English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

Обычаи и традиции Монголов. Ламаизм в Монголии.

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ МОНГОЛОВ

БУДДИЗМ В МОНГОЛИИ

ЛАМАИЗМ В МОНГОЛИИ


ЛАМАИЗМ В МОНГОЛИИ — региональная форма буддизма, сложившаяся в Монголии в 16-18 вв. Исторические свидетельства дают основание утверждать, что, начиная со 2 в. до н.э., народы, населявшие территорию Монголии (гунны, сяньби), были знакомы с буддизмом. Непосредственно сами монголы впервые столкнулись с ним в период завоевательных походов Чингисхана (кон. 12 — нач. 13 в.). Буддизм исповедовали 4 народа, государства которых были завоеваны Чингисханом, — уйгуры, кидани, тангуты, китайцы. В пер. пол 13 в. монгольские ханы не выделяли буддизм среди прочих религий и не оказывали ему никакого предпочтения. В те времена, бывшие периодом наивысшего расцвета монг. госудаства, буддистам пришлось встретить серьезных соперников при дворе монг. ханов в лице мусульм., несторианских и катол. миссионеров, за спинами которых стояли правители азиат. и европейских государств. При дворе монг. императора Китая Хубилая в Ханбалыке (совр. Пекин) осн. соперниками буддистов были офиц. придворные шаманы. Окружая себя буддистами, Хубилай проявлял в тот период лишь видимость интереса к морально этическим аспектам их религии. Куда более привлекательными ему казались соревнования буддистов и шаманов по технике владения магическими приемами. Практика буддийской тантры в виде культа женского энергетического начала Вселенной (санскр. — праджня, тиб. — юм) получила большое признание при дворе последнего представителя монгольской династии Юань — Тогон Темура (1320-1368), что немало содействовало падению нравов при дворе. Вторая волна буддизма в виде учения школы гелугпа пришла в Монголию во второй половине 16 в. На этот раз монгольский феодализм оказался достаточно подготовленным к восприятию новой религии. Феодальная знать Монголии охотно пошла навстречу теократическим устремлениям Тибета, ибо его поддержка немало значила в той борьбе за единую власть в Монголии, которая шла между потомками Чингисхана.
 

С кон. 16 по кон. 18 в. было принято более 20 законодательных актов, преследующих шаманство и оказывающих законодательную поддержку новой религии. Тем самым состоялось ее офиц. признание. Однако по-настоящему ламаизм в Монголии закрепил свои позиции тогда, когда сумел войти в контакт с народными верованиями монголов, которые помимо шаманства включали в себя след. культы: Вечного Синего Неба, Матери-земли, ландшафтных божеств (духов — хозяев гор, озер и др. местностей), огня (богини огня, хозяйки домашнего очага), промысловые культы (охотничьи, скотоводческие) и специфический для Монголии культ Чингисхана как духа-предка и покровителя всего монгольского народа. Все они прошли соответствующую "обработку" буддизмом и после некоторой трансформации и адаптации, сохранив почти неизменным и свой традиционный облик и место в системе мировоззрения народа, вошли в состав ламаистской культов, практики. Этот процесс продолжался более двухсот лет, и вряд ли его можно было считать законченным даже к началу 20 в., ибо ни народное мировоззрение монголов, ни ламаизм в целом не обладали стабильностью и замкнутостью завершенных систем и были доступны различ. ритуальным нововведениям.
 

Началом гражданской истории ламаизма в Монголии можно считать встречу Далай-ламы III Соднам-джамцхо с правителем тумэтов Алтан-ханом, состоявшуюся в 1576 году. Во время этой встречи родился титул "Далай-лама", который был начертан на золотой печати, врученной Алтан-ханом тиб. иерарху. В 1588 халхаский хан Абатай построил первый буддийкий монастырь Эрдэнэ-цзу, в 1589 только что родившийся внук Алтан-хана был объявлен "перерожденцем" (монг. — хубилган) умершего годом раньше Соднам-джамцхо, в 1604 его отвезли в Тибет и провозгласили Далай-ламой IV. Уже в кон. 16 — пер. пол. 17 в. в среде монгольских феодалов появляется ряд крупных фигур, носителей дух. звания, сыгравших значит. роль в истории распространения и утверждения Л. в М. Это Нейджитойн (1557-1653); ойратский Зая-пандита Намхай-джамцхо (1593-1662), Джебцзун-дамба-хутухта (1635-1723). Последний в 1691 стал главой ламаистской церкви Монголии и вошел в историю под именем Ундур-гэгэна.
 

Роль ламаизма в истории Монголии далеко не однозначна. С одной стороны, к началу 20 в. в стране насчитывалось 747 больших и малых монастырей и кумирен и около 100 тыс. монахов, что приблизительно составляло треть мужского населения страны, мощная прослойка церк. феодалов владела большим количеством скота и крепостных-шабинаров — все это было одной из причин застойного характера экономики страны. С др. стороны, монастыри были единств. центрами просвещения, накопления и развития научных знаний в стране. При них работали коллегии переводчиков, переводивших с тиб. и кит. языков на монгольский не только канонич. религ., но и светскую лит-ру. Среди деятелей монг. просвещения можно назвать имена лам — философов Агванхайдава. Агванбалдана, писателя Инжинаша и др., внесших существенный вклад в развитие будд. филос. мысли. К кон. 30-х гг. 20 века в Монголии не осталось ни одного действующего монастыря, буддийская культура страны была разгромлена.
 

В 1949 в Улан-Баторе "для нужд верующих" был заново открыт монастырь Гандантек-чинлинг. В нем сейчас насчитывается более 100 лам. С 1970 при нем действует Высшая ламская школа (Буддийская духовная академия), готовящая кадры ламаистского духовенства для Монголии и России. Буддийская община Монголии входит в качестве члена во "Всемирное братство буддистов". С 1969 она также является членом Азиатской буддийской конференции за мир, штаб-квартира которой находится в Улан-Баторе. Раз в два года здесь проходят ее генеральные конференции, издается журнал "Буддисты за мир". С 1989 в Монголии началось активное возрождение национальной культуры и в ее рамках — монгольского буддизма. Была реорганизована структура буддийской общины, созван съезд буддистов страны и путем демократический выборов избран глава общины Хамбо-лама. Увеличилось число учащихся в Высшей дамской школе, открылись новые храмы в Улан-Баторе, Цэцэрлэге, Харахорине и др. крупных дореволюционный центрах, где сохранились неразрушенные монастырские строения. Намечены восстановление и реставрация нескольких монастырей. Активизировались отношения с буддийскими общинами Азии, Европы, США, с находящимся в эмиграции Далай-ламой. Приезд его представителей для регулирования жизни монгольской общины стал для Монголии обычным явлением.

Н. Л. Жуковская
 

БИБЛИОГРАФИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

 

 
 

 

- Последние поступления в каталог
 

- Систематический каталог.

- Алфавитный указатель (статьи).

- Алфавитный указатель (авторы).
 

- Поиск литературы
 

 

 

- История Монголии

- Государство, политика

- Легендарные личности Монголии

- География

- Путешествия, экспедиции

- Экономика Монголии

- Транспорт

- Религия

- Культура, искусство монголов

- Обычаи, традиции монголов

- Наука, образование, медицина в Монголии

- Армия Монголии
 

 

 

- Россия - Монголия

- СССР и МНР

- Российская Федерация и Монголия
 

- Русские для Монголии

- Русские в Монголии
 

 

 

- Халкин гол
 

- Танковая колонна
 "Революционная Монголия"

- Авиаэскадрилья "Монгольский арат"

- Киданьские города империи Ляо

- Советские войска в Монголии

- Советские военные аэродромы в МНР
 

Групповые туры 2024
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Добро пожаловать в Монголию!

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии
 

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы
 

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты
 

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей
 

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru