43 Истрибительный Авиационный полк. Советские войска в Монголии.
СССР - МОНГОЛИЯ
СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР
Краснознаменный Севастопольский ордена Кутузова III степени 43-й ИАП (АПИБ) Войсковая часть полевая почта 23300
43-й истребительный авиационный полк был сформирован 11 мая 1938 года на базе
двух эскадрилий, участниц гражданской войны. Он вошел в состав 36-й
истребительной авиадивизии ПВО Киевского военного округа. Базировался в
Василькове. В его задачу входила защита Киева от нападений с воздуха.
В составе полка было две эскадрильи, вооруженные
самолетами И-16 и И-153 («Чайка»).
В 1938 году полк участвовал в Чехословацких
событиях, в 1939 году — в событиях в МНР, в 1940 году — в боях с белофиннами.
К началу Великой Отечественной войны полком
командовал подполковник Сюсюкалов Никита Тимофеевич, героически сражавшийся в
небе Испании.
В 1941 году, до начала Отечественной войны,
вводили в строй молодых летчиков. Весь личный состав занимался учебно-боевой
подготовкой. К началу войны в полку было 4 полноценных боевых эскадрильи,
укомплектованных самолетами И-16 и И-153.
Полк сражался с первых дней войны под Киевом,
Ленинградом, в Сталинграде, на Северном Кавказе, на Украине, в Крыму,
Белоруссии, Литве, Польше, участвовал во взятии многих городов Германии. Мы
дошли до Берлина.
12 человек в полку за период войны получили
высокое звание Героев Советского Союза. В мирное время это звание присвоено
воспитанникам полка космонавту Георгию Тимофеевичу Добровольскому и
летчику-испытателю Кульчицкому Евгению Николаевичу.
Второй состав трехэскадрильного 43
истребительного авиаполка был полностью сформирован в начале 1943 года в Сибири,
в 20 запасном авиаполку, 5-й запасной бригады Сибирского военного округа.
Основой летного состава стали летчики 48-го дальневосточного полка во главе с
командиром капитаном Дорошенковым Александром Андриановичем, комиссаром майором
Гулиным Сергеем Степановичем, начальником штаба подполковником Зайцевым, который
в полку был совсем непродолжительное время. Его вскоре сменил капитан Гончаров
Петр Никитович. Штурманом полка был дальневосточник капитан Волчков Николай
Григорьевич.
Полк вошел в состав вновь сформированной 278
истребительной авиационной дивизии под командованием полковника В.Т. Лисина —
опытного летчика, воевавшего в Испании.
В январе 1943 года полк получил новые самолеты
ЯК-7 - подарок башкирских колхозников
За выдающиеся боевые успехи 43-му ИАП было
присвоено наименование «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ». На Сапун-горе на гранитных стелах
высечены номера воинских частей, отличившихся при освобождении Севастополя,
среди них и наш 43-й полк. Среди имен Героев Советского Союза, получивших это
звание за освобождение Севастополя, высечены фамилии летчиков полка Давида
Васильевича Джабидзе и Александра Дмитриевича Осадчиева.
За годы войны по данным формуляра знамени 278
Краснознаменной Сибирской Сталинской ордена Суворова II-й степени истребительной
авиадивизии, хранящегося в Музее Советской Армии на боевом счету дивизии
числится:
- боевых вылетов 18500
- проведено воздушных боев 6500
- уничтожено самолетов противника 1260
из них 43 авиаполком 480
Летчиками дивизии уничтожено боевой техники
противника:
- танков - 7
- паровозов - 4
- пароходов - 7
- повозок с грузом - 970
- орудий - 41
- автомашин – 1710
и много другой техники.
Взято в плен около 1500 солдат и офицеров
В великой Победе над фашизмом есть частица
подвигов воинов 43-го истребительного авиаполка.
24 июня 1945 года по Красной площади торжественным маршем прошли
воины-победители и среди них заместитель командира авиаэскадрильи нашего полка
Герой Советского Союза капитан Бородин Николай Васильевич.
До 1953 года полк оставался в Германии, в группе
оккупационных войск. Затем дислоцировался в Латвии на аэродроме Тукумс.
С 1968 года — на аэродроме Чойбалсан в Монголии.
В течение 22 лет в голой степи, преодолевая большие трудности в быту,
обустройстве аэродромной службы, построили благоустроенный гарнизон.
Одновременно вели боевую подготовку, много летали, совершенствовали свое
мастерство.
Полк перевооружился на Су-17М3 в 1979 году,
первый полет на новом типе состоялся 1 июля 1979 года. По моим данным полк
получил эти самолеты "с нуля" с завода в Комсомольске-на-Амуре, а не из Луцка.
До этого полк летал на Су-17 и Су-17М. Луцкий полк был временно передислоцирован
на аэродром Чойбалсан весной 1979 года, на время войны, которую вел Китай с
Вьетнамом. По окончании боевых действий полк вернулся обратно в Луцк. Кстати, по
слухам, после данного инциндента было принято решение о срочном перевооружении
43 полка на Су-17М3, а 266-го на МиГ-27.
В 1979 году 43-й АПИБ насчитывал 42 самолета, из
них 36 боевых Су-17М3 и 6 учебно-боевых. Самолеты были окрашены в стандартный
трехцветный камуфляж и несли бортовые номера желтого цвета в белой окантовке, за
исключением самолетов 3-ей эскадрильи, у которых окантовка была красного цвета.
В 1981 году, после визита в Чойбалсан Министра
обороны СССР Маршала Советского союза Д.Ф. Устинова, в гарнизоне Чойбалсан было
начато грандиозное строительство.
Это было связано с решением развернуть на
территории Монголии 44-й смешаный авиационный корпус. Штаб 44-го САК был
расположен в Чойбалсане.
Первым командиром корпуса был назначен генерал-майор Г.Щитов.
Специально для него был выделен самолет Су-17М3 с
бортовым номером 77 (красный), ибо командир корпуса очень любил символическое
число 77 (жил в 77 квартире, номер служ. автомашины 77-77 ак).
43-й полк пролетал в Монголии до 1990 года. После
решения о ликвидации группировки советских войск в МНР полк был выведен в пос.
Гвардейское, Крымской области и передан в состав Черноморского флота СССР. Полк
получил название 43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк.
После развала СССР и начавшегося массового
сокращения армии 43-й ОМШАП был вынужден передать часть своей боевой техники
формировавшимся тогда ВВС Республики Украина. Полк был сокращен до отдельной
эскадрильи и стал называться 43-я ОМШАЭ.
В 2000 году, после долгих препирательств между
политиками и военными России и Украины наконец началось перевооружение
эскадрильи на более совершенную технику, ибо самолеты Су-17М3, стоявшие на
вооружении 43 ОМШАЭ уже полностью выработали свой ресурс.
В эскадрилью поступили самолеты Су-24 и Су-24МР.
Состоят они на вооружении 43-го ОМШАП и в
настоящее время (отдельная эскадрилья была снова переформирована в авиационный
полк) и представляют сейчас большую часть ударной авиации Черноморского флота
России.
С 1 июля 2009 года полк прекращает свое
существование... В связи с реформированием Вооруженных Сил создается авиабаза,
организационно объединяются полк и обеспечивающая база, возможно для стороннего
наблюдателя ничего и не изменится, но самое главное - не будет наименования
43-й... Авиабаза имеет четырехцифренное наименование.
Герои Советского союза, проходившие службу в
43-м ИАП, 43-м АПИБ
Герой Советского Союза генерал-лейтенант Меркулов
Владимир Иванович 40 лет служил в авиации, 35 из них летал. Все свои силы он
отдавал служению Родине, занимая ряд ответственных должностей. Остался таким же
скромным и отзывчивым. Окончил Военную академию.
Герой Советского Союза генерал-майор Осадчиев Александр Дмитриевич окончил
военно-авиационную академию и академию Генерального штаба. Трудился в армии
более 40 лет, из них с 1971 года преподавателем военной академии Генерального
штаба, воспитывал военные кадры. Все послевоенные годы поддерживал связь с
однополчанами и при необходимости приходил им на помощь.
Герой Советского Союза полковник Лебедев Семен Андрианович окончил
Военно-воздушную академию. Трудился научным сотрудником в той же академии. Много
лет изучал материалы архивов полка, написал обширный труд, чтобы ничто не было
забыто и никто не был забыт. Ушел из жизни весной 1999 года.
Герой Советского Союза полковник Маковский Спартак Иосифович воевал не щадя
своего здоровья и даже жизни. Медициной признан инвалидом. Уйдя в отставку, не
порвал связь с авиацией, стал работать начальником аэроклуба в городе
Свердловске, обучал молодежь и воспитывал их. Переехав в родной город Запорожье,
часто бывал у тружеников электроаппаратного завода, интересовался их успехами,
вникал в их заботы. Но самым ценным для них было — слушать рассказы Героя о его
боевых делах, о подвигах в небе. Ушел из жизни человек необыкновенной храбрости
и добрый чуткий товарищ.
Герой Советского Союза капитан Бородин Николай Васильевич дожил до Дня Победы.
Непредвиденный трагический случай отнял у него жизнь, в марте 1946 года он погиб
в автомобильной катастрофе.
Герой Советского Союза полковник Костиков Федор Михайлович после войны окончил
военно-воздушную академию. Посла ухода в отставку работал инженером в одном
московском научно-исследовательском института. К сожалению, уже нет среди нас
этого мужественного трудолюбивого человека.
Герой Советского Союза капитан Джабидзе Давид Васильевич сражался с первого и до
последнего дня войны, будучи тяжелобольным (жил с одним легким). После
демобилизации учился. И как в период войны скрывал свое тяжелое состояние
здоровья, наравне со всеми ездил на сельхозработы. Стал профессором, доктором
исторических наук Тбилисского университета. К сожалению, судьба отпустила
слишком мало лет этому необыкновенному человеку. Он скончался в декабре 1982
года.
Герой Советского Союза подполковник Конукоев Назир Титуевич был командиром
эскадрильи 43-го полка. После ухода в запас жил и трудился у себя на родине в
городе Нальчике. Назир Титуевич ушел из жизни в октябре 1975 года.
Герой Советского Союза майор Бенделиани Чичико Кайсарович погиб в воздушном бою
20 июля 1944 года. Его именем названа улица в городе Тбилиси.
Герой Советского Союза подполковник Кобылецкий Иван Иванович жил и трудился в
города Киеве. Иван Иванович ушел из жизни в июле 1986 года.
Герой Советского Союза полковник Шишкин Василий Иванович жил и трудился в г.
Киеве. В Далматове Курганской области, где родился В.И. Шишкин, его именем
названа улица. В ноябре 1992 года он ушел из жизни.
Кульчицкий Николай Евгеньевич родился в 1929 году в деревне Нахабино
Красногорского района Московской области. Окончил Борисоглебскую школу летчиков
в 1951 году. Служил в 43 истребительном авиаполку. Окончил школу
летчиков-испытателей и работал по этой специальности. Заслуженный
летчик-испытатель СССР. Награжден орденом Ленина и «Знак Почета».
За большие заслуги в проведении испытаний новой авиационной техники ему
присвоено звание Героя Советского союза.
28 января 1982 года погиб в испытательном полете.
В 1963 году в отряд космонавтов был зачислен заместитель командира 43-го
авиаполка по политчасти Георгий Тимофеевич Добровольский. 6 июня 1971
года стартовал космический корабль «Союз-11», командиром которого был Г.Т.
Добровольский. Работа экипажа в космосе продолжалась почти 24 суток. После успешного
выполнения программы Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков и В.К. Пацаев возвращались
на землю.
Они погибли из-за разгерметизации кабины на спуске. Им было присвоено звание
Героев Советского Союза. Приказом Министра обороны СССР Герой Советского Союза
подполковник Г.Т. Добровольский навечно зачислен в списки 43-го авиационного
полка.
СМОТРИ ТАКЖЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
|