Налайх. Памятник Тоньюкуку VI-VIII века тюркского периода. Памятник Баян Цогт, Памятник Тоньюкук, Памятник Тоныкук, Комплекс Туй-укук.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЙМАК
СТЕЛЫ ТЮРКСКОГО ПЕРИОДА
Памятник Тоньюкуку VI-VIII века тюркского периода Поминальный комплекс в честь Тоньюкука 646 г. - 732 г.
Памятник Тоньюкука расположен на местности «Цагаа Овоо» к северо-западу от нынешней горы Баян-Зурх,
в 65 км к юго-востоку от нынешней столицы Монголии Улан-Батора. 47º21´; с.ш., 107º45 ´. в.д.
Части двух стел и каменный ящик находится в месте обнаружения поминального комплекса.
Остальные составные части хранятся на складе.
Две статуи перенесены в Национальный исторический музей Монголии.
Историческая справка
О Тоньюкуке известно то, что он получил образование в столице империи Тан Чаньани. В 679 году племена тюрков, расселенные в империи Тан после гибели Первого тюркского каганата, организуют мятеж с целью воссоздания каганата. Что несомненно интересно,
мятеж поднимают тюрки рода Ашидэ, из которого и происходил Тоньюкук. Мятежникам наносят поражение отборные семиреченские дивизии Пэй Син Цзяна, повторный мятеж под руководством принца Фунаня подавляется тем же Пэй Син Цзяном. Однако уже в 682 году,
самые "непримиримые" соратники казненного Фунаня во главе с принцем Кутлугом все же воссоздают каганат. Просвещенный Тоньюкук присоединяется к Кутлугу и с этого времени становится одним из главных Буюруков (Советников) тюркских каганов.
После внезапной гибели Капаган-кагана в 716 году во время похода на басмылов, Тоньюкук поддерживает партию "желтоголовых" тюрок, по всей видимости, Сиров. В итоге престол оказывается в руках противоположной партии братьев Кюль-тегина и
Могиляна. Многочисленных сторонников "желтоголовых" казнят, но Тоньюкука, учитывая его заслуги перед тюрками и родство с Могиляном, оставляют в живых.
Он умер в 731-732 гг. в возрасте 85-86 лет. Мудрый Тоньюкук выделялся умом и при брате Елтерис Капаган (в китайских источниках Мочжо/Бекчур) кагане (692-716 гг.) и Бильге кагане (716-734 гг.) участвовал в походах на табгач (Китай), кытан, огыз,
татабы, киргиз, тургеш, согды и др. Активно содействовал в избрании Отукена столицей Тюркского каганата.
Памятник или прижизненная эпитафия сооружены в честь одного из основателей Второго Тюркского каганата, предводителя второго по значимости после каганского, рода Ашидэ, советника каганов Эльтериша(Кутлуга), Капагана(Мочжо, или Бо-чура) и
Бильге (Могиляна) - мудрого Тоньюкука. Памятник, по мнению Гумилева Л.Н., был воздвигнут в 717-718 г.г. Время постановки стелы позволят предположить, что она явилась некоторым оправдательным "документом", в котором Великий советник
описывает свои заслуги в создании каганата, так как именно в этот период после 716 года Советник находился в опале и избежал казни лишь благодаря своему родству с Бильге-каганом, замужем за которой была его дочь По-фу.
Названия памятника
Краткое описание
Четырехугольное сооружение.
Мавзолей с четырьмя колоннами, сохранились только места от колонны.
Четырехугольный широкий каменный ящик – 2 штуки, один из их 2,25 x 1,25 м, а другой 1, 7 х1,7 м.
Первая стела сделана из светло-синего мрамора. Размеры - 2,43 x 0,64 x 0,32 м. На верху памятника направленного на запад изваян трехгранный знак похожий на «талисман». Древнетюркские надписи хорошо сохранены почти полностью.
Вторая стела сделана из светло-серого кварц гранита. Размеры - 2,15 x 0,45-50 x 0,28 м. Надписи на втором памятнике частично сохранены.
Каменные изваяния - 8 штук.
Вереницей направленные на восток балбалы – 289 штук /тянутся на расстояние до 1,3 км/.
Символы на первой стеле изваяны одинаково. Символы на второй стеле изваяны чуть крупнее первой. Исследователи считают, что эти надписи писал сам Тоньюкук.
Памятник расположен в урочище Баин-Цокто, в 66 км к юго-востоку от Улан-Батора, между населенным пунктом Налайха и правым берегом р. Тола. Как и в Кошо-Цайдаме, надпись является частью погребальнопоминального комплекса, к которому относятся также руины
заупокойного храма, квадратный саркофаг (2,60x2,60 м, высота — 1,50 м) из наполовину врытых в землю мраморных плит, украшенных орнаментом, малый саркофаг (1,50 х 1,50 м), восемь высеченных из камня человеческих фигур и цепочка камней (балбалов),
примыкающих к храму с востока. Небольшие раскопки произвел здесь Б. Я. Владимирцов, обнаруживший, что погребальная площадка была вымощена сырцовым кирпичом. В 1957 г. памятник вновь подвергся археологическому обследованию. Работавшие здесь
монгольские археологи не опубликовали отчеты, но, по сообщению JI. Иисла, были найдены золотые украшения конской сбруи и золотые бляхи[75]. Особый интерес представляют найденные тогда же лепные украшения (маски демонов) и фрагменты штукатурки
со стен заупокойного храма; на десяти кусках штукатурки сохранилась небрежно процарапанная руническая надпись (16 знаков), рисунок которой опубликовал археолог Сэроджав[76]. Эта надпись не имеет отношения к памятнику Тоньюкука.
Надпись Тоньюкука вырезана на двух врытых в землю каменных столбах, прямоугольных в сечении, расположенных друг против друга параллельно восточной стене храма, в нескольких метрах от нее. Высота южного столба, содержащего начало
надписи (строки 1-36), — 1,70 м. Северный столб (строки 37-62) несколько ниже — 1,60 см. Строки расположены вертикально и идут слева направо. Сохранность знаков не везде хорошая; особенно велики лакуны в надписи северного обелиска.
Оформление памятников, как и всего комплекса, значительно скромнее, чем в Кошо-Цайдаме. Каких-либо сведений об авторе или исполнителе надписи в тексте нет, но в 58-й строке сообщается, что надпись сделана по приказу
Тоньюкука: «Я, мудрый Тоныокук, приказал написать (это) для народа тюркского Бильге-кагана». Судя по тому, что в надписи отсутствуют какие-либо приписки, указывающие на смерть или похороны Тоньюкука, памятник был изготовлен еще при жизни
его героя и позднее включен в комплекс поминальных сооружений.
По сравнению с Кошоцайдамскими текстами надпись Тоньюкука обладает некоторыми графическими и языковыми особенностями. Стиль надписи менее торжествен, чем стиль Кошоцайдамских памятников, автор гораздо шире использует такой литературный прием,
как диалог, уснащает рассказ притчами и поговорками, что делает повествование эмоциональным и непринужденным. Последний исследователь надписи Р. Жиро высказал предположение, что две части надписи — преамбула и заключительные строки — написаны
стихами, как бы оформляя ритмическую прозу основного рассказа[77]. К подобным же выводам пришли и первые исследователи памятников Кюль-тегину и Бнльге-кагану42.
По своему содержанию надпись — написанная в панегирических тонах автобиография Тоньюкука, рассказанная на фоне исторических событий, активным участником которых он был. Вместе с тем надпись содержит не только описание, но и трактовку этих
событий, их политическую оценку. В
В 1-й строке Тоныокук сообщает, что он родился или получил воспитание (qylyn-) в Китае, в то время когда весь «тюркский народ» был «в подчинении у китайского государства». Далее рассказывается история великого восстания тюрков, в результате
которого возник второй Восточнотюркский каганат (строки 2—19). Строки 20-48 — живое описание войн с кыргызами и тюргешами и похода в Согд. Заключительные строки надписи (48-62) — apologiaprovitasua, безудержное восхваление собственных дел и
заслуг, без которых, по мнению Тоньюкука, возникновение и существование тюркского государства было бы невозможным.
Существует мнение, что надпись была написана Тоньюкуком в тот период, когда он находился во временной опале, т. е. около 716 г., или сразу же после этого времени, когда Тоньюкук вновь стал советником кагана, но положение его было все еще
неустойчиво. Именно этим объясняется неумеренная апологетика надписи, сочетающаяся с изъявлениями преданности новому государю. Во всяком случае, упоминание имени Бильге-кагана делает 716 г. terminusaquoнадписи. JI. Базен датирует памятник 726 г.
Несмотря на появившиеся в последние годы новые переводы, надпись Тоньюкука является одним из трудных и малоизученных памятников, что отчасти объясняется недостатками существующих воспроизведений текста, а отчасти — серьезными трудностями, с
которыми сталкивается исследователь при интерпретации многих мест надписи. В историографическом отношении надпись Тоньюкука неотделима от Кошоцайдамских памятников.
Примечание: упоминаемые в тексте Кошоцайдамские памятники это Тюркские надгробные памятники Бильге-кагана и Кюль-тегина (Хошоо Цайдам) начала VIII века с орхонскими руническими надписями,
расположенные вблизи Хархорина, Увурхангайского аймака Монголии.
Исследования
Надпись Тоньюкука открыта E. Н. Клеменц в 1897 г. В 1898 г. были сделаны эстампажи и фотографии надписи, по которым В. В. Радлов осуществил публикацию памятника и первый перевод текстов.
Позднее памятник был обследован Г.Р.Рамстедт в 1909 году, а в 1925 г. знаменитый монголовед Б.Я.Владимирцов и Б.Бародин вели частичные раскопки. В 1957 г. экспедиция под руководством монгольского ученого Н.Сэр-Оджав вели археологические раскопки.
При раскопке найдены золотые, серебряные украшения для седла, а также керамическая посуда и несколько штукатурок с древнетюркскими надписями. В шестидесятых годах памятник исследовали Е.И. Убрятова и
В.М.Наделяев (1960), С. Г. Кляштор (1968, 1969).
Монгольский археолог Д.Баяр полностью исследовал каменные изваяния данного комплекса и сделал архитектурные замеры, научные описания и прорисовки. В.В.Радлов, Х.Н.Орхун, М.Спренглинг, С.Е.Малов, П.Аалто (1957), Р.Жиро, М.Ергин,
Г.Клоусон, Г.Айдаров, Б.Базылхан, Т.Текин, и др. ученые исследовали тексты памятников.
В 2001 г., 2004 г. исследования вели казахстанские экспедиции.
Изготовлены силиконовые копии надписей. Перед началом работ поверхность камней промыта водой, после нанесения разделительного слоя столбы закрыты полиэтиленовой пленкой с целью защиты от возможного дождя. После нанесения пятого слоя
силикона столбы обвязывались лентой для лучшего прилегания копирующего материала к поверхности с надписями. Для защиты от ветра и песка был изготовлен навес. По окончании работ поверхность камней была тщательно промыта от разделительного слоя.
Обследование поверхности показало, что контактное копирование не изменило внешний вид и не нанесло каких-либо повреждений памятнику.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Другие фотографии, вы можете посмотреть здесь -->>>
|