Буддийский монастырь Аглаг хийд. Центральная Монголия.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
Центральный (Тув) аймак
Буддийский монастырь Аглаг хийд
Буддийский монастырь Аглаг, расположенный на склоне горы «Далын хавцал», находится в 100 километрах к северу от Улан-Батора, в сомоне Борнуу, Центрального (Тув)
аймака Монголии. Монастырь был построен ламой Ганхугийн
Пурэвбатом и его учениками .
Название этого монастыря в переводе означает «Монастырь творчества» или «Монастырь создания».
Этот неординарный человек, с детства проживающий в этом регионе, в советские
времена получил свои первые религиозные знания от деда — бывшего ламы, который в
1930-е годы был вынужден отказаться от своего сана. По наставлению деда, он
завершил обучение в Художественном училище в Улан-Баторе, а после армейской
службы поступил в Буддийский институт Гандан, где стал монахом. Развивая свои
художественные способности, с 1990 по 1993 годы Пурэвбат обучался у личного
художника Далай-ламы XIV в Дхарамсале, а также посетил Тибет, Непал и Бутан. В
1996 году он основал художественное отделение в Гандане (ныне известное как
Монгольский институт буддийских искусств), где занимался преподаванием,
реставрацией, написанием книг, восстановлением монастырей и общественной
деятельностью. За свои заслуги он получил прозвище "современный Дзанабазар".
Комплекс находится на южном склоне горы Далийн-Хавцал, которую назвали в
честь даурского рододендрона, произрастающего среди сосново-березового
редколесья. В выходные сюда приезжают тысячи людей. Пока что здесь преобладает
внутренний туризм, поэтому вся информация предоставляется на монгольском языке. Вокруг монастыря очень красивая природа, природные ландшафты необычной формы из гранита можно встретить повсюду. Место, где построен монастырь создает благоприятные условия для исследований буддийского учения и медитаций.
Комплекс позиционируется его создателями как «центр медитации», но его также
можно уподобить музею, где собраны разные редкости и удивительные вещи. Так,
вдоль мощеной дорожки поставлены большие куски окаменелого дерева. В каком-то
смысле, это и мини-зоопарк: в маленьком пруду плавают утки, в том числе
оранжевые «птицы-ламы» огари, в траве что-то ищут индюки и гуси, слышен крик
петуха. Домашняя птица, будничная для нас, для многих монголов по-прежнему в
диковинку.
Настоящим «хранилищем чудес» является главное храмовое здание, интерьер
которого хотя и следует, в целом, буддийским канонам, но содержит большое
количество связанных с религией экспонатов, практически полностью обязанных
своим происхождением мастерам школы Пурэвбата и не всегда строго
придерживающихся канона. Это и тханка, и модели храмов, и скульптура, и прочие
разнообразные предметы культа.
На втором этаже храма особый интерес публики вызывает так называемая «комната
лусов». Напомним, что лусами называют в Монголии духов-хранителей природы,
которые обладают весьма суровым нравом и наказывают людей за непочтительное
отношение к окружающей среде. Они могут принимать зримый облик, обращаясь в
животных, но здесь они представлены в виде совершенно фантастических существ, то
змееподобных, то с крыльями и несколькими головами. В комнате стоит или свисает
с потолка несколько искусно выполненных фигур лусов, причем таблички поясняют, к
какому разряду относятся те или иные из них. Среди экспонатов есть и драконы,
внешне мало отличающиеся от лусов, а также другие фантастические твари. Стены
украшают (если здесь уместно это слово) черепа домашнего скота с тремя или
четырьмя рогами. Здесь же в застекленных шкафах стоят на полках стеклянные
сосуды с различным лекарственным сырьем, используемым в традиционной
монголо-тибетской медицине. Имеется в храме и библиотека, но доступ к ней для
обычной публики закрыт.
Левую сторону двери монастыря охраняет мифический лев с головой Хангарьда (мифическая царь птица), под животом которого лежат 8 яиц.
Правую сторону двери монастыря охраняет бобёр с головой рыбы. Эти сильные звери-охраники символизируют, что в монастырь никогда не попадут опасности. Вид и форму из чего вырезаны камни на территории монастыря, лама увидел во сне во время заложения
фундамента монастыря. Во время фундаментных работ, лама предупредил своих учеников, что если они увидят большой камен, пусть ему не медленно скажут. Он видел этот камень во сне. Вскоре ученики нашли этот камень, вовремя заложения фундамента –
большой скальный камень. Этот камень почистили от грязи и в первозданном виде установили внутри монастыря и высекли молитву «УМ МА НИ БАД МЭ ХУМ»
Интерьер монастыря интересный и неповторимый. На большом камне установили ящерицу и скорпиона. Великий лама Данзанравжаа обожествлял Скорпиона. А ящерицу подарил его ученик, который в Гоби построил монастырь в виде ящерицы. На самом севере монастыря
повешена картина храма Шамбала и стоит статуя Будды золотого цвета. В правой стороне стоит статуя Дакини искусства Янжинлхам, а на левой стене повешена картина, изображающая ад и рай. Так же есть дорога освещения, молитвы и медитации для туристов и верующих.
Этот монастырь отличается от других, очищением души, ума и познания своего греха через красоту природы, осознание и глубокое понимание связи между людьми и природой.
Однако известность этому монастырю приносит не столько сами строения в узкой
долине, сколько тропа, протянувшаяся над ней среди живописных скал, именуемая
«Путь просветления» (монг. Гэгээрлийн зам). Это кольцевая тропа, по которой,
согласно указателям, следует двигаться против часовой стрелки, начиная с
центрального храма. Тем не менее, посетители предпочитают двигаться по
направлению солнца, как принято обходить священные места в Центральной Азии.
Частично тропа выложена камнем, а частично проходит по скалистым склонам. Из-за
перепада высоты в несколько десятков метров, на самых крутых подъёмах в скале
вырезаны ступени. В одном месте ступени выполнены в виде семи отдельных
стилизованных лотосов (монг. долоон лянхуа). Не все опасные участки ограждены,
поэтому посещающие выставлены требованию быть внимательными и осторожными. Хотя
возрастных ограничений нет, и среди посетителей можно встретить как пожилых
людей, движущихся при поддержке родных, так и взрослых с младенцами на руках.
Этот маршрут одновременно напоминает полосу препятствий и экологическую тропу. С
тропы открываются живописные виды на покрытые лесом горы.
Под воздействием ветра и времени гранитные скалы обрели уникальные формы. Эти
природные творения стали для строителей монастырского комплекса ценным
материалом для выражения художественных замыслов. На ровных каменных
поверхностях можно увидеть высеченные изображения различных божеств: Очирвани,
Манджушри, Намсарая, а также Белой (Цагаан Дарь эх) и Зеленой (Ногоон Дарь эх)
Тары. Сам Будда Шакьямуни изображён как в традиционной позе Махапаринирваны, так
и в виде аскетической фигуры, прообраз которой известен из Гандхары (II–III вв.)
и хранится ныне в музее Лахора в Пакистане. Из величественных валунов высечены
фантастические существа, не особенно внушающие страх; желающие могут даже
прилечь в просторной пасти одного из них. На валуне с названием «Очирваань
бурханы тарни» выбита монограмма, обладающая, по буддийским представлениям,
сверхъестественной силой; здесь же находится мантра «Ом мани падме хум»,
записанная старомонгольским письмом и алфавитом соёмбо. Вершины скал увенчаны
яркими павильонами. В ансамбль также включены субурганы. Пещера у подножия горы
превращена в небольшое святилище, где люди зажигают лампады и оставляют дары.
Над тропой находится крошечный, не имеющий входа «Храм созерцания» (монг.
Диянчийн шүтээний сүм), в котором расположена фигурка сидящего ламы-созерцателя.
Наверху горы расположены «Золотая драгоценная глава» (монг. Алтан эрдэнийн охь)
и изображение символа монгольского народа — Соёмбо үсэг. Художественная ценность
всех произведений заслуживает высокой оценки.
ЧТО МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:
- Монастырь
- Дерево Сэтэрт- дать уважения и помолиться за долгую жизнь
- Скала Үүдэн- примериться со смертью
- Святыня Инь-Янь - помолиться за перерождение
- Ущелье перерождения - осознание взаимосвязи перерождения
- Утроба матери- очищение души от зла
- Матка матери- молиться за все живые существа
- Имеются и вполне натуралистические изваяния фаллоса: одно находится на
небольшой ровной площадке, другое установлено внутри узкой расщелины
«Мужского и женского начал» (монг. Арга билигийн шүтээн). Детородная
символика последней композиции подчеркивается фигурой младенца, вырезанной
на скале близ этой расщелины.
- Дерево- Ворота жизни- благословление для хорошего будущего
- Скала слон- благословление за долголетие и силы воли
- Скала слиток- обойти и пожелать богатство
- Скала лама- молиться за высшую духовную заслугу
- Скала кулак неба- молиться за энергию
- Скала след - совершить незабываемые добрые дела
- Дерево с ветвями в виде колеса перерождения – пожелать, чтобы после смерти вернуться к этому дереву и обойти его еще раз
- Скала горка – дать обещание делать хорошие дела для всех живых существ.
- Скала прощения
Многое здесь подчинено ключевой для традиционных культур мира идее
возрождения, для чего служат, в частности, сквозные пещеры и расщелины, хотя и
довольно узкие, но не представляющие серьезных затруднений при прохождении.
Полагается задержаться в пещере «Чрево матери» (монг. Эхийн сав) и
сформулировать желание, какое качество ты хочешь приобрести или от чего
избавиться при новом «рождении». Монастырский ансамбль успешно пропагандирует не
только буддийское вероучение,
но и традиционную монгольскую культуру.
СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ.
- Монастырь Аглаг расположен примерно в 100 километрах от Улан-Батора по асфальтовой дороге Улан-Батор - Алтанбулаг - Кяхта. Монастырь расположен примерно в 5 километрах от трассы по указателю налево. Координаты GPS N48°27.0000' E106°07.3908'. На автомобиле невозможно подъехать непосредственно к монастырю, машину необходимо оставить на стоянке и пешком подняться по пешеходной тропе к храму.
- В отличии от другим монастырей осмотр территории монастыря проводится против часовой стрелки. Необходимо начать осмотр с главного храма, затем обойти храм, подняться по тропе и двигаться по указателям. Лучше всего купить в храмовой лавке путеводитель по монастырю. К сожалению только на монгольском языке, но возможно понять, что нужно посмотреть.
У монгольского народа испокон веков присутствуют поразительная
наблюдательность, внимательность и любовь к родной природе, благодаря чему
создание ландшафтно-религиозных комплексов, таких как Аглаг-Бутэлийн-хийд и
другие подобные монастыри, является закономерным явлением. Текущие технические
возможности и развитие креативного мышления среди буддийских мастеров позволяют
создавать выдающиеся произведения ландшафтной архитектуры, которые пользуются
высоким спросом как среди монгольского населения, так и среди приезжих.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Перевод информации с сайта "Буддизм в Монголии".
- Аглаг-Бутэлийн-хийд как образец современной буддийской ландшафтной
архитектуры Монголии. Ю.И. Дробышев. Институт востоковедения РАН, Москва,
Россия.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|