Чойболсан. Бывший советский аэродром.
СССР - МОНГОЛИЯ
СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР
Бывший Советский аэродром Чойбалсан
Краснознаменный Севастопольский ордена Кутузова III степени 43-й АПИБ Войсковая часть полевая почта 23300
43-й истребительный авиационный полк был сформирован 11 мая 1938 года на базе двух эскадрилий, участниц гражданской войны.
С 1968 года — 43 полк дислоцировался на аэродроме Чойбалсан в Монголии.
В течение 22 лет в голой степи, преодолевая большие трудности в быту, обустройстве аэродромной службы, построили благоустроенный гарнизон.
Одновременно вели боевую подготовку, много летали, совершенствовали свое мастерство.
В 1981 году, после визита в Чойбалсан Министра обороны СССР Маршала Советского союза Д.Ф. Устинова, в гарнизоне Чойбалсан было
начато грандиозное строительство.
43-й полк пролетал в Монголии до 1990 года. После решения о ликвидации группировки советских войск в МНР полк был выведен в пос.
Гвардейское, Крымской области и передан в состав Черноморского флота СССР. Полк получил название 43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АЭРОДРОМА ЧОЙБАЛСАН
Средства связи и РТО на аэродроме Чойбалсан располагались по схеме СП-2П.
Аэродром был оснащен основной и обратной дальней и ближней приводными радиостанциями, автоматическими радиопеленгаторами, системой РСБН-4Н, ПРМГ-4Н (а в последствии и ПРМГ-5), РСП-6МН, РСП-7.
В 1980-м году на стартовом командном пункте было установлено оборудование ВИСП-75, что позволило группе руководства полетами контролировать воздушную обстановку по выносным индикаторам от РСП и РСБН.
Основной посадочный курс - 300 градусов, обратный - 120.
Основная полоса длиной 2850 м и шириной 40 м, запасная - 2500 м, ширина 40 м, грунт.
Радиолокационный обзор воздушного пространства осуществляли две РЛС П-35 и два радиовысотомера ПРВ-13. Для обзора ближней зоны в районе РСП была установлена РЛС П-18.
Специально для офицера боевого управления при осуществлении перехватов воздушных целей на ЗКП был установлен радиовысотомер ПРВ-11.
Основной позывной аэродрома - "Кожемит".
Самолеты 43-го апиб располагались в железобетонных арочных укрытиях, на каждой из стоянок авиаэскадрилий были предусмотрены подземный летно-технический домик и помещения для подземного склада боеприпасов, соединенные с укрытиями патернами.
На каждой из стоянок было расположено по 12-ть укрытий, за исключением стоянки 2 аэ, на ней было 16-ть укрытий.
Четыре укрытия на стоянке 2 аэ были специально предназначены для самолетов дежурного звена.
Дежурное звено полка, по действовавшим в то время приказам, оснащалось зарядкой, предназначенной для атаки воздушных целей. В связи с тем, что вблизи аэродрома
Чойбалсан не имелось ни одного полка истребительной авиации или авиации ПВО, летчики 43-го апиб были вынуждены осуществлять функции ПВО в дневное время.
Первоначально на самолеты Су-17 (Су-17М) подвешивалось по две подвижные пушечные установки СППУ-23, впоследствии, после освоения полком самолетов Су-17М3, пушечные установки заменили на ракеты Р-60 (Р-60М).
Ежедневно на дежурство заступала основная пара летчиков, в гарнизоне в постоянной готовности находилась пара усиления и пара для СМУ.
В июле 1979 года полк насчитывал 42 самолета, 36-ть боевых и 6 учебно-боевых.
Самолеты несли стандартный "лесной" трехцветный камуфляж, бортовые номера были выполнены желтым цветом.
АЭРОДРОМ СЕГОДНЯ
Международный резервный аэропорт в Чойбалсане построен на базе бывшего военного аэродрома (2001 год). После окончательного вывода ограниченного советского воинского контингента из
Монголии в 1993 году взлетно-посадочная полоса военного аэродрома эксплуатировалась авиакомпанией МИАТ на внутренних рейсах.
СМОТРИ ТАКЖЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|