Развитие древнего общества на территории Монголии.
СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ О МОНГОЛИИ
Новгородова Элеонора Афанасьева.
Древняя Монголия:
От палеолита до распада первобытной общины на рубеже нашей эры.
Новгородова Элеонора Афанасьевна (1933 - 1996) - историк, востоковед, доктор
исторических наук. Докторскую диссертацию защитила на тему «Основные проблемы
историко-культурного развития древней Монголии». Опытный полевой исследователь,
участник многих международных конгрессов.
Работа Элеоноры Афанасьевны построена на большом, в основном археологическом
материале. Автор широко использует данные палеоантропологии, этнографии, а также
письменных источников. Последовательно, начиная с III тысячелетия до н. э.,
прослеживается этногенетический процесс. Автор выделяет два больших
этнокультурных региона: восточный (с монголоидным населением) и западный (с
европеоидным). Книга содержит иллюстративный материал.
О современной Монголии, включая её средневековую, недавнюю, новейшую историю,
экономику и культуру, написано много книг на различных языках. Однако,
литературы, обобщающей историю древней Монголии, практически нет. Мало сведений
о данном периоде найдено в энциклопедиях разных стран, а также в многотомных
произведениях по истории древнего мира и Востока. Хотя написано множество
статей, сборников, посвящённых отдельным артефактам, раскопкам,
культам, ритуалам древности.
Тем не менее, без понимания уникальной цивилизации монгольских кочевников,
изучение истории, культуры таких регионов, как Иран, Ирак, Китай, Пакистан,
Сибирь, Казахстан, Средняя Азия, Маньчжурия и Дальний Восток, останется
неполным. Монголия находится в центре Азии, на перекрестке караванных, торговых
и шелковых путей. Она часто становилась ареной военных конфликтов и источником
различных миграционных волн. В степях Монголии неоднократно зарождались
масштабные переселения племён и народов, которые существенно изменяли
политическую и экономическую карту Азии и Европы. Для Монголии, как и для многих
древних азиатских стран, характерна удивительная устойчивость традиций, что
делает изучение её древней и средневековой истории особенно интересным.
Задачей данной работы является рассказ о результатах исследований Монголии во
второй половине XX века. Рассматриваются различные аспекты жизни древних
обществ, их религиозные воззрения. Исследуется древние культуры на территории
Монголии, традиции и закономерности развития кочевых сообществ в центре Азии.
Исследования последних лет показывают, что игнорирование древнемонгольских
памятников при изучении истории Центральной Азии ограничивает научное понимание.
Многие источники, использованные в работе ранее не были проанализированы. В
исследовании, автор постарался их классифицировать, датировать, включая ранее
опубликованные и новые данные. Он применяет археологические,
палеоантропологические, этнографические, эпиграфические и письменные материалы,
так как только комплексный метод позволяет выявить основные закономерности
развития племен. В книге уделено значительное внимание происхождению древних
народов Монголии и изучению их этнокультурного пути с древнейших времен. Анализ
антропологических данных занимает особое место в исследовании этнических
вопросов, проведенный специалистами вместе с археологами в последние двадцать
лет.
Автор монографии избегает называть древнее население Монголии
древнемонгольским, поскольку считает более точным говорить о древних племенах
Центральной Азии. Термин «древнемонгольское население» может быть ошибочно
воспринят, ведь только часть этого населения была монгольской по этносу. В то
время как понятие «центральноазиатские племена» охватывает более широкую
территорию, чем территория Монголии. Несмотря на учет данных из исследований в
Южной Сибири, Туве, Алтае, Киргизии, Казахстане, Забайкалье,
Афганистане, Пакистане, основное внимание уделяется именно монгольскому региону.
В этом исследовании была сделана попытка на основе существующих источников
выявить закономерности эволюции древнего и раннего общества Монголии, начиная с
палеолита и до распада первобытной общины на рубеже нашей эры.
Последовательность в развитии племен становится заметной с конца каменного века
(IV—III тысячелетия до н. э.), когда уже можно выделить локальные варианты
культур. Это особенно отчетливо проявляется при сравнении памятников восточных и
западных областей страны. Культурно-историческое различие становится наиболее
явным с началом эпохи энеолита, когда можно говорить о различии в
материальной, духовной культуре, о некоторых отличиях в палеоантропологическом
материале.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ
Древняя Монголия. Новгородова. Э.А. (Некоторые проблемы хронологии в этнокультурной истории). Москва. 1989. Издательство: Наука. Язык: русский. Страниц: 399.