Киданьская империя Ляо. Руины города Чин Толгойн балгас.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
БУЛГАНСКИЙ АЙМАК МОНГОЛИИ
ЧИН ТОЛГОЙ БАЛГАС
На западной стороне реки Туул гол (Тола), в 35 километрах
к северо-востоку от Дашинчелен, расположены руины Чин Толгойн балгас (киданьский административный центр на этой территории - город Чжэньчжоу).
Киданьская империя Ляо (907-1125) являлась мощнейшей номадно-оседлой политией предмонгольского времени. Под властью киданьских правителей оказались значительные территории Северного Китая, часть степей Центральной и Восточной Монголии.
В середине X в. империя Ляо пережила первый внутриполитический кризис, связанный с правлением так называемых «спящих правителей» - императоров Му-цзуна (Шулюя, 951-968) и Цзин-цзуна (Сянь, 968-982). В результате государство слабело, киданьские
войска терпели поражения от китайских армий, Ляо утратило ряд областей. Однако никто из соседей Ляо не располагал достаточными силами, чтобы быстро ее ликвидировать.
Важную роль в последующем усилении империи сыграла деятельность вдовствующей императрицы Сяо и императора Шэн-цзуна (982-1031). Но прежде всего, предполагалось восстановление военной мощи и доминирующего положения империи. В 986 г. войска Сун
вторглись в южные и западные владения Ляо. В итоге масштабных военных столкновений кидани нанесли сунским армиям несколько поражений. Удачные военные акции против Сун были осуществлены в 987-988 гг. И хотя в дальнейшем военные действия велись
с переменным успехом, регулярные «карательные походы» киданей (999, 1001, 1002, 1003, 1004 гг.) вынудили сунское правительство пойти на переговоры и заключить Шаньюаньский мирный договор (1004 г.). Ляо и Сун обязались прекратить войну, восстановить
дружественные отношения. Беспокойными оставались только монгольские «территории к северу от пустыни». Проживавшие здесь многочисленные племенные группы и объединения (дадань, мэнгу, диле, юй-цзюэ, угу, шивэй, цзубу и др.) не отличались покорностью,
часто восставали и производили нападения на киданьские владения. Карательные походы киданей «так и не смогли обуздать противников». Поэтому при Шэн-цзуне было решено создать в Монголии укрепленную линию. С этой целью в Монголию были переселены
китайцы, бохайцы, чжурчжэни, возможно, уйгуры для возведения городов, крепостей и обслуживания военных гарнизонов и киданьской администрации.
Одним из важных элементов киданьской обороны стал так называемый северный «вал Чингисхана» протяженностью более 700 км и расположенный на территории северо-восточной Монголии, Забайкалья и КНР. Южнее вала на расстоянии дневного перехода
располагалась цепочка укрепленных киданьских городищ (некоторые из них были вписаны в вал). Строительство оборонительной линии и городов заняло несколько десятилетий. В бассейне Керулена (в современном Хэнтэйском аймаке) были построены два больших
города - Зуун-хэрэм и Баруун-хэрэм, а также укрепленное каменными стенами городище Углугчийн-хэрэм (южный склон г. Дайчин, сомон Батширээт, Хэнтэй).
Но наиболее сложный комплекс городищ и поселений возник в Центральной Монголии в бассейне р. Толы. Он включал четыре крупных города (Харбухын-балгас, Чинтолгой-балгас, Улан-хэрэм, Хэрмэн-дэнж), каменную крепость Эмгэ-тийн-хэрэм,
более мелкие городки и усадьбы с небольшими валами, такие как Цагаан узурийн хэрэм, Цогтын гэрийн буйр, Найдак уулын дур-бэлжин, Дэрсэн хэрэм, Ондгойн дурвэлжин, Та-лын хэрэм, Цагаан дэнжийн балгас и др..
Самым западным из больших городов был Харбухын-балгас. Город площадью около 500 000 кв. м имел защитный вал и 30 башен. В 26 км к востоку от Харбухын-балгаса располагалось крупнейшее киданьское городище
на р. Толе - Чинтолгой-балгас (сомона Дашинчи-лэн Булганского аймака).
Название городищу дано от одноименной горы Чинтолгой, которая находится примерно в 800 м к северу от городища. Чинтолгой-балгас представляет собой почти правильный прямоугольник со сторонами 1256 х х 655 м, вытянутый в направлении С-Ю и ориентированный
по сторонам света. Городище окружено двумя валами и рвом между ними. Валы сооружены характерным для китайского градостроительства методом ханту. Высота основного вала 3-5 м, ширина - до 35 м у основания и 3-4 м вверху, внешний вал имеет высоту
до 0,5 м. Внутренний вал имел 4 угловые и 31 фронтальную башню, 5 ворот с Г-образными захабами (двое ворот с западной и восточной сторон, одни ворота на южном валу). С западной, юго-западной и северозападной сторон городище окружали поселения и
усадьбы. С южной стороны от памятника найден комплекс гончарных печей [9. С. 26-28]. Северная (административная) часть города отделялась от южной внутренним валом с воротами. Изучение рельефа внутри городища позволило вычленить на его территории
отдельные сооружения и кварталы. Большинство подобных конструкций находится в северной части городища. Это могли быть храмы, дворцовые и административные здания. В южной части городища, где уровень дневной поверхности существенно ниже
дневной поверхности северного города, западная половина достаточно ровная, и лишь в юго-западном углу имеется несколько обвалованных участков и платформ. Напротив, восточная половина насыщена различными конструкциями, крупными прямоугольными
платформами. Поскольку на южном валу много киданьской керамики, эта часть вала, скорее всего, была сооружена позднее северного города.
С севера Чинтолгой-балгас прикрывала крепость Эмгэтийн-хэрэм, находившаяся примерно в 25 км от горы Чинтолгой и призванная первой принимать удары цзубу и других монгольских кочевников. Городище имело площадь 9,6 га, его форма в плане
была близка к квадрату (длина каменных валов, ориентированных по сторонам света, около 305-316 м) [14. С. 32].
В 23 км к востоку от Чинтолгой-балгаса располагалось городище Улан-хэрэм. Как и Чинтолгой-балкас, Улан-хэрэм имел прямоугольную форму (примерно 550 м х х 480 м) и был защищен основным валом, рвом и внешним валом.
Стены города были укреплены 4 угловыми и 19 фронтальными башнями. Ворота с Г-образными за-хабами располагались по центру западного, южного и восточного валов.
Примерно в 10 км от Улан-хэрэма на противоположном (правом) берегу р. Толы находилось еще одно большое городище киданей Хэрмэн-дэнж (комплекс включает центральное городище и несколько поселений с валами киданьского времени.
Сам город-крепость Хэрмэн-дэнж представлял собой крупный урбанизационный центр киданей, своим общим размером (если считать вместе с укрепленным посадом) мало уступающий городищу Чинтолгой-балгас. Форма основного городища - неправильная трапеция,
в которой северный и южный валы ориентированы точно в широтном направлении. Длина западного вала 534 м, восточного - 538 м, северного - 328 м, южного, сохранившегося лишь частично, - примерно 520 м. Современная высота вала, сделанного по
технологии ханту, составляет от 6 до 10 м. Снаружи имеется ров. Стены этого города имели по периметру 7 вынесенных вперед на 15-20 м угловых и фронтальных башен, позволявших контролировать всю зону вдоль стен и рва. За рвом располагался еще один вал.
Единственные внешние ворота находились на юге и имели необычную П-образную форму, заглубленную вовнутрь городища. Памятник разделен внутренним валом на северную и южную части. Между ними ворота. Северная часть имеет четкую планировку.
На ее территории выделены остатки разнообразных зданий. В южной части также зафиксированы остатки строений и платформ, но часть стен и построек была уничтожена водой. С запада к городу пристроен посад, окруженный невысоким валом (длина
северного вала 790 м, западного - З60 м, южного, сохранившегося частично, -З60-640 м. Рядом с основным городищем Хэрмэн-дэнж располагались усадьбы аристократии, дома земледельцев, ремесленные мастерские и пр. [9. С. 24-26; 12; 13].
Сложная городская и оборонительная инфраструктура киданьской империи Ляо нашла отражение в управленческой структуре созданного к северу от пустыни округа Шамофу, включавшего западное управление главного воеводы-усмирителя, управление
военного инспектора на р. Люйцзюй, управление генерал-губернатора Даоталина, различные военные отряды для усмирения племен дадань, мэнгу, диле. В целом кидани были первыми кочевниками, которые смогли на длительное время объединить
северо-восточную часть Китая и степные территории. Они вынесли оборонительную линию далеко в степь, сделав тем самым свои владения менее уязвимыми. Не менее важное назначение городов в Монголии, по всей видимости, заключалось в
символическом контроле над степью - в демонстрации непосредственного присутствия империи здесь, ее власти, администрации, армии.
Совместной российско-монгольской экспедицией (руководители Н.Н. Крадин и А. Очир) в 2004-2008 гг. проводились раскопки на городище Чинтолгой-балгас, в 2009 г. - на Эмгэтийн-хэрэме, в 2010-2012 гг. - на Хэрмэн-дэнже. Наиболее показательными
для изучения этнического состава, материальной культуры и социальных процессов на данный момент являются материалы городища Чинтолгой-балгас. В ходе раскопок, которые проводились в северной части городища, был получен уникальный материал,
отражающий повседневную жизнь большого города. Наиболее массовые археологические материалы представлены керамической посудой и черепицей. Наряду с посудой исключительно с киданьским орнаментом были представлены сосуды, орнаментальные композиции
на которых включали отдельные зоны с так называемым «уйгурским» орнаментом. Найдены также бохайские керамические изделия разных форм, китайский фарфор (Ляо и Сун), среди конструкций - бохайские каны, китайские жилые и административные здания.
При этом очевидно, что посуду, черепицу и другие предметы изготавливали не кочевники-кидани, а земледельческое население города и многочисленных окружающих поселков [15. С. 143-205; 9. С. 65-157]. Смешение культурных традиций наглядно
демонстрируют формы сосудов, их орнаментация, дополнительные элементы. Китайское влияние выражено как в принципах градостроительства (планировка, деление на северный и южный город, создание валов с помощью технологии ханту, ворота с захабами,
конструкция зданий и много другое) [10], так и в огромнейшем вещевом комплексе (черепица, фарфоровые и глазурованные сосуды, другая разнообразная посуда, монеты, зубные щетки, украшения и пр.). Особенно важным было открытие в изученных киданьских
городищах черт бохайской археологической культурной традиции: бохайские каны, ленточные ручки сосудов, так называемые «фишки» (кружки диаметром от 1 до 7 см, сделанные из стенок глиняных, глазурованных и фарфоровых сосудов, фрагментов
черепицы), игральные кубики, вырезанные из рога, и другие предметы [9. С. 160-161]. Сходная ситуация зафиксирована на Эмгэтийн-хэрэме [14] и Хэрмэн-дэнже [12]. Так, вал городища Эмгэтийн хэрэм сооружался методом ханту, но был обложен
снаружи и изнутри каменной «рубашкой», характерной для ряда бохайских городищ. Здесь очевидно сочетание китайских и бохайских строительных традиций [14. С. 32-35]. Таким образом, мы можем предположить формирование в киданьских городах Монголии
синтезной оседло-земледельческой культуры с доминирующими киданьскими канонами.
В социальном отношении наличие в кидань-ских городах Центральной Монголии разноэтничного населения должно было способствовать более тесному их взаимодействию в условиях отдаленности от митрополии и регулярных набегов северных кочевников.
Ситуация границы обычно способствует сплачиванию группы перед лицом внешней опасности. Можно допустить, что социальная интеграция номадов и земледельцев (в том числе городских ремесленников, низшего чиновничества, обслуги и т.д.) могла
происходить здесь достаточно интенсивно. Одновременно фиксируется ухудшение положения части рядовых кочев-ников-киданей, что подтверждается письменными источниками. Киданьское правительство осознавало трудности гарнизонной жизни: «Нет нынче более
тяжелой службы, чем гарнизонная жизнь на западной границе», - констатировал один из ляоских чиновников в своем докладе трону [1. Р. 557]. Действительно, северные кочевники регулярно нападали на города империи (так, в 1013 г. дадани больше месяца
держали в блокаде один из городов в бассейне р. Толы), грабили население, уводили скот. Этот вопрос, как и другие проблемы, был поднят Елюем Чжао, который обрисовал суровую картину жизни населения пограничных городов. «В северо-западных районах
во время сельскохозяйственных работ один несет патрульную службу, другой заботится об общественных землях, двое находятся в распоряжении должностных лиц. Никто из четырех мужчин не находится дома. Забота о стадах возлагается на их жен и детей.
Если их ограбить, они тотчас становятся нищими. Летом и весной им оказывают вспомоществование (зерном). .скотоводство - это основа процветания страны. Однако чиновники, чтобы предотвратить укрывательство животных, пасут их в одном месте и не
разрешают им рассеиваться в местах, где вода и трава обильна. Поэтому из-за дезертирства и смертности воины на границе постоянно заменяются другими, которые не приспособлены к местным природным условиям. Поэтому ситуация постоянно ухудшается,
а набеги месяц за месяцем продолжаются, [люди] приближаются к полному истощению.» [7. Гл. 104. С. 2а-2Ь].
Комментируя данный текст, прежде всего, важно отметить, что кочевник по происхождению Елюй Чжао прекрасно понимал, что основа скотоводства - это дисперсный образ выпаса домашних животных. Местным монгольским кочевникам (цзубу, шивэйцам,
татаням/даданям и т.д.) вряд ли было под силу взять штурмом города. Они могли вытоптать или поджечь посевы зерна, напасть на стада киданьских воинов, которые в этот момент находились вне дома. Именно поэтому чиновники заставляли киданей
собирать стада в одном месте. Возможно, большие ровные участки земли на городищах (юго-западная часть Чинтолгой-балгаса и укрепленный посад Хэрмэн-дэнжа) служили как раз для того, чтобы переждать набеги кочевников. Но при концентрации
животных возрастает нагрузка на пастбища, больше травы вытаптывается, чем съедается, что увеличивает риск эпизоотий. Ляоским чиновникам, среди которых преобладали китайцы, это было невдомек. Особенно беспокоят Елюй Чжао
условия жизни киданьских воинов. Они прибывали на границу со своими семьями,
стадами и, возможно, целыми клановыми группами. Мужчины были заняты большую часть времени воинской службой, а также привлекались к различным трудовым повинностям и сельскохозяйственной
деятельности. Хозяйство оказывалось на попечении женщин и подростков, что достаточно типично для номадов. Важное указание касается оказания вспомоществования зерном весной. Это самое тяжелое время, когда кочевники едят в основном так
называемую «белую пищу» (различные виды молочных продуктов). Судя по данным из «Ляо ши», которые собрали К. Виттфо-гель и Фэн Цзяшэн, условия существования кида-ней на этой территории оставались тяжелыми. Как подчеркивал в своей докладной
записке Сяо Ханьцзяну, «воинские повинности людей увеличивались и день за днем уменьшался их производительный труд. Номинально мы расширили территорию, но в действительности ничего от этой земли не приобрели.» [1. P. 558-559].
Таким образом, в локальных городских сообществах на периферии киданьской империи Ляо происходили специфичные общественные процессы, связанные с более интенсивным взаимодействием и взаимовлиянием киданей и земледельческих групп населения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Крадин Н.Н., Ивлиев А.Л., Васютин С.А. Киданьские города конца X - начала XI века в центральной Монголии и социальные процессы на периферии империи Ляо.
Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №2 (22). Год: 2013. Страниц: 5
Вал Чингис-Хана - государственная граница империи Айсинь Гурунь (Золотая империя). Левкин Г.Г. Опубликовано в журнале Приамурского географического общества. “Наука и природа Дальнего
Востока” № 2, 2006 г. Печатается в сокращении(в части касающейся "Вала Чингис-Хана").
Ковалев А.А. Великая тангутская стена (К интерпретации неожиданных данных радиоуглеродного датирования). Опубликовано в сборнике "Теория и практика археологических
исследования" выпуск 4, 2008 г. г.Барнаул, Издательство Алтайского государственного университета. Скачано с сайта Археология.ру (Открытая библиотека).
Киданьский город Чинтолгой-балгас. Пол редакцией Н. Н.Кралина. Восточная литература РАН, Год: 2011. Страниц: 202. Городище Чинтолгой-балгас —
уникальный памятник градостроительной культуры киданьской империи Ляо (907-1125). Город был построен как оплот империи в монгольских степях в начале X в. В книге изложены результаты раскопок международной российско-монгольской экспедиции.
Обобщен громадный фактический материал, дано описание материальной культуры киданьского города X—XI вв.
Северное пограничье империи Ляо. А.В.Харинский, Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015.
Предварительные результаты исследования вала городища Эмгэнтийн Хэрэм. H.H.Крадин, А.Л.Ивлиев, А.Очир, С.А.Васютин, J.I.Эрдэнэболд. Опубликовано в журнале "Теория и практика
археологических исследований". 2011 год.
Пограничные сооружения киданей в Забайкалье. Луньков А.В., Харинский А.В., Крадин Н.Н., Ковычев Е.В. Журнал «Известия Лаборатории древних технологий».
Издательство Иркутского государственного технического университета. 2009.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|