня, тиб. — юм) получила большое признание при дворе
последнего представителя монгольской династии Юань — Тогон Темура (1320-1368),
что немало содействовало падению нравов при дворе. Вторая волна буддизма в виде
учения школы гелугпа пришла в Монголию во второй половине 16 в. На этот раз
монгольский феодализм оказался достаточно подготовленным к восприятию новой
религии. Феодальная знать Монголии охотно пошла навстречу теократическим
устремлениям Тибета, ибо его поддержка немало значила в той борьбе за единую
власть в Монголии, которая шла между потомками Чингисхана.
С кон. 16 по кон. 18 в. было принято более 20 законодательных
актов, преследующих шаманство и оказывающих законодательную поддержку новой
религии. Тем самым состоялось ее офиц. признание. Однако по-настоящему ламаизм в
Монголии закрепил свои позиции тогда, когда сумел войти в контакт с народными
верованиями монголов, которые помимо шаманства
включали в себя след. культы: Вечного Синего Неба, Матери-земли, ландшафтных
божеств (духов — хозяев гор, озер и др. местностей), огня (богини огня, хозяйки
домашнего очага), промысловые культы (охотничьи, скотоводческие) и специфический
для Монголии культ Чингисхана как духа-предка и покровителя всего монгольского
народа. Все они прошли соответствующую "обработку" буддизмом и после некоторой
трансформации и адаптации, сохранив почти неизменным и свой традиционный облик и
место в системе мировоззрения народа, вошли в состав ламаистской культов,
практики. Этот процесс продолжался более двухсот лет, и вряд ли его можно было
считать законченным даже к началу 20 в., ибо ни народное мировоззрение монголов,
ни ламаизм в целом не обладали стабильностью и замкнутостью завершенных систем и
были доступны различ. ритуальным нововведениям.
Началом гражданской истории ламаизма в Монголии можно считать
встречу Далай-ламы III Соднам-джамцхо с правителем тумэтов Алтан-ханом,
состоявшуюся в 1576 году. Во время этой встречи родился титул "Далай-лама",
который был начертан на золотой печати, врученной Алтан-ханом тиб. иерарху. В
1588 халхаский хан Абатай построил первый буддийкий монастырь Эрдэнэ-цзу, в 1589
только что родившийся внук Алтан-хана был объявлен "перерожденцем" (монг. —
хубилган) умершего годом раньше Соднам-джамцхо, в 1604 его отвезли в Тибет и
провозгласили Далай-ламой IV. Уже в кон. 16 — пер. пол. 17 в. в среде
монгольских феодалов появляется ряд крупных фигур, носителей дух. звания,
сыгравших значит. роль в истории распространения и утверждения Л. в М. Это
Нейджитойн (1557-1653); ойратский Зая-пандита Намхай-джамцхо (1593-1662),
Джебцзун-дамба-хутухта (1635-1723). Последний в 1691 стал главой ламаистской
церкви Монголии и вошел в историю под именем Ундур-гэгэна.
Роль ламаизма в истории Монголии далеко не однозначна. С
одной стороны, к началу 20 в. в стране насчитывалось 747 больших и малых
монастырей и кумирен и около 100 тыс. монахов, что приблизительно составляло
треть мужского населения страны, мощная прослойка церк. феодалов владела большим
количеством скота и крепостных-шабинаров — все это было одной из причин
застойного характера экономики страны. С др. стороны, монастыри были единств.
центрами просвещения, накопления и развития научных знаний в стране. При них
работали коллегии переводчиков, переводивших с тиб. и кит. языков на монгольский
не только канонич. религ., но и светскую лит-ру. Среди деятелей монг.
просвещения можно назвать имена лам — философов Агванхайдава. Агванбалдана,
писателя Инжинаша и др., внесших существенный вклад в развитие будд. филос.
мысли. К кон. 30-х гг. 20 века в Монголии не осталось ни одного действующего
монастыря, буддийская культура страны была разгромлена.
В 1949 в Улан-Баторе "для нужд верующих" был заново открыт
монастырь Гандантек-чинлинг.
В нем сейчас насчитывается более 100 лам. С 1970 при нем действует Высшая
ламская школа (Буддийская духовная академия), готовящая кадры ламаистского
духовенства для Монголии и России. Буддийская община Монголии входит в качестве
члена во "Всемирное братство буддистов". С 1969 она также является членом
Азиатской буддийской конференции за мир, штаб-квартира которой находится в
Улан-Баторе. Раз в два года здесь проходят ее генеральные конференции, издается
журнал "Буддисты за мир". С 1989 в Монголии началось активное возрождение
национальной культуры и в ее рамках — монгольского буддизма. Была реорганизована
структура буддийской общины, созван съезд буддистов страны и путем
демократический выборов избран глава общины Хамбо-лама. Увеличилось число
учащихся в Высшей дамской школе, открылись новые храмы в Улан-Баторе,
Цэцэрлэге,
Харахорине и др. крупных
дореволюционный центрах, где сохранились неразрушенные монастырские строения.
Намечены восстановление и реставрация нескольких монастырей. Активизировались
отношения с буддийскими общинами Азии, Европы, США, с находящимся в эмиграции
Далай-ламой. Приезд его представителей для регулирования жизни монгольской
общины стал для Монголии обычным явлением.
Н. Л. Жуковская
БИБЛИОГРАФИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|