Дэлгирийн Чойрын хийд.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
ДУНДГОВЬ АЙМАГ
Буддийский монастырь Дэлгирийн Чойрын хийд
Буддийский монастырь Дэлгирийн Чойрын хийд (N46°08.7024' E106°09.1032') расположен в нескольких километрах
северо-восточнее Горного массива Бага Газырын Чулуу вблизи сомона Дэлгэрцогт Средне-Гобийского аймака Монголии.
26-28 июля в местечке Дэлгэрийн Чойр Средне-Гобийского аймака монастырь Дэлгэрийн Чойр и Академия наук Монголии провели международную научную конференцию посвящённую 150-летию со дня рождения великого просветителя Шагдарын Дамдина или Зава
Дамдин Лувсандаяна.
Во время этих торжеств состоялось и открытие величественного храмового комплекса Чойр. Приветствие участникам конференции направили Председатель Великого Государственного хурала М.Энхболд, Президиум Академии наук, учёные и буддистские
деятели из России, Китая, Индии, Великобритании, США, Швейцарии и других стран.
Монастырь был возрожден в 1990 году на месте старого монастыря. Руины старого монастыря все еще видны. Больше всего остатков - это фундаменты небольших домов монахов (размерами 2х3 метров, 2х4 метра) из кирпича и глины. Большая часть остатков этих
зданий находится в юго-западной части участка, но есть остатки в середине южной части и на юго-востоке участка (4 или 5 жилых кварталы для монахов - первоначально). Некоторые из этих зданий осталсь практически нетронутыми, в то время как другие
повреждены, но стены остались, и снова некоторые имеют только частичные останки или, как на северо-западе и северо-востоке области, только фундаменты видны. Эти здания располагались рядами друг за другом. Остатки старых храмовых зданий можно
обнаружить только по выделяющимся на земле, или помечены камнями фундаментах. Храмовые постройки были расположены в средней части монастыря. Там были следующие храмы: Tsogchin (главный актовый зал), Jüd (тантрический монастырской школе),
Zurkhai Дацан (астрологический монастырской школе), Манзшир (храм Манджушри), Манал (медицинская монастырские школы), хор (философское учение), Janchüw Tegchenlin храм, Myangan Бурхан (храм тысячи Будд), "Ламрим"
(храм постепенный путь), и Düinkhor (Тантрический монастырские школы). Некоторые храмы имели отдельные пристройки для объектов поклонения (Гонхан). Борльшинство храмов до настоящего времени не сохранилось. По классическим канонам
перед входом в главные ворота монастыря располагался защитный щит Ям-пай, отгоняющий злых духов (в настоящее время нет даже остатков). Перед монастырем было 3 флагштока. Сегодня есть два таких, но, вероятно, не оригинальные. На север
от монастыря, на холме, было 8 буддийских ступ (сурбаганов). На этом участке была построена новая ступа с небольшой часовней перед ней. На вершине холма к северу стояла Овоо. На месте старого храма Манжушри был построен новый храм, посвященный
Манжушри (Манжушир). На примерном месте старого главного актового зала (Цогчин) сейчас стоит огромный юртовый храм под названием: Бадралгу Цаган Герельт Аге. На участке разбросан обломки и мусор от старых зданий, как камни, кирпичи и терракотовые
орнаменты. В 2006 году к северо-востоку от храма Манзшир было построено летнее здание Лаврана. Здание храма было построено в 1990-х годах на остатках храма Манзшир, но позже рухнуло. В 2007 году здесь был построен третий новый храм.
Зава Дамдин Ренбучи без малого 10 лет трудился над восстановлением древнего монастыря. Перед храмовым комплексом получившим название «Соёмбот орон» Зава Дамдин разместил оригинальную скульптуру одного из основателей современного монгольского
государства Д.Сухэ-Батора. Памятник деятелю монгольской Народной революции Дамдину Сухэ-Батору, ранее находился на постаменте в центре одноименной площади Улан-Батора. Его автор - Сономын Чоймбол, возглавлял группу скульпторов, в которую помимо
него вошли также Н. Жамба, А. Даваацэрэн и Д. Дамдин. Монумент был установили к Наадаму, 8 июня 1946 года, в 25-ю годовщину Народной революции. В 2010—2011 годах при проведении реконструкция центральной площади, памятник, изначально
сделанный из искусственного гранита, а также стела с цитатой из его речи и барельефы по двум сторонам постамента были заменены на бронзовые, а окружающие памятник снежные львы были вырезаны из природного камня. Старая статуя и фигуры львов
должны были быть переданы в национальный музей, однако спустя некоторое время памятник были брошены как мусор на территории одной из компаний в районе Баянзүрх. Увидев эту картину монах Зава Дамдин Ренбучи выпросил эти исторические
реликвии для своего монастыря. И теперь памятник Д.Сухэ-Батору возвышается перед центральным храмом монастыря, а каменные львы установленные на постаментах, охраняют его.
БИБЛИОГРАФИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|